Слайд 1СМ 1.2. Система регулирования ВЭД в Украине
Вопросы:
Характеристика системы регулирования ВЭД
Органы
государственного регулирования ВЭД
Негосударственные органы регулирования ВЭД
Регистрация субъектов ВЭД – СРС.
Слайд 2Цели регулирования ВЭД:
обеспечение сбалансированности экономики и равновесия внутреннего рынка Украины;
стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике, в том числе внешнеэкономических
связей субъектов внешнеэкономической деятельности Украины;
создание наиболее благоприятных условий для привлечения экономики Украины в систему мирового разделения труда и ее приближение к рыночным структурам развитых зарубежных стран.
1
Слайд 3Субъекты регулирования ВЭД в Украине:
1) Украина как государство в лице
его органов в пределах их компетенции (Верховный Совет; Кабинет Министров,
Национальный банк; Министерство экономического развития и торговли; Государственная таможенная служба; Экспортно - импортный банк; Центральное статистическое управление; Министерство иностранных дел; налоговые ведомства) ,
2) негосударственные органы управления экономикой (товарные, фондовые, валютные биржи, торговые палаты, ассоциации, союзы и другими организации координационного типа), действующие на основе их учредительных документов;
3) сами субъекты ВЭД на основании соответствующих координационных соглашений, заключаемых между ними.
Слайд 4Национальное регулирование ВЭД в Украине осуществляется посредством:
законов Украины; предусмотренных
в законах Украины актов тарифного и нетарифного регулирования, которые издаются
государственными органами Украины в пределах их компетенции; экономических мер оперативного регулирования (валютно-финансового, кредитного и иного) в пределах законов Украины;
решений негосударственных органов управления экономикой, принимаемых в соответствии с их уставными документами в пределах законов Украины;
соглашений, заключаемых между субъектами внешнеэкономической деятельности и не противоречащих законам Украины.
Слайд 5Методы государственного регулирования ВЭД:
Правовые:
разработка и принятие нормативной базы в Украине
и выполнение норм международного права;
присоединение Украины к международным организациям и
конвенций;
заключение межгосударственных соглашений (договора о торговле и соглашения о ликвидации двойного налогообложения.
Экономические:
разработка и установление налогов в сфере ВЭД;
утверждение порядка накопления и использования валютных средств субъектов ВЭД;
система расчетов и кредитования экспортно-импортных отношений.
Правовые:
разработка и принятие нормативной базы в Украине и выполнение норм международного права;
присоединение Украины к международным организациям и конвенциям;
заключение межгосударственных соглашений (договора о торговле и соглашения о ликвидации двойного налогообложения.
Административные:
регистрация субъектов ВЭД;
регистрация внешнеэкономических контрактов;
разработка системы нетарифного регулирования ВЭД;
таможенное регулирование;
оперативное регулирование ВЭД (временная приостановка ВЭД, применение индивидуального лицензирования и др.)
Слайд 6Правовые режимы для иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине (ст.
7):
национальный режим, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют
объем прав и обязанностей не меньше, чем субъекты хозяйственной деятельности Украины. Национальный режим применяется в отношении всех видов хозяйственной деятельности иностранных субъектов этой деятельности, связанной с их инвестициями на территории Украины, а также относительно экспортно-импортных операций иностранных субъектов хозяйственной деятельности стран, входящих вместе с Украиной в экономические союзы;
режим наибольшего благоприятствования, который означает, что иностранные субъекты хозяйственной деятельности имеют объем прав, преференций и льгот относительно пошлин, налогов и сборов, которыми пользуется и / или будет пользоваться иностранный субъект хозяйственной деятельности любого другого государства, которому предоставлен упомянутый режим, за исключением случаев, когда установлен специальный режим. Предоставляется на основе взаимного соглашения субъектам хозяйственной деятельности других государств согласно соответствующим договорам Украины и применяется в сфере внешней торговли;
специальный режим, применяемый к территориям специальных экономических зон, а также к территориям таможенных союзов, в которые входит Украина.
Слайд 7Правовые режимы для товаров, импортируемых в Украину из стран-членов ВТО
(ст. 7):
национальный режим, означающий, что для импортированных товаров происхождением из
государств - членов ВТО предоставляется режим не менее благоприятный, чем для аналогичных товаров украинского происхождения по налогам, сборам, устанавливаемых законами и иными нормативно-правовыми актами правил и требований к внутренним продажам, предложениям продажи, покупки, транспортировки, распределения или использования товаров, а также правил внутреннего количественного регулирования, требующие смешивания, переработки или использования товаров в определенных количествах или пропорциях;
режим наибольшего благоприятствования, который касается пошлин, таможенных сборов, методов взыскания таких пошлин и сборов, правил и формальностей в связи с импортом и означает, что любое преимущество, содействие, привилегия или иммунитет, которые предоставляются для любого товара, происходящего из какого-либо государства, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, который происходит с территории государств - членов ВТО или государств, с которыми заключены двусторонние или региональные соглашения относительно режима наибольшего содействия.
Исключение по режиму наибольшего благоприятствования в форме преференций могут быть сделаны для товаров, происходящих из государств, с которыми Украина заключила соглашения о свободной торговле или таможенный союз или промежуточные соглашения, которые в будущем приведут к созданию зон свободной торговли или таможенных союзов в пределах разумного периода времени (10 лет), или соглашения о приграничной торговле и применении генеральной системы преференций.
Слайд 8Наднациональные органы регулирования ВЭД - это институты (как правило, блочных
объединений), осуществляющих приказно-координаторские функции
Международные конференции, конгрессы, совещания в основном представляют
собой институты, производящие нормы в определенных направлениях развития международных отношений, создают исполнительные органы, проводятся сравнительно редко, а еще реже периодически. Например, конференции ГАТТ или валютные конференции, конференция по вопросам тихоокеанского сотрудничества.
Международные комитеты и комиссии - имеют определенный статус, хотя и бывают в основном представительскими или исполнительными органами. Это постоянно действующие институты, задачей которых является воплощение в жизнь решений и намерений, принятых на международных совещаниях, конференциях, конгрессах; также комитетами и комиссиями называют подразделения организаций. Работают они, как правило, постоянно, но бывают временные комиссии, задачей которых является выполнение какого-то одного задания. При одном из главных органов ООН, Экономическом и Социальном Совете (ЭКОСОС), работает пять комитетов и пять региональных комиссий.
Слайд 9Международные организации - это устойчивые, крепко организованные институты со своими
органами управления, действующие на основе четко выработанных уставных основ.
Они
классифицируются в зависимости от:
уровней создания и функционирования - межгосударственные, региональные, групповые;
рода деятельности - политические, научные, промышленные, аграрные, торговые, валютные, по вопросам реконструкции и развития и т.д.;
уровня представительства - правительственные, межправительственные, межпарламентские, неправительственные.
Слайд 10Цели формирования государственной системы регулирования ВЭД:
защита собственных экономических интересов и
законных интересов субъектов ВЭД;
создание равных возможностей для субъектов ВЭД;
развитие всех
видов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и направлений использования доходов и осуществления инвестиций;
поощрение конкуренции и ликвидация монополизма в сфере ВЭД.
2
Слайд 11Высшим органом, осуществляющим государственное регулирование ВЭД, является Верховная Рада Украины.
К
ее компетенции относятся:
Принятие, изменение и отмена законов, касающихся ВЭД;
Утверждение основных
направлений внешнеэкономической политики Украины;
Рассмотрение, утверждение и изменение структуры органов государственного регулирования ВЭД;
Заключение международных договоров Украины в соответствии с законами Украины о международных договорах Украины и приведение действующего законодательства Украины в соответствие с правилами, установленными этими договорами;
Утверждение нормативов обязательного распределения валютной выручки государству и местным Советам народных депутатов Украины, ставок и условий налогообложения, таможенного тарифа, таможенных пошлин и таможенных процедур Украины при осуществлении ВЭД;
Установление специальных режимов ВЭД на территории Украины в соответствии с Законом о ВЭД;
Утверждение списков товаров, экспорт и импорт которых запрещается.
Слайд 12Кабинет министров Украины
Принимает меры по осуществлению внешнеэкономической политики Украины в
соответствии с законами Украины;
Осуществляет координацию деятельности министерств, государственных комитетов и
ведомств Украины по регулированию ВЭД; координирует работу торговых представительств Украины в иностранных государствах;
Принимает нормативные акты управления по вопросам ВЭД в случаях, предусмотренных законами Украины;
Проводит переговоры и заключает межправительственные договоры Украины по вопросам ВЭД в случаях, предусмотренных законами Украины о международных договорах Украины, обеспечивает выполнение международных договоров Украины по вопросам ВЭД всеми государственными органами управления, подчиненными Кабинету Министров Украины, и привлекает к их исполнению другие субъекты ВЭД на договорных началах;
Согласно своей компетенции, определенной законами Украины, вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины предложения о системе министерств, государственных комитетов и ведомств – органов оперативного государственного регулирования ВЭД, полномочия которых не могут быть выше полномочий Кабинета Министров Украины, определенных законами Украины;
Обеспечивает составление платежного баланса, сводного валютного плана Украины;
Согласно своей компетенции имеет право уменьшать и отменять временную надбавку к действующим ставкам ввозной пошлины на некоторые товары согласно процедуре, определенной международными соглашениями Украины;
Осуществляет меры по обеспечению рационального использования средств Государственного валютного фонда Украины;
Обеспечивает выполнение решений Совета Безопасности Объединенных Наций по вопросам ВЭД.
Слайд 13Национальный банк Украины:
Осуществляет хранение и использование золотовалютного резерва Украины и
других государственных ценностей, обеспечивающих платежеспособность Украины;
Представляет интересы Украины в отношениях
с центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями и заключает соответствующие межбанковские соглашения;
Регулирует курс национальной валюты Украины к денежным единиц других государств;
Осуществляет учет и расчеты по предоставленным и полученным государственным кредитам и займам, осуществляет операции с централизованными валютными ресурсами, которые выделяются из Государственного валютного фонда Украины в распоряжение НБУ;
Выступает гарантом кредитов, предоставляемых субъектам ВЭД иностранными банками, финансовыми и другими международными организациями под залог Государственного валютного фонда и другого государственного имущества Украины;
Осуществляет иные функции в соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» и других законов Украины.
Слайд 14Министерство экономического развития и торговли
Обеспечивает проведение единой внешнеэкономической политики при осуществлении
субъектами ВЭД выхода на внешний рынок, координацию их ВЭД, в том числе в соответствии с
международными договорами Украины;
Осуществляет контроль за соблюдением всеми субъектами ВЭД действующих законов Украины и условий международных договоров Украины;
Проводит антидемпинговые, антисубсидийные и специальные расследования в порядке, определенном законами Украины;
Выполняет другие функции в соответствии с законами Украины и Положением о министерстве.
Слайд 15Государственная таможенная служба Украины - осуществляет таможенный контроль в Украине
согласно действующим Законам Украины.
Антимонопольный комитет Украины - осуществляет контроль
за соблюдением субъектами ВЭД законодательства о защите экономической конкуренции.
Межведомственная комиссия по международной торговле:
- Осуществляет оперативное государственное регулирование ВЭД в Украине в соответствии с законодательством Украины;
- Принимает решение о возбуждении и проведении антидемпинговых,
антисубсидиционных или специальных расследований и применении
соответственно антидемпинговых, компенсационных или специальных
мероприятий.
Слайд 16К органам местного управления ВЭД относятся:
Местные Советы народных депутатов Украины и
их исполнительные и распорядительные органы;
Территориальные подразделения (отделения) органов государственного
регулирования ВЭД
Украины.
Слайд 17Негосударственные органы регулирования ВЭД:
Торгово-промышленная палата (ТПП);
Фондовые биржи;
Валютные биржи.
3
Слайд 18ТПП - негосударственная неприбыльная самоуправляющаяся организация, объединяющая юридических лиц, созданных
и действующих в соответствии с законодательством Украины, и граждан Украины,
зарегистрированных в качестве предпринимателей, а также их объединения.
Слайд 19Главная задача ТПП:
создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, содействие всестороннему
развитию научно-технических и торговых связей между украинскими предпринимателями и их
зарубежными партнерами, представление интересов ее членов по вопросам хозяйственной деятельности как в Украине, так и за ее пределами.
ТПП Украины выполняет свои функции самостоятельно или через региональные торгово-промышленные палаты, действующие на территории Автономной Республики Крым, в областях, городах Киеве и Севастополе, а также через созданные ею предприятия и другие организации, которые она объединяет и деятельность которых координирует.
Слайд 20Задачи ТПП:
практическая помощь предпринимателям в проведении торгово-экономических операций на внутреннем
и внешнем рынках, содействие развитию экспорта украинских товаров и услуг;
предоставление
своим членам широкого спектра профессиональных услуг, в том числе консультационных по вопросам внешней торговли и оценке рынков, независимая экспертиза товаров, оценка движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, услуги по штриховому кодированию товаров, патентно-лицензионные услуги, оформление документации с целью обеспечения защиты прав на интеллектуальную собственность и пр.
Палаты предоставляют украинским и иностранным предпринимателям деловую и юридическую информацию, организуют семинары, конференции, выставки в Украине и за рубежом, обеспечивают деловые переговоры по экономическим вопросам.
ТПП Украины и региональные палаты уполномочены Правительством Украины выдавать сертификаты о происхождении товаров и карнеты АТА, оказывают услуги, связанные с выдачей упомянутых документов.
ТПП Украины удостоверяет обстоятельства форс-мажора, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Украине.
ТПП Украины ведет Негосударственный реестр отечественных предприятий, финансовое состояние которых свидетельствует об их надежности как партнеров в предпринимательской деятельности в Украине и за ее пределами. Регистрационное свидетельство, выданное Палатой, подтверждает стабильное финансовое состояние предприятий, дает гарантию их партнерам в том, что таким предприятиям можно доверять.
Карнет АТА — международный таможенный документ, заменяющий таможенные декларации и позволяющий осуществлять упрощенное и ускоренное оформление временного ввоза товаров в связи с проведением выставок и ярмарок, а также для перемещения через границу товарных образцов, профессионального оборудования и некоторых других категорий товаров.
Слайд 21ТПП Украины имеет своих представителей в 11 странах мира, поддерживает партнерские связи
с аналогичными национальными и региональными структурами почти в 90 странах.
В настоящее время
членами ТПП Украины являются около 10 тысяч хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
При ТПП Украины действуют Международный коммерческий арбитражный суд, который получил широкое признание в мире, Морская арбитражная комиссия, Третейский арбитражный суд, Международная академия финансов и инвестиций.
Слайд 22Фондовая биржа – неприбыльная организация, которая может создаваться в форме
АО или ООО не менее чем 20-ю учредителями-профессиональными участниками рынка
ценных бумаг, имеющих лицензию на осуществление данного вида деятельности, выданной ГКЦБФР, и доля каждого из учредителей должна быть не больше 5 %. Минимальный уставный капитал фондовой биржи – 15 млн. грн., для ФБ, осуществляющей клиринг и расчеты – 25 млн. грн. В Украине действует 11 фондовых бирж.
Слайд 23Различают 2 вида рынков ценных бумаг: первичный и вторичный.
Виды биржевых
систем:
1) полицентричная (Австралия, Германия, Канада);
2) моноцентричная (Англия, Франция, Япония);
3) смешанная
(США, Украина).
Слайд 24Валютная биржа - это постоянно действующий центр по проведению операций
купли-продажи иностранной валюты и ценных бумаг, номинированных в валюте.
ПрАО Украинская
межбанковская валютная биржа (УМВБ) основана в 1993 году, ее учредителями выступили 40 крупнейших банков Украины. Биржа имеет лицензию фондовой биржи, основной направленностью группы Украинской межбанковской валютной биржи (УМВБ, Киев) является развитие биржевых товарных рынков.
Владельцем контрольного пакета акций биржи в 2007 году стала компания Oakcroft Investments Limited (Британские Виргинские о-ва), добившаяся смены руководства биржи.
По данным на 2010 год, доля Oakcroft Investments Limited в капитале компании составляла 52,395%.
Слайд 25Функции УМВБ:
организует валютные торги;
проводит расчеты в иностранной валюте и денежных
единицах Украины в соответствии с договоренностями;
определяет текущий рыночный курс
иностранных валют по отношению к национальной денежной единице;
организует операции Национального банка с целью регулирования (поддержки) текущего валютного курса национальной денежной единицы.