Разделы презентаций


Системно – деятельностный подход как основа ФГОС начального и основного общего образования

Содержание

Нормативные документы ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Системно – деятельностный подход как основа Федерального государственного образовательного стандарта

начального и основного общего образования
Ушакова О.Б.
методист МБОУ ДПО (ПК)


«Центр развития образования
г. о. Самара»
2013 г.



2011г.

Системно – деятельностный подход как основа  Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования Ушакова

Слайд 2Нормативные документы
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6

октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г.

№15785)
ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)
ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мя 2012г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г. № 24480)

Нормативные документы ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России

Слайд 3
П Р И К

А З
« 26 » ноября 2010

г.Москва № 1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

П Р И К А З    « 26

Слайд 4
П Р И К

А З
« 22 » сентября 2011

г.Москва № 2357 Регистрационный № 22540 от 12 декабря 2011 г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

П Р И К А З    « 22

Слайд 5
П Р И К

А З
«…. »декабря 2012 г.Москва №

…… Регистрационный № …... от … февраля 2013 г.
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 г. № 373»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

П Р И К А З    «…. »декабря

Слайд 6Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Личностным, включающим
готовность

и способность
обучающихся к саморазвитию,
сформированность
мотивации к обучению

и познанию,
ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетенции,
личностные качества,
сформированность основ гражданской идентичности.

Личностным,включающим
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
- сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
- системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,
социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

НОО

ООО

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО Личностным, включающимготовность и способность  обучающихся к саморазвитию,сформированность

Слайд 7Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Метапредметным, включающим
освоенные

обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),

обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться,
и межпредметными понятиями.

Метапредметным, включающим
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.

НОО

НОО

НОО

ООО

Требования к результатам освоения ООП НОО И ОООМетапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и

Слайд 8Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Предметным, включающим
-

освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической

для данной предметной области деятельности по получению нового знания,
его преобразованию и применению,
а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметным, включающим
-освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

НОО

ООО

Требования к результатам освоения ООП НОО И ОООПредметным, включающим -  освоенный обучающимися в ходе изучения учебного

Слайд 9 Методологическое сопровождение ФГОС
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина

России
(Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)




Методологическое сопровождение ФГОСКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков

Слайд 10Методологическое сопровождение ФГОС
Фундаментальное ядро содержания общего образования
(под

редакцией В.В.Козлова, А. М. Кондакова)


Методологическое сопровождение ФГОСФундаментальное ядро содержания общего образования   (под редакцией В.В.Козлова, А. М. Кондакова)

Слайд 11 Системно- деятельностный подход к развивающему образованию – основа ФГОС

НОО и ООО
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985

г.
Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки - Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и целым рядом исследователей.
Деятельностный подход разрабатывали-
Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и многие другие исследователи.
Системно - деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он стал основой для разработки новых стандартов.
Системно- деятельностный подход к развивающему образованию –  основа ФГОС НОО и ОООПонятие системно-деятельностного подхода было

Слайд 12Другие подходы к развивающему обучению и инновациям в современной школе
Компетентностный

подход
Проблемно ориентированное развивающее образование
Личностно ориентированное развивающее образование
Смысловая педагогика вариативного развивающего

образования
Контекстный подход
(«Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.)
Другие подходы к развивающему обучению и инновациям в современной школеКомпетентностный подходПроблемно ориентированное развивающее образованиеЛичностно ориентированное развивающее образованиеСмысловая

Слайд 13Системный подход 
Рассмотрение объекта как целостного множества

элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть

рассмотрение объекта как системы.
Системный подход     Рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между

Слайд 14Деятельностный подход
Деятельностный подход исходит

из положения о том, что психологические способности человека есть результат

преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.
Деятельностный подход      Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности

Слайд 15Культурно-исторический системно - деятельностный подход
Подход основывается на теоретических положениях концепции

Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса

обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.
Культурно-исторический системно - деятельностный подходПодход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные

Слайд 16Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина

Л.С Выгодский сделал вывод о том, что обучение

ведет за собой развитие. Обучение, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий.
В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие учащихся, лежит организация учебных действий. Генезис знаний определяется формированием действия и его применения для решения задач. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания - это способ действия.
Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина    Л.С Выгодский сделал вывод о

Слайд 17Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
В концепции

Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова было обосновано положение, согласно которому

содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия).

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.ГальперинаВ концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова было обосновано

Слайд 18Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Согласно теории

планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий
(П.Я

Гальперин и Н.Ф.Талызина)предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.
Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.ГальперинаСогласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий

Слайд 19Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Шесть этапов

интериоризации действия
1 этап создания мотивационной основы действия
2 этап становление

схемы ориентировочной основы действия (алгоритм)
3 этап формирование действия в материальной (материализованной) форме
4 этап происходит преобразование действия из материальной формы во внешнеречевой
5 этап действие во внешней речи, «про себя»
6 этап действие в скрытой речи в форме собственно умственного действия
Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.ГальперинаШесть этапов интериоризации действия1 этап создания мотивационной основы действия

Слайд 20Культурно-исторический системно - деятельностный подход
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие

учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.


Культурно-исторический системно - деятельностный подходТаким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в

Слайд 21 Деятельность
Деятельность - специфически человеческая

форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное

изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.
(психологический словарь)

Деятельность     Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание

Слайд 22Структура деятельности (1 вариант визуального представления)

Деятельность
Мотивы
Цели
Способы и приемы (действия)
Близкие, дальние,
личные, общественные
Близкие,
дальние,
личные,
общественные
Внешние,

предметные
Внутренние, умственные
интериоризация
экстериоризация
операции
1
2
3,4

Структура деятельности (1 вариант визуального представления)ДеятельностьМотивыЦелиСпособы и приемы (действия)Близкие, дальние,личные, общественныеБлизкие,дальние,личные,общественныеВнешние, предметныеВнутренние, умственныеинтериоризацияэкстериоризацияоперации123,4

Слайд 23Структура деятельности ( 2 вариант визуального представления)
Потребность
Цель
Действия, операции
Мотив
Результат


Рефлексия





Структура деятельности ( 2 вариант визуального представления)Потребность Цель Действия, операцииМотив Результат Рефлексия

Слайд 24Компоненты учебной деятельности
Познавательные и учебные мотивы;
Учебная цель;
Учебная задача;
Учебные действия и

операции
(ориентировка в материале, преобразование материала, контроль и

оценка и др.)
Компоненты учебной деятельностиПознавательные и учебные мотивы;Учебная цель;Учебная задача;Учебные действия и операции  (ориентировка в материале, преобразование материала,

Слайд 25Компоненты учебной деятельности
В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной

деятельности.
Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый учеником.
Учебная

задача - разрыв в практическом действии, который может быть преодолен отыскиванием способа действия.
Решать учебно – познавательную и учебно – практическую задачу – преобразовывать, действовать с учебным материалом в определенной или неопределенной ситуации для достижения цели.

Компоненты учебной деятельности В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности.Цель — это предвидимый результат, представляемый и

Слайд 26Компоненты учебной деятельности
1) Действия в рамках предметной области.
2) Общеучебные действия.
3)

Новое понятие - Универсальные учебные действия
С помощью учебных действий решаются

учебные задачи.


Компоненты учебной деятельности1) Действия в рамках предметной области.2) Общеучебные действия.3) Новое понятие - Универсальные учебные действияС помощью

Слайд 27Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования

От

усвоения знаний, умений, навыков
К формированию «умения учиться» как компетенции, обеспечивающей

овладение новыми компетенциями.

Цель обучения

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования От усвоения знаний, умений, навыковК формированию «умения учиться»

Слайд 28Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
От "изолированного"

изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета

К включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач



Организация содержания образования

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образованияОт

Слайд 29Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
От стихийности

учебной деятельности ученика
К ее целенаправленной организации и планомерному формированию,

созданию индивидуальных образовательных траекторий


Организация учебной деятельности обучающегося

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образованияОт стихийности учебной деятельности ученика К ее целенаправленной организации

Слайд 30От индивидуальной формы усвоения знаний
Системно - деятельностный подход обусловливает

изменение общей парадигмы образования
К признанию решающей роли учебного сотрудничества в

достижении целей обучения


Форма организации обучения

От индивидуальной формы усвоения знаний Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образованияК признанию решающей роли

Слайд 31Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
"…В отечественной

психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве

цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.»
Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования

Слайд 32Реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим

показателям:
   придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
   более

гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
    возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;
  существенное повышение мотивации и интереса к учению;
обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:   придание результатам образования социально и личностно

Слайд 33 Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на

сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения,

структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки.

При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика