Слайд 1См. «Ученые России»
Lapygin.Y@gmail.com
e-mail:
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Учебники и учебные пособия Лапыгина Юрия Николаевича,
изданные в центральных издательствах
Слайд 2Инновации как фактор научно-технического прогресса
Потребность в инновациях
Новшество, Нововведение, Инновация
Классификация инноваций
Инновационная
деятельность
Инновационный процесс
Жизненный цикл инноваций
Слайд 3Термин «инновация»
впервые появился в научных исследованиях культурологов в XIX
веке и означал тогда
введение элементов одной культуры в другую
Родоначальник
термина «инновации» в менеджменте - австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (1911г.)
Инновации – это в первую очередь изменения с целью перехода к новому состоянию организаций и их окружения
Слайд 4Хронология больших циклов экономической динамики по Кондратьеву (составлена в 1925
г.)
Слайд 5Цель инновационной деятельности:
достижение долгосрочной эффективности функционирования на рынке
Задачи
Увеличение рыночной
доли
Выход на новые целевые рынки
Создание имиджа гибкой инновационной компании
Диверсификация деятельности
Продление
или, наоборот, сокращение ЖЦТ основного ассортимента
Слайд 6Этапы осуществления инновационного менеджмента
Сбор и анализ информации
Постановка целей инновационного процесса
Разработка
общих инновационных стратегий
Принятие управленческих решений
Планирование инновационного процесса по фазам
Организация и
оперативное руководство
Учет и контроль
Корректировка целей и планов
Слайд 7Определение инноваций
Инновации – целенаправленно проводимые изменения во всех сферах хозяйственной
деятельности компании для адаптации к внешней среде с целью достижения
долгосрочной эффективности функционирования компании
Слайд 9Составляющие инновации
Инновационность - способность создавать продукт,
потребность в котором испытывает
рынок
Внутренний стимул инновационной активности — желание быть успешным
Внешние факторы
– давление конкурентов
Стимул принятия инновационных решений - монопольная рента
Побудительная причина – выгода
Творческое разрушение – замена устаревшего современным
Слайд 10Положительные предпосылки инноваций
Слайд 11Негативные предпосылки инноваций
Слайд 14Проявление изменений по Шумпетеру
Использование новой техники, новых технологических процессов или
нового рыночного обеспечения производства;
Внедрение продукции с новыми свойствами;
Использование нового сырья;
Изменения
в организации производства и его материально-технического обеспечения;
Появление новых рынков сбыта
Слайд 15Термин инновации
инновации как процесс
инновации как результат
инновации как изменения
Слайд 16Сочетание понятий «инновации»
изменения
Слайд 17Сочетание понятий «инновации»
результат
Слайд 18Сочетание понятий «инновации»
процесс
Слайд 19Различия между
инновацией, нововведением и новшеством
Новшества - это та востребованная
сущность,
вокруг которой формируется содержание
инновации,
принципиально отличное от всех
ранее применявшихся в данной системе по степени воздействия на социально-экономические
системы таким образом, что
она переходит в качественно новое состояние, фиксируя тем самым содержательный результат
инновационного воздействия
Слайд 20Различия между
инновацией, нововведением и новшеством
Новшества могут быть покупными или
собственной разработки
Новшество становится инновацией после его коммерциализации
Внедренные новшества становятся инновациями
Слайд 21
Элементы инновационного процесса
Слайд 22Классификация инноваций по причинам поведения
Адаптивная (реактивная) инновация – как реакция
на нововведения, осуществленные конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу
на рынке
Стратегическая инновация – это инновация, внедрение которой носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе
Слайд 23Классификация инноваций по объекту
Слайд 24Классификация инноваций
по Пригожину А.И.
1. По распространенности (единичные и диффузные).
2.
По месту в производственном цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие) и продуктовые).
3.
Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие и ретровведения).
4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические).
5. Инновационного потенциала и степени новизны (радикальные, комбинаторные и совершенствующие).
Слайд 25Классификация инноваций
по сфере применения
на технологические (продуктовые и процессные),
экологические,
организационно-управленческие,
институциональные,
социально-политические,
государственно-правовые,
инновации в духовной сфере (в науке,
в культуре, в образовании, этике, идеологии),
военные
Слайд 26Классификация инноваций по уровню новизны, глубине преобразований и значимости
базисные,
приводящие к коренным преобразованиям в той или иной сфере (формирование
новых поколений и направлений техники, технологических укладов и способов производства, новых экономических и социально-политических укладов, перевороты в науке, культуре, образовании и т.д.);
улучшающие, направленные на дифференциацию и распространение базисных инноваций для более полного учета специфических требований различных сфер применения и групп потребителей;
псевдоинновации, нацеленные на частичное улучшение и продление агонии устаревших, отживших систем, создающие видимость инновационной активности и играющие порой реакционную роль
Слайд 27Классификация инноваций
по сфере распространения
глобальные,
национальные,
региональные,
локальные,
точечные
Слайд 28Классификация инноваций
с позиций экономической теории
введение нового продукта
введение нового
метода производства, создание нового рынка
освоение нового источника поставки сырья
или полуфабрикатов
реорганизация структуры управления
Слайд 29Классификация инноваций
по предметному содержанию
Технико–технологические (приборы, новое оборудование, технологии, технологические
схемы).
Продуктовые (совершенствование продукта, переход на выпуск нового).
Социальные:
- экономические (новые материальные
стимулы, новые системы оплаты труда);
- организационно-управленческие (изменение организационной структуры, формы организации труда, разработки, принятия и реализации решений);
- собственно социальные (направленные на изменение внутриколлективных отношений)
Слайд 30Классификация инноваций
по месту инноваций
а) инновации «на входе» предприятия
(изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и
др.)
б) инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.)
в) инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической)
Слайд 31Инновации с технологической доминантой
Инновация
Изменение физических свойств продукта на уровне производства
Применение
нового компонента
Создание принципиально новых продуктов
Создание новых изделий
Создание нового физического состояния
Создание
новых комплексных систем
Пример
Создание сплавов и припоев на основе олова
Стальной корд в покрышках
Пенополиуретан
Цифровой телевизор
Растворимый кофе
Скоростной поезд
Слайд 32Инновации с коммерческой или маркетинговой доминантой
Инновация
Новое средство платежа
Новая комбинация эстетических
и функциональных свойств
Новая презентация товара
Новая форма торговли
Новый вид рекламы
Новое применение
известного товара
Новый способ продажи
Пример
Кредитная карточка
Оригинальная зажигалка, совмещенная с открывалкой для пивных бутылок
Карманное издание книги (покет)
Cash&Carry (например, склад магазин «Monarch»)
Плакаты на автобусных остановках
Шампунь «2 в 1», «3 в 1»
Телемаркетинг, интернет-магазин
Слайд 33Определение диффузии инноваций
Диффузия инновации – это распространение уже однажды освоенной
и использованной инновации в новых условиях или местах применения
Слайд 34Факторы, определяющие скорость диффузии инновации
Относительное преимущество
Сложность
Совместимость
Коммуникативность
Возможность апробации
Слайд 35Субъекты инновационного процесса
Новаторы
Ранние реципиенты
Ранее большинство
Отстающие
Слайд 36Инновационный процесс
не заканчивается так называемым внедрением - первым появлением
нового процесса, услуги
процесс не прерывается
по мере распространения нововведение совершенствуется,
делается более эффективным, что открывает для него новые области применения.
Слайд 37Фундаментальные исследования
– экспериментальные или теоретические исследования, направленные на получение
новых знаний
Прикладные исследования
имеют целью решение конкретных практических задач
Разработки
это
работы, направленные на создание новых продуктов или устройств, новых материалов, внедрение новых процессов, систем и услуг или усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие
охватывают деятельность, связанную с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению и применению научно-технических знаний
Научно-технические услуги
Слайд 40Характеристики инновационного цикла исследования
Слайд 41Характеристики инновационного цикла опытно-конструкторские работы
Слайд 42Характеристики инновационного цикла коммерциализация
Слайд 43Сравнение подходов к управлению инновациями
Слайд 44Сравнение подходов к управлению инновациями
Слайд 45Сравнение подходов к управлению инновациями
Слайд 46Сравнение подходов к управлению инновациями