Разделы презентаций


СЛ. Разд.2 3

Содержание

     Формула успеха. Потребности человека.  Трансактный анализ. «Психологическая структура личности (Дитя, Родитель, Взрослый)». Жизненные сценарии. Психологические игры. Трансактный анализ. Определение индивидуальной структуры ДРВ.СЕРВИСОЛОГИЯ – 11РАЗДЕЛ ВТОРОЙКМО-2 по занятиям 6, 7,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Слайд 2 
 
 
 


Формула успеха. Потребности человека. 
Трансактный анализ. «Психологическая структура личности

(Дитя, Родитель, Взрослый)».
Жизненные сценарии. Психологические игры.
Трансактный анализ.

Определение индивидуальной структуры ДРВ.


СЕРВИСОЛОГИЯ – 11
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ


КМО-2 по занятиям 6, 7, 8, 9.

     Формула успеха. Потребности человека.  Трансактный анализ. «Психологическая структура личности (Дитя, Родитель, Взрослый)». Жизненные сценарии. Психологические игры.

Слайд 3Результаты работы с информацией по второму разделу
Примечание. Изменения в

мировоззрении и поведении в лучшую сторону (в правой части таблицы)

фиксируются в процессе подготовки к зачёту (экзамену) по каждой изучаемой теме.

6. Формула УСПЕХА . Потребности человека (затраченное время ___________мин.)

7. Трансактный анализ. Психологическая структура личности (затраченное время ________)

Самооценка по 10-балльной шкале

8. Жизненные сценарии . Психологические игры (затраченное время ________)

9. Определение индивидуальной структуры ДРВ (затраченное время ________)

10. КМО-1 по занятиям 6, 7, 8, 9.

Результаты работы с информацией по второму разделу Примечание. Изменения в мировоззрении и поведении в лучшую сторону (в

Слайд 4Время начала _____________

Тобщ = __________________________
Время

окончания __________

UЛ - приращение личностного потенциала, приращение готовности к более сложной (примитивной) деятельности: «+» — знак восходящего развития; « – » — знак деградации, саморазрушения;
х – знак логического умножения.

Задания

1. Выделите элементы формулы УСПЕХА и обозначения её символов различными цветами.
2. Сформулируйте выводы и решения по достижению УСПЕХА в учебной деятельности.
3. Согласуйте и оцените свои выводы и решения с предложенными вариантами.

Занятие № 3. «Формула успеха (приращения личностного потенциала)»

Дата ______________ Группа ______ Ф.И.О. ______________

Время начала _____________

Слайд 5f – функция; «×» – знак логического или математического умножения;

«/» – знак деления;
Отн – отношение к себе, другим людям,

к делу, природе, миру;
ППУ – положительная психологическая установка;
ОПУ – отрицательная психологическая установка;
СП – способность к восприятию и обработке информации, накоплению и реализации личностного потенциала «Могу», способность к самообучению и самовоспитанию;
СПВР , СППР – соответственно врожденные и приобретённые способности;
Акт – активность деятельности (под влиянием «Хочу» или «Надо»), энергетический компонент жизнедеятельности;
t – время поддержания оптимальной активности (связано со способностью концентрации непроизвольного внимания, интересом, состоянием здоровья, творческим вдохновением);
Акт  t – нагрузка, мощность; способность выдерживать большие нагрузки – достигается систематическими тренировками;
ПОС – положительная обратная связь: чем выше способность выдерживать нагрузки, тем лучше развиваются врожденные и приобретенные способности;
КВ – коэффициент реального использования своих возможностей (0 < КВ < 1), во многом зависит от социальной востребованости необходимых обществу качеств личности;
КДЕ – коэффициент естественной деградации (всегда меньше единицы, отражает степень утраты достигнутого (забывание усвоенной информации, утрата выработанных ранее качеств, навыков и т. д.), является функцией времени бездействия в данной деятельности);
 – сумма помех (ПВН – внутренних и ПВШ – внешних) осуществлению деятельности.
Внутренние помехи: ПАССИВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ ИНТЕРЕСА, НЕЗДОРОВЬЕ, лень, неразумность…
Внешние помехи: ОТВЛЕКАЕМОСТЬ, нерабочий настрой в классе, неблагоприятные условия труда и отдыха, CАМООГЛУШЕНИЕ (алкоголем, табаком, другими наркотиками), ЗАПРЕТЫ разрушительной деятельности и т. д.

f – функция; «×» – знак логического или математического умножения; «/» – знак деления;Отн – отношение к

Слайд 6Стремление человека к успеху является естественным желанием получить удовлетворение от

положительных результатов своей деятельности и почувствовать себя счастливым. Каждому приходится

решать множество проблем в сферах личностного развития; взаимоотношений с самим собой, другими людьми; природой; обществом; профессиональной подготовки; финансовой обеспеченности; семейных отношений; отношений с противоположным полом и др. И любой успех в любой сфере деятельности достигается на основе определенных закономерностей, которые в символической форме представлены в Формуле успеха.
Жизнедеятельность человека и его развитие всегда связаны с непрерывными изменениями личностного потенциала Uл. Изменения в лучшую сторону в формуле обозначается знаком плюс, а в худшую сторону – знаком минус. Изменения могут происходить на телесном уровне, в личностной структуре, в духовно-нравственной сфере и касаться сферы отношений, способностей, личностных и духовно-нравственных качеств. Наиболее интенсивно личностное развитие происходит до 5-7 летнего возраста. Именно в этот период создается фундамент личности на основе врожденных способностей (СПвр) и приобретенных способностей (СПпр). При желании любой человек может самосовершенствоваться в течение всей своей физической жизни и в любой сфере деятельности, вырабатывать в себе и развивать любые необходимые ему качества.
Наиболее важным условием успеха является высокая активность соответствующей деятельности и затрачиваемое время на достижение поставленных целей. В формуле это элемент (Акт  t). Целенаправленная активность (Акт) является функцией состояния здоровья (самочувствия), заинтересованности, эффективных стимулов, энергетического потенциала личности, жизненных целей, индивидуального осознанного смысла жизни, образа жизни и жизненных ценностей. Наиболее важное значения имеет уровень развития разума, адекватное мировоззрение, внутренняя устремлённость к полезной для людей активной деятельности, черты характера, обеспечивающие достижение успеха и счастья в жизни. От этих же параметров зависит и работоспособность, выражающаяся в продуктивной деятельности в течение продолжительного времени t. Организованный учебно-воспитательный процесс (УВП) помогает наиболее эффективно и динамично добиваться конкретных результатов развития тех или иных качеств личности в отведённое учебным планом время.
Стремление человека к успеху является естественным желанием получить удовлетворение от положительных результатов своей деятельности и почувствовать себя

Слайд 7 Uстаб
Q
t
Umax
Забывание информации
Усвоение информации
Точка деградации
Рис. 9. Сущность

учебного процесса и естественного коэффициента деградации

по завершению занятия

ΔQ - дефицит усвоенной информации

Источник информации

На рисунке: Т – продолжительность занятия. Uстаб – уровень усвоенных долговременных знаний.
Umax – приращение уровня усвоенных знаний на занятии.
ΔQ – дефицит усвоенной информации. Компенсируется за счёт самостоятельной работы с информационными источниками.

Т

UстабQtUmaxЗабывание информацииУсвоение информацииТочка деградацииРис. 9. Сущность учебного процесса и естественного коэффициента деградации

Слайд 8Человек наделён Природой замечательным свойством: он обладает способностью развить в

себе любое необходимое для него качество на основе врождённых способностей

(Спвр) при благоприятных социальных условиях жизни. Считается, что его физиологическое и социальное развитие происходит наиболее интенсивно до 5-7 лет за счёт высочайшей естественной любознательности и всесторонней активности. Это время семейного воспитания. По мере взросления приращение личностного потенциала замедляется, жизнедеятельность становится более целенаправленной, человек совершенствует и реализует свои потенциальные возможности, добивается успехов и признания, как правило, в ограниченных сферах жизнедеятельности. Но пока он остаётся активным, процесс совершенствования способностей продолжается до глубокой старости.
Формула успеха (деградации) в символическом виде (с. 70-71), отражает наиболее важные психолого-педагогические факторы приращения личностного потенциала (UЛ ), являющегося функцией пятнадцати переменных. Положительное приращение личностного потенциала наиболее эффективно осуществляется в условиях организованного учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование профессиональных компетенций под руководством одухотворенных педагогов.
Первый элемент формулы (Отн ) определяет направленность развития – при положительной психологической установке (ППУ) в отношении желаемого качества (явления) происходит развитие. При отрицательной психологической установке (ОПУ) развитие тормозится. К одному и тому же явлению у разных людей могут быть различные психологические установки. Например, у некурящего человека к курению ярко выраженная отрицательная психологическая установка, а у курящего – положительная, несмотря на все предупреждения о негативных последствиях, вызванных табачной зависимостью. Чтобы бросить пить и курить, необходимо сформировать у себя адекватную психологическую установку: к вредоносным факторам должна быть отрицательная психологическая установка, а к благотворным факторам – положительная. Пока у наркотизированных людей наблюдаются искажения психики, никакие наркологи не помогут, а изменить негативную психологическую установку может только сам человек по своей воле.
Второй элемент формулы (СПвр + СПпр) связан с природными задатками индивида – способностями к восприятию, обработке и использованию в жизненной практике усвоенной полезной информации. Сумма врождённых и приобретённых способностей в процессе жизнедеятельности характеризует потенциальные возможности личности (в формуле – символ «МОГУ»).
Человек наделён Природой замечательным свойством: он обладает способностью развить в себе любое необходимое для него качество на

Слайд 9Третий элемент формулы (Акт х t) является ключевым и отражает

степень интенсивности той или иной деятельности человека. Активность (Акт) связана

с энергетической характеристикой организма. Если нет энергии, человек не может эффективно действовать. Активность, умноженная на время ( t ), в течение которого поддерживается высокий уровень активности, можно назвать НАГРУЗКОЙ. Если один из сомножителей (или Акт, или время активности t, близок к нулю, то приращение личностного потенциала будет близко к нулю. Время оптимальной активности в учебно-воспитательном процессе определяется учебным планом (продолжительностью каждого занятия). Задача обучающегося – выработать в себе способность быть максимально активным в отведённое время работы с информацией. Для этого нужно обладать развитыми волевыми качествами, чтобы в случае необходимости «НАДО», преобразовывать в «ХОЧУ», т. е. с удовольствием действовать для достижения поставленной цели даже вопреки отсутствию внешнего стимула.
Четвёртый элемент формулы Успеха – коэффициент востребованости (Кв ) усвоенных знаний в жизненной практике. Он всегда меньше единицы и снижает интегральное значение достигнутого личностного потенциала. Невостребованные знания постепенно утрачиваются.
Пятый элемент формулы – коэффициент естественной деградации (КДЕ) – всегда меньше единицы и отражает степень утраты достигнутого на занятии (забывание усвоенной информации, естественная утрата выработанных ранее качеств и навыков, если они не находят применения. На слайде №69 показан зелёным цветом график забывания информации после проведённого занятия. В большинстве случаев через неделю в памяти остаётся только около 10% от того, что было воспринято и усвоено на занятии. Вот почему необходимо посещать все занятия, быть сосредоточенным, внимательным, не отвлекаться. Для надёжного запоминания требуется многократное повторение пройденного, но не путём зубрёжки, а путём активной и творческой работы с разными информационными источниками, используя современные эффективные технологии.
Рассмотренные пять элементов формулы находятся в числителе. Но наличие в формуле знаменателя снижает результативность любого занятия за счёт влияния внутренних и внешних помех (ПВН,ВШ), сопровождающих учебно-воспитательный процесс. Влияние внутренних помех определяется психологическими свойствами индивида (пассивность, плохое самочувствие, отсутствие интереса и мотивации к познавательной деятельности, слабая воля, психологическая защита, проявление инстинкта самосохранения и т. д.).
Третий элемент формулы (Акт х t) является ключевым и отражает степень интенсивности той или иной деятельности человека.

Слайд 10Таким образом, если мы хотим получить максимум пользы от времени,

потраченного на изучение материала, то нужно до минимума сократить влияние

помех ( вн,вш), возникающих в результате воздействия внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести методическое обеспечение, гигиенические условия в аудитории и состояние учебной дисциплины. Также нужно учитывать отрицательное влияние внутренних (психологических) помех. Это отношение обучающегося к изучаемому предмету, преподавателю, другим участникам образовательного процесса, уровень общей культуры, состояние здоровья, самочувствие, психологическая защита от информации, не соответствующей личностным убеждениям и установкам.
Таким образом, учебно-воспитательный процесс – это сложный процесс непрерывной перестройки внутреннего мира личности, связанного с физиологическими особенностями человека. Под влиянием усвоенной информации должна измениться физиология и психология личности. Это требует значительного времени, энергии и усилий. Инстинкт самосохранения противодействует естественным образом любым изменениям и этим самым делает образовательный процесс на начальных этапах дискомфортным.
В образовательном процессе в большинстве случаев участвуют учитель и ученик. Цель образовательного процесса – приращение личностного потенциала ученика с помощью педагога. При этом потенциал педагога должен быть на порядок выше потенциала обучаемого как в личностном, так и в профессиональном отношении, а обучающийся должен быть всесторонне готов к продуктивной работе на каждом занятии. Это идеальный вариант. На практике бывают значительные отклонения от идеального варианта. Причем, наибольшие проблемы возникают, когда приходят на занятия не упорно работать, прежде всего головой, а просто в расслабленном состоянии пообщаться и вроде бы позаниматься чем-то полезным. Немотивированное обучение малоэффективно. Это пустая трата учебного времени, да ещё, как правило, с отрицательным эффектом – в соответствии с природной закономерностью: если человек не развивается в положительном отношении, то он незаметно для себя неизбежно деградирует…
Таким образом, если мы хотим получить максимум пользы от времени, потраченного на изучение материала, то нужно до

Слайд 11Таким образом, организация и эффективное проведение учебно-воспитательного процесса требует от

его участников высокой самодисциплины, целеустремлённости, умения владеть собой, благожелательного отношения

к своим товарищам, желания с пользой использовать каждую минуту учебного времени.
Для заметок
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Таким образом, организация и эффективное проведение учебно-воспитательного процесса требует от его участников высокой самодисциплины, целеустремлённости, умения владеть

Слайд 12



Дата _____   20  г.

Группа ___________ Ф. И. О. _____________________

Время начала _____________
Время окончания __________ Тобщ = Та.з. + Тс.р. = ____________________________

Задания

Внимательно прочитайте предлагаемый текст.
Изучите содержание схем и рисунков.
С помощью цветографики сделайте анализ информации изучаемой темы.
Отметьте ключевые слова и понятия.
Запишите три вывода и три собственных решения к каждому информационному блоку.
Определите и отметьте три приоритетных вывода и три решения по изученной теме.

Занятие №4. Потребности человека Разумного

Дата   _____   20    г.

Слайд 14Истоки и классификация потребностей

Источником психической энергии всех без исключения

потребностей лежат инстинкты самосохранения, пищевой и половой, характерные для всех

живых существ на планете Земля. В свою очередь инстинкты являются проявлением (механизмом) высшей необходимости обеспечения вселенской жизни. Удовлетворение естественных (природных), нормальных и необходимых потребностей является обязательным условием жизнеспособности любого организма. Извращение этих потребностей приводит к деградации живой системы. Примером может служить американская шутка: «Все, что нам нравится, либо аморально, либо нелегально, либо портит фигуру». Пресыщенные обыватели обычно не удовлетворяются тем, что способствует жизнеутверждающим принципам, им подавай всяческие извращения, за что они и им подобные расплачиваются не только своими фигурами, но и сокращением продолжительности своей жизни. Они живут не как должно, а как им нравится, без чувства ответственности перед самими собой и будущими поколениями.
С потребностями, как и с любой энергией, нужно быть осторожными, так как они часто могут преобразовываться в привычки поведения и в разрушительные зависимости физиологического и социального характера. Неудовлетворенная потребность либо замещается аналогичной потребностью, либо откладывается на определенное время в ожидании благоприятных условий для ее удовлетворения. Пока человек живет, он все время озабочен тем, какую потребность и каким образом удовлетворить, чтобы ощущать себя психологически комфортно. И эта цепочка потребностей не имеет конца.
Одни потребности способствуют разумной деятельности людей, направленной на выживание, самосовершенствование и общее благо, другие – толкают на путь деградации и преждевременной гибели.
Поскольку вся жизнедеятельность людей сводится к выполнению определённых обязанностей в системе Природа-Общество-Человек, каждый человек связан с другими людьми многочисленными отношениями и взаимозависимостями, определяемыми удовлетворением тех или иных потребностей (см. с. 14 и 15), оказываемых в процессе сервисной деятельности.
Истоки и классификация потребностей Источником психической энергии всех без исключения потребностей лежат инстинкты самосохранения, пищевой и половой,

Слайд 15Рис. _____ Личность и сервисная деятельность

Рис. _____ Личность и сервисная деятельность

Слайд 16ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОМ:

Сфера здоровья, жизненной энергии, действий


Интеллектуальная сфера жизнедеятельности

Духовно-нравственная сфера жизнедеятельности

Сфера инстинктов, низшей психики, опасности

Социальная сфера деятельности

Продолжение рис. 14

ОБОЗНАЧЕНИЯ ЦВЕТОМ:              Сфера здоровья,

Слайд 17 Специалист по сервису выполняет роль промежуточного звена между

производителем товаров и услуг и ПОТРЕБИТЕЛЕМ, являясь профессионалом по оказанию

услуги в удовлетворении прежде всего необходимых потребностей индивида.
Чтобы понять и прочувствовать, в чем нуждается конкретный человек, чтобы организовать должным образом систему оказания необходимых индивидуальных услуг, нужно много знать и много уметь, нужно обладать высокими духовно-нравственными качествами, высокой культурой общения, нужно обладать такими свойствами, которые располагали бы к взаимной доверенности и благожелательности.
Для начала постараемся усвоить основные базовые категории, связанные с удовлетворением специфических потребностей:
«ДОМ» - пространство постоянного и временного нахождения в комфортных условиях социальных образований семейного типа.
«ДОМАШНИЙ И РАБОЧИЙ КОМФОРТ», «ОБСЛУЖИВАНИЕ», «СЕМЬЯ», «ЛИЧНОСТЬ», «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ» и т.д. с системных позиций.
«ДОМОХОЗЯЙСТВО» и «СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ СФЕРА» и т.д.
По мнению д.соц.н., профессора Мостовой Е.Б., специалисту по сервису необходимо УСВОИТЬ технологии безопасной и эффективной эксплуатации приборов и устройств, используемых в доме и в социально-бытовой сфере, а также рабочих машин, применение которых в семейном бизнесе не ухудшает показатели комфортности домашней и соседствующих сред. При этом необходимо учитывать системные характеристики растущего номенклатурного перечня, квалификационные описания, экономические, эргономические, информационные и иные социальные свойства машин и приборов индивидуального или корпоративного пользования. Нужно сформировать профессиональные навыки выбора совместимых друг с другом приборов и устройств в собственном домашнем быту, а также в сфере домашнего бизнеса с учетом различий в составе семьи и размерах команды обслуживания, в уровне семейных доходов и склонности к инвестициям.

Специалист по сервису выполняет роль промежуточного звена между производителем товаров и услуг и ПОТРЕБИТЕЛЕМ, являясь

Слайд 18Основание для классификации бытовой техники:
состав семьи, уровень семейного

дохода,
размеры экономии обслуживающего ручного труда (времени), достигаемые в

результате применения механических, электрических и прочих «домашних помощников»,
уровень совместимости приборов и устройств друг с другом и с семейными представлениями о домашнем комфорте (семейным бизнесом),
сроки их окупаемости в рамках семейного бизнеса (зависящие от продажной цены приборов и устройств, их полезных характеристик и доходности эксплуатации),
уровень нагрузки на бытовые, электрические, тепловые, канализационные и прочие сети, обеспечивающие эксплуатацию рабочих машин и устройств,
вид техники (теплотехника, хладотехника, электротехника, радиотехника и электроника, подъемно-транспортная техника и т.д.).

Специалист по сервису должен быть готовым отвечать на следующие вопросы:
Какие приборы и устройства способны обеспечить надежную защиту безопасности жилища (замки, глазки, решетки, сигнализация и т.д.).
Какие приборы и устройства надежно сохраняют чистоту, благовоние, свет, тепло, прохладу в домашнем и офисном помещении и обеспечивают экономию времени и труда при его уборке.
Какие приборы и устройства могут быть использованы в семейном бизнесе (хлебопекарном, кондитерском, ресторанном, гостиничном, физкультурном, гигиеническом, косметическом, ботаническом, садово-огородном, образовательном, воспитательном, досуговом, консультационно-информационном, медицинском и т.д.).
Какие приборы и устройства составляют основу отменяющих инноваций в домашнем хозяйстве, т. е. радикально преобразуют традиционные обслуживающие процедуры и делают их ненужными, как часто следует заменять бытовую технику.

Основание для классификации бытовой техники:  состав семьи, уровень семейного дохода,  размеры экономии обслуживающего ручного труда

Слайд 19 Каковы внешние признаки неисправности приборов, устройств, машин, в чем

заключаются правила техники безопасности при их эксплуатации и уходе за

ними; нарушение каких правил опасно для жизни и здоровья пользователя.
Какие полезные сведения может почерпнуть пользователь из руководства по эксплуатации приборов и устройств и описания их технических характеристик.
Какие установочные и ремонтные работы в помещении пользователь может выполнить самостоятельно, какова их технология; как безопасно мыть и чистить приборы и устройства.
Какие технологии обеспечивают теплоизоляцию, звукоизоляцию и т .п. в домашнем и офисном помещении.
Какие технологии позволяют эффективно взаимодействовать с организациями, обслуживающими эксплуатацию жилого фонда, коммунальных сетей.
Когда пользователь должен обратиться в коммунальные и ремонтные службы, какие работы (безплатно и за плату) должны выполнять такие службы.

Под рукой должна быть справочная информация о новейших бытовых приборах – персональных компьютерах, модемах, радиотелефонах, автоответчиках, видеотехнике и их элементах питания, а также кондиционерах и печей с открытым огнем (каминах), домашних саунах, джакузи, тренажерах, посудомоечных машинах и т.д.
Необходим раздел, связанный с эксплуатацией и хранением автомобиля, средств малой механизации и почвообрабатывающих машин на приусадебном участке, а также раздел об оборудовании и безопасной эксплуатации загородного дома (дачи) с характеристиками погребов, насосов, ветродвигателей, солнечных батарей и других источников и устройств, обеспечивающих автономию и безопасность жизнедеятельности в домашнем хозяйстве.

Каковы внешние признаки неисправности приборов, устройств, машин, в чем заключаются правила техники безопасности при их эксплуатации

Слайд 20Сущность потребностей Человека

1. Физиологические (биологические) потребности обусловлены видовыми

программами развития Человека

в процессе жизнедеятельности информационно-энергетических взаимодействий между отдельными клетками, органами, сформированными в целостный организм, представляющий собой открытую живую биологическую систему, способную преобразовывать и целенаправленно использовать свой информационно-энергетический потенциал. Организм существует благодаря кибернетическим связям внутреннего мира и внешней среды, что обеспечивает ему необходимые условия для существования в системе ПРИРОДА – ОБЩЕСТВО – ЧЕЛОВЕК.
Нашему организму, в котором по последним научным данным взаимодействуют около 100 триллионов живых клеток, необходимы следующие условия внешней и внутренней среды: существования ( природной и социальной).
чистый природный воздух (газовая смесь кислорода, углекислого газа, азота и др. в оптимальных соотношениях);
чистая природная вода;
видовое питание необходимого качества и в необходимом количестве в соответствии с природными законами (Человек – не плотоядное, а плодоядное существо);
натуральные, экологически чистые продукты с минимальной кулинарной обработкой, содержащие белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и микроэлементы;
активное кровообращение, которое достигается оптимальной физической, психической и интеллектуальной нагрузкой;
обязательный творческий труд и полноценный отдых (крепкий здоровый сон с индивидуальной продолжительностью от 4-х до 8-9 часов);
систематические воздействия на организм естественных природных факторов (жары, солнечного света, холода, воды, воздуха, земли), активизирующих иммунную систему;
отсутствие болевых ощущений со стороны внутренних органов и систем – отсутствие боли чаще всего говорит о здоровом состоянии организма;
бережное отношение к расходованию половой энергии. Если для продолжения рода высокоразвитым животным необходим энергетический потенциал, равный единице (1:1), то человеческое существо обладает в четыре раза большим энергетическим потенциалом (4:1). Одна часть расходуется на продолжение рода, а три оставшиеся части предназначены для трудовой деятельности, интеллектуального, духовно-нравственного и социального творческого развития.. Перераспределение половой энергии в пользу сексуальных утех приводит к торможению и деградации развития Человека.
Сущность потребностей Человека  1. Физиологические (биологические) потребности обусловлены видовыми программами развития Человека

Слайд 21 Таким образом, в физиологическом отношении, как пишет Д.

Карнеги, человеку хочется пищи, сна, сексуального удовлетворения, благополучия своих детей

и т.д., что в основном связано с удовлетворением потребностей «животного» уровня.

Психологические потребности. Человеку в психологическом отношении хочется:
уверенности в себе и своём будущем;
получать чувство удовлетворения и удовольствия при воздействии на него благоприятных факторов;
чувствовать себя победителем (благополучный выход из рискованных ситуаций, после преодоления трудностей, при преодолении своих собственных недостатков и порочных наклонностей);
быть уверенным в безопасности окружающего мира;
стремиться к комфортному состоянию (расслабленное, ленивое настроение, необходимое для восстановления затраченных сил и энергии);
получать новые, эмоционально насыщенные впечатления;
быть уверенным в будущем своих детей, своего народа, своей страны.

Интеллектуальные потребности. При достаточном интеллектуальном развитии человек хочет:
думать, анализировать, сопоставлять факты, систематизировать, оценивать и решать проблемы и т.д. Нашему мозгу требуется непрерывная разнообразная интеллектуальная работа;
делиться своими мыслями с другими людьми;
творчески подходить к решению возникающих проблем;
получать новую информацию осознавать, уяснять, осмысливать и усваивать её;
применять усвоенные знания в своей практической жизнедеятельности.

Таким образом, в физиологическом отношении, как пишет Д. Карнеги, человеку хочется пищи, сна, сексуального удовлетворения,

Слайд 22 Человеку хочется:
иметь деньги и то, что на них

приобретается (жилище, одежда, пища, вещи... )


Человеку Разумному хочется:
социальной справедливости;
чувствовать свою значительность и ценность;
общаться;
уединяться;
чувствовать себя счастливым;
принадлежать группе, коллективу;
иметь доступ к правдивой социальной
информации;
развивать свои способности, реализовывать свой личностный потенциал.

Социальные потребности

Потребности материального уровня

Потребности социального уровня:

Человеку хочется: иметь деньги и то, что на них   приобретается  (жилище, одежда, пища,

Слайд 23 Духовно-нравственные потребности

Только Человеку Разумному свойственно:
в течение

всей жизни стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию, учиться, учиться и учиться;

заботиться о благополучии родных, близких, других людей, общества, страны, Природы;
стремиться к идеалам Всеобъемлющей Любви, Истины, Добра, Общего Блага, Красоты, Справедливости, Совершенства, Ответственности, Творчества;
верить в существование Светлых Сил, абсолютных и истинных идеалов;
жертвовать своим временем, ценностями, собой или своим благополучием ради счастья других людей, ради Общего Блага, высоких общественно-необходимых целей;
способствовать совершенствованию окружающего мира;
брать на себя ответственность за личное, общественное, планетарное и космическое благополучие…

Духовно-нравственные потребности  Только Человеку Разумному свойственно: в течение всей жизни стремиться к самосовершенствованию, саморазвитию, учиться,

Слайд 24ВЫВОДЫ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕШЕНИЯ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________РЕШЕНИЯ1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 25
Занятие 6. ОСНОВЫ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА

Дата ________________

Группа _______

Ф. И. О.  ____________________

Время начала ________________
Время окончания ____________ Т общ = Т а.з. + Т с.р. = _________________


Задания
1. Изучите схемы и рисунки.
2. С помощью цветографики сделайте анализ информации изучаемой темы.
3. Отметьте ключевые слова и понятия
4. Запишите по три вывода и решения к каждому информационному блоку
5. Определите и отметьте по одному приоритетному (из трёх) выводу и решению

Для заметок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 6. ОСНОВЫ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗАДата ________________     Группа _______

Слайд 26В
В

Р
Р
Д

Д

Анализ трансакций

Трансакция – это единица коммуникации между двумя или более

персонами. Отдельная трансакция состоит из стимула и ответа. Трансакции осуществляются

между составляющими «Я» партнеров по общению (рис. 2).
Одни трансакции приводят к оптимальному взаимодействию, другие – могут приводить к конфликтам.
параллельные трансакция-стимул и трансакция-ответ дополняют друг друга и не приводят к конфликтам (например, обращение В - Д, ответ Д – В).
Пересекающиеся трансакция-стимул и трансакция-ответ ведут к взаимной напряженности (например, обращение В – В, а ответ критикующего Р – В).

Существуют скрытые трансакции, смысл которых не связан непосредственно с наблюдаемым поведением. Так за внешне безобидным содержанием может скрываться очень обидный подтекст. Такие трансакции требуют одновременного участия более чем двух состояний Я каждого участника взаимодействия.
К позитивному завершению общения ведут параллельные трансакции. Пересекающиеся трансакции чаще всего приводят к ссорам и конфликтам, негативному завершению общения и вызывают впоследствии массу скрытых трансакций. Примерами неконфликтного взаимодействия является беседа двух родителей «о падении современных нравов» (Р – Р), разговор двух профессионалов на производственную тему (В – В), безконфликтная игра детей (Д – Д).

Рис. 2. Трансакции между составляющими ДРВ при общении.
Стимул Ответ

я

ты

ВВРРДДАнализ трансакцийТрансакция – это единица коммуникации между двумя или более персонами. Отдельная трансакция состоит из стимула и

Слайд 27Анализ игр

Существуют комплексные стереотипы поведения, которые вновь и вновь воспроизводятся

в стандартных ситуациях и зачастую являются препятствием для взаимопонимания. Среди

таких стереотипов поведения основное место занимают ИГРЫ.
Игры – это стандартные цепочки трансакций. Фоном для подобных трансакций являются психологические факторы. Игры противопоставляются спонтанному, открытому общению. Общей чертой игр является то, что эмоции в них не враждебны, а как бы подчинены определённым правилам, договору.
Игры осуществляются людьми для получения определённых «вознаграждений»: снятия напряжения, структурирования времени и т.п. Своеобразной «расплатой» за это могут являться остановки в личностном развитии, переключение от целей своего предназначения на цели других людей и попадание в различные зависимости. Различают игры в жертву, преследователя и избавителя.
Потребность во времяпровождении

Человек запрограммирован на постоянную занятость. Свойство развитого мозга - каждые 15 секунд должна решаться какая-либо проблема. Если пищи для размышлений нет, начинает проявляться скука. Нахождение какого-либо занятия с целью избавления от скуки, безделья, однообразия жизни приводит к проблеме структурирования (использования) времени.

В трансактном анализе выделяют шесть способов использования личного времени:
отстранённость (замкнутость) представляет собой отказ участников общения от обмена трансакциями;
ритуал, предполагающий, что порядок проведения времени полностью предопред6лён существующими обычаями. Все участники общения заранее знают, кто и что будет делать. В этом случае отсутствует всякий риск неожиданных действий со временем. Ритуалы – это знаки взаимного признания;
деятельность – это способ упорядочения времени с помощью целесообразных действий. Сюда можно отнести деловые свидания, проведение занятий, написание книг, выполнение учебных заданий и т.д.
Анализ игрСуществуют комплексные стереотипы поведения, которые вновь и вновь воспроизводятся в стандартных ситуациях и зачастую являются препятствием

Слайд 28 развлечения (времяпровождение) представляют собой полуритуальные обмены трансакциями, свободные от

скрытого подтекста. Люди участвуют в развлечениях потому, что это само

по себе приносит удовольствие. Для некоторых, особенно для невротиков, развлечения приобретают буквальный смысл – это способ ослабить внутреннее напряжение в ожидании чего-то ещё;
игрой обычно называют последовательность взаимодополнительных, содержащих скрытые компоненты трансакций, с заранее предопределённой, легко предсказуемой концовкой. Игры позволяют структурировать время в тех случаях, когда потребность в одобрении (поглаживаниях) очень велика, но ощущение неблагополучия препятствует достижению близости;
близость – это отказ от первых пяти способов времяпрепровождения: отстраненности, развлечений, деятельности, ритуалов и игр. Партнеры придерживаются позиции «Я – хороший, Ты – хороший». Потребность давать и делиться проявляется как непринужденное стремление выразить радость, а не как общественно обусловленная необходимость следовать определенным ритуалам.

ВЫВОДЫ 1.________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕШЕНИЯ 1_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________

развлечения (времяпровождение) представляют собой полуритуальные обмены трансакциями, свободные от скрытого подтекста. Люди участвуют в развлечениях потому,

Слайд 29Анализ сценариев жизни

Сценарий жизни – персональная предопределенность человека и вытекающая

из неё история жизни, которые задают условные рамки поведения человека.
Анализ

сценариев – это процесс выявления ранних безсознательных решений о том, как необходимо прожить жизнь. Другим важным аспектом трансактного анализа является изучение причин пассивного поведения, причин уклонения от принятия решений.

В определённой степени рамки поведения и жизнедеятельности заданы, сформированы в детстве (до 5-7 лет). Стереотипы поведения, формируемые у ребенка в семье, определяют не только поведение человека, но даже образ его мыслей. Так продолжается до момента их осознания и разрушения стереотипов (игр) в пользу открытого общения и развития личности. В результате обучения, навязывания ребёнку игр у него появляются как «активные» стереотипы, так и шаблоны «пассивного поведения».

