Разделы презентаций


СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Содержание

Сultura (лат.) означает «обработка», «земледелие», иначе говоря – это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Преподаватель – к.и.н. М.А.Козлова

СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫПреподаватель – к.и.н. М.А.Козлова

Слайд 2Сultura (лат.) означает «обработка», «земледелие», иначе говоря – это возделывание,

очеловечивание, изменение природы как среды обитания.






Сultura (лат.) означает «обработка», «земледелие», иначе говоря – это возделывание, очеловечивание, изменение природы как среды обитания.

Слайд 3А. Кребер и К. Клакхон систематизировали 150 определений культуры






А. Кребер и К. Клакхон систематизировали 150 определений культуры

Слайд 4А. Описательные определения
Э.Тайлор: "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле

слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов,

обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
B. Исторические определения
Э. Сепир: культура — это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни".

А. Описательные определенияЭ.Тайлор:

Слайд 5C. Нормативные определения.
К. Уислер: "образ жизни, которому следует община

или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований

и практик, которым следует племя".
Т. Карвер, "культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека".


C. Нормативные определения. К. Уислер:

Слайд 6D. Психологические определении
Г.Рохайм: "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций,

всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что

подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации".
E. Структурные определения
Р.Линтон: а) "культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества"; б) "культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".


D.	Психологические определенииГ.Рохайм:

Слайд 7F. Генетические определения.
Л.Уайт: "Культура — это имя для особого порядка,

или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые

зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря точнее, культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, для борьбы за существование или выживание"


F.	Генетические определения. Л.Уайт:

Слайд 8Компоненты протокультуры

Компоненты протокультуры

Слайд 9Компоненты протокультуры
Социальная организация.
Адаптационный смысл - в объединении популяции для

извлечения внешних ресурсов и противостоянии неблагоприятным воздействиям окружения.

Компоненты протокультурыСоциальная организация. Адаптационный смысл - в объединении популяции для извлечения внешних ресурсов и противостоянии неблагоприятным воздействиям

Слайд 10Компоненты протокультуры
Значимость коммуникативных процессов.
Адаптационный смысл – создание базы для

достаточно сложных сообщений.

Компоненты протокультурыЗначимость коммуникативных процессов. Адаптационный смысл – создание базы для достаточно сложных сообщений.

Слайд 11Компоненты протокультуры
Обучение
Адаптационный смысл - повышение степени освоенности окружения.

Компоненты протокультурыОбучение Адаптационный смысл - повышение степени освоенности окружения.

Слайд 12Компоненты протокультуры
Исследовательское поведение
Адаптационный смысл - перестройка внутреннего представления таким

образом, чтобы он соответствовал ключевым характеристикам новой ситуации.

Компоненты протокультурыИсследовательское поведение Адаптационный смысл - перестройка внутреннего представления таким образом, чтобы он соответствовал ключевым характеристикам новой

Слайд 13Компоненты протокультуры
Игра
Адаптационный смысл - безопасное экспериментирование с элементами окружения.

Компоненты протокультурыИграАдаптационный смысл - безопасное экспериментирование с элементами окружения.

Слайд 14Сущностные характеристики культуры.

Сущностные характеристики культуры.

Слайд 15Сущностные характеристики культуры.
Во-первых,
культура – это содержание социальной (совместной) жизни

людей.

Сущностные характеристики культуры.Во-первых, культура – это содержание социальной (совместной) жизни людей.

Слайд 16Сущностные характеристики культуры.
Во-вторых,
культурные явления искусственны и созданы людьми.

Сущностные характеристики культуры.Во-вторых, культурные явления искусственны и созданы людьми.

Слайд 17Сущностные характеристики культуры.
Третье
культура включает в себя вещи.

Сущностные характеристики культуры.Третье культура включает в себя вещи.

Слайд 18Сущностные характеристики культуры.
Четвертое
Культура включает в себя образцы человеческих отношений.



Сущностные характеристики культуры.Четвертое Культура включает в себя образцы человеческих отношений.

Слайд 19Сущностные характеристики культуры.
Пятое
Культура технологична.

Сущностные характеристики культуры.ПятоеКультура технологична.

Слайд 20Сущностные характеристики культуры.
Шестое
Культура включает в себя символические объекты, в

том числе ценности и нормы.

Сущностные характеристики культуры.Шестое Культура включает в себя символические объекты, в том числе ценности и нормы.

Слайд 21Ф.Клакхорн и Ф.Стродбек: Ценности - «сложные, определенным образом сгруппированные принципы,

придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности

в ходе решения общих человеческих проблем»

Ф.Клакхорн и Ф.Стродбек: Ценности - «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого

Слайд 22Три положения:
Люди во всех культурах призваны решать одни и те

же проблемы;
Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той

или иной культуре может иметь разный вес внутри данного набора;
Все потенциальные решения имеются в каждой культуре, однако одни решения, с точки зрения членов данной культуры, являются предпочтительными.

Три положения:Люди во всех культурах призваны решать одни и те же проблемы;Набор доступных решений ограничен, но каждое

Слайд 235 основных общечеловеческих проблем:
1) - отношение к человеческой натуре;
2) -

отношение человека к природе и «сверхприродному»;
3) - отношение человека ко

времени;
4) - направленность человеческой деятельности;
5) - отношение человека к другим людям.

5 основных общечеловеческих проблем:1) - отношение к человеческой натуре;2) - отношение человека к природе и «сверхприродному»;3) -

Слайд 24Основные функции культуры:
инструментальная
нормативная
сигнификативная
коммуникативная

«Специфические» функции, связанные с

обеспечением отдельных видов социальных потребностей:
эстетическая,
познавательная
религиозная и др.

Основные функции культуры:инструментальная нормативная сигнификативная коммуникативная «Специфические» функции, связанные с обеспечением отдельных видов социальных потребностей: эстетическая, познавательная

Слайд 25Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизни
Оказывая влияние на социальное

поведение, культура определяет лишь социотипическое поведение личности.

Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизниОказывая влияние на социальное поведение, культура определяет лишь социотипическое поведение личности.

Слайд 26 Регуляторы социотипического поведения

1) Нравственные нормы - система

представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий

и запрещающие другие.
Психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм:
Страх
Стыд
Чувство вины


Регуляторы социотипического поведения  1) Нравственные нормы - система представлений о правильном и неправильном поведении, требующие

Слайд 27 Регуляторы социотипического поведения
2) «Национальный характер»

Регуляторы социотипического поведения   2) «Национальный характер»

Слайд 28 Социологическое понятие культуры:

Культура – это содержание социальной жизни,

и это механизм, регулирующий социальное общежитие.

Социологическое понятие культуры: Культура – это содержание социальной жизни, и это механизм, регулирующий социальное общежитие.

Слайд 29Культура в понимающей социологии

Чарльз Кули: социальная природа человека

'вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или

первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково'.

Социальная природа - общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности.

Культура в понимающей социологии  Чарльз Кули: социальная природа человека 'вырабатывается в человеке при помощи простых форм

Слайд 30Культура в понимающей социологии

Уильям Томас: концепция 'определения

ситуации': 'Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим

последствиям'

Культура в понимающей социологии  Уильям Томас: концепция 'определения ситуации': 'Если ситуация определяется как реальная, она реальна

Слайд 31Социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте:
- так,

как его видит социолог через посредство объективных научных понятий,
-

так, как его видят сами действующие индивиды.

Социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте: - так, как его видит социолог через посредство объективных

Слайд 32Культура в понимающей социологии

Джордж Мид: понятие межиндивидуального взаимодействия.



В совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание.
Благодаря

тождественности восприятия жеста и 'принимающим', и 'передающим' становится возможным «принятием роли другого».
Обобщающее мнение группы - 'роль обобщенного другого'.

Культура в понимающей социологии  Джордж Мид: понятие межиндивидуального взаимодействия. В совокупности взаимодействий формируется общество и формируется

Слайд 33Логика и история повседневности

Этнометодология Гарольда Гарфинкеля - методы, которые

используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления

своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах.

Логика и история повседневности Этнометодология Гарольда Гарфинкеля - методы, которые используют люди, принадлежащими к определенной культуре для

Слайд 34Локальное производство социального мира

Общее понимание индивидами социальной жизни не

только приходит через принятие общих культурных норм и ценностей, но

и конструируется изнутри.

Социальная структура воздействует на сознание индивида через "фоновые ожидания».

Нормализация ситуации происходит благодаря приписыванию партнеру какого-то типичного мотива, то есть благодаря типизации личности партнера-экспериментатора.

Локальное производство социального мира Общее понимание индивидами социальной жизни не только приходит через принятие общих культурных норм

Слайд 35Конечные области значений (А. Шюц)

- замкнуты в себе,

переход из одной области в другую требует усилий
значения фактов, вещей,

явлений в каждой из этих сфер опыта образуют целостную систему.

Верховная власть повседневности обеспечивается связью с физической телесностью действующего индивида.

Конечные области значений  (А. Шюц)  - замкнуты в себе, переход из одной области в другую

Слайд 36Интерпретация как защита повседневности

Первый шаг: интерпретации события истолковываются как

знаки
Второй шаг: интерпретации события истолковываются как символы, указывающие на трансцендентную

по отношению к повседневности реальность.
Интерпретация как защита повседневности Первый шаг: интерпретации события истолковываются как знакиВторой шаг: интерпретации события истолковываются как символы,

Слайд 37Механизм повседневной типизации

А.Шюц: 'общий тезис о взаимозаменяемости перспектив':

А) Постулат

взаимозаменяемости точек зрения.
Б) Постулат совпадения 'систем релевантностей'.

Механизм повседневной типизации А.Шюц: 'общий тезис о взаимозаменяемости перспектив':А) Постулат взаимозаменяемости точек зрения.Б) Постулат совпадения 'систем релевантностей'.

Слайд 38Ритуалы и ритуализм

Г.Зиммель: большая часть повседневной жизни человека состоит

из действий ритуального характера, мало или вовсе не связанных с

реальными жизненными проблемами.
Это не 'содержательные' пустота и лицемерие, а пустота и лицемерие игры (определяется правилами игры).
Ритуалы и ритуализм Г.Зиммель: большая часть повседневной жизни человека состоит из действий ритуального характера, мало или вовсе

Слайд 39Ритуалы и ритуализм
- как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий;
-

как форма адаптивного поведения (Р. Мертон: ритуализм - это тип

индивидуальной адаптации, когда индивид отвергает культурно определенные цели по причине неспособности их достижения, но продолжает исполнять институциональные правила и нормы, предназначенные для достижения этих целей);
- как ценностная характеристика личностей или групп (подразумевает систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни).
Ритуалы и ритуализм - как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий; - как форма адаптивного поведения (Р. Мертон: ритуализм

Слайд 40Вывод:
борьба против устаревших форм на самом деле есть борьба против

содержания, заключающегося в этих формах.

- нет ритуалов, которые совсем

не соответствуют выражаемым в них ценностям.
Вывод:борьба против устаревших форм на самом деле есть борьба против содержания, заключающегося в этих формах. - нет

Слайд 41Ритуализация определенных систем деятельности есть форма образования социальных институтов. Институционализованные

ритуалы есть форма канализации индивидуальных энергий и фундамент социального порядка.
 
Г.Зиммель:


Во-первых, формы, которые впоследствии превращаются в ритуалы, происходят из самой жизни и когда-то имели очевидную практическую жизненную целесообразность.
Во-вторых, будучи ритуализованными, эти формы как бы лишаются цели, становятся 'пустыми' формами, не связанными с непосредственностью жизни.
В-третьих, они начинают оказывать воздействие на жизнь, определяя и формуя по-своему материю жизни, ее содержание.
.
Ритуализация определенных систем деятельности есть форма образования социальных институтов. Институционализованные ритуалы есть форма канализации индивидуальных энергий и

Слайд 42Определения ритуалов
В этнографии/культурной антропологии:

Р.Фирт: 'определенные установленные действия, которые совершаются с

целью повлиять на действительность, имеют символический, неэмпирический характер и, как

правило, социально санкционированы'

Р. и К. Берндты: 'обряд, магический или религиозный, является стилизованным и символическим действием, которое исполняется для достижения определенных целей в земной жизни или в загробной'.

М. Дуглас: 'ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам'.
Определения ритуаловВ этнографии/культурной антропологии:Р.Фирт: 'определенные установленные действия, которые совершаются с целью повлиять на действительность, имеют символический, неэмпирический

Слайд 43Определения ритуалов
В социологии: понимание ритуала имеет более общий характер.

В.Фукс:

'социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой

предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации'.
Дж. и A.Тeoдорсоны:
1. Культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традицией.
2. Символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума).
Определения ритуаловВ социологии: понимание ритуала имеет более общий характер. В.Фукс: 'социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые

Слайд 44Дюркгейм о религии и ритуалах
Разделение мира на священный и светский

воспроизводит отделение общества как реальности особого рода от посюсторонней жизни:

общество - это священное, а посюсторонняя жизнь - вульгарное, профанное, светское.
Религия есть не что иное, как обожествление общества, а религиозный культ - совокупность ритуалов, направленных на осуществление этого дуализма в поведении людей и на то, чтобы не допустить смешения этих двух различных миров.

Ритуалы:
отрицательные и положительные.
Дюркгейм о религии и ритуалахРазделение мира на священный и светский воспроизводит отделение общества как реальности особого рода

Слайд 45Типы ритуалов
- магические и религиозные.
Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие

цели, являются делом индивидуумов;
в результатах религиозных ритуалов заинтересовано все общество

(клан, племя) и поэтому, как правило, все общество участвует в их осуществлении.

- по их функциям:
кризисные ритуалы,
календарные ритуалы,
ритуалы перехода,
ритуалы интенсификации.
Типы ритуалов- магические и религиозные. Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие цели, являются делом индивидуумов;в результатах религиозных ритуалов

Слайд 46Ритуалы в современных обществах
Сходство с ритуалами в «традиционных» обществах:
символический характер,


социальная функция - функция стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения

их свидетельствами статусной идентичности.

Отличия:
большая свобода выбора идентификации, возможность отказаться от какого-либо перехода;
более формальная организация, символизация менее прямая и непосредственная.
Ритуалы в современных обществахСходство с ритуалами в «традиционных» обществах:символический характер, социальная функция - функция стабилизации социальной структуры,

Слайд 47Наука как миф и ритуал
Т. Кун 'Структура научных революций': борьба

направлений в науке как борьба 'научных парадигм'.
Нормальная наука - зиждется

на парадигмах (великие исследования, ставшие образцом для работы многих других ученых).
'Нормальная наука' - наука спокойного, стабильного периода - воспроизведение того, что было однажды сделано и признано великим.
Обнаруживается факт, не укладывающийся в принятую и признанную парадигмой модель реальности. Если он получает громкую огласку, тема начинает разрабатываться и осуществляется «экстраординарное исследование»
Период научной революции -время крушения авторитетов, школ, институтов, моделей и методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. Усиливается влияние новой парадигмы.
Нормальная наука, но уже на новой парадигмальной основе.

Парадигма в высшей степени ритуалистична, причем ритуалистична в обоих смыслах этого слова: и как отвердевшая 'форма', подчиняющая себе движение творческой жизни, и как совокупность ритуалов.
Наука как миф и ритуалТ. Кун 'Структура научных революций': борьба направлений в науке как борьба 'научных парадигм'.Нормальная

Слайд 48Миф: энергия и функции
Миф формирует жизнь как единство (единство субъекта

и объекта, с другой - единство представления и действия).

Другие

функции мифа:
энергетическая
созидание коллективов
формирование идентичности
воспроизведение коллективной идентичности
формирование и структурирование пространства
Миф:  энергия и функцииМиф формирует жизнь как единство (единство субъекта и объекта, с другой - единство

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика