Слайд 1СИСТЕМА И ФУНКЦИИ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Слайд 2План лекции
1. Правовые основания судебно-экспертной деятельности
2. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства
юстиции РФ
3. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства здравоохранения РФ
4. Система и
функции экспертно-криминалистической службы Министерства внутренних дел РФ
5. Система и функции судебно-экспертных учреждений Министерства обороны РФ, Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
6. Негосударственные судебно-экспертные учреждения
Слайд 31. Правовые основания
судебно-экспертной деятельности
Слайд 4Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется государственными СЭУ, которые являются специализированными учреждениями
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, созданными
для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей посредством организации и производства судебной экспертизы.
Эти учреждения проводят судебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным для них соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Организация и производство судебной экспертизы могут осуществляться также экспертными подразделениями, созданными федеральными органами исполнительной власти или органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 ФЗ ГСЭД).
Слайд 5Принципы судебно-экспертной деятельности (ст. 4 ФЗ ГСЭД):
законность;
соблюдения прав и свобод человека
и гражданина, прав юридического лица;
независимости эксперта;
объективность, всесторонность и
полнота исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.
Слайд 6Принципы формирования системы государственных СЭУ России:
ведомственная принадлежность, (в отличие от,
например, Белоруссии, Казахстана и др., где созданы и функционируют единые
экспертные центры);
региональность, т. е. приближение их к местным правоприменительным органам, позволяющая все более расширять эту систему;
соблюдение единого научно-методического подхода при выполнении экспертиз независимо от их ведомственной принадлежности.
Слайд 72. Система и функции судебно-экспертных учреждений Минюста России
Слайд 8Функции РФЦСЭ
проводит первичные экспертизы для судебно-следственных органов Москвы, Московской области,
а также выполняет экспертизы для Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Рязанской,
Тамбовской, Тульской, Ярославской областей, если в их территориальных ЛСЭ отсутствуют соответствующие специалисты;
выполняет наиболее сложные и повторные экспертизы по заданию любого следственного органа или суда РФ.
Всего в центре проводится 22 рода судебных экспертиз по 53 экспертным специальностям.
Слайд 9Функции РФЦСЭ
(продолжение)
подготовка и повышение квалификации экспертных кадров, организация стажировок
специалистов СЭУ, рецензирование заключений, аттестация экспертных кадров;
методическое обеспечение судебно-экспертной деятельности,
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
оценочная деятельность;
проводит экспертные исследования по поручениям судебных приставов-исполнителей, а также обращениям граждан и юридических лиц, выполняет по договорам с юридическими и физическими лицами платные несудебные экспертизы;
осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью региональных СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских разработок, автоматизированных систем и программных комплексов для решения экспертных задач, изучает результативность их использования в экспертной практике.
Слайд 103. Система судебно-экспертных учреждений Минздрава России (СМЭ)
Слайд 11Функции судебно-медицинских экспертных учреждений
экспертиза трупов в случаях насильственной смерти;
судебно-медицинское исследование
трупов при подозрении на применение насилия или других обстоятельствах, обусловливающих
необходимость исследования трупа в судебно-медицинском порядке;
экспертиза потерпевших, подозреваемых, обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское освидетельствование граждан для определения характера и тяжести телесных повреждений, возраста и разрешения иных вопросов, требующих познаний в области судебной медицины;
экспертиза вещественных доказательств;
экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел.
Слайд 12Структурные подразделения бюро СМЭ
Отдел СМЭ потерпевших, обвиняемых и других лиц
Районные,
межрайонные и городские отделения на базе больниц вне городов, где
расположены бюро
Судебно-медицинский отдел и цитологическая лаборатория
Отдел СМЭ трупов (танатологической экспертизы)
с гистологическим отделением
Слайд 13Основные направления деятельности Российского центра СМЭ
разработка наиболее актуальных вопросов судебной
медицины и судебной химии (токсикологии);
организация, координация и планирование научно-исследовательских работ
в Российской Федерации, внедрение научных результатов в судебно-медицинскую практику;
подготовка высококвалифицированных научных кадров, участие в подготовке кадров судебно-медицинских экспертов и в их последипломном образовании;
производство наиболее сложных, повторных, комиссионных и комплексных судебно-медицинских экспертиз, а также некоторых контрольных и дополнительных исследований.
