Слайд 1СМИ и массовая коммуникация в практике рекламы и PR
Е.Ю. Обидина,
доцент кафедры социологии коммуникаций УдГУ, преподаватель Уральской академии государственной службы,
Заслуженный журналист Удмуртской республики.
Семинар
Слайд 2Ключевое понятие:
Семиотика – междисциплинарная гуманитарная наука о знаках
и символах. «Семиотика представляет базис для понимания основных форм человеческой
деятельности и их взаимоотношений, поскольку вся эта деятельность и отношения отражаются в знаках, которые служат посредниками между этими действиями» (Ч.Моррис).
Слайд 3Классификация знаков по Ч.Пирсу:
Знаки-индексы (объект и обозначающий его знак предельно
близки);
Знаки-иконы (обозначающий объект знак удален от него, но их связь
очевидна);
Знаки-символы (обозначающий объект знак дистанцирован от него, произволен и требует дополнительного кода для восприятия и запоминания).
Слайд 4Примеры знаков в трех классах:
Дым от огня, светофор на перекрестке,
название улицы и номер на стене дома, номер на автомобиле;
Фотографии,
картины, дорожные знаки, силуэты или буквы М и Ж на дверях туалета;
Слова любого языка, цифры, ноты, формулы, обозначения в физике и химии, знаки маркировки товара.
Слайд 5Примеры перехода знака
в другой класс:
православный крест,
мусульманский полумесяц,
кольца молодоженов,
буква М
над входом в метро или А на остановке автобуса,
Фамилия, географическое
название или название марки (плащ-макинтош, шляпа-боливар, ткани болонья и бостон, памперс, ксерокс).
Слайд 6Примеры наращивания символического смысла:
фильм –
художественный
фильм –
отечественный художественный фильм –
авторский
художественный фильм –
фильм Тарковского –
интеллектуальный арт-хаусный фильм -
культовый фильм
Слайд 7Примеры «гнездовых знаков»
3 класса:
Античная философия,
Средневековая архитектура,
Итальянское кино,
Американская реклама,
Классическая музыка,
Русская классическая литература,
Русский классический балет.
Слайд 8Четвертый класс знаков в XX-XXI вв.
Слово/символ (синтезированный коммуникативный продукт взаимодействия
массовой аудитории и изначального объекта, конкретная форма которого размывается и
даже иногда пропадает, а его абстрактное содержание наращивается так, что для его понимания нужны сложные цепочки ходов).
Слайд 9Особые характеристики слово/символа:
Многоканальность сообщения (визуальный, вербальный, событийный, тактильный и даже
уровень обоняния);
Построение сообщения с точки зрения не отправителя, а получателя
(язык, система ценностей, приоритеты);
Специальные ситуации и сценарные ходы (исторические даты, легенды, слухи, стереотипы восприятия).
Слайд 10Примеры знаков 4 класса:
борода
город
власть
джинсы
копирайт
олимпиада
независимость
свобода слова
национальная идея
Слайд 11Примеры знаков 4 класса:
Coca-Cola
Marlboro
McDonald*s
Sony
Ford
Procter & Gamble
Фрейд
Гитлер
Джон Леннон
Мадонна
Дисней
Джеймс Бонд (агент
007)
Слайд 12Символические сферы деятельности:
Политика,
Реклама,
Public Relations,
Искусство,
Шоу-бизнес,
Кинематограф,
Религия.
Слайд 13Примеры макросимволизации:
Газета «Коммерсантъ» - символ деловой прессы,
Радиостанция «Эхо Москвы» -
символ интеллектуального СМИ,
Телеканал «Дождь» - символ оппозиции,
Олимпиада в Сочи –
символ признания и величия России.
Слайд 14Примеры микросимволизации:
Диктатор с ребенком на руках – «отец нации»,
Вождю вручают
цветы девушки – «объект обожания»,
Руководитель страны рядом с толпой –
«близок к народу»,
Известный человек рассказывает о личном – «такой же простой как мы».
Слайд 15Ключевое определение:
Миф - непропорциональное соединение реального и нереального
(желаемого или устрашающего) в массовом сознании, он совмещает в себе
взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и простое объяснение настоящего (синхронический аспект).
Псевдомиф – миф, созданный в интересах конкретного заказчика.