Сценарий жизни предполагает:
Родительские «указания».
Соответствующее личностное развитие.
Принятие решений в детском возрасте.
«Включённость» в свой особый метод, несущий успех или неудачу.
Индивидуальную убеждённость.

Сценарии обычно базируются на ограниченном количестве тем (соответствующих моделям человеческой жизнедеятельности), которые отражены в мифах, преданиях, волшебных сказках, притчах, новеллах нравоучительного характера. Такая устойчивость тематики частично объясняется аналогичностью проблем, с которыми во все времена сталкивались и сталкиваются дети, а также аналогичностью средств, используемых детьми для разрешения своих проблем.
Анализ сценариев жизниСценарий жизни – персональная предопределенность человека и вытекающая из неё история жизни, которые задают условные

Слайд 30Жизненный сценарий в большинстве случаев основывается на Родительском программировании, которое

легко усваивается ребёнком по трем ключевым причинам:
Оно придаёт жизни

цель (в противном случае её пришлось бы отыскивать самому).
Даёёт ребенку приемлемый (с точки зрения его родителей) способ структурирования времени.
Оно указывает ребёнку, как поступать и как делать то или иное.

В раннем возрасте ребёнок может прийти к выводу: «У меня что-то не в порядке. Я плохой», а, наблюдая за поведением своих родителей, решить: «У них все в порядке. Они хорошие». Это самостоятельное решение в стремлении ребёнка определиться в таких вопросах, как: «Что такое мир, в котором он живет?», «Каков Я сам?». Ответы на подобные вопросы определяют положение ребёнка в мире, отношение к природе, обществу, другим людям, к делу, другими словами, его позицию.

Позиция – это интегральная психологическая установка, формирующаяся на основе отношений к окружающему миру и самому себе. Она есть следствие однажды принятого решения, её можно изменить, придя к другому решению, но такая смена позиции, как правило, требует специальных сознательных усилий.

Согласно трансактному анализу развитие человека проходит несколько этапов.
Первый этап начинается с момента зачатия (клеточного рождения) и заканчивается биологическим рождением (0-9 месяцев). В этот период на развитие ребёнка оказывают влияние отношение матери к факту зачатия, отношение к матери со стороны окружающих и т.п. Неприятные чувства, охватывающие младенца при рождении, являются (согласно З. Фрейду) прототипом всех последующих состояний тревоги.
Второй этап начинается в момент биологического рождения (первый вдох) и оканчивается первым «поглаживанием» ребёнка, т.е. касанием его, заботой о нём. Поглаживания или частые телесные контакты очень важны на этом этапе для выживания младенца. Хорошо известны факты физической смерти в результате прекращения психической деятельности в приютах для подкидышей, где питомцы зачастую лишены поглаживаний в ранний период своего развития. Этот момент соответствует психологическому рождению, символизирующему начало третьего этапа, который заканчивается социальным рождением в развитии ребёнка (усвоение групповых норм взаимодействия).
Жизненный сценарий в большинстве случаев основывается на Родительском программировании, которое легко усваивается ребёнком по трем ключевым причинам:

Слайд 31За первые два года жизни ребёнок настолько осваивается в окружающем

его мире, что приходит к состоянию уравновешенности в результате принятия

решения относительно себя и окружающих, т.е. жизненной позиции.
Сценарное программирование поведения человека определяет его жизненную позицию, отношение к миру в целом.
Простейшие двухсторонние позиции – это Ты и Я. Они имеют две модальности – позитивную (+) и негативную (-). Я+ означает «Я хороший, со мной всё в порядке». Я- означает «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке». Сочетание этих позиций даёт четыре варианта.
1. «Я- - Ты+». Это универсальная позиция раннего детства. Поскольку у ребенка нет ни опыта, ни подходящих средств для формирования правильного представления о себе, он ориентируется в этом вопросе на мнение и поведение окружающих. Человек, который принял указанную жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании (поглаживание – психологический заменитель ранних физических поглаживаний). У него есть надежда, пока есть поглаживание («Ты – хороший»). Приспособиться жить с такой позицией можно двумя способами:
Придерживаться жизненного сценария, подтверждающего собственное неблагополучие.
Выработать антисценарий, который опирается на Родительское «Ты будешь хорошим, если…».
В первом случае человек может выбрать роль затворника (так как мучительно чувствовать себя ущербным среди благополучных людей), а потребность в поглаживаниях удовлетворять с помощью фантазий. Другая разновидность реализации этого неблагополучного сценария – досаждать окружающим, чтобы их ответная реакция (отрицательные поглаживания) вновь и вновь подтверждали бы его позицию «Я – плохой).
Во втором случае (антисценарий) человек выбирает себе в товарищи людей с сильным Родителем, так как нуждается в большом количестве позитивных поглаживаний. Такой человек полон желаний угодить другому, но подобен альпинисту, который пожизненно приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. В этих двух случаях в основе сценария лежит «Я - плохой», а в основе антисценария - «Ты – хороший».
Психологически это депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоунижение. В профессиональной жизнедеятельности такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости.
За первые два года жизни ребёнок настолько осваивается в окружающем его мире, что приходит к состоянию уравновешенности

Слайд 32 2. «Я- - Ты-». К концу первого

года ребёнок научается ходить. Теперь его уже реже берут на

руки, наказания становятся чаще, так как ребёнок не хочет стоять на месте, «всё время лезет, куда не надо». Поглаживания становятся редкими. При этом даже самому себе он наносит всё больше ушибов: карабкаясь по лестнице, сталкиваясь со всевозможными преградами. Если ситуация принимает такой оборот и ребёнок чувствует себя покинутым, он делает вывод: «Я – плохой, Ты – плохой». Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке психического развития Взрослого, так как невозможно получить поглаживания из-за отсутствия их источника. У человека нет больше надежды, он сдаётся. Это позиция безнадежности. Хотя вряд ли найдется кто-нибудь, проживший всю жизнь без поглаживаний, тем не менее, когда позиция сформирована, всё происходящее интерпретируется так, чтобы подтвердить её. Позиция начинает играть предопределяющую роль в жизнедеятельности человека.

Возможна ситуация, при которой позиция «Я- - Ты-» принимается изначально, минуя позицию «Я- - Ты+». Это случай крайне замкнутого (аутичного) ребенка, остающегося как бы психически не рождённым. Аутизм – это ответ незрелого организма на недостаточное (в количественном и качественном плане) поглаживание со стороны окружающего физического и социального мира. Аутизм может быть обусловлен также высоким порогом чувствительности ребенка, через который не «проходят» слабые поглаживания.

3. « Я+ - Ты-». Если родители (или окружающие) вначале воспринимались как благополучные, а потом длительное время они обращаются с ребенком грубо, то он может переключиться на третью позицию: «Я – хороший – Ты – плохой». Когда ребенка бьют или регулярно оскорбляют, хотя до этого позитивно поглаживали, он пытается заниматься самопоглаживанием. «Зализывая раны» (физические или психические), ребёнок постепенно приходит в себя, испытывая утешение, источником которого является он сам. Он как бы утверждается в мысли: «Вы приносите боль – Вы плохие! Мне хорошо с самим с собой – Я хороший».
2. «Я- - Ты-». К концу первого года ребёнок научается ходить. Теперь его уже

Слайд 33
Человек, занимающий такую позицию,

страдает от недостатка поглаживаний, которые хороши лишь в той степени,

что и поглаживающий. Но во всем мире нет ни одного идеально хорошего человека, поэтому искренних истинно положительных поглаживаний почти не бывает. Можно окружить себя целой свитой подхалимов, которые восхваляют, снабжая поглаживаниями, но человек чувствует, что это всё ненастоящее – настоящие поглаживания могут исходить только от него самого ( в этом он «убедился» ещё в раннем детстве).
Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Это позиция превосходства. В большинстве случаев такая позиция характерна для посредственных личностей.

4. «Я+ - Ты+». Эта жизненная позиция качественно отличается от первых трех, которые формируются на безсознательном уровне в раннем детстве. Вначале, как отмечалось, принимается позиция «Я – плохой – Ты – хороший», сохраняющаяся у многих людей на всю жизнь. У тех, кому особенно не повезло, указанная позиция трансформируется в позицию «Я – плохой – Ты – плохой». Обычно на третьем году жизни какая-либо из этих трех позиций закрепляется. Эти позиции основаны на данных, заимствованных от Родителя или Ребёнка, т.е. на впечатлениях и эмоциях без учета объективной внешней информации.
Человек, занимающий такую позицию, страдает от недостатка поглаживаний, которые хороши лишь

Слайд 34 Позиция «Я – хороший – Ты

– хороший» принимается на сознательном уровне. В ней отражены более

значительные сведения человека о себе и о других (чем в случае первых трех позиций), а также потенциальные возможности человека, о существовании которых говорят нам философия и религия.

Первые три позиции основаны на чувствах. Четвертая позиция есть результат размышлений, веры и желания действовать. Первые проистекают из стремления понять «Почему?». Четвертая содержит побуждающее начало: «А почему бы и нет?» Мы не можем оказаться в новой позиции случайно. Это волевое решение, которое мы принимаем. Это подобно обращению в новую веру.
Самой распространенной позицией является «Я – плохой – Ты – хороший», что в равной мере относится и к тем, кто не добился «ничего». При этом обычное средство облегчить чувство неблагополучия – психологические игры. Такие игры, частично разрешая старые психологические проблемы, порождают новые (зависимости) и одновременно закрепляют ощущение неблагополучия.

Достоинство и благополучие достигаются только благодаря осознанию трудностей детства, лежащих в основе первых трех позиций, и того, как каждодневное поведение способствует закреплению выбранной позиции. Позиция «Я – хороший – Ты – хороший» эффективна потому, что человек, принявший её, не предполагает получение мгновенной радости и утешения.
Это позиция вполне здоровой личности, с позитивной установкой на себя и социальное окружение. При такой позиции партнёров общение протекает взаимно оптимально.

Таким образом, имеются четыре базовых позиции:
Я+ - Ты+ (успех).
Я+ - Ты- (превосходство).
Я- - Ты + (депрессивность).
Я- - Ты- (безнадежность).

В процессе общения проявляются и другие варианты многосторонних позиций, анализ и коррекция которых позволяют оптимизировать процессы межличностного взаимодействия.

Позиция «Я – хороший – Ты – хороший» принимается на сознательном уровне. В

Слайд 35Практические выводы

1. Каждый человек воспринимает и реагирует на поступающую информацию

по трём каналам: Д, Р, В.
2. Эмоциональный канал (Д) –

самый быстродействующий.
3. Реакция по каналу знаний (В) требует волевого и физического усилия.
4. Параллельно направленные взаимные обмены информацией почти всегда свидетельствуют о гармоничности контакта.
5. Пересекающиеся трансакции приводят к напряжённости.
Ответная реакция зависит от исходного сигнала. Скрытые трансакции, смысл которых не улавливается собеседником, ведут к безпредметному общению, которое может приводить к конфликтам.


ВЫВОДЫ 1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕШЕНИЯ 1_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практические выводы1. Каждый человек воспринимает и реагирует на поступающую информацию по трём каналам: Д, Р, В.2. Эмоциональный

Слайд 36ВЫВОДЫ

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2..___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕШЕНИЯ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2..___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________РЕШЕНИЯ1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 37
Занятие 7. ОСНОВЫ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА

Дата ________________

Группа _______

Ф. И. О.  ____________________

Время начала ________________
Время окончания ____________ Т общ = Т а.з. + Т с.р. = _________________


Задания
1. Изучите схемы и рисунки.
2. С помощью цветографики сделайте анализ информации изучаемой темы.
3. Отметьте ключевые слова и понятия
4. Запишите по три вывода и решения к каждому информационному блоку
5. Определите и отметьте по одному приоритетному (из трёх) выводу и решению

Для заметок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Занятие 7. ОСНОВЫ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗАДата ________________     Группа _______

Слайд 38ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Трансактный анализ индивидуального общения

Трансакция – единица акта общения,

в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний

Я, обмениваются парой реплик.
Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трёх возможных состояний нашего Я: состояние Р, В или Д.

Характеристика состояний

Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние Я.
Деловое общение должно происходить на уровне В = В.
Трансактный анализ общения позволит нам овладеть тонкостями делового общения, более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.
Эти три Я сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Трансактный анализ индивидуального общенияТрансакция – единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном

Слайд 39ЗАДАНИЕ

Оцените, как сочетаются эти три Я в Вашем

поведении. Для этого оцените приведённые высказывания в баллах от 0

до10.
ЗАДАНИЕ  Оцените, как сочетаются эти три Я в Вашем поведении. Для этого оцените приведённые высказывания в

Слайд 40:
Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы
Для определения личной формулы

расположите символы Д, В, Р в порядке убывания суммы баллов

по каждому состоянию.
Если у Вас получилась формула ВДР, это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны, не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.
Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору – словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.
Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. РОДИТЕЛЬ с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чём не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекает организаторская работа, шумные компании, и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, компьютером или этюдником, то все в порядке. Если же нет, и вы захотите передвинуть своё Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами.
Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант для научной или другой творческой работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.
Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль разума.
:Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицыДля определения личной формулы расположите символы Д, В, Р в порядке

Слайд 41ДЛЯ ЗАМЕТОК (Составьте описание своей формулы, пользуясь проработанной информацией )
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ДЛЯ ЗАМЕТОК (Составьте описание своей формулы, пользуясь проработанной информацией )_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 42СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ «ВЗРОСЛОГО Я»

1. Научиться распознавать своё ДИТЯ: где у

него самые уязвимые места? чего он боится? как он выражает

свои эмоции?

