Слайд 1Социальная работа в сфере образования: специфика
технологий социальной работы в общеобразовательных
организациях
ЛЕКЦИЯ
№2.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПАК С.Н.
ВЫБОРГ
2017Г.
Слайд 2Социальную работу в системе образования кроме
социальных работников ведут специалисты
разных профилей:
социальные педагоги,
школьные психологи,
сами учителя,
а также работники
специализированных учебных заведений.
Слайд 3Социальный работник и социальный педагог
Определение
Специалист по социальной работе – человек
в силу своих должностных и профессиональных обязанностей оказывает все или
отдельные виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей, группой возникших у них проблем.
Определение
Социальный педагог – специалист организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах.
Слайд 4Цели социальной работы в образовательных организациях
воздействовать на процессы социализации учеников,
учащихся
или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного
процесса
и создавать адекватную социальную среду социализации личности
ученика и студента,
а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Слайд 5ОБЪЕКТОМ социальной работы в системе образования
Объектом воздействия становятся как отдельные
личности,
так и социальные группы
(учебные классы, студ. группы и
тд.),
а также и весь коллектив учебного заведения
Слайд 6Предметом социальной работы в системе образования
будет посредническая деятельность между школьниками,
учащимися
и преподавателями,
а также между родителями и работниками инфраструктур образования,
т.е. деятельностьс целью гармонизировать отношения в сфере образования и
содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.
Слайд 7специфика технологий социальной работы в сфере образования
Во-первых, это связано с
тем, что они -реализуются в
различных образовательных учреждениях.
К ним относятся
в первую очередь :
школа, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учрежде-ний и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социо-культурные,
национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений
Слайд 8специфика технологий социальной работы в сфере образования
Во-вторых, специфика технологий социальной
работы свя-
зана с теми проблемами, которые не только проявляются е
сфере
образования, но и порождаются ею.
Для того, чтобы
оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования.
Проблемы эти можно разделить на несколько уровней.
Слайд 9социальные проблемы сферы образования
1. Первый уровень.
Это проблемы, порожденные самой
системой образования.
Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к
степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе.
Слайд 10Такая интенсивная нагрузка даже у здорового ребенка вызывает стрессовые состояния,
не говоря об ослабленных детях, которых становится все больше во
всех возрастных группах.
Слайд 112. Второй уровень — это социальные проблемы детей из неблагополучных
семей,
к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже
уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи.
Хотя причины неблагополучия здесь очень различны:
слабое здоровье, нервные и психические расстройства,
неадекватность реакций,
агрессивность, или, наоборот, виктимность,
зависимое поведение, аутизм
неспособность к работе в школе или профессиональном учебном заведении и т.д.
Слайд 123. Третий уровень. Это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в
образовательном процессе
учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов ,
учеников и студентов,
внутри коллектива учителей и др.
Они связаны, с одной стороны, с особенностями современных де-
тей.
К этим особенностям можно отнести такие модели поведения, как гиперактивность при дефиците внимания (в США
она расценивается как диагноз, препятствующий работе с
компьютерной техникой,
немотивированная агрессия и др.
.
Слайд 13учителя средних школ и преподаватели
С другой стороны, это связано со
спецификой такой со-
циальной группы, как учителя средних школ и преподаватели.
Можно говорить о профессиональных акцентуациях и
социально-профессиональных проблемах этой группы,
а также о состоянии ее здоровья, эмоционального равновесия,
что для современной России стало особенно тяжелой проблемой.
Слайд 14Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить
на следующие группы
1. Проблемы,
возникающие в ходе образовательной деятельности:
— недостаточная готовность учеников к обучению;
—
трудности в освоении общеобразовательных программ;
— категорический отказ учеников от посещения школы
(школофобия);
— высокая степень педагогической запущенности современных детей.
Слайд 152. Проблемы, связанные со здоровьем:
— общая соматическая ослабленность;
— хронические заболевания
различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе
инвалидность;
— посттравматический синдром;
— логоневроз;
— психические последствия оперативных вмешательств,
перенесенных болезней
Слайд 163. Психофизиологические проблемы
— отклонения интеллектуального и личностного развития;
— низкая работоспособность
и частичное отставание в
развитии высших психических функций;
— патохарактерологическое развитие личности;
—
нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
— коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, по-
вышенная конфликтность и др.);
— последствия перенесенного физического или психичес-
кого насилия.
Слайд 174. Социально-правовые проблемы:
— семейные проблемы, сложные жизненные условия;
— нарушение прав
детей, физическое или психическое
насилие над ребенком;
- проживание в неблагополучной, либо
в малообеспеченной семье,
социальная незащищенность,
социальное сиротство;
- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность
к противоправным поступкам
Слайд 18Соц. работа в профессиональных
учебных заведениях
Не менее сложна и важна
работа в профессиональных
учебных заведениях разных уровней. Будущие профессиона-
лы — это
те, кто будет учить детей, лечить всех нас, руко-
водить страной, экономикой, строить всю нашу жизнь. От их
социального здоровья, их ценностей, жизненной позиции,
от способности взаимодействовать друг с другом зависит вся
наша жизнь. Социальная работа в вузах и средних учебных
заведениях заметно изменилась в последнее время и здесь
еще очень много не решенных проблем
Слайд 19Основные задачи социальной работы в сфере образования
1. Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3.
Оздоровительная.
4. Учебно-воспитательная
5. Научно-методическая.
6. Социально-правовая
7. Консультационная
8. Социально-аналитическая
9. Просветительская
Слайд 20Выводы:
Сложность задач, стоящих перед социальной работой в сфере образования, предполагает
необходимость применения всей гаммы социальных технологий,
учета специфики данной сферы
и участвующих в ней социальных групп,
научное изучение всех сторон этой деятельности,
изучение и обобщение опыта работы.