Слайд 16Мифологизация -
использование архетипов и коллективного бессознательного; подключение послания
некого известного или скрытого объекта к уже имеющимся в массовом
сознании расхожим представлениям, стереотипам и образам для создания простой и внятной картины мира в целях манипуляции массовым сознанием.
Слайд 17Характеристики мифа:
Не требует доказательств как аксиома;
Строится на бедной основе;
Существует вне
времени;
Существует в любом пространстве;
Может быть отменен/исправлен только другим мифом;
Обязательно персонифицирован;
Слайд 18Характеристики мифа:
Легко транслируется и при этом непременно искажается;
Два противоречащих друг
другу мифа могут спокойно уживаться;
Не может быть опровергнут фактами и
всегда побеждает реальность;
Обладает сильнейшей энергетикой.
Слайд 19Функции мифа:
Гносеологическая (познавательная),
Аксиологическая (сохранения ценностей),
Семиотическая (сохранения символов),
Коммуникативная (трансляции и расширения
аудитории мифа).
Слайд 20Дополнительные функции псевдомифа:
Имиджмейкерская (создания устойчивого образа),
Манипулятивная (создания новых интерпретаций и
смыслов).
Слайд 21Примеры мифологизации персон:
Князь Владимир
В. Ленин
И. Сталин
А. Гитлер
С. Хусейн
М. Ганди
Д. Кеннеди
Принцесса
Диана
Д. Казанова
Л. Да Винчи
В. Тель
А. Сольери
М. Хари
Э. Пресли
В. Цой
С. Бодров-младший
Слайд 22Примеры мифологизации товаров:
Шампанское «Вдова Клико»
Револьвер «Смит & Вессон»
Часы «Ролекс»
Мотоцикл «Харлей-Дэвидсон»
Компьютер
«Эпл Макинтош»
Напиток «Кока-кола»
Сигареты «Мальборо»
Журнал «Тайм»
Самолет «Боинг»
Копировальная машина «Ксерокс»
Кроссовки «Адидас»
Мерседес-600
Слайд 23Примеры мифологизации в рекламе:
Ролики из серии «Всемирная история» для банка
«Империал» Т. Бекмамбетова,
Ролики из серии «Добро против зла» для компании
NIKE Ф.Тарсема,
Ролики из социальной серии «Все у нас получится» Д.Евстигнеева.
Слайд 24Примеры мифологизации в политике:
В.Ленин разрушил старую империю и создал народное
государство,
М.Горбачев разрушил Берлинскую стену и похоронил «Империю зла»,
Б.Ельцин развалил Советский
Союз и создал демократическое государство,
В.Путин навел порядок в России и воссоздал национальную идею.
Слайд 25Легенда фирмы/товара:
- псевдомиф, который создает новую понятную историю фирмы(товара),
приближает производителя к потребителю, выстраивает с ним особые близкие отношения,
создает эффект эмоционального принятия массовым сознанием всех действий фирмы.
Слайд 26Слагаемые легенды:
Главный герой (основатель),
Исторические и бытовые приметы,
Первые неудачи,
Первые доходы,
Кризисная ситуация,
Ее
преодоление,
Быстрый рост и развитие,
«Зал славы» фирмы.
Слайд 27Брэндинг -
коммуникативная технология создания и постоянного поддержания брэндоспособности
(виртуальных преимуществ) марки в массовом сознании не только конкретных потребителей
товара/услуги, но и широкой общественности.
Слайд 28Формула товара:
ТОВАР =
ВЕЩЬ + УПАКОВКА + МАРКА + СЕРВИС
Слайд 29Формула брэнда:
БРЭНД=ТОВАР + ЛЕГЕНДА+ ПЛАТФОРМА
ДОВЕРИЯ
Слайд 30Пять кругов брэнда:
1. Вера, убеждения
2. Миссия и слоган
3. Имя брэнда
4.
Характер брэнда
5. Стиль рекламы
Слайд 31I. Вера, убеждения
Зафиксировать одиночество и отчужденность от других,
Зафиксировать привлекательность и
безопасность «своей» среды»,
Дать иллюзию собственной значимости и симуляцию самореализации,
Создать культ
брэндоспособной марки.
Слайд 32Тактика культивации брэнда
по Д. Аткину:
Определить отличие потенциальных клиентов,
Заявить о
собственном отличии с помощью УТП и особого языка,
Размежеваться с конкурентами
и всем остальным миром,
Демонизировать «чужих», героизировать «своих».
Слайд 33Пример культивации брэнда «Харлей-Дэвидсон» по Д. Аткину:
«Плохой парень» на
мотоцикле, который никогда не исправится и не станет «офисным планктоном».
Шанс
быть свободным от условностей мира и иметь право выбора! Быть среди своих, получать от жизни яркие впечатления и острые ощущения!
Слайд 34Пример культивации брэнда
«Харлей-Дэвидсон» по Д. Аткину:
Сообщения СМИ, начиная
с репортажа о беспорядках в городке Холлистер (штат Калифорния) во
время трехдневного съезда мотоциклистов в июле1947 года.
Кинофильмы «Ангелы ада»,»Дикарь», «Беспечный мотоциклист», создание субкультуры (череп с крыльями, слэнг, татуировки, внутренняя иерархия, особый дресс-код, атрибутика, мода).
Слайд 35II. Алгоритм создания миссии
организации:
Ответить на вопрос «Что вы
можете сделать для всех, а не для конкретного потребителя?»
Сформулировать ваше
видение своей роли в обществе.
Протестировать рабочую версию миссии на фокус-группах сотрудников, клиентов и широкой общественности.
Утвердить миссию и зафиксировать ее во всех коммуникациях с внешним окружением.
Слайд 36Примеры миссий:
Миссия ателье – сохранить культуру индивидуального пошива,
Миссия кафе –
сохранить культуру общения и эстетику приема пищи,
Миссия ДОУ - сделать
первый шаг в социализации ребенка,
Миссия библиотеки - сохранить сакральность и социальную роль книги.
Слайд 37II. Требования к слогану:
Отражать миссию фирмы в свернутом афористичном виде,
Быть
ритмичным и легко запоминаться,
Исключать двоякое истолкование,
Быть эмоционально окрашенным,
Обладать расширенным смыслом
и ассоциативным потенциалом.
Слайд 38Приемы создания слогана:
Созвучность,
Ритмичность,
Использование метафор,
Создание каламбура,
Интертекстуальность (намек на цитату или культурный
резонатор),
Соотношение конкретных и абстрактных слов (индекс конкретности).
Слайд 39Примеры удачных слоганов:
Просто сделай это!
Изменим жизнь к лучшему!
Радость в вашем
доме!
Управляй мечтой!
Надо жить играючи!
Бери от жизни все!
Живи на яркой стороне!
Слайд 40III. Критерии удачного имени марки:
Привлекает внимание и запоминается (понятно целевой
аудитории, вызывает положительные ассоциации, рождает образ, редко встречается в обыденной
речи);
Охраноспособно (не содержит названия товара, не хвалит его, свободно по базе Роспатента, не содержит географических названий);
Удобно в использовании (не противоречит товару, одинаково воспринимается на слух и на бумаге, не созвучно с «плохими» словами).
Слайд 41Неудачное имя Удачное имя
«Одежда для подростков»
«Белый клык»
«МДС-тур»
«Загарай-салон»
«Спортклубсемья»
«Вырастишка»
«Твое»
«32 жемчужины»
«Чемоданное
настроение»
«Шоколад»
«Тонус»
«Школа волшебников»
Слайд 42IV. Характер брэнда
Мужская/женская сущность,
Серьезность/комичность сообщений,
Амбиции/самоирония,
Возраст и «вес» в массовом сознании,
Узкий/широкий
взгляд на мир,
Прошлое и будущее.
Слайд 43Примеры разных характеров брэндов:
Diesel (эпатаж, максимализм, претензия);
Calvin Klein (бисексуальность, откровенность,
манерность, амбиции);
Nike (красота, сила, свобода, уверенность в себе, стремление к
победе);
Rolex (интеллект, избранность, самодостаточность, солидность, стильность).
Слайд 44Примеры разных характеров марок:
продукты «Милая Мила» и «Любава»,
журналы «Лиза»
и «Gala»,
бытовая химия «Дося» и «Сорти»;
сети магазинов «Пятерочка»
и «Магнит»,
пиво «Солодов» и «Бочкарев»,
водки «Флагман» и «Путинка»,
кафе «Чашка», «Ложка» и «Кофейник».
Слайд 45V. Узнаваемый стиль рекламы:
Kilroy travels («Давай, а то будет поздно!»),
Pepsi
(«Бери от жизни все!»),
MkDonald*s («Вот что я люблю!»),
Би Лайн («Живи
на яркой стороне!»),
«Пятерочка»(«…, а качество в Пятерочке!»).
Слайд 46Базовое определение:
Public relations – это искусство применения системы
средств убеждения, основанных на особенностях человеческого восприятия и направленных на
увеличение конкурентного преимущества одной идеи в ущерб другим.
Н. Арнольд
Слайд 47Алгоритм PR-действий объекта:
Информация,
Информация + заданная оценка (эмоция),
Информация + заданная оценка
(эмоция) + готовность к действию,
Бездумная готовность к действию.
Слайд 48Философия PR по С. Блэку:
Недостаток общения рождает непонимание;
Непонимание рождает недоверие;
Недоверие
сказывается на репутации и рыночном/социальном долголетии объекта.
Слайд 49Главное правило PR:
Цель № 1 любой организации, чем
бы она не занималась, - это создание, поддержание и сохранение
своей идеальной репутации в обществе. Достойная репутация складывается из самоидентификации, самоуважения, контроля всех коммуникаций и совокупности мнений окружающих.
Слайд 51СХЕМА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ:
Слайд 52Цель внешних PR:
Создание с помощью комплекса внешних коммуникаций
высокого уровня информированности в обществе о деятельности организации и формирование
положительного отношения к ней, создание внешней проекции имиджа.
Слайд 53СХЕМА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ:
Слайд 54Цель внутренних PR:
Формирование с помощью внутренних коммуникаций благожелательной
атмосферы в коллективе организации, создание команды, корректировка внутренней проекции имиджа.
Слайд 56Комплекс корпоративной идентичности:
Комплекс фирменного стиля,
Корпоративная философия,
Корпоративная культура,
Корпоративная социальная ответственность,
Корпоративная
реклама.
Слайд 571. Комплекс фирменного стиля:
Элементы (знак, логотип, шрифт, цвет, фирменный блок,
аудио-образ, символ)
Носители (упаковка товара, комплект деловых бумаг, дизайн помещений и
внешний вид здания, форма или атрибутика на одежде сотрудников, сувенирная продукция, все виды рекламы, интернет-сайт).
Слайд 58Расширение смысла КФС:
Единое дизайн-решение всех коммуникаций.
Единое дизайн-решение всех коммуникаций;
Стилевой вектор
менеджмента;
Маркетинговая коммуникация (промоушн и специальные события).
Слайд 592. Корпоративная философия:
Миссия фирмы,
Легенда фирмы,
Принципы или Устав фирмы.
Слайд 603. Корпоративная культура:
«Это качественная реализация позитивного корпоративизма на
основе системы ценностей и разделяемых всем коллективом убеждений, которые определяют
поведение, характер деятельности сотрудников, максимизацию корпоративного духа и менеджмента с учетом социально-этической ответственности перед коллективом и обществом».
(Э.А.Капитонов)
Слайд 61Функции корпоративной культуры:
Создания и сохранения общих ценностей,
Оценочно-нормативная,
Регламентирующая,
Коммуникативная,
Гносеологическая,
Общественной памяти,
Рекреативная,
Смыслообразующая.
Слайд 62Первый уровень
корпоративной культуры:
Материальная культура
(культура условий труда,
культура средств труда,
культура организации труда).
Слайд 63Второй уровень
корпоративной культуры:
Внутренняя культура организации (культура управления, культура личности, культура
внутренних коммуникаций);
Внешняя культура организации (культура представительства, культура общения с
посетителями, связи с общественностью).
Слайд 64Индикаторы
корпоративной культуры:
Стиль руководства и лидерства,
Мотивация и стимулирование работников,
Язык организации,
Традиции
и ритуалы,
Система адаптации персонала,
Стиль решения кризисных ситуаций.
