Слайд 2содержание образования
система научных знаний, практических умений и навыков, а
также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в
процессе обучения
Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Т.е. изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания
объективные социальные факторы (НТР), а также субъективные социальные факторы (политика и идеология общества, методологические позиции ученых) влияют на содержание образования
Слайд 3традиционная педагогика
ориентирована на реализацию преимущественно образовательных функций школы,
содержание образования
определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и
убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы» (Педагогический словарь, 1960), т.е. знаниево-ориентированный подход (знания являются абсолютной ценностью и заслоняют собой самого человека). Приводит к академизму, ориентации содержания образования на среднего ученика
Слайд 4личностно-ориентированный подход
содержанием образования при личностно-ориентированном подходе – это педагогически адаптированная
система знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта
эмоционально-волевого отношения, усвоение которой призвано обеспечить формирование всесторонне развитой личности, подготовленной к воспроизведению (сохранению) и развитию материальной и духовной культуры общества.
Ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек
Слайд 6прагматическая и культурологическая тенденции содержания образования
образование как социальное явление возникло
из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для
обеспечения их жизнедеятельности. Однако накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о Вселенной, человеке, искусстве и др.
Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности
Слайд 7Теория формального образования
Локк (XVII в.), Песталоцци, Канта и Гербарта
(XVIII-XIX вв.)
Важнейшая задача образования не столько в овладении учащимися фактическими
знаниями, сколько в развитии их ума, т.е. способностей к анализу, синтезу, логическому мышлению и т.д.
Значит лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних – греческого и латинского, т.е.гуманитарное, «классическое» направление образования.
Слайд 8теория
материального образования
Г. Спенсер (1820-1903)
нужно вооружать учащихся преимущественно естественно-научными знаниями,
а в качестве критерия для отбора образовательного материала должна быть
степень его пригодности для жизни, для непосредственной практической деятельности учащихся в будущем.
обучение базировалось не на изучении древних и западноевропейских языков, а на усвоении естественно-научных дисциплин (математики, физики и др.), а также предметов прикладного характера, например бухгалтерского дела и т.д
Слайд 9Прагматическая теория
Джон Дьюи (1859-1952)
отрицание необходимости четко очерченного содержания образования
и отдельных учебных предметов в школе, не признание важности научного
образования и сведение обучение к узкому и основанному на интересах детей практицизму
необходимость положить в основу школьного образования организацию практической деятельности детей, вооружение их умениями и навыками в различных сферах жизни
Слайд 10проектная система обучения
Уильям Килпатрик в 20-е гг XX века
исходя из
своих интересов, дети вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической
задачи, например сооружение игрушечного домика, включались в практическую деятельность и в ходе ее овладевали теми или иными сведениями по языку, математике и другим предметам.
эта теория способствовала снижению уровня образования в массовой школе.
Слайд 11Объединение теорий
А. Дистервег в Германии, К.Д. Ушинский в России
повышение уровня
образования в народной школе, необходимость сочетания естественно-научных и гуманитарных предметов.
Слайд 12концепции целостного развития личности
Идея развития целостной человеческой личности, возвращения
человека самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится
доминирующей и определяющей содержание современного образования.( с 18 века)
Слайд 13система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования
а)
Содержание школьного образования на всех его ступенях должно быть направлено
на осуществление основной цели воспитания – формирование всесторонне и гармонично развитой личности
Т.е.должно обеспечивать умственное развитие учащихся, их техническую и трудовую подготовку, физическое, нравственное и эстетическое воспитание.
изучение соответствующих учебных предметов с достаточным количеством времени (цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов, а также физическое воспитание и занятия по труду)
Слайд 14система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования
б)
Содержание образования должно строиться на строго научной основе и объяснять
учащимся сущность общественной жизни, способствовать формированию их гражданско-патриотической позиции
Поэтому в программы школьного обучения включен материал о полупроводниках, электронике, реактивных двигателях, атомной энергетике, информатике и значительно обновлен курс биологии.
в каждой изучаемой теме должны быть выделены подлежащие усвоению соответствующие мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Слайд 15система научных требований к определению и совершенствованию содержания школьного образования
в)Содержание
образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе,
свойственных той или иной науке.
г) Содержание школьного образования должно строиться на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами
д) В содержании образования должна находить отражение связь теории с практикой, необходимость соединения обучения с производительным трудом.
е) Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.
ж) Общее образование в школе должно сочетаться и осуществляться в единстве с техническим и трудовым обучением и способствовать профессиональной ориентации учащихся
Слайд 16Виды образования
Общее образование, техническое и профессиональное образования
Общее образование является фундаментом
технического и профессионального образования
Профессиональное обучение углубляет общее и техническое образование
Слайд 17Общее образование
Цель- овладение обучающимися основами важнейших наук о природе
и обществе, расширение их интеллектуального кругозора, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической
культуры.
Предполагает общетеоретическую подготовку учащихся и овладение связанными с ней умениями и навыками применения усвоенных знаний на практике. Общее образование обеспечивается в процессе изучения языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, истории, музыки и изобразительного искусства.
Слайд 18Техническое образование
Цель - ознакомление учащихся в теории и на практике
с основными отраслями современного производства и формировании умений и навыков
обращения с наиболее распространенными средствами труда
Техническое обучение должно также включать в себя выработку у учащихся трудовых умений и навыков и, в частности, вооружение их умениями обращаться с простейшими орудиями труда (молоток, пила, рубанок, долото, сверло и т.д.), машинами (токарный станок, двигатель внутреннего сгорания, автомобиль, трактор, компьютер), выполнение некоторых монтажных работ в области электро- и радиотехники, усвоение на практике способов выращивания и ухода за растениями и т.д.
Слайд 19профессиональное образование
Цель - подготовить человека к определенной профессиональной деятельности, дать
ему в этом направлении необходимую систему знаний и практических умений
и навыков
Слайд 20Пути содержания образования
а) уточнение объема и содержания изучаемых предметов, освобождение
от излишне усложненного и второстепенного материала;
б) четкое определение основных понятий
и ведущих идей по каждому
учебному предмету и обеспечение необходимого отражения в них новых
научных теоретических достижений;
в) улучшение технической направленности образования, более
совершенное осуществление трудового и профессионального образования;
г) вооружение учащихся знаниями и практическими умениями и
навыками использования современной вычислительной техники, более
широкое применение компьютеров в учебном процессе путем создания
специальных учебных комбинатов;
д) обеспечение преемственности обучения в школе, СУЗах и вузах с учетом национальных особенностей образования в разных регионах;
е) поддержание мирового стандарта в содержании образования;
ж) введение в содержание образования такого материала, который
способствует развитию творческого мышления учащихся, их способностей и талантов.
Слайд 21Вывод
требования, предъявляемые к содержанию образования в школе, не только
обеспечивают всесторонний учет потребностей общества в подготовке образованных и гармонично
развитых граждан, но и обусловливают необходимость его постоянного обновления и совершенствования.