Слайд 1«Система раннего выявления агрессии и жестокого поведения детей и подростков.
Работа с данной категорией детей.»
Подготовила:
Педагог-психолог
Арбузова А.А.
МБОУ Лукояновская СОШ №1
29
декабря 2014 г
Слайд 2Цель: Повысить уровень психолого-педагогической компетентности коллектива ОУ путем стимулирования внутренней
активности педагогов и их деятельного участия в профилактической работе с
агрессивными детьми и подростками.
Задачи:
Постановка психолого-педагогических задач в профилактической работе с детской и подростковой агрессивностью.
Методическая помощь педагогам в профилактической работе по данной проблеме.
Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Слайд 3АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ АГРЕССИИ
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ
ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНости
Результат агрессии
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОСТИ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ФОРМЫ И
МЕТОДЫ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
Слайд 4
«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти
применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и
жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли…»
Немецкий социолог, философ Эрих Фромм
Слайд 5Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не
только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества
в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растёт.
Это вызвано суммацией целого ряда неблагоприятных факторов:
ухудшением социальных условий жизни части детей;
кризисом воспитания в ряде семей;
невниманием школы к психическому состоянию детей;
увеличением доли патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждений головного мозга ребёнка;
социокультурными факторами, как средства массовой информации, кино, которые регулярно пропагандируют культ насилия.
Слайд 27Как рождается агрессивность
«Агрессия возникает как механизм преодоления препятствий,
возникающих на жизненном пути».
«Способы конструктивного разрешения проблемных ситуаций
сами по себе слишком сложны, усваиваются в ходе становления личности».
Ребенок раннего возраста не знаком с ними. А вот агрессия, простейшее средство достижения цели, ему знакома и доступна. Часто, увидев, что этот способ эффективен, ребенок понимает, что незачем учиться договариваться, если можно укусить, отнять, ударить…Вот когда агрессивность начинает закрепляться в качестве черты характера.
Из «Азбуки детской психологии»
Слайд 28Агрессор - тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется,
портит вещи и т. д.
Жертва - человек, которому умышленно
наносит вред агрессор.
Агрессивное поведение - это взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому (жертве).
Агрессия – это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу; явно злонамеренное поведение, предполагающее действия, посредством которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве.
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии.
Слайд 29Основные виды агрессии
Физическая – прямое применение силы для нанесения
морального и физического ущерба противнику.
Вербальная – выражена в словесной
форме: угрозы, оскорбления.
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса.
Прямая – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение.
Косвенная - обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение и раздражение, но более удобные для проявления агрессии.
Усмешка – это агрессия?
Слайд 30Исследование агрессивности у подростков (2013-2014 уч.год)
Слайд 311. Органические:
– минимальная мозговая дисфункция;
– травмы и инфекционные поражения головного
мозга и т.д.
2. Наследственные:
– психопатоподобное, аффективно-возбудимое поведение родителей или родственников;
–
наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др.
3. Социально-бытовые:
а) Неблагоприятные условия воспитания в семье:
– агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях;
– непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения;
Причины возникновения детской агрессивности
Слайд 32Причины возникновения детской агрессивности
– неоправданно жесткий родительский контроль;
– насилие в
семье;
– конфликты между родителями;
– неприятие ребенка (безразличие, нетерпимость к факту
существования ребенка).
б) Неблагоприятная обстановка в школе:
– конфликты с одноклассниками;
– педагогически некомпетентное поведение педагогов;
– чрезмерно высокая учебная нагрузка.
4. Ситуативные:
– ответная агрессивность на присутствие новых взрослых или сверстников;
– чувствительность к оценке, осуждению, порицанию;
– введение ограничений в поведение ребенка;
– переутомление;
– новизна, увеличивающая тревогу.
Слайд 33Особенности проявления детской агрессивности
Дети, склонные к проявлению физической агрессии .
Это активные, целеустремлённые ребята, их отличает решительность, склонность к риску.
Они обладают хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, в то же время любят демонстрировать свою силу и власть, проявлять садистские наклонности.
Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии. Этих ребят отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны. Малейшие неприятности выбивают таких детей из колеи, они не скрывают свои чувства и выражают их в агрессивных вербальных формах.
Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий. Эти ребята плохо переносят замечания в свой адрес, поэтому критикующие их вызывают у них чувство раздражения, обиды и подозрительности.
Дети, склонные к проявлению негативизма. Ребят этой группы отличает повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера: эгоизм, самодовольство. Всё, что задевает их, вызывает чувство протеста.
Слайд 34Факторы влияющие на формирование агрессии
Влияние семьи;
Влияние сверстников;
Влияние телевидения;
Влияние интернета.
Слайд 35Результат агрессии
Агрессия приносит живому и неживому только вред.
Она
может разрушить как один предмет, так и город, страну, весь
мир.
Для людей это состояние напряжения, страха, подавленности, унижения, что разрушает не только отношения, но и физическое здоровье.
Невыраженный гнев также может стать одной из причин язвы желудка, мигрени, заболеваний сердца (гипертонии, ревматического артрита), кожи (псориаза, крапивницы) и др.
Слайд 36Профилактика и коррекция детской агрессивности
Требования, предъявляемые детям, должны быть разумны,
а на их выполнении надо настаивать, ясно давая детям понять,
чего от них ждут.
Чем больше будет агрессии со стороны взрослого, тем больше враждебности зародится в душе ребенка. Не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам — родителям, педагогам ребенок отыграется на кошке или побьет младшего.
Очень активным и склонным к агрессии детям следует создать условия, позволяющие им удовлетворить потребность в движении, а также заняться интересующим их делом. Например, можно предложить им занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях или в постановке спектаклей, организовывать для них разные игры, длительные прогулки или походы.
Слайд 37Ребенок должен уметь сказать «нет», не поддаваться на провокации окружающих,
с юмором относиться к неудачам и знать, что в свои
проблемы иногда правильнее посвятить взрослых, чем разбираться с ними самостоятельно .
Только личным примером, развивая у ребенка сочувствие, сопереживание, стремление помогать тем, кто слабее, противостоять волне агрессии, захлестывающей детей с экранов телевизоров, мониторов компьютеров и страниц популярных газет и журналов.
Слайд 38По коррекции агрессивности и агрессивного поведения необходимо вести специальную терпеливую
и систематическую работу в четырех направлениях:
работать с гневом - обучать ребенка общепринятым
и неопасным для окружающих способам выражения своего гнева;
обучать самоконтролю - вырабатывать у ребенка навыки владения собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
работать с чувствами - учить осознавать собственные эмоции и эмоции других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию, доверию окружающим;
прививать конструктивные навыки общения - обучать адекватным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из конфликта.
Слайд 39Направления коррекционной работы с агрессивными детьми
1. Если агрессия является осознанным,
контролируемым актом со стороны ребёнка, то для взрослого важно не
поддаться на эту манипуляцию, при этом можно достаточно жёстко пресечь агрессивные действия.
2. Если агрессия является выражением гнева, возможно применение разнообразных стратегий воздействия:
Обучение детей контролю над своими эмоциями. Нужно учить ребёнка выплёскивать внутреннее напряжения через активные действия, занятие спортом, подвижные игры.
Развитие у ребёнка умение снижать уровень эмоционального напряжения через физическую релаксацию (прослушивание спокойной музыки, медленные танцы, дыхательные упражнения и т.п.).
Обучение умению предъявлять свои чувства через их проговаривание и приглашение к сотрудничеству.
Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям.
Слайд 40Рекомендации для педагогов
1.Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания
на поступках, а не на личности.
3. Контроль над собственными негативными
эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка.
6. Сохранение положительной репутации ребёнка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
8. Использовать поощрение.
9. Обучать приемлемым способам выражения гнева, умению владеть собой.
Слайд 41Рекомендации для педагогов
10. Использовать метод неприятных последствий (что будет,
если ты и дальше будешь так агрессивен).
11. Вместо конкуренции развивать
навыки сотрудничества, готовность идти друг другу навстречу, умение просить помощи и помогать другим, быть терпимым к недостаткам других, считаться с интересами других.
12. Обучать сдерживанию агрессии, самоконтролю, снятию мышечного напряжения.
13. Выявлять конфликтогены (слова, поступки, жесты, интонации), которые пробуждают агрессию у ребёнка, тренировать изменения его поведения в трудных ситуациях.
14. Обучать ненасильственному разрешению конфликтов.
Главные условия – искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Слайд 42Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За
то, что ты – сын,
За то, что – малыш,
За то,
что растешь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
В. Берестов
Слайд 43Удачи Вам и душевного благополучия !