Слайд 65Признаки низкой
корпоративной культуры:
Неприятные запахи на рабочем месте;
Беспорядок на рабочем
месте;
Прием пищи вне графика работы;
Грязная посуда на рабочем месте;
Регулярные опоздания
и другие потери рабочего времени без объективных причин;
Слайд 66Признаки низкой
корпоративной культуры:
Частные разговоры сотрудников при посторонних;
Коллеги, которые не
снимают трубки служебных телефонов;
Коллеги, которые напоминают, что когда-то переработали;
Сотрудники-трудоголики;
Льстецы и
сплетники.
Слайд 674. Корпоративная социальная ответственность:
Спонсорство - взаимовыгодный обмен, различные ресурсы с
одной стороны; льготы на размещение рекламы, связи, лоббирование, благожелательное отношение
к спонсору – с другой);
Благотворительность – безвозмездная передача различных ресурсов, в ответ только благодарность.
Слайд 685. Корпоративная реклама:
При изменении ТЗ и КФС,
При ребрэндинге,
При выходе на
новые рынки,
При проведении выставок и переговоров,
Для поддержания корпоративного духа,
Для освещения
КСО,
При проведении рекламных и PR-мероприятий.
Слайд 69Общественное мнение об организации:
Рациональный уровень (номинальное знание об организации, её
функциях и статусе);
Эмоциональный уровень (слухи и сплетни, материалы в СМИ,
мнение руководства, традиции, настроения, переживания и степень доверия бывших и нынешних сотрудников);
Поведенческий уровень (непосредственный контакт с организацией, личный опыт, дальнейшее распространение своей точки зрения на организацию в своем окружении).
Слайд 70СХЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ:
влияние
Слайд 71PR-деятельность:
Информационный менеджмент,
Коммуникативный менеджмент,
Репутационный менеджмент,
Имиджмейкинг,
Консалтинг,
Брэндинг,
Спичрайтинг
Слайд 72Имидж и репутация:
Имидж – временная и гибкая форма
восприятия объекта; то, что он сам о себе думает и
хочет, чтобы так о нем думали другие.
Репутация – постоянная и медленно корректируемая форма восприятия; соединение желаемого самомнения и оценки объекта «со стороны».
Слайд 73Типы имиджей:
Текущий (взгляд на организацию со стороны общества);
Зеркальный (взгляд организации
на себя изнутри);
Желаемый (проекция того образа, к которому организация стремится).
Слайд 74Имидж должен быть:
Синтетическим (единым),
Правдоподобным (честным),
Пассивным (дополняемым),
Ярким (эмоциональным),
Персонифицированным (через личности),
Запоминающимся (цельным),
Эволюционирующим
(динамичным).
Слайд 75Спичрайтинг
специализация PR, система создания текстов для публичных устных
и печатный выступлений известных личностей, руководителей и общественных деятелей в
целях создания им определенного имиджа (репутации) и манипулятивного воздействия на массовую аудиторию.
Слайд 76Сферы спичрайтинга:
Государственное управление,
Политика,
Бизнес,
Некоммерческие общественные организации,
Шоу-бизнес, кинематограф, индустрия развлечений,
Религия,
Наука.
Слайд 77О профессии спичрайтера:
«В обычное время и при обычных обстоятельствах
вы пишите для завтрашних заголовков в газетах. В некоторые моменты
вы пишите для американской истории. А потом может прийти время, когда один раз или два вы будете писать для ангелов».
Майкл Герсон,
спичрайтер Д. Буша-младшего.
Слайд 78«Звуковые цитаты»:
Политические лозунги,
Эхо-фразы в конце речи,
Афоризмы, метафоры, каламбуры,
Оговорки или ошибки,
Стандарты
обращений,
Стандарты окончаний,
Личные отступления от темы и присказки.
Слайд 79Примеры «звуковых цитат»:
«У меня есть мечта!» (М.Л.Кинг)
«Мне нечего вам предложить
кроме пота, крови и слез!» (У. Черчилль)
«Сегодня Британия снова Великобритания!»
(М.Тэтчер)
«Берите суверенитета столько, сколько унесете!» (Б.Ельцин)
«Хотели как лучше, а получилось - как всегда!» (В.Черномырдин)
Слайд 80Хронология российского спичрайтинга:
этап – сталинская эра,
этап – хрущевско-брежневский период,
этап –
горбачевский период,
этап – ельцинско-черномырдинский период,
этап- путинский период.