Слайд 1СОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА
Годы жизни и творчества Э. Дюркгейма
Предмет и метод
социологии.
«Социологизм» — философская основа
социологии Дюркгейма .
4. Э. Дюркгейм о
социальной солидарности.
Слайд 2Эмиль Дюркгейм
Давид Эмиль Дюркгейм
(фр. David Émile Durkheim;
15 апреля 1858, Эпиналь —
15
ноября 1917, Париж) — французский социолог, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей
социологии как самостоятельной науки.
«О разделении общественного труда» (1893), «Метод социологии» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Слайд 3Биография
Родился на востоке Франции в городе Эпинале в семье потомственного раввина.
Отец - небогатый торговец, мать - просвещенная женщина, влюбленная в
философию и искусства. Его готовили к профессии священника, в 13 лет он даже прошел иудейскую конфирмацию.
После смерти отца отказался от религиозной стези. В 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882. В течение 3-х лет преподавал философию в провинциальных лицеях.
В 1885 совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.
В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда» и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Работая в университете Бордо, Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы — «Правила социологического метода» (1895) и «Самоубийство» (1897).
В 1898—1913 руководил изданием «Социологического ежегодника» — первого в мире научного журнала по социологии. В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешёл в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).
Конт первым ввел в научный обиход термин "социология", Дюркгейм первым применил понятие "прикладная социология».
Слайд 4Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но он
активно участвовал в общественных организациях и движениях. Он был демократом
и либералом, сторонником социальных реформ, основанных на научных рекомендациях.
Противник революционного социализма, считал, что глубокие социальные изменения происходят в результате длительной эволюции.
Практическая цель его деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны.
Первая мировая война нанесла тяжелый удар по Французской социологической школе, поставив под вопрос оптимистический пафос теории Дюркгейма. Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах войны. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий молодой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 ноября 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.
Слайд 5Социология как наука
У социологии есть четко определенный объект и метод
его изучения.
Объект — это социальные факты;
метод —
это наблюдение и косвенный эксперимент (сравнительный метод).
2. Наука сформирована тогда, когда она имеет разделы и подразделы, когда включает в себя множество связанных между собой проблем;
Разделы социологии:
- множество общих идей и чувств в обществе, которые передаются от поколения к поколению и обеспечивают единство и преемственность коллективной жизни. (Социология религии)
- некоторые из общих суждений, разделяемых гражданами, носят обязательный характер. (Социология морали)
- некоторые из этих максим обладают такой обязательной силой, что общество препятствует тому, чтобы они нарушались. (Юридическая социология)
- наука, которая изучает экономические явления, должна стать отраслью социологии. (Экономическая социология)
Слайд 6Хотя социология — единая наука, она включает в себя множество
вопросов и, следовательно, частных наук
В действительности существует столько отраслей
социологии, столько частных социальных наук, сколько существует разновидностей социальных фактов: социология религии, социология морали, юридическая социология, экономическая социология и т.д.
Слайд 7СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ
Отличительные признаки социального факта:
1) его внешнее существование по
отношению к индивидуальным сознаниям;
2) принудительное воздействие, которое он оказывает
или способен оказывать на те же сознания.
3)состояние независимости по отношению к его индивидуальным проявлениям.
4) применение этой характеристики к устоявшимся обычаям и социальным течениям.
5) социальный факт распространяется потому, что он социален, а не социален потому, что распространен.
Основное правило: рассматривать социальные факты как вещи
Объяснение социального факта:
1).Полезность факта не объясняет его существования;
2) Социальные факты могут объясняться только социальными же фактами.
Внутренняя среда - источник любого сколько-нибудь значимого социального процесса. Задача социологии - нахождение свойств этой среды, оказывающих наибольшее воздействие на социальные явления.
Слайд 8Метод социологии
Люди - инструмент возникновения событий. А рациональное и объективное
объяснение событий состоит в обнаружении того, каким образом они реально
были порождены, а не в идее, которую создали об их возникновении люди.
Аналогия, хоть и не является методом доказательства, но она представляет собой способ иллюстрации и вторичной верификации, который может оказаться полезным.
Способы постижения социологической истины:
определение и наблюдение социальных фактов,
различение «нормальных» и «патологических» явлений,
конструирование социальных типов,
описание и объяснение фактов.
Социальная наука базируется не только на эмпирическом, но и на методологически обоснованном теоретическом фундаменте.
Слайд 10СОЦИОЛОГИЗМ Э. Дюркгейма.
Онтологическая сторона «социологизма», т. е. концепция социальной
реальности:
1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь
же устойчива, основательна и «реальна», как и другие виды реальности, а потому, развивается в соответствии с определенными законами.
2. Общество — это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
«Индивидуальные факты — социальные факты»,
«индивидуальные представления — коллективные представления», «индивидуальное сознание — коллективное сознание»,
«светское — священное» — таковы некоторые основные дихотомии социологии Дюркгейма.
Онтологическая сторона «социологизма» не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности. Утверждается примат социальной реальности по отношению к индивидуальной; значение индивидуальной реальности признается вторичным. В дихотомических парах те стороны, которые воплощают социальную реальность, господствуют: «коллективные представления» — над индивидуальными, «коллективное сознание» — над индивидуальным, «священное» — над «светским» и т. п.
(«социальный реализм»).
Слайд 11СОЦИОЛОГИЗМ Э. Дюркгейма.
Методологический аспект «социологизма» тесно связан с его
онтологическим аспектом и симметричен ему.
1. Поскольку общество — часть природы,
постольку наука об обществе, социология, подобна наукам о природе в отношении методологии; ее познавательной целью провозглашается исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук.
Из признания специфики социальной реальности вытекает самостоятельность социологии как науки
Поскольку в соответствии с его «социальным реализмом» общество оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит социологизация как объясняемых, так и объясняющих фактов.
Социология в результате выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как наука наук, призванная обновить и социологизировать самые различные отрасли знания: философию, гносеологию, логику, этику, историю, экономику и др. («система, корпус социальных наук»)
со временем смягчил ригоризм своих первоначальных «социологистских» и антипсихологических формулировок.
Слайд 12ОБЩЕСТВО
Общество – это независимая от индивидов, вне- и надиндивидуальная реальность.
генетически общество возникает в результате взаимодействия индивидов; но, раз
возникнув, оно начинает жить по своим собственным законам.
Дюркгейм отказывается от плоского однолинейного эволюционизма в пользу представления о сложности и многообразии путей социальной эволюции. Он склонен главным образом говорить не об обществе, а об обществах
В связи с секуляризацией общественной жизни он видел в обществе высшую и в то же время «реальную» сущность, которая обосновывает и санкционирует нравственность.
Строго говоря, общество включает в себя также и вещи (материальная основа общества).
Слайд 14ЧЕЛОВЕК В СОЦИОЛОГИИ Э. ДЮРКГЕЙМА
Статус человека в обществе определяется его
местом в общественном разделении труда.
Движущей силой человеческой деятельности является удовлетворение
своих потребностей (желаний), которые безграничны. Неудовлетворенные желания толкают к самоубийству, поэтому нужны нормы, регулирующие и обуздывающие человеческие аппетиты
Формирование человека в обществе происходит как объективными факторами (существующими общественными отношениями), так и целенаправленным воспитанием, в определении целей которого главную роль играет социология
Человек вторичен по отношению к обществу, но он активно преобразует общество
Ценности играют роль обуздывающих норм. Существуют различные типы ценностей. Одно дело — экономическая ценность, другое — ценности нравственные, религиозные, эстетические, метафизические.
Слайд 16СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
разделение общественного труда обеспечивает социальную солидарность. Разделение труда —
это тот фактор, который создает и воссоздает единство обществ, в
которых традиционные верования утратили былую силу и привлекательность
Солидарность для Дюркгейма — синоним общественного состояния. В конечном счете люди объединяются в общество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.
Он приходит к мысли о необходимости социально-реформаторских действий по внедрению новых форм социальной регуляции, прежде всего посредством создания профессиональных групп (корпораций).
В архаических («сегментарных») обществах социальная солидарность основана на полном растворении индивидуальных сознаний в «коллективном сознании» («механическая солидарность»).
В развитых («организованных») обществах она основана на автономии индивидов, разделении функций, функциональной взаимозависимости и взаимообмене («органическая солидарность»). «Коллективное сознание» здесь не исчезает, но становится более общим, неопределенным и действует в более ограниченной сфере.
В работе «О разделении общественного труда» эволюционистский подход сочетается со структурно-функциональным. Классификация автором социальных структур («сегментарных» и «организованных» обществ), рассмотрение сложных обществ как сочетания простых, основаны на эволюционистском представлении о последовательной смене во времени одних социальных видов другими.
Слайд 18Оценка теории солидарности
Во-первых, это фактически неверно. Сотрудничество, взаимообмен и сплоченность
— не менее универсальные явления социальной жизни, чем конфликт.
Во-вторых,
и сам конфликт, эффективно, мирно и вовремя разрешаемый, иногда играет социально функциональную роль, выступая как симптом социальных проблем и средство восстановления социального равновесия.
В-третьих, провозглашение социальной вражды «нормальным» явлением, будучи фактически неверным, может служить и служило средством ее обоснования, оправдания, практического внедрения. И наоборот, признание солидарности нормой социальной жизни влечет за собой активный поиск путей ее осуществления и может реально способствовать этому осуществлению.
Отсутствие солидарности, социально-групповую вражду нельзя признать «нормальной», т. е. непрерывной и повсеместной.
Именно осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять теперь пагубным проявлениям индивидуального, группового, национального эгоизма — следствиям традиционного деспотического централизма, многолетнего искоренения естественных различий и насаждения искусственного единообразия.
При этом необходима солидарность, основаная на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная «механическая» солидарность должна уступить место естественной и добровольной «органической» солидарности.
Слайд 19Пример социологического анализа социального
явления самоубийства
Исследование Дюркгейма «Самоубийство» (1897), в отличие
от остальных его исследований, основано на анализе статистического материала, характеризующего
динамику самоубийств в различных европейских странах.
Автор решительно отвергает попытки объяснения исследуемого явления внесоциальными факторами: психологическими, психопатологическими, климатическими, сезонными и т. п. Только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах и в разные периоды.
Прослеживая связь самоубийств с принадлежностью к определенным социальным группам, Дюркгейм устанавливает зависимость числа самоубийств от степени ценностно-нормативной интеграции общества (группы). Он выделяет три основных типа самоубийства, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида: эгоистическое, алътруистское и анемическое.
Слайд 22ВЫВОДЫ
Э. Дюркгейм институционализировал социологию как науку, определив ее объект, предмет,
метод и структуру.
Определил специфику социологии как многоуровневой науки, выделив отраслевые
социологии (экономическую, социологию религии, морали и др.)
Дал определение общества как социальной реальности, объясняемой социальными фактами.
Структурно-функциональный подход к социальному прогрессу как социальной эволюции.
Единство общества обусловлено социальной солидарностью, как естественным стремлением людей в объединению для выживания (механической и органической).
Человек – это объект и субъект общественных отношений. Он действует ради удовлетворения своих потребностей. Общественные нормы и ценности регулируют эту деятельность.
Социальная структура общества формируется на основе общественного разделения труда.