Слайд 2Основные вопросы
Функции лекции
Виды лекций
Свойства лекций
Структура лекции
Проектирование лекции
Основные этапы лекции
Слайд 3СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ
Информационная
Мотивационная
Ориентационная
Профессионально-воспитательная
Методологическая
Во все времена функции лекции изменяли свое значение.
Постройте
профиль значений функций для современной лекции, расставляя их по шкале
от 0 до 100%.
ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ
ЗАДАНИЕ
Слайд 4Сколько информации включать
в лекционный материал?
Количество учебной информации зависит от:
☻сложности
нового материала;
☻степени взаимосвязи с уже изученным;
☻степени концентрации внимания слушателей;
☻структуры и
вида лекции.
Слайд 5ВИДЫ ЛЕКЦИЙ
Вводная
Тематическая
Обобщающая (заключительная)
1)ориентационная, мотивирующая;
2)информационная, ориентационная, методологическая;
3) … ?
Виды лекций по
дидактическому назначению
Функции
Слайд 6ВИДЫ ЛЕКЦИЙ
В зависимости от преобладающей функции:
информационно-обзорные;
проблемные;
установочные (организационно-ориентационные);
лекции-консультации;
лекция-диалог;
событийная, вдвоем, панель, с
запланированными ошибками;
и др.
Слайд 8Структура лекции
Классическая
Введение
Обзор ранее изученного материала
Основные вопросы лекции
Важные моменты:
Объяснение, примеры,
переформулировка.
Обобщение.
Итоги, выводы, заключение.
Слайд 9Структура лекции
Сравнительная
Введение и обзор
Теория А
Теория Б
Критерии сравнения/ сопоставления
Общее и различия
между теориями
Выводы
Слайд 10Структура лекции
Проблемная
Изложение проблемы и обзор решений
Решение 1
Решение 2
Решение 3
Критерии сравнения
решений
Выводы и заключение
Слайд 11Структура лекции
Научно
аргументированная
Обзор положений и аргументов
Обратная аргументация
Опровержение обратной аргументации
Аргументация позиции
лектора
Заключение – переформулировка позиции лектора
Слайд 12Другие способы
структурирования лекции
Слайд 13ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ
Анализ предлекционной ситуации
Изобретение замысла
Обоснование целей
Придумывание темы
Отбор содержания
Выбор вида лекции
Разработка
формы лекции
Разработка способов активизации внимания слушателей
Разработка способов поддержки понимания лекционного
материала
Разработка способов обратной связи
Разработка формы завершения лекции
Слайд 14Анализ предлекционной ситуации
Почему потребовалась именно такая форма учебного занятия?
Каково место
этой конкретной лекции в общей структуре учебной деятельности слушателей?
Кто будут
слушатели, сколько человек?
Сколько времени отведено на лекцию?
Каковы внешние условия – аудитория, оборудование и др.?
Каковы Ваши возможности и ограничения?
Слайд 15Изобретение замысла лекции
Построение лекции на своем собственном опыте
Выстроить лекцию
в форме вопросов
Прочитать традиционную лекцию
Организовать коллективную работу слушателей в малых
группах, а затем прочитать лекцию-обобщение.
Предложить видеофильм или кейс, выделить проблемы, потом их проанализировать и обобщить.
Слайд 16Обоснование целей лекции
Зачем эта лекция?
Какой результат я планирую получить?
Цель –
это мыслительный образ будущего результата деятельности.
часто формулируют цели через содержание
материала, которое нужно усвоить на лекции;
определяют цели через деятельность преподавателя: дать знания о…, научить распознавать….
преподаватель отождествляет тему лекции и цель.
Вопросы
Типичные ошибки преподавателей
Слайд 17Требования к формулировке целей
цели должны быть:
операциональны, т.е. есть возможность
их проверки на достижимость;
конкретны;
сформулированы «от деятельности обучающихся»;
реалистичны.
Пример: ………?
Слайд 18Тема лекции
Тема – это рамки, ограничения, которые вводит лектор.
Требования:
точность, лаконичность, деятельностный характер.
Пример…..?
Слайд 19Отбор содержания лекции
Материал должен быть:
адекватен теме и целям лекции;
потенциально интересен
слушателям;
разнообразным (понятия, факты, опыт, явления, наблюдения, примеры и т.д.).
Можно отбирать
материал, предварительно сформулировав вопросы, на которые слушатели хотели бы получить ответы.
Слайд 20
Разработка формы лекции с применением методов:
объяснительно-иллюстративных – слушатели получают первичные
представления об изучаемом объекте или процессе;
репродуктивных – формирование у слушателей
первичных умений;
проблемных, а также игровых, коммуникативных (дискуссия, мозговой штурм и др.)
Слайд 21Способы активизации внимания
Вопросы со стороны лектора: риторические, вопросы-гипотезы, «на
понимание» и др.
Апелляция к личности и опыту лектора/слушателей.
Прием сопереживания: обращение
к таким фактам, которые могут вызвать эмоции и сопереживание у слушателей.
«Парадоксальная ситуация»: неожиданные примеры.
«На ошибках учимся»
«Полифония» – разные точки зрения на один и тот же предмет, а слушатели их критикуют.
Слайд 22Как обеспечить понимание?
Преобразование материала из одной формы в другую, «перевод»
с одного языка на другой (из словесной формы в образную
или схематическую).
Интерпретация материала слушателем (объяснение, краткое изложение)
Рефлексия
Слайд 23Обратная связь
Ответы на вопросы:
степень достижения собственных целей на лекции;
наиболее важные
результаты;
что хотелось узнать, но чего не было на лекции;
что вызвало
затруднения
и т.д.
Слайд 24Как начать лекцию?
Стимулировать интерес
Начать с основного тезиса
Задать вопрос на знание
материала
Начать лекцию с короткого теста
Перечислить противоречия и проблемы
Показать видеофрагмент
Слайд 25Как начать лекцию?
Проявить индивидуальность
Установить зрительный контакт, представиться…
Демонстрировать энтузиазм/интерес к теме
Избегать
монотонности в речи, варьировать темп речи, интонацию и т.п.
Слайд 26Как начать лекцию?
Применять конструктивные стратегии
Приводить примеры, аналогии, метафоры, соответствующие
теме и интересам аудитории.
Обозначить основные вопросы.
Сфокусировать внимание на ключевых понятиях
и формулировках.
Слайд 27Как завершить лекцию?
Сделать выводы, обобщения, заключение.
Поблагодарить всех, отметить, что было
приятным в общении с аудиторией.
Закончить занятие вовремя.