Слайд 1
Лекция 2: Социальные конфликты: природа,
структура, динамика и их типология
Вопросы:
1.
Конфликт как социальное явление и как форма социального взаимодействия, межличностной и межгрупповой коммуникации.
2. Причины возникновения и стадии конфликта.
3. Виды (типы) социальных конфликтов.
Слайд 2Понятие конфликта
Конфликт – нормальное проявление социальных связей и отношений между
людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов,
противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух и более сторон.
Характерные черты конфликта:
явление социальное, порождаемое самой природой общественной жизни;
явление осознанное, действие обдуманное;
явление широко распространенное, повсеместное, вездесущее;
взаимодействие, протекающее в форме противостояния, столкновения, противоборства личностей или социальных сил, интересов, взглядов, позиций по меньшей мере двух сторон;
прогнозируемое явление, подверженное регулированию.
Слайд 3Функции конфликта- 1
Функция
конфликта отражает его социальное назначение, обращает внимание на его последствия.
Однако решить проблему непросто. Уже в силу своей природы конфликт может быть носителем и созидательных, и разрушительных тенденций, быть добром и злом одновременно, приносить как благо, так и вред всем участвующим. Поэтому его функции характеризуются и позитивными, и негативными последствиями.
Положительными результатами конфликта считаются решения той проблемы, которая породила противоречие и вызвала столкновение, с учетом взаимных интересов и целей всех сторон, а также достижение понимания, укрепление партнерских отношений и сотрудничества, преодоление конформизма, стремления к превосходству.
Отрицательные, дисфункциональные последствия конфликта – неудовлетворенность людей общим делом, уход от решения назревших проблем, нарастание враждебности в межличностных и межгрупповых отношениях, ослабление сплоченности сотрудников и т.д.
Слайд 4Функции конфликта - 2
Автор одного из авторитетных на западе пособий
по разрешению конфликтов М. Дойч полагает: конфликт деструктивен, если его
участники полагают, что что-то потеряли и недовольны его исходом; если все участники удовлетворены – конфликт конструктивен. С его точки зрения:
Негативные функции конфликта:
- ухудшение социального климата;
- снижение производительности труда; увольнение части работников в целях разрешения конфликта;
- неадекватное понимание конфликтующими сторонами друг друга;
- конфронтации, затягивающие людей в борьбу;
- материальные и моральные затраты на разрешение конфликта и др.
Позитивные функции конфликта:
- толкает сложившуюся систему отношений к изменению и развитию, открывает дорогу инновациям;
- играет коммуникативно-информационную и связующую роль, т.к. люди лучше узнают друг друга;
- способствует сплочению единомышленников;
- снимает синдром покорности, стимулирует активность людей;
- выполняет диагностическую функцию, способствуя прояснению обстановки и т.д.
Слайд 5
Функциональная направленность конфликтов в организации
Слайд 6Структура конфликта
1) субъекты
(индивиды, социальные общности) – это активная сторона, способная создать конфликтную
ситуацию и влиять на динамику конфликтов в зависимости от своих интересов;
2) взаимоотношения между ними (открытой или скрытой конфронтации);
3) предмет – объективно существующая или мыслимая (воображаемая) проблема, служащая причиной разногласия между сторонами. Это и есть то противоречие, ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство (например, проблема власти как предмет конфликта; проблема первенства);
4) объект – конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся обе стороны конфликта. Это может быть любой элемент материального мира и социальной реальности. Обычно речь идет о дефицитных ресурсах и об управлении ими. Случается, что объекта конфликта не существует – это плод воображения участников;
5) окружающая социальная среда – совокупность объективных условий конфликта, оказывающих существенное влияние на причины его возникновения и его динамику. Возможно различать макро- и микро- среды.
Слайд 7Причины возникновения конфликта
Причина конфликта – проблема, явление, событие, которое предшествует конфликту и
при определенных ситуациях вызывает его.
Повод конфликта – явление, которое способствует его возникновению, но не определяет появление конфликта с необходимостью.
Общие причины конфликтов:
- социально-политические, экономические, социальные причины, связанные с соответствующей ситуацией в стране:
- социально-психологические причины, отражающие соответствующие явления в социальных группах: взаимоотношения, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, настроения;
- индивидуально-психологические причины, отражающие особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).
Частные причины связаны со спецификой конкретного вида конфликта. Например, неудовлетворенность условиями трудовых отношений, нарушение служебной этики, несоблюдение трудового законодательства, ограниченность ресурсов, различия в целях и средствах их достижения, различия в ценностях (относится к системе убеждений: что справедливо и несправедливо).
Слайд 8Стадии динамики конфликта
1. Предконфликтная
стадия.
а) Ее начальная фаза
конфликтная ситуация. Это стечение условий и причин еще не начавшегося конфликта. Формируются детерминанты конфликта, складываются условия осознания субъектами их расходящихся интересов.
б) Инцидент – действие участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними.
2. Конфликтная стадия. Наступает после инцидента с выходом на позиции прямой конфронтации и отличается тем, что стороны атакуют друг друга. Однако наступает момент выбора путей дальнейшего взаимодействия:
Завершение – всякое окончание, прекращение конфликта. Может быть результатом взаимного примирения сторон либо постепенного затухания противостояния.
Урегулирование конфликта – перевод конфликтного взаимодействия в русло примирения путем переговоров, участия посредников, арбитражного вмешательства.
Разрешение конфликта – его завершение по доброй воле самих оппонентов, достижение ими совместно найденного решения по проблеме.
3. Послеконфликтная стадия – частичная или полная нормализация отношений оппонентов. Заключительная фаза послеконфликтной ситуации - подведение итогов, оценка результатов.
Слайд 9Виды (типы) социальных конфликтов - 1
Подходы к классификации конфликтов могут быть самыми разными.
1. Конфликты возникают во всех областях общественной жизни, поэтому правомерно выделять:
- экономические, социально-экономические;
- политические, межгосударственные, социально-политические, идеологические, военно-политические, юридические;
- социальные, социально-этнические, социально-бытовые, семейные, социально-демографические;
- культурные, религиозные, на почве языка и др.
2. Социологи различают макро- и микроуровень конфликтов.
3. Юристы будут различать сферы проявления конфликтов, имея в виду отрасли законодательства: семейно-бытовые; социально-трудовые; широкое разнообразие хозяйственных, финансовых, имущественных конфликтов.
Слайд 10Внутриличностный конфликт
и его типы
Внутриличностный (психологический) конфликт - это состояние внутренней структуры личности, характеризующееся
противоборством ее элементов.
Типы внутриличностного конфликта:
• Мотивационный конфликт - между бессознательными стремлениями, между стремлениями к обладанию и безопасности, между двумя положительными тенденциями (ситуация буриданова осла).
• Нравственный конфликт - желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями.
• Конфликт нереализованного желания, или комплекса неполноценности – между желаниями личности и действительностью, которая блокирует их удовлетворение.
• Ролевой конфликт – выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт).
• Адаптационный конфликт. В широком смысле - возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, в узком смысле – возникающий при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации.
• Конфликт неадекватной самооценки возникает из-за расхождения между претензиями личности и оценкой своих возможностей.
• Невротический конфликт – результат сохраняющегося в течение длительного времени обычного внутриличностного конфликта, характеризуется высшим напряжением и противоборством внутренних сил и мотивов личности.
Слайд 11
Конфликты в практике управления организацией