Слайд 1СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
Слайд 2Государственная власть
Понятие
Признаки
Принципы
Слайд 3Находясь в рамках одной парадигмы,
трудно себе представить какую-либо
другую парадигму.
А. Смит
Слайд 4ЧТО ТАКОЕ ВЛАСТЬ….
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ: ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ….
СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ…
Слайд 5Власть определяется как:
способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо;
оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с
помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
политическое господство над людьми;
система государственных органов;
лица, органы, облеченные соответствующими государственными, административными полномочиями.
Слайд 6В науке можно вычленить несколько подходов к определению власти:
бихевиористский, в
соответствии с которым власть определяется как особый тип поведения субъектов
(людей или групп), основанный на возможности изменения их поведения другими субъектами;
теологический, согласно данному подходу власть – это достижение определенных целей, связанных с мифами о власти;
инструменталистский, трактующий власть как возможность использования определенных средств, в частности насилия;
структуралистский, представляющее власть как особого рода отношения между управляющим и управляемым.
Функционалистский подход исходит из положения о том, что власть - это способность мобилизировать ресурсы общества для достижения целей, признаваемых обществом.
Слайд 71. Государственная власть — это не просто необходимая реальность, но
и ценность, естественно-историческое достижение человеческого сообщества.
Слайд 8 2. Государственная власть обладает верховенством, она призвана обеспечить единое
политико-правовое пространство на территории государства, единое экономическое пространство с одинаковой
возможностью для всех граждан экономической активности, предпринимательства, единой государственной денежной системой; единое информационное пространство, общедоступный язык;
Слайд 9 3. Государственная власть обладает легитимным правом на применение мер
принуждения. От эксцессов нарушения законов и правопорядка не застраховано ни
одно общество. Поэтому государство через свои органы и должностные лица вправе использовать юридические и силовые средства для обеспечения действенности прав и обязанностей участников общественных отношений.
Слайд 10 4. Государственная власть с одной стороны представляет собой
сложную информационно-коммуникативную систему. В условиях построения информационного общества формируется новый
вид власти — информационный. Движение в направлении информационного общества требуют изменения принципов организации и функционирования органов государственной власти.
Слайд 11Признаки государственной власти:
официальный характер, регламентируемый Конституцией (как правило) и
законами;
структурированность аппарата власти, т.е. наличие специально созданных и взаимодействующих
институтов власти;
общеобязательный характер ее решений;
наличие права на легитимное принуждение и использование силы;
обладание рядом исключительных прав, например, законного изъятия части доходов граждан и организаций посредством налогообложения.
Слайд 12СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 13Государственное управление – это целенаправленное организующе-регулирующее воздействие государства (через систему
его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и
деятельность людей.
Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных, судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.
Слайд 14СИСТЕМА ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В РФ
Слайд 15Понятие органа государственной власти складывается из совокупности определенных признаков, а
именно:
создается и действует от имени государства: Российской Федерации или субъекта
Федерации;
действует на основе законов и других нормативных правовых актов;
выполняет свойственные только ему задачи и функции;
обладает собственной компетенцией;
характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;
наделен властными полномочиями, то есть его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.
Слайд 16Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных звеньев, иерархически
соподчиненных друг с другом.
Слайд 17
Виды органов
по принципу федерализма
По принципу разделения властей
По срокам полномочий
В зависимости
от правовой основы образования
По уровню деятельности
По характеру компетенции
По виду государственной
деятельности
По форме принятия решений
Слайд 18Конституционные принципы деятельности органов государственной власти
Слайд 19приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7
Конституции РФ);
народовластие (ст. 3 Конституции РФ);
федерализм (ст. 5 Конституции
РФ);
разделение властей (ст. 10, 1 1 Конституции РФ);
законность (ст. 15 Конституции РФ),
деидеологизация (ст. 13 Конституции РФ);
светскость (ст. 14 Конституции РФ).
Слайд 20К числу других принципов организации и деятельности органов российского государства
относятся:
специализация выполнения видов государственной деятельности на основе «разделения труда» путем
наделения каждого органа определенной компетенцией;
территориальная организация властных структур;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти;
обеспечение исполнения полномочий государственных органов институтом государственной службы;
употребление в официальном делопроизводстве государственного языка.
Слайд 21Характеризуя каждый из институтов власти, необходимо осмыслить их конституционно установленные:
-
Статус (лат. Status - положение), т.е. общественно-значимое место, роль в
обществе, юридически оформленное и определяющее в установляющем правовом акте компетенцию, функции и полномочия данного института власти (должностного лица);
-Компетенцию (лат. Competentia-принадлежность по праву, соразмерность) - круг вопросов, предметов ведения, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) имеет право и способен решать, совокупность юридически установленных функций и полномочий;
- Функции (лат. Functio - отправление, деятельность), т.е. виды наполненной конкретным содержанием деятельности, которые данный институт власти (орган, должностное лицо) призван осуществить в рамках своей компетенции (содержательная деятельность в процессе, во времени и пространстве);
- Полномочия (имею право и могу), т.е. совокупность прав и обязанностей, реализуемых в рамках установленной компетенции, при осуществлении заданных функций; мера должного поведения, «радиус» возможных действий.
Слайд 22Упрощенные представления
об управлении изменениями с позиции повышения социальной ориентированности
и эффективности может привести к диаметрально противоположному результату.
Слайд 23Проблемы государства нельзя решить только организационными методами
«…объединения организационных структур, назначение
одного ответственного лица не решают проблем интеграции. Чуда не будет.
В определенный момент приходит осознание того, что должна быть выполнена реальная работа по проектированию (engineering work) для того, чтобы интегрировать все эти вещи вместе»
Дж.Захман
Слайд 24Федеральные органы государственной власти России
Слайд 25Президент РФ (осуществляет власть главы государства),
Федеральное Собрание РФ (Совет
Федерации и Государственная Дума — законодательная власть),
Правительство РФ (высший орган исполнительной
власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы,
Федеральные суды (судебная власть),
Органы особой компетенции.
Слайд 26Президент Российской Федерации
В соответствии с Конституцией РСФСР 1978 года, после
внесения в нее 24 мая 1991 года соответствующих изменений, Президент
РСФСР провозглашался высшим должностным лицом и главой исполнительной власти.
Согласно же ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 года, Президент Российской Федерации является главой государства.
Слайд 27 Современная российская модель института президентства закреплена в конституционных
положениях, содержащихся:
в главе 1 «Основы конституционного строя» (ст. 11),
в
главе 4, полностью посвященной Президенту,
в главе 5 «Федеральное Собрание»,
в главе 6 «Правительство Российской Федерации» ,
в главе 7 «Судебная власть», где содержатся отдельные нормы, касающиеся института президентства.
Слайд 28
Статья 80 –
формула российского президентства
В части 2 закрепляется, что
Президент является гарантом Конституции, отводится главе государства особую роль и
в деле защиты прав и свобод человека и гражданина, что Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Слайд 29
Статья 80 –
формула российского президентства
В части 2
закрепляется, что
Президент является гарантом Конституции,
отводится главе государства особая роль и
в деле защиты прав и свобод человека и гражданина,
Говорится о том, что Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
отводится роль своего рода арбитра, обеспечивающего согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Слайд 30Статья 80 –
формула российского президентства
Часть 3 предоставляет Президенту право
определять основные направления внутренней и внешней политики государства.
Часть 4 говорит
о том, что Президент как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Слайд 31
Федеральное Собрание РФ
Верхняя палата — Совет Федерации — постоянно действующий орган, в
состав которого входят по два представителя от каждого субъекта РФ.
Срок полномочий членов Совета Федерации соответствует сроку полномочий назначившего его органа государственной власти субъекта РФ, порядок формирования регламентирует Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».
Слайд 32
назначение выборов Президента РФ и его отрешение от должности;
утверждение
границ между субъектами Федерации;
назначение на должность и освобождение от
должности Генерального прокурора РФ (по представлению Президента РФ),
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
назначение на должность судей Высших судов РФ (по представлению Президента РФ);
утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного и военного положений на территории страны или отдельных ее частях.
Слайд 33
Федеральное Собрание РФ
Нижняя палата — Государственная Дума, состоит из 450
депутатов,
избирается сроком на пять лет;
первое заседание проводится на
тридцатый день после избрания или ранее по инициативе Президента РФ.
Порядок выборов депутатов устанавливается Федеральным законом от 20 декабря 2002 г.
№ 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и избирательным законодательством РФ.
Слайд 34одобрение предложенной Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ;
решение вопроса о доверии Правительству РФ;
выдвижение обвинения против Президента
РФ для отрешения его от должности;
назначение на должность и освобождение от нее Председателя ЦБ РФ, председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека.
Слайд 35
Высшим исполнительным органом государственной власти является Правительство РФ — коллегиальный орган,
возглавляющий единую систему исполнительной власти России.
Правовые основы деятельности Правительства
РФ — Конституция, Федеральный Конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
В состав Правительства РФ входят назначаемые Президентом РФ Председатель Правительства РФ (с согласия Госдумы), его заместители и федеральные министры (по предложению Председателя Правительства РФ)
Слайд 36:
разработку, представление в Государственную Думу и исполнение федерального бюджета;
организацию
процесса реализации внутренней и внешней политики РФ;
регулирование социально-экономической сферы;
осуществление управления федеральной собственностью;
координацию и контроль деятельности органов системы исполнительной власти;
формирование и реализацию целевых программ.
Слайд 37Правительство РФ имеет специальные полномочия в каждой сфере жизнедеятельности общества;
издает правовые акты (постановления, распоряжения), обязательные для исполнения на территории
страны, которые могут быть отменены Президентом РФ в случае противоречия Конституции и действующему законодательству.
Форма деятельности — заседания, проводятся не реже одного раза в месяц.
Правительство РФ информирует граждан о вопросах, рассмотренных на заседаниях, о принятых решениях через СМИ.
Слайд 38Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти.
В
соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г.
№ 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» система федеральных органов исполнительной власти стала трехзвенной, включает федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Слайд 39
федеральные министерства выполняют функции по разработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию деятельности в конкретной сфере жизнедеятельности общества;
федеральные агентства осуществляют
в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции;
федеральная служба осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Слайд 40Структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от
12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы структуры федеральных органов
исполнительной власти» и представлена тремя блоками органов.
В который было внесено 20 изменений и дополнений (первый раз уже 30 мая 2008 г. А последние изменения были внесены 24.05.11)
В соответствии с первой редакции указа у председателя правительства было 7 заместителей, в соответствии с последней - 9
Слайд 41I блок — органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент
РФ (так называемые политические органы):
Министерство внутренних дел Российской Федерации
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Слайд 42
Министерство обороны Российской Федерации
Министерство юстиции Российской Федерации
Государственная фельдъегерская служба Российской
Федерации
Служба внешней разведки Российской Федерации
Федеральная служба безопасности Российской Федерации
Федеральная
служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков
Федеральная служба охраны Российской Федерации
Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
Слайд 43II блок — федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет
Правительство РФ;
III блок — федеральные агентства и федеральные службы, руководство деятельностью
которых осуществляет Правительство РФ.
Слайд 44
Федеральная антимонопольная служба
Федеральная таможенная служба
Федеральная служба по тарифам
Федеральная служба по
финансовому мониторингу
Федеральная служба по финансовым рынкам
Федеральное космическое агентство
Федеральное агентство
по обустройству государственной границы Российской Федерации
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральное агентство лесного хозяйства
Федеральная служба по интеллектуальной собственности
(введено Указом Президента РФ от 24.05.2011 N 673)
Слайд 45Система федеральных судов включает:
Конституционный Суд РФ;
Верховный Суд РФ,
верховные суды субъектов РФ,
районные суды, военные и специализированные суды,
составляющие системы федеральных судов общей юрисдикции;
Высший Арбитражный Суд РФ,
федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.
Слайд 46Правовые основы организации и функционирования судебной системы составляют:
Конституция РФ,
Федеральные
Конституционные законы от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О
судебной системе Российской Федерации»,
от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»,
от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»,
Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ
«О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»,
Закон РФ от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»
Слайд 47Органы особой компетенции
Прокуратура РФ (ФЗ закон от 17 января 1992
г. № 2202-1
«О прокуратуре Российской Федерации»),
Центральная избирательная комиссия
РФ (избирательное законодательство),
Счетная палата РФ (ФЗ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»),
ЦБ РФ (ФЗ закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»),
Уполномоченный по правам человека РФ (ФКЗ от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).
Слайд 48
Подведение итогов
Вопросы…
Обмен мнениями…
Суждения…
Благодарю
за внимание!