2. Научиться распознавать своего РОДИТЕЛЯ: какие он даёт приказы и наставления? в каких случаях он особенно нетерпим? каким образом это выражается?

3. Быть чутким к Ребёнку в других, общаться с этим Ребёнком, «поглаживать» его, защищать его, поощрять его тягу к творчеству, помнить о его благополучии.

4. При необходимости считать до десяти, чтобы дать Взрослому время обработать поступающую информацию и отделить данные Родителя и Дитя от реальности.

5. Если есть сомнения, стараться сдерживаться. Никто не будет нас упрекать за то, чего мы не высказали.

6. Выработать свою систему ценностей. Невозможно принимать решение, если предварительно не установлены основные, в частности этические, ориентиры.

Все состояния Я необходимы и выполняют свои определённые функции.
В зависимости от обстоятельств в психике личности могут активизироваться либо Дитя, либо Родитель, либо Взрослый. У зрелой личности Дитя и Родитель гармоничны и находятся под контролем Взрослого.

СПОСОБЫ УКРЕПЛЕНИЯ «ВЗРОСЛОГО Я»1. Научиться распознавать своё ДИТЯ: где у него самые уязвимые места? чего он боится?

Слайд 43РОДИТЕЛЬ (архаичное)
В
Д
ДАННЫЕ
ДИТЯ
(архаичное)

Обновлённые проверенные данные Родителя
Обновленные данные Взрослого
Обновленные подходящие данные Дитя

РЕАЛЬНО
С
ТЬ
Источники

информационного формирования «ВЗРОСЛОГО»
Р

РОДИТЕЛЬ (архаичное)ВДДАННЫЕДИТЯ(архаичное)Обновлённые проверенные данные РодителяОбновленные данные ВзрослогоОбновленные подходящие данные ДитяРЕАЛЬНОСТЬИсточники информационного формирования «ВЗРОСЛОГО»Р

Слайд 44(По Э. Берну)
Мать
Бабушка
по мат. линии
Делушка по отц. линии
Влияние прародителей
СЕМЬЯ
Дедушка

по
мат. линии
Я
Бабушка по
отц. линии
Отец

(По Э. Берну)МатьБабушка по мат. линииДелушка по отц. линииВлияние прародителейСЕМЬЯДедушка по мат. линииЯБабушка по отц. линииОтец

Слайд 45Материнский Ребёнок
Отцовский Ребёнок
ОРРе

МРРе = Материнский Родительский Ребенок = Дедушка

по материнской линии
ОРРе =
Отцовский
Родительский Ребёнок = Бабушка
по отцовской линии

В
Д
В
Д
Д
В
МРРе
Информация

для размышлений

ОРРе

МРРе

Ребенок М или О

М = Мать, О = Отец

Материнский РебёнокОтцовский РебёнокОРРе МРРе = Материнский Родительский Ребенок = Дедушка по материнской линииОРРе = ОтцовскийРодительский Ребёнок =

Слайд 46ВЫВОДЫ

1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2..___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

РЕШЕНИЯ

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВЫВОДЫ1.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2..___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________РЕШЕНИЯ1.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 47Коллективный метод обучения в динамических парах (КМО-2)
!
!
1
2
1
2
2
4
1

Коллективный метод обучения в динамических парах (КМО-2)!!1212241

Слайд 48Вариант оформления
В таблице указаны названия заданий, которые готовятся участниками КМО

в роли «учителя».
Оценка качества подготовки к занятию в роли «учителя»

выставляется преподавателем в Рабочей тетради до проведения занятия коллективным методом обучения. Оценке подлежат оформленные задания 1, 2, 3, 4 и соответствующие планы-конспекты.
В случае отсутствия на занятии одного из партнёров четвёрки его функции передаются либо дублёру (из другой неукомплектованной четвёрки), либо вместо «учителя» используется материал Рабочей тетради с соответствующим отчётом наиболее добросовестного партнёра. Пропустивший занятие участвует в КМО с другой учебной группой в роли «дублёра».
Когда в четвёрке на занятии отсутствуют два человека, то двое присутствующих работают на соответствующих этапах либо в своих динамических парах, либо в роли «дублёров» в других (укомплектованных) четвёрках.
Отмеченные случаи являются типичными и требуют от преподавателя курса принятия оптимальных неотложных решений. При этом основное внимание должно быть направлено на укрепление сознательной учебной дисциплины и создание делового отношения к учебно-воспитательному процессу всех участников занятия.
Если все требования к качеству оформления заданий выполнены и проведены все запланированные действия, то можно зачесть первые четыре темы изучаемого курса, что сэкономит силы и время на зачётной неделе.
Вариант оформленияВ таблице указаны названия заданий, которые готовятся участниками КМО в роли «учителя».Оценка качества подготовки к занятию

Слайд 49ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Примечание: передача информации – партнер под

первым номером выступает в роли учителя;

прием информации – партнер под вторым номером выступает в роли ученика и эксперта.
У каждой фамилии первая цифра означает номер четвёрки, а вторая – номер в четвёрке, совпадающий с номером темы выступления.

На каждом этапе взаимного обучения партнёры не должны забывать благодарить своего «учителя», оценивать по 10 балльной шкале доступность его объяснения, а также степень усвоения прослушанной информации. В роли ученика-эксперта оценивать полноту выполнения требований к оформлению бланков-отчётов «учителя».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВЗАИМНОГО ОБУЧЕНИЯПримечание:  передача информации – партнер под первым номером выступает в роли учителя;

Слайд 50ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕРКИ БЛАНКОВ-ОТЧЁТОВ В ЧЕТВЁРКЕ
В силу ряда

объективных и субъективных причин качество отработки индивидуальных бланков-отчётов не всегда

бывает высоким. Для устранения этого недостатка может применяться следующая технология.
1. В каждой четвёрке преподаватель по мере готовности соответствующего бланка-отчёта помогает устранить замеченные недостатки до проведения КМО, т. е. вместе с каждым партнёром четвёрки создаётся «образцовый» вариант. Попутно с этим проверяется глубина понимания сущности изучаемой информации.
2. Каждому номеру четвёрки после подведения итогов взаимного обучения необходимо организовать проверку и приём «своего» бланка-отчёта у трёх партнёров в своей четвёрке. При этом «учитель» утверждает или корректирует самооценку «ученика» и ставит свою подпись с расшифровкой своей фамилии и указанием даты приёма работы.
3. Попутно проверяется правильность заполнения всех предусмотренных ячеек плана-отчёта.
Таким образом, все без исключения обучающиеся осуществляют текущий взаимный контроль и взаимопомощь по мере изучения курса в течение всего семестра.
Такая работа в четвёрках помогает сплочению малых групп, формированию и совершенствованию каждым обучающимся педагогических компетенций (инструментальных, межличностных (делового общения) и системных).
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕРКИ БЛАНКОВ-ОТЧЁТОВ В ЧЕТВЁРКЕ   В силу ряда объективных и субъективных причин качество отработки индивидуальных

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика