Разделы презентаций


СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ

Содержание

Основные вопросыФункции лекцииВиды лекцийСвойства лекцийСтруктура лекцииПроектирование лекцииОсновные этапы лекции

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ

СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ

Слайд 2Основные вопросы
Функции лекции
Виды лекций
Свойства лекций
Структура лекции
Проектирование лекции
Основные этапы лекции



Основные вопросыФункции лекцииВиды лекцийСвойства лекцийСтруктура лекцииПроектирование лекцииОсновные этапы лекции

Слайд 3СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯ

Информационная
Мотивационная
Ориентационная
Профессионально-воспитательная
Методологическая
Во все времена функции лекции изменяли свое значение.
Постройте

профиль значений функций для современной лекции, расставляя их по шкале

от 0 до 100%.

ФУНКЦИИ ЛЕКЦИИ

ЗАДАНИЕ

СОВРЕМЕННАЯ ЛЕКЦИЯИнформационнаяМотивационнаяОриентационнаяПрофессионально-воспитательнаяМетодологическаяВо все времена функции лекции изменяли свое значение. Постройте профиль значений функций для современной лекции, расставляя

Слайд 4Сколько информации включать в лекционный материал?
Количество учебной информации зависит от:
☻сложности

нового материала;
☻степени взаимосвязи с уже изученным;
☻степени концентрации внимания слушателей;
☻структуры и

вида лекции.




Сколько информации включать  в лекционный материал?Количество учебной информации зависит от:☻сложности нового материала;☻степени взаимосвязи с уже изученным;☻степени

Слайд 5ВИДЫ ЛЕКЦИЙ
Вводная
Тематическая
Обобщающая (заключительная)
1)ориентационная, мотивирующая;
2)информационная, ориентационная, методологическая;
3) … ?
Виды лекций по

дидактическому назначению
Функции

ВИДЫ ЛЕКЦИЙВводнаяТематическаяОбобщающая (заключительная)1)ориентационная, мотивирующая;2)информационная, ориентационная, методологическая;3) … ?Виды лекций по дидактическому назначениюФункции

Слайд 6ВИДЫ ЛЕКЦИЙ
В зависимости от преобладающей функции:
информационно-обзорные;
проблемные;
установочные (организационно-ориентационные);
лекции-консультации;
лекция-диалог;
событийная, вдвоем, панель, с

запланированными ошибками;
и др.



ВИДЫ ЛЕКЦИЙВ зависимости от преобладающей функции:информационно-обзорные;проблемные;установочные (организационно-ориентационные);лекции-консультации;лекция-диалог;событийная, вдвоем, панель, с запланированными ошибками; и др.

Слайд 7СВОЙСТВА ЛЕКЦИЙ

СВОЙСТВА ЛЕКЦИЙ

Слайд 8Структура лекции
Классическая
Введение
Обзор ранее изученного материала
Основные вопросы лекции
Важные моменты:
Объяснение, примеры,

переформулировка.
Обобщение.
Итоги, выводы, заключение.






Структура лекцииКлассическаяВведение Обзор ранее изученного материалаОсновные вопросы лекцииВажные моменты:Объяснение, примеры, переформулировка.Обобщение.Итоги, выводы, заключение.

Слайд 9Структура лекции
Сравнительная
Введение и обзор
Теория А
Теория Б
Критерии сравнения/ сопоставления
Общее и различия

между теориями
Выводы



Структура лекцииСравнительнаяВведение и обзорТеория АТеория БКритерии сравнения/ сопоставленияОбщее и различия между теориямиВыводы

Слайд 10Структура лекции
Проблемная
Изложение проблемы и обзор решений
Решение 1
Решение 2
Решение 3
Критерии сравнения

решений
Выводы и заключение


Структура лекцииПроблемнаяИзложение проблемы и обзор решенийРешение 1Решение 2Решение 3Критерии сравнения решенийВыводы и заключение

Слайд 11Структура лекции
Научно
аргументированная
Обзор положений и аргументов
Обратная аргументация
Опровержение обратной аргументации
Аргументация позиции

лектора
Заключение – переформулировка позиции лектора


Структура лекцииНаучно аргументированнаяОбзор положений и аргументовОбратная аргументацияОпровержение обратной аргументацииАргументация позиции лектораЗаключение – переформулировка позиции лектора

Слайд 12Другие способы структурирования лекции

Другие способы  структурирования лекции

Слайд 13ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИ
Анализ предлекционной ситуации
Изобретение замысла
Обоснование целей
Придумывание темы
Отбор содержания
Выбор вида лекции
Разработка

формы лекции
Разработка способов активизации внимания слушателей
Разработка способов поддержки понимания лекционного

материала
Разработка способов обратной связи
Разработка формы завершения лекции

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕКЦИИАнализ предлекционной ситуацииИзобретение замыслаОбоснование целейПридумывание темыОтбор содержанияВыбор вида лекцииРазработка формы лекцииРазработка способов активизации внимания слушателейРазработка способов

Слайд 14Анализ предлекционной ситуации
Почему потребовалась именно такая форма учебного занятия?
Каково место

этой конкретной лекции в общей структуре учебной деятельности слушателей?
Кто будут

слушатели, сколько человек?
Сколько времени отведено на лекцию?
Каковы внешние условия – аудитория, оборудование и др.?
Каковы Ваши возможности и ограничения?

