Слайд 1СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
Преподаватель – к.и.н. М.А.Козлова
Слайд 2Сultura (лат.) означает «обработка», «земледелие», иначе говоря – это возделывание,
очеловечивание, изменение природы как среды обитания.
Слайд 3А. Кребер и К. Клакхон систематизировали 150 определений культуры
Слайд 4А. Описательные определения
Э.Тайлор: "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле
слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов,
обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
B. Исторические определения
Э. Сепир: культура — это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни".
Слайд 5C. Нормативные определения.
К. Уислер: "образ жизни, которому следует община
или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований
и практик, которым следует племя".
Т. Карвер, "культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека".
Слайд 6D. Психологические определении
Г.Рохайм: "Под культурой мы будем понимать совокупность всех сублимаций,
всех подстановок или результирующих реакций, короче, все в обществе, что
подавляет импульсы или создает возможность их извращенной реализации".
E. Структурные определения
Р.Линтон: а) "культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества"; б) "культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".
Слайд 7F. Генетические определения.
Л.Уайт: "Культура — это имя для особого порядка,
или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые
зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией». Говоря
точнее, культура состоит из материальных объектов — орудий, приспособлений, орнаментов, амулетов и т.д., а также действий, верований и установок, функционирующих в контекстах символизирования. Это тонкий механизм, организация экзосоматических путей и средств, используемых животным особого рода, т.е. человеком, для борьбы за существование или выживание"
Слайд 9Компоненты протокультуры
Социальная организация.
Адаптационный смысл - в объединении популяции для
извлечения внешних ресурсов и противостоянии неблагоприятным воздействиям окружения.
Слайд 10Компоненты протокультуры
Значимость коммуникативных процессов.
Адаптационный смысл – создание базы для
достаточно сложных сообщений.
Слайд 11Компоненты протокультуры
Обучение
Адаптационный смысл - повышение степени освоенности окружения.
Слайд 12Компоненты протокультуры
Исследовательское поведение
Адаптационный смысл - перестройка внутреннего представления таким
образом, чтобы он соответствовал ключевым характеристикам новой ситуации.
Слайд 13Компоненты протокультуры
Игра
Адаптационный смысл - безопасное экспериментирование с элементами окружения.
Слайд 14Сущностные характеристики культуры.
Слайд 15Сущностные характеристики культуры.
Во-первых,
культура – это содержание социальной (совместной) жизни
людей.
Слайд 16Сущностные характеристики культуры.
Во-вторых,
культурные явления искусственны и созданы людьми.
Слайд 17Сущностные характеристики культуры.
Третье
культура включает в себя вещи.
Слайд 18Сущностные характеристики культуры.
Четвертое
Культура включает в себя образцы человеческих отношений.
Слайд 19Сущностные характеристики культуры.
Пятое
Культура технологична.
Слайд 20Сущностные характеристики культуры.
Шестое
Культура включает в себя символические объекты, в
том числе ценности и нормы.
Слайд 21Ф.Клакхорн и Ф.Стродбек: Ценности - «сложные, определенным образом сгруппированные принципы,
придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности
в ходе решения общих человеческих проблем»
Слайд 22Три положения:
Люди во всех культурах призваны решать одни и те
же проблемы;
Набор доступных решений ограничен, но каждое решение в той
или иной культуре может иметь разный вес внутри данного набора;
Все потенциальные решения имеются в каждой культуре, однако одни решения, с точки зрения членов данной культуры, являются предпочтительными.
Слайд 235 основных общечеловеческих проблем:
1) - отношение к человеческой натуре;
2) -
отношение человека к природе и «сверхприродному»;
3) - отношение человека ко
времени;
4) - направленность человеческой деятельности;
5) - отношение человека к другим людям.
Слайд 24Основные функции культуры:
инструментальная
нормативная
сигнификативная
коммуникативная
«Специфические» функции, связанные с
обеспечением отдельных видов социальных потребностей:
эстетическая,
познавательная
религиозная и др.
Слайд 25Культура как регулятор общественной и индивидуальной жизни
Оказывая влияние на социальное
поведение, культура определяет лишь социотипическое поведение личности.
Слайд 26 Регуляторы социотипического поведения
1) Нравственные нормы - система
представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий
и запрещающие другие.
Психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм:
Страх
Стыд
Чувство вины
Слайд 27 Регуляторы социотипического поведения
2) «Национальный характер»
Слайд 28 Социологическое понятие культуры:
Культура – это содержание социальной жизни,
и это механизм, регулирующий социальное общежитие.
Слайд 29Культура в понимающей социологии
Чарльз Кули: социальная природа человека
'вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или
первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково'.
Социальная природа - общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности.
Слайд 30Культура в понимающей социологии
Уильям Томас: концепция 'определения
ситуации': 'Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим
последствиям'
Слайд 31Социологи должны анализировать социальный мир в двуедином контексте:
- так,
как его видит социолог через посредство объективных научных понятий,
-
так, как его видят сами действующие индивиды.
Слайд 32Культура в понимающей социологии
Джордж Мид: понятие межиндивидуального взаимодействия.
В совокупности взаимодействий формируется общество и формируется индивидуальное сознание.
Благодаря
тождественности восприятия жеста и 'принимающим', и 'передающим' становится возможным «принятием роли другого».
Обобщающее мнение группы - 'роль обобщенного другого'.
Слайд 33Логика и история повседневности
Этнометодология Гарольда Гарфинкеля - методы, которые
используют люди, принадлежащими к определенной культуре для описания и осмысления
своих собственных действий в повседневной жизни, а также способы, с помощью которых индивиды приходят к согласию в коммуникативных процессах.
Слайд 34Локальное производство социального мира
Общее понимание индивидами социальной жизни не
только приходит через принятие общих культурных норм и ценностей, но
и конструируется изнутри.
Социальная структура воздействует на сознание индивида через "фоновые ожидания».
Нормализация ситуации происходит благодаря приписыванию партнеру какого-то типичного мотива, то есть благодаря типизации личности партнера-экспериментатора.
Слайд 35Конечные области значений
(А. Шюц)
- замкнуты в себе,
переход из одной области в другую требует усилий
значения фактов, вещей,
явлений в каждой из этих сфер опыта образуют целостную систему.
Верховная власть повседневности обеспечивается связью с физической телесностью действующего индивида.
Слайд 36Интерпретация как защита повседневности
Первый шаг: интерпретации события истолковываются как
знаки
Второй шаг: интерпретации события истолковываются как символы, указывающие на трансцендентную
по отношению к повседневности реальность.
Слайд 37Механизм повседневной типизации
А.Шюц: 'общий тезис о взаимозаменяемости перспектив':
А) Постулат
взаимозаменяемости точек зрения.
Б) Постулат совпадения 'систем релевантностей'.
Слайд 38Ритуалы и ритуализм
Г.Зиммель: большая часть повседневной жизни человека состоит
из действий ритуального характера, мало или вовсе не связанных с
реальными жизненными проблемами.
Это не 'содержательные' пустота и лицемерие, а пустота и лицемерие игры (определяется правилами игры).
Слайд 39Ритуалы и ритуализм
- как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий;
-
как форма адаптивного поведения (Р. Мертон: ритуализм - это тип
индивидуальной адаптации, когда индивид отвергает культурно определенные цели по причине неспособности их достижения, но продолжает исполнять институциональные правила и нормы, предназначенные для достижения этих целей);
- как ценностная характеристика личностей или групп (подразумевает систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни).
Слайд 40Вывод:
борьба против устаревших форм на самом деле есть борьба против
содержания, заключающегося в этих формах.
- нет ритуалов, которые совсем
не соответствуют выражаемым в них ценностям.
Слайд 41Ритуализация определенных систем деятельности есть форма образования социальных институтов. Институционализованные
ритуалы есть форма канализации индивидуальных энергий и фундамент социального порядка.
Г.Зиммель:
Во-первых, формы, которые впоследствии превращаются в ритуалы, происходят из самой жизни и когда-то имели очевидную практическую жизненную целесообразность.
Во-вторых, будучи ритуализованными, эти формы как бы лишаются цели, становятся 'пустыми' формами, не связанными с непосредственностью жизни.
В-третьих, они начинают оказывать воздействие на жизнь, определяя и формуя по-своему материю жизни, ее содержание.
.
Слайд 42Определения ритуалов
В этнографии/культурной антропологии:
Р.Фирт: 'определенные установленные действия, которые совершаются с
целью повлиять на действительность, имеют символический, неэмпирический характер и, как
правило, социально санкционированы'
Р. и К. Берндты: 'обряд, магический или религиозный, является стилизованным и символическим действием, которое исполняется для достижения определенных целей в земной жизни или в загробной'.
М. Дуглас: 'ритуалы - это определенные типы действий, служащие цели выражения веры или приверженности определенным символическим системам'.
Слайд 43Определения ритуалов
В социологии: понимание ритуала имеет более общий характер.
В.Фукс:
'социально регулируемая, коллективно осуществляемая последовательность действий, которые не порождают новой
предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, а перерабатывают символы и ведут к символическому изменению ситуации'.
Дж. и A.Тeoдорсоны:
1. Культурно стандартизованный набор действий символического содержания, совершаемый в ситуациях, предписываемых традицией.
2. Символическое поведение, повторяющееся в определенные периоды времени, выражающее в стилизованной явной форме определенные ценности или проблемы группы (или индивидуума).
Слайд 44Дюркгейм о религии и ритуалах
Разделение мира на священный и светский
воспроизводит отделение общества как реальности особого рода от посюсторонней жизни:
общество - это священное, а посюсторонняя жизнь - вульгарное, профанное, светское.
Религия есть не что иное, как обожествление общества, а религиозный культ - совокупность ритуалов, направленных на осуществление этого дуализма в поведении людей и на то, чтобы не допустить смешения этих двух различных миров.
Ритуалы:
отрицательные и положительные.
Слайд 45Типы ритуалов
- магические и религиозные.
Магические ритуалы преследуют непосредственные, ближайшие
цели, являются делом индивидуумов;
в результатах религиозных ритуалов заинтересовано все общество
(клан, племя) и поэтому, как правило, все общество участвует в их осуществлении.
- по их функциям:
кризисные ритуалы,
календарные ритуалы,
ритуалы перехода,
ритуалы интенсификации.
Слайд 46Ритуалы в современных обществах
Сходство с ритуалами в «традиционных» обществах:
символический характер,
социальная функция - функция стабилизации социальной структуры, категоризации индивидов, наделения
их свидетельствами статусной идентичности.
Отличия:
большая свобода выбора идентификации, возможность отказаться от какого-либо перехода;
более формальная организация, символизация менее прямая и непосредственная.
Слайд 47Наука как миф и ритуал
Т. Кун 'Структура научных революций': борьба
направлений в науке как борьба 'научных парадигм'.
Нормальная наука - зиждется
на парадигмах (великие исследования, ставшие образцом для работы многих других ученых).
'Нормальная наука' - наука спокойного, стабильного периода - воспроизведение того, что было однажды сделано и признано великим.
Обнаруживается факт, не укладывающийся в принятую и признанную парадигмой модель реальности. Если он получает громкую огласку, тема начинает разрабатываться и осуществляется «экстраординарное исследование»
Период научной революции -время крушения авторитетов, школ, институтов, моделей и методологий, теорий, мировоззрений, образов мира. Усиливается влияние новой парадигмы.
Нормальная наука, но уже на новой парадигмальной основе.
Парадигма в высшей степени ритуалистична, причем ритуалистична в обоих смыслах этого слова: и как отвердевшая 'форма', подчиняющая себе движение творческой жизни, и как совокупность ритуалов.
Слайд 48Миф:
энергия и функции
Миф формирует жизнь как единство (единство субъекта
и объекта, с другой - единство представления и действия).
Другие
функции мифа:
энергетическая
созидание коллективов
формирование идентичности
воспроизведение коллективной идентичности
формирование и структурирование пространства