Слайд 1Тема:
“Коллектив как объект и субъект воспитания. Функции и структура
учебно-воспитательного коллектива. Роль толерантности в учебно-воспитательном коллективе.”
Подготовила: Запольских Светлана
Группа:ТЭ-ЭИБ-21
Слайд 2Содержание:
-Коллектив как объект и субъект воспитания
-Функции и структура учебно-воспитательного коллектива.
-Роль толерантности в учебно-воспитательном коллективе.
Слайд 3Коллектив как объект и субъект воспитания
Коллектив – объединение людей на
основе существования между ними связующих отношений.
Главными признаками коллектива являются:
1)
наличие прочных и действенных деловых отношений;
2) наличие зависимостей между членами коллектива.
Слайд 4
Выделяют три стадии в развитии коллектива:
1) первая стадия характеризуется наличием
сплачивающего средства – требования педагога к учащимся;
2) вторая стадия характеризуется
развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;
3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.
Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.
Слайд 5В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация
и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое
значение.
В общешкольный коллектив входят:
1) первичные коллективы (классы);
2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности);
3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет);
4) неформальные коллективы (неформальный лидер).
Таким образом, детский коллектив можно охарактеризовать как субъект (средство воспитания), объект деятельности педагога, цель его деятельности.
Слайд 6Функции и структура учебно-воспитательного коллектива.
Общешкольный коллектив должен иметь не
более 400-500 учащихся. Кроме того, он не оказывает непосредственного влияния
на каждую личность в отдельности. Это осуществляется только через первичный коллектив, т.е. такой, в котором воспитанники находятся в постоянном деловом и межличностном взаимодействии. При организации коллективной жизнедеятельности школьников необходимо стремиться к сочетанию различных форм первичных коллективов, одни из которых могут быть постоянными, а другие - временными. По характеру деятельности все многообразие первичных коллективов можно разделить на три группы: организованные на основе разнообразной, в том числе учебной, деятельности (классы, отряды и т.п.); организованные на основе какого-то одного вида деятельности (кружки, секции, клубы и т.п.); организованные на основе игровой и других видов деятельности по месту жительства. По возрастному составу первичные коллективы могут быть одновозрастными и разновозрастными. Принципиально важно, чтобы сочетание первичных коллективов было таким, чтобы позволяло наилучшим образом решать не только практические, но и на этой основе воспитательные задачи, стоящие перед педагогической системой.воспитательная работа с активом может складываться из следующих видов педагогической работы: разъяснения прав, обязанностей и задач коллектива посредством инструктирования; оказания повседневной практической помощи в разработке стратегий коллективной деятельности; организации обмена опытом работы ("летучки", совещания); контроля за исполнением поручений и привлечения внимания актива к качеству выполненной работы.
Слайд 7Функции воспитательного коллектива:
1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности
всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;
2) организаторская – коллектив
становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;
3) нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.
Слайд 8Роль толерантности в учебно-воспитательном коллективе.
Толерантность представляется нам одной из важнейших
ценностей человека, поскольку реализуется и интегрируется во всех направлениях гражданского
воспитания:
– в сфере нравственного воспитания толерантность предстаёт как милосердие, моральный выбор между добром и злом, должным и недопустимым;
– в патриотическом воспитании толерантность понимается как чувство личной ответственности за Отечество, любовь к России, своему народу, своей малой родине, через осознание своей гражданской, национальной идентичности;
– экологическое воспитание обращается к толерантности как ответственному отношению к природе, окружающей среде, своему краю, стране, планете;
– с точки зрения правового воспитания толерантность воспринимается как уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
– эстетическое воспитание рассматривает толерантность как ценностное отношение к прекрасному, признание гармоничного существования разного в едином;
– в трудовом воспитании толерантность – залог эффективного сотрудничества, бесконфликтного взаимодействия;
– с позиций интернационального воспитания толерантность видится как условие межнационального общения, проявление чувств единства, равенства и дружбы, объединяющих национальности России.
Слайд 9Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям,
поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и
т.д.
Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Немаловажную роль в формировании толерантных отношений может играть жизнь классного коллектива, организованная в русле толерантности. То, как складываются отношения ребёнка в классе, во многом определяет его личностное развитие и социальную адаптацию. Формирование толерантных отношений в классном коллективе может осуществляться через систему классных мероприятий, правильное распределение ролей и обязанностей в классе и, конечно же, через такие формы проведения классных часов, которые целенаправленно будут вести учащихся к развитию запланированных качеств личности. Этими формами логичнее всего выбирать формы игры и тренинга, поскольку они позволяют изначально правильно задать настрой на неформальное общение, в котором только и возможно формировать личностные качества и установки. Формат же урочного занятия для классного часа не даёт такой свободы проявления внутреннего мира ребёнка.
Слайд 10Формы и методы воспитания толерантности:
Формы:
-Классные часы
-Беседы
-Дискуссии
-Игровые тренинги
-Коммуникативные тренинги
-Праздники
-Игровые и
конкурсные тренинги
-Викторины
-Познавательные игры
Метод:
-Беседа
-Дискуссия
-Пример
-Поощрение
-Создание социальных проб
-Убеждение( самоубеждение)
-Метод соревнования
-Поручения
-Метод саморегулирования
Слайд 11Функции толерантности:
-воспитательная
-обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и опыта человечества
в целом
-является совершенным образцом организации жизнедеятельности в социуме
-обеспечивает успешную социализацию
-развивает
нравственное понимание , сопереживание, умение лояльно оценивать поступки другим