Слайд 2Цель:
Знать
что называется легендой,
героев славянских мифов.
Уметь
- пересказывать легенды
Слайд 3
Легенда – произведение устного народного творчества.
Поэтическое повествование о былом, о фантастических и чудесных событиях.
В основе легенды не только сказочные, но и действительные события. В легенде рассказывается о значительных исторических лицах, о защите родины, о народных бедствиях, о людях, оставивших память о себе.
Слайд 4
Религией восточных славян было язычество.
Язычество
– дохристианские и нехристианские религии, основанные на поклонении многим богам,
связанным с явлениями природы. Термин «язычество» происходит из Нового Завета, в котором под язычеством подразумевались народы («языки»), противопоставляемые первохристианским общинам.
Верования славян были языческими. Верили славяне в добрых и злых духов, духов лесов, рек, жилищ. Позднее сложился языческий пантеон богов.
Слайд 5
Распространен был и тотемизм - это вера в
происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных.
Слайд 6Перун
Главный славянский бог-громовержец.
Слайд 7
Перун - верховный бог в древнерусской
языческой мифологии, покровитель князя и дружины (бог войны). Связан с
громом и молнией.
Оружие Перуна: «громовая стрела» (ископаемые наконечники стрел) или «чёртов палец» (камни-белемниты), стрела-молния, топорики-секиры, палицы. Когда Перун мечет камни и стрелы на землю, возникает гроза.
Слайд 9
Сварог научил людей готовить (творить) из
молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром
богов.
Именно Сварог начал железный век и научил людей пользоваться железными орудиями. Звуки приятны Сварогу - т.к. он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых - удары молоточков, звон цепей да завывание огня. Требы Сварогу приносят или сыром (сырниками) и творогом. Слово "творог" означает - сотворенный, оно однокоренное с именем Сварога, и является символом небесных хлебов.
Слайд 11
Даждьбо́г, Дажьбо́г — один из главных богов в
восточнославянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и
вообще русских людей.
Слайд 13
Стрибог - В восточнославянской мифологии бог ветра. Обычно
представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в
глухом лесу или на острове посередине моря -океана.
Слайд 14Велес
Бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира
Слайд 15Макошь
Покровительница женских работ, прядения и ткачества, мать урожая,
богиня изобилия.
Слайд 16
Макошь (Мокошь) - Богиня всей Судьбы
(кош, кошт - судьба, слог "ма" может сокращенно обозначать слово
"мать"), старшая из богинь прях судьбы, а также покровительница женских рукоделий - на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме.
Слайд 17Заря
Сестра Солнца.
Другие имена Зари: Утренница, Зарница, Денница, Мерцана. Образ этой
Богини весьма сложен и многогранен. Она – Богиня Света, прогоняющая
Тьму, Дева-Воительница. Она же – Небесная Заступница, защищающая от бед.
Слайд 19
Вий — в восточнославянской мифологии — дух, несущий смерть. Имея огромные глаза
с тяжелыми веками, Вий убивает своим взглядом. В украинской демонологии —
грозный старик с бровями и веками до самой земли.
Вий не может ничего видеть сам по себе, но если удастся нескольким силачам поднять ему брови и веки железными вилами, тогда ничего не может утаиться перед грозным его взором: взглядом своим Вий убивает людей, разрушает и обращает в пепел города и деревни.
Слайд 21Леший
Хозяин леса и зверей
Ле́ший, ви́сел, лесови́к, лесовой, лешак, лесник, лесун,
местами даже просто лес — сверхъестественное существо славянских преданий и русских
сказок.
Слайд 22
Место жительства духа — глухая лесная
чащоба, но иногда и пустырь. Однако этот дух обитает в
лесу не постоянно, а только в тёплое время года. «На Ерофея», — считали крестьяне, — «лешие с лесом расстаются». В этот день (17 октября) дух проваливается под землю, где зимует до весны, но перед зимовкой леший беснуется: поднимает бурю, ломает деревья, разгоняет зверей по норам и свирепствует. По польскому поверью леший любит сидеть на старых сухих деревьях в образе совы и, поэтому крестьяне опасаются рубить такие деревья. По русскому поверью леший любит сидеть не на ветвях, а в дуплах таких деревьев. На этот счёт есть поговорка: «Из пустого дупла либо сыч, либо сова, либо сам Сатана». Шествие лешего сопровождается ветром, который заметает его следы. Этим леший напоминает лесных эльфов шведского фольклора.
Слайд 24
Восточные славяне
Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. — один из низших
духов в славянской мифологии, обычно вредоносный.
В русалок превращаются умершие девушки,
преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого нарочито утащил водяной к себе в услужение, некрещеные дети.
Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда выступает в качестве берегини, спасающей утопающих.
Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами (ср. южнославянских вилы, западноевропейских ундины), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских).
Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут.
Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярилы), смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых.
Слайд 26
Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в
воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного
начала.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду(по некоторым источникам до пояса), зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.
Кроме того, выступает в облике мужчины с отдельными чертами животного (лапы вместо рук, рога на голове), или безобразного старика, опутанного тиной, с большой бородой и зелеными усами.
Слайд 27Лихо
Злая баба-великанша, пожирающая людей.
Поминать лихом (вспоминать плохо о
ком-либо),
Слайд 28
В восточнославянской мифологии Лихо — дух
В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла,
несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан В восточнославянской мифологии Лихо — дух зла, несчастья, олицетворение горя. Облик лиха очерчен не вполне определённо. Как и многие обитатели иного мира, лихо и похоже на человека, и отличается от него. Лихо предстаёт либо как огромный одноглазый великан, либо как высокая страшная худая женщина с одним глазом. Когда рядом с человеком находится Лихо его начинают преследовать самые разные несчастья. Часто Лихо привязывается к такому человеку и всю жизнь терроризирует его. Тем не менее, согласно русским народным сказкам, человек сам виноват в том, что к нему привязалось Лихо — он слаб, не может противостоять повседневным трудностям.
Слайд 29Кикимора
Злой болотный дух
Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой
в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо
которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.
Слайд 30
Кики́мора (шиши́мора, сусе́дка, ма́ра) — персонаж славянской мифологии,
один из видов домового. Злой дух в облике карлика или
маленькой женщины, голова у которого с напёрсток и тело тонкое, как соломинка. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам с веретеном и прялкою хозяев дома (например, рвёт пряжу).
Слайд 31Коровин К.А.
«Невидимый град Китеж»
Слайд 32Было бы странно, если бы Кудеяр не оставил следа на
нашей земле. Как искусный стратег, он понимал, что, кроме добычливой
Волги, есть еще Ока, Сура, Муромская торговая дорога, Симбирский почтовый тракт. Вокруг места глухоманные, и ватажке будет здесь вольно и неопасно — это не донские степи, где по следам казаки гоняются.
На карте области сегодня можно сыскать два Кудеяровых места: сельцо, примыкающее к городу Лукоянову, так и зовется Кудеярово и деревенька в Большеболдинском районе — Кудеяровка.
Лукояновский Кудеяр, похоже, и есть тот самый, главный, который приходился братом Ивану Грозному. Так, по крайней мере, предание говорит.
Было бы странно, если бы Кудеяр не оставил следа на нашей земле. Как искусный стратег, он понимал, что, кроме добычливой Волги, есть еще Ока, Сура, Муромская торговая дорога, Симбирский почтовый тракт. Вокруг места глухоманные, и ватажке будет здесь вольно и неопасно — это не донские степи, где по следам казаки гоняются.
На карте области сегодня можно сыскать два Кудеяровых места: сельцо, примыкающее к городу Лукоянову, так и зовется Кудеярово и деревенька в Большеболдинском районе — Кудеяровка.
Лукояновский Кудеяр, похоже, и есть тот самый, главный, который приходился братом Ивану Грозному. Так, по крайней мере, предание говорит.
Слайд 33Про Никитушку Ломова
Волга
Каспийское море
Слайд 34
Почему эти произведения называются легендами?
Чем эти легенды дороги народу?
Какая из
легенд кажется вам наиболее поэтичной? Почему?
Найдите пословицы и поговорки в
легенде об атамане Кудеяре. Какова их роль в этом тексте?
Слайд 35Домашнее задание
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» на
странице100.
Вопросы 1-7.