Анализ предлекционной ситуацииПочему потребовалась именно такая форма учебного занятия?Каково место этой конкретной лекции в общей структуре учебной

Слайд 15Изобретение замысла лекции
Построение лекции на своем собственном опыте
Выстроить лекцию

в форме вопросов
Прочитать традиционную лекцию
Организовать коллективную работу слушателей в малых

группах, а затем прочитать лекцию-обобщение.
Предложить видеофильм или кейс, выделить проблемы, потом их проанализировать и обобщить.
Изобретение замысла лекцииПостроение лекции на своем собственном опыте Выстроить лекцию в форме вопросовПрочитать традиционную лекциюОрганизовать коллективную работу

Слайд 16Обоснование целей лекции
Зачем эта лекция?
Какой результат я планирую получить?
Цель –

это мыслительный образ будущего результата деятельности.

часто формулируют цели через содержание

материала, которое нужно усвоить на лекции;
определяют цели через деятельность преподавателя: дать знания о…, научить распознавать….
преподаватель отождествляет тему лекции и цель.

Вопросы

Типичные ошибки преподавателей

Обоснование целей лекцииЗачем эта лекция?Какой результат я планирую получить?Цель – это мыслительный образ будущего результата деятельности.часто формулируют

Слайд 17Требования к формулировке целей
цели должны быть:
операциональны, т.е. есть возможность

их проверки на достижимость;
конкретны;
сформулированы «от деятельности обучающихся»;
реалистичны.
Пример: ………?

Требования к формулировке целейцели должны быть: операциональны, т.е. есть возможность их проверки на достижимость;конкретны;сформулированы «от деятельности обучающихся»;реалистичны.Пример:

Слайд 18Тема лекции
Тема – это рамки, ограничения, которые вводит лектор.
Требования:

точность, лаконичность, деятельностный характер.
Пример…..?

Тема лекцииТема – это рамки, ограничения, которые вводит лектор. Требования: точность, лаконичность, деятельностный характер.Пример…..?

Слайд 19Отбор содержания лекции
Материал должен быть:
адекватен теме и целям лекции;
потенциально интересен

слушателям;
разнообразным (понятия, факты, опыт, явления, наблюдения, примеры и т.д.).
Можно отбирать

материал, предварительно сформулировав вопросы, на которые слушатели хотели бы получить ответы.

Отбор содержания лекцииМатериал должен быть:адекватен теме и целям лекции;потенциально интересен слушателям;разнообразным (понятия, факты, опыт, явления, наблюдения, примеры

Слайд 20 Разработка формы лекции с применением методов:
объяснительно-иллюстративных – слушатели получают первичные

представления об изучаемом объекте или процессе;
репродуктивных – формирование у слушателей

первичных умений;
проблемных, а также игровых, коммуникативных (дискуссия, мозговой штурм и др.)


Разработка формы лекции с применением методов: объяснительно-иллюстративных – слушатели получают первичные представления об изучаемом объекте или

Слайд 21Способы активизации внимания
Вопросы со стороны лектора: риторические, вопросы-гипотезы, «на

понимание» и др.
Апелляция к личности и опыту лектора/слушателей.
Прием сопереживания: обращение

к таким фактам, которые могут вызвать эмоции и сопереживание у слушателей.
«Парадоксальная ситуация»: неожиданные примеры.
«На ошибках учимся»
«Полифония» – разные точки зрения на один и тот же предмет, а слушатели их критикуют.



Способы активизации внимания Вопросы со стороны лектора: риторические, вопросы-гипотезы, «на понимание» и др.Апелляция к личности и опыту

Слайд 22Как обеспечить понимание?
Преобразование материала из одной формы в другую, «перевод»

с одного языка на другой (из словесной формы в образную

или схематическую).
Интерпретация материала слушателем (объяснение, краткое изложение)
Рефлексия

Как обеспечить понимание?Преобразование материала из одной формы в другую, «перевод» с одного языка на другой (из словесной

Слайд 23Обратная связь
Ответы на вопросы:
степень достижения собственных целей на лекции;
наиболее важные

результаты;
что хотелось узнать, но чего не было на лекции;
что вызвало

затруднения
и т.д.


Обратная связьОтветы на вопросы:степень достижения собственных целей на лекции;наиболее важные результаты;что хотелось узнать, но чего не было

Слайд 24Как начать лекцию?
Стимулировать интерес
Начать с основного тезиса
Задать вопрос на знание

материала
Начать лекцию с короткого теста
Перечислить противоречия и проблемы
Показать видеофрагмент



Как начать лекцию?Стимулировать интересНачать с основного тезисаЗадать вопрос на знание материалаНачать лекцию с короткого тестаПеречислить противоречия и

Слайд 25Как начать лекцию?
Проявить индивидуальность
Установить зрительный контакт, представиться…
Демонстрировать энтузиазм/интерес к теме
Избегать

монотонности в речи, варьировать темп речи, интонацию и т.п.

Как начать лекцию?Проявить индивидуальностьУстановить зрительный контакт, представиться…Демонстрировать энтузиазм/интерес к темеИзбегать монотонности в речи, варьировать темп речи, интонацию

Слайд 26Как начать лекцию?
Применять конструктивные стратегии
Приводить примеры, аналогии, метафоры, соответствующие

теме и интересам аудитории.
Обозначить основные вопросы.
Сфокусировать внимание на ключевых понятиях

и формулировках.
Как начать лекцию?Применять конструктивные стратегии Приводить примеры, аналогии, метафоры, соответствующие теме и интересам аудитории.Обозначить основные вопросы.Сфокусировать внимание

Слайд 27Как завершить лекцию?

Сделать выводы, обобщения, заключение.
Поблагодарить всех, отметить, что было

приятным в общении с аудиторией.
Закончить занятие вовремя.


Как завершить лекцию?Сделать выводы, обобщения, заключение.Поблагодарить всех, отметить, что было приятным в общении с аудиторией.Закончить занятие вовремя.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика