Слайд 1Социально-психологический анализ межличностного конфликта
                            							
							
							
						 
											
											
                            Слайд 3КОНФЛИКТ
(от лат. Conflictus) – столкновение, в   широком смысле,
                                                            
                                    
направленное на преодоление противоречия, столкновение, противостояние двух сторон 
                                                                    
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 5Основные источники возникновения напряженности во взаимоотношениях:
 
Отсутствие взаимопонимания между людьми,
                                                            
                                    
наличие подчас противоположных интересов, 
чувство обиды, 
зависть или месть, 
низкая
                                    культура общения,
поведение "трудных" работников, 
несовместимость характеров. 
неумение найти общий язык, 
неурядицами в организации труда и т.д. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 7КОНФЛИКТЫ НЕИЗБЕЖНЫ,ЕСЛИ :
Нет перспективы творческого роста
Не уточнены функциональные обязанности
Установлены нереальные
                                                            
                                    
нормы работы, критерии оценки труда
Не разработаны системы морального и материального
                                    поощрения
Отсутствует необходимая для работы информация
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 9Виды конфликтов
конфликты деятельности
конфликты поведения (поступков)
конфликты отношений
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 11Отличительные особенности межличностного конфликта
1. противоборство людей происходит непосредственно «здесь и
                                                            
                                    
сейчас» на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом
                                    к лицу
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. Затрагивают интересы окружения
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 13Характеристика стратегий межличностного взаимодействия
Социальные мотивы взаимодействия  (то есть, мотивов,
                                                            
                                    
с которыми человек вступает во взаимодействие с другими людьми):
Мотив максимизации
                                    общего выигрыша (кооперации).
Мотив максимизации собственного выигрыша (иначе, индивидуализм).
Мотив максимизации относительного выигрыша (конкуренция).
Мотив максимизации выигрыша другого (альтруизм).
Мотив минимизации выигрыша другого (агрессия).
Мотив минимизации различий в выигрышах (равенство). 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 15Стратегии взаимодействия 
ориентация       
                                                            
                                    
на собственные цели max  . П   
                                                 .С
                                             .                    . К   
            . И                  . У
                           
            min                                 max    
                                           ориентация на цели другого
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16КОНКУРЕНЦИЯ
ПРИСПОСОБЛЕНИЕ
КОМПРОМИСС
ИЗБЕГАНИЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 18
Структура и динамика конфликтов
Конфликтная ситуация — это объективная основа конфликта,
                                                            
                                    
фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. По
                                    сути дела, это еще не сам конфликт, так как существующее объективное противоречие может определенное время не осознаваться участниками взаимодействия
Инцидент — это ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях. То есть инцидент — это осознание конфликтной ситуации. Он может протекать в различных формах. Прежде всего, различают скрытый и открытый инцидент 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 20Структура конфликтной ситуации
 
  
 ОБЪЕКТ 
  
                                                            
                                             
                                    КОНФЛИКТА                          
  внутренняя   внешняя                          внешняя      внутренняя 
  позиция      позиция                          позиция       позиция
 СТОРОНЫ  КОНФЛИКТА                   СТОРОНЫ  КОНФЛИКТА
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Динамика конфликта
I стадия Возникновение  объективной   . 
                                                            
                                    
    конфликтной ситуации 
   
                                      
 II стадия Осознание конфликта 
       
III стадия Конфликтные действия 
     
 IV стадия Разрешение конфликта
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 23
 Важнейшие поведенческие проявления:
Область позитивных эмоций: солидарность, снятие напряжения, согласие
Область
                                                            
                                    решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других
Область постановки проблем: просьба	об
                                    информации, просьба	высказать мнение, просьба	об указании
Область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма
Структура межличностного взаимодействия
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24Характеристика исходов конфликта
Исходы конфликта (формы его разрешения)  разнообразны: 
                                                            
                                    
через снятие инцидента и через разрешение объективной конфликтной ситуации
Снятие инцидента
                                    — это попытка притушить конфликт,  Перечислим основные способы:
1. Обеспечение выигрыша одной из сторон. В данном случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона при- няла свое поражение, что крайне редко встречается в повсед-невной практике. Победа одной стороны — всегда временное состояние, сохраняющееся до ближайшего  инцидента.     
2. Снятие конфликта с помощью лжи, которое переводит конф-ликт в неосознаваемую форму и дает сторонам отсрочку в решении своих проблем. 
Разрешения самой конфликтной ситуации:
1.Полное физическое или функциональное разведение участников. 
2. Внутреннее переструктурирование  образа ситуации. 
3. Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. 
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 26 Управленческие и личностные причины конфликтов
Управленческие  причины: необоснованные, неоптимальные
                                                            
                                    
и ошибочные решения; излишняя опека и контроль подчиненных со стороны
                                    руководства; недостаточная профессиональная подготовка руководителей; низкий престиж труда управленцев среднего и низшего звена; неравномерность распределения служебной нагрузки среди подчиненных; нарушения в системе стимулирования труда.
Личностные  причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному, и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психоло-гические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т.д.).
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 28
Чаще всего это холерики, которым присуща бурная деятельность в самых
                                                            
                                    разнообразных направлениях, для них конфликт, как для рыбы вода, это
                                    - жизнь, среда существования. Они любят все время быть на виду, имеют завышенную самооценку
ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 29
Люди этого типа не умеют перест-раиваться, т.е. учитывать в сво-ем
                                                            
                                    поведении изменение ситуа-ции и обстоятельств, принимать во внимание мнения и
                                    точки зре-ния окружающих, честолюбивы, проявляют болезненную обидчивость, подозрительность
РИГИДНЫЙ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 30
Личность "сверхточного" типа, которая всегда пунктуальна, придирчива, занудна, хоть и
                                                            
                                    исполнительна, отталкивает людей от себя. Характеризуется следующими особенностями поведения. Предъявляет
                                    повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим. Обладает повышенной тревожностью. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т. п.). Сдержан в  эмоциональных проявлениях. Не  чувствует реальные взаимоотношения в группе. 
ПЕДАНТ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31  Личность, сознательно уходящая, убегающая от конфликта, перекладывающая ответственность
                                                            
                                    в принятии решения на других (руководитель на своего заместителя), беспринципная.
                                    Между тем конфликт нарастает как снежный ком и обрушивается на такую личность, что чревато последствиями
БЕСКОНФЛИКТНЫЙ
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 32ТАНК
- это грубый, бесцеремонный человек, идущий на пролом, презирающий тонкости
                                                            
                                    
взаимоотношений и чужие чувства. 
Эгоистичен и уверен в своей правоте.
                                    
Считает, что окружающие должны уступать ему дорогу. 
Не любит, когда кто-то ставит под сомнение его правоту. 
Озабочен своим авторитетом. 
Болезненно самолюбив. 
Настороженно относится к шуткам, которые по содержанию перекликаются с текущей ситуацией. В каждой шутке он усматривает скрытую атаку на его личность и достоинство. 
Попытки обсудить с ним его отношение к людям (с надеждой что-то исправить) будут тщетны. Все без  ваши претензии будут приписаны вашему дурному характеру - ведь многие, с кем он общается, с ним согласны. Такой человек нацелен на дело, люди для него - инструмент. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 33ПИЯВКА
Пиявка" не говорит гадостей, не ругает и не оскорбляет, ни
                                                            
                                    
в чем прямо не обвиняет, но после общения с ним
                                    ухудшается самочувствие, снижается настроение или появляется чувство усталости, труднее направить мысли в нужное русло
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 34
Такой человек производит впечатление приятного и покладистого. Он уступчив и
                                                            
                                    сговорчив. Это нравится в начале взаимодействия с ним. Но потом
                                    часто возникают проблемы: "Вата" не выпол-няет обещанного, соглашается сделать какую-либо работу и не делает ее
У такого типа постоянно возникают непред-виденные обстоятельства, которые мешают выполнению обещанного
Не считает нужным вовремя сказать о таких обстоятельствах 
ВАТА
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 35ОБВИНИТЕЛЬ
 Для него весь мир полон дураков, подлецов и бездельников.
                                                            
                                    
Но критикует он не устройство мира, а вполне конкретных людей:
                                    соседей, водителей автобусов, продавцов, врачей, сослуживцев, начальников, чиновников правительства... Критикует увлеченно, с жаром, со знанием дела, с фактами, выводами и заключениями. Имеет свои четкие суждения о том, кто как должен жить и работать
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 36
Условия и способы предупреждения конфликтов “по вертикали”
психологический отбор специалистов в
                                                            
                                    
организацию;
стимулирование мотивации к добросовестному труду;
своевременное информирование людей по важным для
                                    них проблемам;
снятие социально-психологической напряженности путем проведения совместного отдыха, в том числе с участием членов семей;
оптимизация рабочего времени управленцев и исполнителей;
уменьшение зависимости работника от руководителя;
ясные, конкретные и выполнимые задачи;
Текущий контроль снижает вероятность возникновения конфликтов.
                                
                            							
														
						 
											
											
                            Слайд 38
Выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии К.Лоренц: 
"Есть все основания
                                                            
                                    
считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в
                                    современных условиях культурно-исторического и технического развития"
Однако мы не должны забывать, что конфликт есть нормальное жизненное явление. Не стоит принимать на веру миф о возможности всеобщей гармонии интересов. Стоит, пожалуй, лишь постараться, насколько это возможно, эффективнее использовать его внутреннюю силу, энергию