Слайд 1Схема физической реабилитации инвалидов с нарушением интеллекта (нарушением речи)
Выполнил: Неведров
Максим Анатольевич
Слайд 2Физической реабилитацией и абилитацией лиц с ОВЗ занимается адаптивная физическая
культура
Адаптивная физическая культура (сокр. АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера,
направленных на реабилитацию и адаптацию к нормальной социальной среде инвалидов, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
Наиболее эффективна физическая реабилитация на ранних этапах развития человека
Слайд 3
Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность)
составляют 75 - 80%
от общего числа умственно-отсталых детей. Их уровень интеллектуального развития составляет
50 -
70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах,
находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются трудоустраиваются. Для детей с легкой степенью нарушения интеллекта АФК имеет наибольшую эффективность.
Слайд 5
Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями.
1. Стойкое нарушение познавательной
деятельности
2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний,
освоение двигательных действий требует больше времени.
3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны: фонетическая, лексическая, грамматическая.
4. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения.
5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения.
6. Существенно страдают Волевые и регуляторные процессы.
7. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций.
Слайд 6Характеристика двигательных нарушений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта:
нарушение
двигательно-координационных способностей – точности движений в пространстве;
Координации движений;
Ритма движений;
Дифференцировки мышечных
усилий;
Пространственной ориентировки;
Точности движений во времени;
Равновесия;
Отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств – силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%;быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%.
Слайд 7
Коррекционно-развивающее направление АФК имеет широкий диапазон решений педагогических задач, которые
условно можно объединить в следующие группы:
-коррекция основных движений в ходьбе,
беге, плавании, метании, прыжках, передвижении на лыжах, упражнениях с предметами и др.;
-коррекция и развитие физической подготовленности;
-коррекция и развитие координационных способностей;
-коррекция и профилактика соматических нарушений;
-профилактика, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей;
-развитие познавательной деятельности;
-формирование личности ребенка.
Слайд 8Большой спектр приобретенных навыков решает больший спектр проблем.
Слайд 9Формы и методы занятий:
1.Формы занятий в реабилитации умственно
отсталых детей имеют свою специфику. Наиболее эффективными будут индивидуальная и
индивидуально-групповая формы в связи с особенностями контингента и степени обучаемости.
2. Метод отражает способ взаимодействия педагога и ученика, где полем деятельности являются знания, способности ученика, его эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает одновременно объектом и субъектом педагогической деятельности. Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд общих методов, совокупность которых характеризует любой физкультурной деятельности. К ним относятся:
метод формирования занятий;
метод обучения двигательной деятельности;
метод развития физических способностей;
метод воспитания личности;
метод организации взаимодействия педагога и занимающегося;
метод регулирования психического состояния детей.
Слайд 10Воспитание и обучение детей с интеллектуальной недостаточностью при всем многообразии
подходов, обусловленных своеобразием их физической и психической сферы, имеет ряд
общих методов, совокупность которых характеризует любой физкультурной деятельности
Слайд 11Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия
учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1)
создавать максимальный запас простых движений с их постепенным
усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому.
В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Слайд 12Наиболее эффективными для детей с нарушениями интеллекта являются Театрализованные формы
занятий (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с передвижением,
воспроизведением положительных образов, совместной деятельностью, которые могут стать опорой для подражания, источником двигательной, психомоторной, социальной активности
Слайд 14Целенаправленная эмоциональная игровая нагрузка оказывает стимулирующее воздействие на организм умственно
отсталого ребенка и больше, чем другие средства, соответствует удовлетворению естественной
потребности в движении.
Подвижная игра не только противодействует гипокинезии, но и способствует восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех функций организма, развитию физических способностей.
Слайд 16В подвижных играх используются знакомые и доступные виды естественных движений:
ходьба, бег, лазанье, перелезание, прыжки, упражнения с мячом, в них
нет сложной техники и тактики, а правила всегда можно изменить соответственно физическим и интеллектуальным возможностям ребенка. Желание играть – главный стимул, побуждающий ребенка к игровой деятельности. Замечено, что во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется
неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
Слайд 17Таким образом, при подготовке к проведению подвижных игр педагог должен
учитывать следующие моменты:
− содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая
нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей;
− подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений;
− содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия: коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом;
− в процессе игры необходимо стимулировать познавательную деятельность, активизировать психические процессы, творчество и фантазию ребенка.
Слайд 19Таким образом, АФК является неотъемлемой частью комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации лиц
с нарушениями интеллекта.
С учетом психических и физических особенностей, наиболее
эффективно методы и приёмы АФК применяются для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Одним из наиболее действенных методов физического воздействия являются игровые методы, где во время игровых действий дети выполняют физические упражнения в зависимости от цели занятий.