Слайд 1Социально-психологический анализ межличностного конфликта
Слайд 3КОНФЛИКТ
(от лат. Conflictus) – столкновение, в широком смысле,
направленное на преодоление противоречия, столкновение, противостояние двух сторон
Слайд 5Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях:
Отсутствие взаимопонимания между людьми,
наличие подчас противоположных интересов,
чувство обиды,
зависть или месть,
низкая
культура общения,
поведение "трудных" работников,
несовместимость характеров.
неумение найти общий язык,
неурядицами в организации труда и т.д.
Слайд 7КОНФЛИКТЫ НЕИЗБЕЖНЫ,ЕСЛИ :
Нет перспективы творческого роста
Не уточнены функциональные обязанности
Установлены нереальные
нормы работы, критерии оценки труда
Не разработаны системы морального и материального
поощрения
Отсутствует необходимая для работы информация
Слайд 9Виды конфликтов
конфликты деятельности
конфликты поведения (поступков)
конфликты отношений
Слайд 11Отличительные особенности межличностного конфликта
1. противоборство людей происходит непосредственно «здесь и
сейчас» на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом
к лицу
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. Затрагивают интересы окружения
Слайд 13Характеристика стратегий межличностного взаимодействия
Социальные мотивы взаимодействия (то есть, мотивов,
с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
Мотив максимизации
общего выигрыша (кооперации).
Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).
Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).
Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).
Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство).
Слайд 15Стратегии взаимодействия
ориентация
на собственные цели max . П
.С
. . К
. И . У
min max
ориентация на цели другого
Слайд 16КОНКУРЕНЦИЯ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
КОМПРОМИСС
ИЗБЕГАНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
Слайд 18
Структура и динамика конфликтов
Конфликтная ситуация — это объективная основа конфликта,
фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По
сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия
Инцидент — это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент — это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент
Слайд 20Структура конфликтной ситуации
ОБЪЕКТ
КОНФЛИКТА
внутренняя внешняя внешняя внутренняя
позиция позиция позиция позиция
СТОРОНЫ КОНФЛИКТА СТОРОНЫ КОНФЛИКТА
Слайд 21Динамика конфликта
I стадия Возникновение объективной .
конфликтной ситуации
II стадия Осознание конфликта
III стадия Конфликтные действия
IV стадия Разрешение конфликта
Слайд 23
Важнейшие поведенческие проявления:
Область позитивных эмоций: солидарность, снятие напряжения, согласие
Область
решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других
Область постановки проблем: просьба об
информации, просьба высказать мнение, просьба об указании
Область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма
Структура межличностного взаимодействия
Слайд 24Характеристика исходов конфликта
Исходы конфликта (формы его разрешения) разнообразны:
через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации
Снятие инцидента
— это попытка притушить конфликт, Перечислим основные способы:
1. Обеспечение выигрыша одной из сторон. В данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона при- няла свое поражение, что крайне редко встречается в повсед-невной практике. Победа одной стороны — всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего инцидента.
2. Снятие конфликта с помощью лжи, которое переводит конф-ликт в неосознаваемую форму и дает сторонам отсрочку в решении своих проблем.
Разрешения самой конфликтной ситуации:
1.Полное физическое или функциональное разведение участников.
2. Внутреннее переструктурирование образа ситуации.
3. Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству.
Слайд 26 Управленческие и личностные причины конфликтов
Управленческие причины: необоснованные, неоптимальные
и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны
руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.
Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному, и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психоло-гические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т.д.).
Слайд 28
Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых
разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это
- жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ
Слайд 29
Люди этого типа не умеют перест-раиваться, т.е. учитывать в сво-ем
поведении изменение ситуа-ции и обстоятельств, принимать во внимание мнения и
точки зре-ния окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность
РИГИДНЫЙ
Слайд 30
Личность "сверхточного" типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и
исполнительна, отталкивает людей от себя. Характеризуется следующими особенностями поведения. Предъявляет
повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан в эмоциональных проявлениях. Не чувствует реальные взаимоотношения в группе.
ПЕДАНТ
Слайд 31 Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность
в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная.
Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями
БЕСКОНФЛИКТНЫЙ
Слайд 32ТАНК
- это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости
взаимоотношений и чужие чувства.
Эгоистичен и уверен в своей правоте.
Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу.
Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту.
Озабочен своим авторитетом.
Болезненно самолюбив.
Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство.
Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент.
Слайд 33ПИЯВКА
Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни
в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним
ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло
Слайд 34
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и
сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом
часто возникают проблемы: "Вата" не выпол-няет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее
У такого типа постоянно возникают непред-виденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного
Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах
ВАТА
Слайд 35ОБВИНИТЕЛЬ
Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников.
Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей:
соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать
Слайд 36
Условия и способы предупреждения конфликтов “по вертикали”
психологический отбор специалистов в
организацию;
стимулирование мотивации к добросовестному труду;
своевременное информирование людей по важным для
них проблемам;
снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей;
оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;
уменьшение зависимости работника от руководителя;
ясные, конкретные и выполнимые задачи;
Текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов.
Слайд 38
Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц:
"Есть все основания
считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в
современных условиях культурно-исторического и технического развития"
Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию