Слайд 2Дошкольная дидактика
Я.А. Коменский «Материнская школа». Цель дошкольного обучения: освоение разнообразных
знаний об окружающем мире, нравственное развитие и подготовка к школе.
Предпочтение – организации чувственного познания.
Ф. Фребель разработал систему обучения в д/с вплоть до словесных объяснений воспитательницы, ответных реплик детей, поэтического или песенного сопровождения выполняемых действий.
Слайд 3Дошкольная дидактика
В.Ф. Одоевский «Азбука для употребления в детских приютах», «Наука
до науки. Книжка дедушки Иринея».
Главная задача – научить детей учиться,
развить их умственные способности, не стремясь при этом к обилию знаний. Упражнения для развития умений наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.
Слайд 4Дошкольная дидактика
К.Д. Ушинский «Родное слово», «Детский мир». Развитие умственных сил
и речи ребенка, формирование умения управлять своими психическими процессами и
поведением.
Н.К. Крупская. Дошк. обучение должно гарантировать ребенку право на образование (познание окружающего мира, расширение кругозора, накопление знаний).
Слайд 5Дошкольная дидактика
В 50-х гг. А.П. Усова. Дошк. обуч. – единство
образовательной, обучающей и воспитательной работы.
К 60-м гг. методика музыкального
воспитания (Н.А. Метлов, Н.А. Ветлугина), обучение родному языку (О.И. Соловьева), развития основных движений (А.И. Быкова), изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина), формирование элементарных математических представлений (А.М. Леушина).
Слайд 6Дошкольная дидактика
На современном этапе появляются психолого-педагогические исследования :
возрастных возможностей усвоения
знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);
путей реализации развивающей функции
дошк. обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков);
использования информационных технологий (С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, С.А. Козлова, А.Н. Давидчук и др.);
общения в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).
Слайд 7Процесс обучения
Специально организованная взаимосвязанная деятельность тех, кто обучает (преподавание), и
тех, кого обучают (учение).
Слайд 8Принципы обучения
Объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе
содержания, определении форм организации, методов и средств обучения.
Слайд 9Принципы обучения
Принцип воспитывающего обучения. Вырабатывается произвольность поведения, психических процессов; овладение
навыками общения.
Принцип развивающего обучения требует ориентации учебного процесса на потенциальные
возможности ребенка (Л.С. Выготский. ЗБР).
Принцип научности. Усвоение ребенком реальных знаний, правильно отражающих действительность.
Слайд 10Принципы обучения
Принцип доступности. Правила по Я.А. Коменскому: переходить от изучения
того, что близко (история родного края) к тому, что далеко
(всеобщая история); переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Слайд 11Принципы обучения
Принцип наглядности. Переоценка наглядности может задержать развитие словесно-логического мышления.
Принцип
систематичности и последовательности. Логическое построение содержания и процесса обучения.
.
Слайд 12 Новые принципы дидактики, необходимость которых продиктовали проблемы современного
образования:
Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер). Развитие у ребенка рефлексирующей
позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т.п
Принцип осознания процесса обучения (И.Я. Лернер). Развитие у ребенка рефлексирующей позиции: как я узнал, что не знаю, как думал раньше, почему ошибался, что хочу знать и т.п
Слайд 13Принцип эмоциональности. Положительные эмоции создают настрой, когда мысль становится яркой
, а учение легким.
Принцип связи теории и практики. Ребенок должен
чувствовать, что обучение является жизненной
Слайд 14Модели обучения
Учебно-дисциплинарная модель – авторитарный стиль. Девиз обучения «Не можешь
– научим, не хочешь – заставим».
Личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка.
Цель обучения – развитие интеллектуальных, духовных, физических способностей, интересов, мотивов ребенка.
Слайд 15Наглядные методы
Наблюдение – это умение всматриваться в явления окружающего мира,
выделять в них существенное, основное, замечать главное, размышлять над увиденным,
выражать мысли словом.
К.Д. Ушинский: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, оно должно упражнять их способность наблюдения».
Слайд 16Требования к наблюдению
Объект наблюдения должен быть интересен для детей;
Наблюдение в
таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности;
Педагог намечает цель
наблюдения, определяет круг новых знаний;
Полученные знания должны развиваться в деятельности детей (пересказ, рисование, лепка, художественный труд, игра);
Наблюдение сопровождать точным словом: называть предметы, их признаки, действия.
Слайд 17Демонстрация (рассматривание)
Демонстрация картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и т.д. дает
ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов.
Картины, схемы формируют
статические наглядные образы.
Технические средства обучения используются для создания динамических наглядных образов.
Слайд 18Практические методы
Упражнение
Опыты и экспериментирование.
Моделирование.
Слайд 19Упражнение
Многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания.
Выявление
скрытых признаков с помощью элементарных опытов (превращение воды в пар,
снега – в воду, опыты с песком и глиной, с воском).
Развивается наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, высказывать предположения, делать выводы.
Слайд 20Моделирование
Наглядно-практический метод обучения. Модель – обобщенный образ существенных свойств
моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и др.).
В основе
моделирования – принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, условным знаком (Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Н.Н. Поддьяков). Камешек – конфетка, песок – кашка для куклы, ребенок – папа, шофер и т.д.
Слайд 21Моделирование
Назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым
свойствам, качествам вещей, их связям.
Модели обучения звуковому анализу слов (Л.Е.
Журова), конструированию (Л.А. Парамонова), для формирования природоведческих знаний (Н.И. Ветрова, Е.Ф. Терентьева), представлений о труде взрослых (В.И. Логинова, Н.М. Крылова) и др.
Слайд 22Условия использования моделирования
Сформированность у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться
от несущественных признаков при познании предмета.
Слайд 23Игровые методы и приемы
Вызывают повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать
внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а
желанной, личной целью.
Дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде.
Слайд 24Дидактическая игра
1 функция – совершенствование и закрепление знаний. Ребенок трансформирует,
преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.
2 функция – усвоение новых знаний и умений разного содержания. (В игре «Север, юг, восток, запад» дошкольники учатся ориентироваться по компасу, использовать схемы маршрутов.)
Слайд 25Воображаемая ситуация в развернутом виде
Знания о растениях – игра «Магазин
цветов»;
Знания о родном городе – игра-путешествие;
О декоративно-прикладном искусстве – игра
«Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое».
Загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «Поможем зайчику разложить картинки»).
Слайд 26Словесные методы
Позволяют передавать информацию, ставить учебную задачу, указывать пути ее
решения:
Рассказ педагога
Беседа
Вводные и обобщающие беседы
Чтение художественной литературы
Слайд 27Рассказ педагога
Знания разного содержания передаются в образной форме: о текущих
событиях, о временах года, о писателях, композиторах, художниках, о родном
городе и т.д.
Интересны рассказы педагога из личного опыта «Моя первая учительница», «Как я училась читать», «Игры моего детства», «Моя любимая игрушка», «Мои друзья» и т.д.
Демонстрация наглядного материала (предметы, их изображения).
Слайд 28Беседа
Применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый
опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.
Развивает
умения слушать друг друга, не перебивать, дополнять, не повторять то, что у же было сказано, тактично и доброжелательно оценивать высказывания.
Учит мыслить логически, высказываться определенно, делать выводы, обобщения, воспитывает чувства детей, формирует отношение к событиям, о которых идет речь.
Слайд 29Виды бесед
по содержанию
Этическая – воспитание нравственных чувств, формирование нравственных
представлений, суждений, оценок.
Темы: «О вежливости», «Как вести себя дома
и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др.
Сопровождение беседы чтением художественного произведения, показом иллюстративного материала, демонстрацией фильма.
Слайд 30Виды бесед
по содержанию
Познавательная беседа определяется программой обучения и связана
с содержанием жизни детей, событиями текущей жизни, с окружающей природой
и трудом взрослых.
Слайд 31Беседы по дидактическим целям
Вводная подготавливает детей к предстоящей деятельности, наблюдению.
Педагог выявляет опыт детей, актуализирует знания, являющиеся основой для восприятия
новых объектов, явлений, вызывает интерес к деятельности.
Обобщающая проводится с целью суммирования, уточнения, систематизации знаний. Приемы: рассказ педагога и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, комментирование наглядного материала.
Слайд 32Чтение художественной литературы
Художественная литература – источник знаний об окружающем мире,
важнейшее средство воспитания чувств ребенка, развития мышления, воображения, памяти.
Требования: соответствие
возрасту и уровню развития детей, подготовка восприятия произведения краткой беседой, постановка учебно-воспитательной задачи, после чтения беседа, помогающая осознать содержание произведения.
Словесные приемы: вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Слайд 33Типы вопросов
(А.И. Сорокина)
Требующие простой констатации известных ребенку фактов (кто?,
что?, какой?, где?, когда?).
Побуждающие детей к мыслительной деятельности, к формулировке
умозаключений, выводов (почему?, зачем?, отчего?, с какой целью?).
Слайд 34Формы организации обучения
Индивидуальная
Групповая (с подгруппой)
Фронтальная (со всей группой)
Слайд 35Индивидуальная форма
Соответствие задач, содержания, методов и средств обучения уровню развития
ребенка.
Неэкономичность.
Большие нервные затраты, эмоциональный дискомфорт ребенка.
В психологическом отношении ребенок всегда
ближе другому ребенку. От взрослого он «берет информацию», усваивает способы действия, а в сверстника глядит, как в зеркало: каков я?
Слайд 36Индивидуальная форма
Необходимы для часто болеющих детей, имеющих проблемы с поведением
(неусидчивый, повышенная возбудимость, импульсивность поведения и др.), с явно выраженными
способностями к той или иной деятельности (к рисованию, пению, математике и др.).
Слайд 37Групповая форма обучения
Основанием для подгруппы является личная симпатия детей, общность
их интересов, но не совпадение в уровнях развития.
Подгруппы должны сидеть
автономно. Тематика занятия общая для всех.
Слайд 38Фронтальные занятия
Содержанием м/б музыкальные занятия, показ инсценировки, игра-путешествие, знакомство с
произведениями искусства и т.п.
Важен эффект «эмоционального воздействия и сопереживания».
Слайд 39Экскурсия как форма обучения
Учет краеведческого принципа и принципа сезонности.
Яркое целостное
восприятие предметов и явлений.
Повторные экскурсии раскрывают изменения, новые качества и
свойства наблюдаемого объекта или явления.
Слайд 40Структура экскурсии
Подготовительный этап.
Намечается тема, содержание, сроки проведения. Формулирует вопросы,
подбирает фрагменты из стихотворений, пословицы и поговорки.
Приемы и средства: сообщение
новых сведений, актуализация опыта детей, использование произведений искусства с целью воздействия на эмоциональную сферу ребенка.
Слайд 41Структура экскурсии
В ходе экскурсии ведущим методом является наблюдение.
Вопросы: нацеливающие
внимание, требующие констатации фактов (как называется, какие части, какими обладает
качествами и т.д.); активизирующие мышление (для установления связей, отношений); стимулирующие деятельность воображения, побуждающие к творческому мышлению, к выводам, суждениям.
Слайд 42Структура экскурсии
Послеэкскурсионная работа направлена на расширение, уточнение, систематизацию знаний.
Приемы: оформление
материалов, принесенных с экскурсии (шишки, желуди, камни и др.), обращение
к худ. произведениям, работа в уголке книги (оформление альбомов «Наш город», «Наш парк», «Кто живет в лесу» и др.), в уголке природы (изготовление макетов, гербариев и др.), организация игр, обобщающие беседы.