Слайд 1 Школа России
Литературное чтение
3 класс
Слайд 3Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Слайд 4Бродский И. И. Зимний пейзаж с домиком и собакой. 1910-е
Слайд 6Васнецов А. М. Зимний сон (Зима). 1908-1914
Слайд 8Бакшеев В. Н. Зимний пейзаж. 1909
Слайд 9У каждого человека на земле есть своё отношение к зиме.
Очень много художников, писателей и поэтов пишут произведения о зиме.
Вот и сегодня мы познакомимся с
произведением русского поэта о зиме.
Слайд 12-Понравилось вам стихотворение.
- Какое настроение в природе отразил автор?
- Какая
картина предстала перед вами?
Чтение стихотворения стр.76-77.
Слайд 13 Правила выразительного чтения:
1. Читать надо медленно, вдумываясь в
значение слов.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу.
3.
Чётко и ясно проговаривать слова.
3. Постараться передать настроение автора и свои чувства.
Слайд 15Одело точно пеленою – точно белым туманом.
Санишки – старые сани.
Покоен – находится в
состоянии покоя.
Пелена - сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со
всех сторон.
Стужа - сильный холод, мороз.
Изба - деревянный крестьянский дом.
Крестьянин - сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
Слайд 201 четверостишие:
- Прочтите самостоятельно.
- Найдите слова, которые описывают снег.
-Скажите, какими
словами автор описывает действие снега?
-Как вы думаете, когда автор применяет
слова «кружится, тихо падает, ложится» какое состояние природы в тот момент?
2 четверостишие:
- Прочтите самостоятельно.
Какое слово вам было непонятным?
- Как вы понимаете смысл слов « точно пеленою всё его одело»?
Слайд 213 четверостишие:
- Прочтите самостоятельно.
-- Какой лес предстал перед поэтом?
–
Почему он его называет «тёмный»?
- Чем принакрылся лес в стихотворении?
О
какой «шапке» идёт речь?
4 четверостишие:
Прочтите самостоятельно.
О каких особенностях зимнего времени года говорится в этом отрывке?
-С помощью каких слов автор передаёт свои чувства?
-Как описывает снег и лес?
-Найдите в тексте эпитеты.
-А для чего нужны эпитеты?
-А есть ли в тексте другие образные средства языка?
Слайд 22Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело...
Тёмный лес, что шапкой
Принакрылся чудной…
Сравнения:
Метафора и
олицетворение:
Лес заснул непробудно,
морозы пришли...
Не надули б снега
Вьюги и
метели.
Слайд 24 Работа по картинке
Рассмотрите
имеющуюся в книге картинку к тексту.
Расскажите, что мы видим на
картинке.
- Выделите из текста слова, относящиеся к этой картинке.
Слайд 25Выразительное чтение стихотворения
а) язык стихотворения:
ш, ж, х, ж – лёгкое
шуршание снега;
ле, беле, пеле, оле, ело – мягкость ковра;
зцы, ст
– скрип снега на морозе;
б) спокойное чтение, в конце чуть громче.
Слайд 26Подбери строки из стихотворения к
иллюстрациям.
Слайд 32 Памятка для анализа стихотворения
1. Как
ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал
стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
3. В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
4. Какие строчки показались тебе наиболее образными?
5. Какие рифмы показались самыми необычными?
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Слайд 33-Как вы думаете, зима это центральный образ или второстепенный?
-На
сколько логических частей можно поделить это стихотворение?
-На каком основании?
Зима
– центральный образ. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй зимы и человека. Для природы зима время года, к которому она готовится. Человек тоже ждёт зиму, утепляет жилище, укрывая его снаружи, чтобы спастись от злого и сердитого мороза.
Слайд 34- Представь себе, что тебе нужно нарисовать картину к этому
тексту.
-Какие краски ты используешь? Почему?
Слайд 35Представь себя художником
иллюстратором и нарисуй обложку
к книге И.З.
Сурикова «Зима».
Подойдёт ли такая обложка?
Проанализируй её.
Слайд 38-С каким стихотворением познакомились?
-Чем понравилось?
Слайд 39Я
у з н а л
у д и в и л
с я
з а д у м а л с я
п
о в т о р и л
н а у ч и л с я
з а п о м н и л