Слайд 14Система судебно-экспертных учреждений Минздрава России (СПЭ)
амбулаторные
стационарные
Слайд 15Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии» Минздрава России
организация и
проведение судебно-психиатрических экспертиз, в том числе наиболее сложных повторных и
комплексных;
научная (научно-исследовательская), научно-техническая деятельность и экспериментальные разработки;
медицинская деятельность в части оказания населению специализированной медицинской помощи;
осуществление функции по передаче и принятию лиц, страдающих психическими расстройствами для применения принудительных мер медицинского характера»;
образовательная деятельность по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, программам ординатуры, программам интернатуры и дополнительным профессиональным программам в соответствии;
иное.
Слайд 164. Система и функции экспертно-криминалистической службы МВД РФ
Слайд 17Система экспертно-криминалистической службы МВД РФ
ЭКП на транспорте
МВД России
ОВД субъектов федерации
Районные
(городские) ОВД
ГУВДТ
Слайд 18Функции экспертно-криминалистической службы МВД РФ
выполнение судебных экспертиз по уголовным делам
и делам об административных правонарушениях, подследственных органам внутренних дел (дактилоскопические,
трасологические, почерковедческие, технические исследования документов, автороведческие, лингвистические, фоноскопические, видеотехнические, баллистические, портретные, холодного оружия, веществ, материалов и изделий, биологические, пищевых продуктов, почвенно-ботанических объектов, автотехнические, пожарно-технические и взрывотехнические и др.)
участие в качестве специалистов в проведении следственных действий, и прежде всего в осмотрах мест происшествий;
ведение криминалистических учетов, экспертно-криминалистических картотек и коллекции;
оказание практической и методической помощи следственным, оперативным подразделениям, органам дознания в использовании криминалистических средств и методов;
профилактическая деятельность.
Слайд 19Основные задачи ЭКЦ МВД России
организационно-методическое руководство ЭКП, совершенствование правового
регулирования деятельности ЭКП органов внутренних дел;
использование сотрудниками Центра специальных
знаний в деятельности ОВД по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений;
организация, проведение и координация прикладных научных исследований;
выполнение экспертиз и исследований для СК при МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России; повторных, наиболее сложных, экспертиз и исследования;
участие сотрудников Центра в качестве специалистов в следственных действиях и ОРМ, проводимых подразделениями МВД России;
осуществляет сертификационные испытания на соответствие криминалистическим требованиям ручного огнестрельного, холодного, в том числе метательного, оружия, боеприпасов, а также экспертную оценку бланков ценных бумаг;
ведет федеральные экспертно-криминалистические картотеки и коллекции: пуль, гильз и патронов, изъятых с мест нераскрытых преступлений; пуль, гильз, поступающих по результатам контрольных отстрелов оружия; образцов ручного огнестрельного, холодного, в том числе метательного, оружия; поддельных бумажных и металлических денег; поддельных документов, выполненных с использованием средств полиграфии; бланков ценных бумаг; образцов боеприпасов.
Слайд 205. Система судебно-экспертных учреждений Министерства обороны РФ
Слайд 21Функции судебно-экспертных учреждений Министерства обороны РФ
Выполнение судебно-медицинских экспертиз, а также
некоторых криминалистических экспертиз (баллистические, трасологические, почерковедческие, технико-криминалистического исследования документов, экспертизы
уничтоженных маркировочных обозначений) для органов военной юстиции.
Слайд 22Основные задачи Центра судебно-медицинской и криминалистической экспертизы Минобороны России
производство повторных
и наиболее сложных судебно-медицинских и иных экспертиз для органов военной
юстиции;
участие в проведении судебно-следственных действий по предложению органов военной юстиции;
оказание консультативной помощи органам военной юстиции, военно-врачебным комиссиям;
методическое руководство и контроль за работой судебно-медицинских лабораторий по вопросам экспертизы;
участие в подготовке и совершенствовании экспертных кадров;
научная разработка проблем всех видов судебно-медицинской экспертизы, выполняемой для органов военной юстиции.
Слайд 234. Система судебно-экспертных подразделений ФСКН
Слайд 24Функции экспертно-криминалистической службы ФСКН России
производство экспертиз и исследований;
участие
сотрудников службы в качестве специалистов в мероприятиях по обнаружению и
изъятию наркотических средств и ведение розыскных и криминалистических учетов по направлению деятельности службы.
ЭКУ Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России осуществляет также:
организационно-методическое руководство региональными подразделениями,
ведение централизованных учетов.
Слайд 25Система судебно-экспертных подразделений федеральной противопожарной службы (ФПС) МЧС России
Слайд 26Функции Экспертного центра
ФПС МЧС России
организационно-методическое руководство экспертными подразделениями ФПС
МЧС России;
информационное обеспечение экспертных подразделений государственного пожарного надзора МЧС России;
научные
исследования в области экспертизы пожаров, разработку и внедрение новой техники, методов и методик;
апробацию образцов новой техники, приборов и оборудования, разработанных другими организациями и ведомствами, обеспечение внедрения лучших образцов в практику экспертизы пожаров;
обработку и анализ информации о результатах исследования пожаров и экспертной деятельности испытательных пожарных лабораторий (ИПЛ) государственного пожарного надзора МЧС России;
контроль качества работы экспертов;
обучение и аттестацию экспертов и инженеров ИПЛ.
функции регионального экспертного центра по Северо-Западному федеральному округу РФ.
Слайд 276. Негосударственные судебно-экспертные учреждения
Слайд 29В ФЗ ГСЭД о существовании негосударственных СЭУ умалчивается, хотя возможность
функционирования этих учреждений подразумевается в процессуальном законодательстве, где законодатель говорит
об экспертном учреждении вообще, но не о государственном экспертном учреждении (ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 77 КАС РФ, ст. 195 УПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ). Таким образом, законодатель не требует, чтобы экспертные учреждения были обязательно государственными.
П.1 Постановления Пленума ВАС РФ № 23 , экспертиза может проводиться как в государственном судебно-экспертном учреждении, так и в негосударственной экспертной организации, либо к экспертизе могут привлекаться лица, обладающие специальными знаниями, но не являющиеся работниками экспертного учреждения (организации).
Слайд 30В п.2 Постановления Пленума ВС РФ № 28 от 21
декабря 2010 г. дается определение негосударственных судебно-экспертных учреждений, под которыми
следует понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Слайд 31Основные цели НП «Палата судебных экспертов»
содействие членам Палаты в осуществлении
профессиональной деятельности в области судебной экспертизы, направленное на развитие и
совершенствование судебной экспертной деятельности в Российской Федерации;
содействие формированию и развитию цивилизованного рынка в сфере негосударственной судебной экспертизы;
представление и защита прав и законных интересов членов Палаты при осуществлении ими профессиональной деятельности в их отношениях с государственными органами и организациями;
содействие совершенствованию системы подготовки, повышения квалификации, консультационного и информационного обеспечения членов Палаты, специалистов по различным видам судебных экспертиз в соответствии с перечнем родов (видов) экспертиз, выполняемых в судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации.
Слайд 32
Виды деятельности Палаты:
развитие судебной экспертизы и содействие созданию единого экспертного
пространства в этой сфере, обеспечивающего доступность и возможность свободного выбора
исполнителя данного вида услуг на всей территории Российской Федерации при сокращении сроков проведения судебной экспертизы;
содействие увеличению номенклатуры родов (видов) судебных экспертиз путем разработки и внедрения новых прогрессивных родов (видов) судебной экспертизы;
разработка и внедрение системы профессиональных правил, стандартов, норм профессиональной этики, а также иных форм саморегулирования профессиональной деятельности своих членов, направленных на повышение их профессионального уровня, престижа и конкурентоспособности;
участие в организации подготовки, переподготовки и сертификации профессиональных кадров для судебной экспертной деятельности;
создание инфраструктуры, обеспечивающей выполнение членами Партнерства на высоком профессиональном уровне судебной экспертной деятельности на основе организации методической поддержки, централизованного ведения баз данных по ценовой и технической информации, разработки, издания и реализации профессиональной периодической специализированной литературы, разработки и реализации программных продуктов;
Слайд 33организация и проведение научных исследований по проблемам судебной экспертной деятельности;
организация
и проведение издательской и полиграфической деятельности, выпуск и распространение печатной
продукции и других средств (в том числе электронных) массовой информации по вопросам деятельности Партнерства или в связи с поддержкой тех или иных проектов, как на коммерческой, так и на благотворительной основе;
проведение выставок, семинаров, конференций и других массовых мероприятий по основным направлениям деятельности;
изучение, обобщение и распространение передового отечественного и зарубежного опыта в области судебной экспертизы, содействие организации научно-исследовательских работ по данной тематике;
содействие развитию международного сотрудничества в сфере судебной экспертизы, установление деловых связей с национальными и зарубежными профессиональными объединениями в этой сфере, участие в организации и проведении национальных и международных конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров, презентаций, специализированных выставок и иных мероприятий, направленных на развитие и совершенствование судебной экспертизы.