Слайд 1Современное понимание процесса речевого развития в раннем возрасте
Слайд 2План
Речевое развитие в лингвистической, психологической и педагогической парадигмах.
Морфогенез речевых процессов
Онтогенез
просодических компонентов речи
Фонематическое развитие в раннем возрасте
Онтогенез двигательных основ артикуляции
Модель
речевого развития ребенка раннего возраста
Понятие «отклонения речевого развития ребенка раннего возраста»
Слайд 3Литература
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи – М., 1961.
Гречаный С.В.
Клиническая психиатрия раннего детского возраста. – СПб., 2002.
Левина Р.Е.
К психологии детской речи в патологических случаях. (Автономная детская речь). - М., 1936.
Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. – М.: Едиториал УРСС, 2003.
Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М., 1986.
Тонкова-Ямпольская Р. В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни/ Вопр. психол. - 1968. - № 3. - С.94 – 101.
Чиркина Г.В. Основные этапы нормального речевого развития ребенка– М., 2003. – С.18 – 24.
Винарская Е.Н. Возрастная фонетика. – М., 2005.
Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте – М.- Л., 1948.
Слайд 4Коммуникация
Общение, процесс обмена мыслями, сведениями, идеями и т.п. Прежде всего
характерна для взаимодействия людей и связана с функционированием языка как
основного средства
Слайд 5Речевое умение
Способность человека осуществлять то или иное речевое действие в
условиях решения коммуникативных задач на основе выработанных навыков и приобретенных
знаний.
Слайд 6Речевой акт
Намеренное, целенаправленное, регулируемое правилами социально-речевого поведения данного общества произнесение
высказывания, имеющего адресат, в определенной речевой ситуации
Слайд 7Овладение речью выводит ребенка из ситуационной зависимости
Речь формируется в тесной
связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, эмоциональной, интеллектуальной сфер
Отклонения в
овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания
Слайд 8Задержка речевого развития
Временное обратимое состояние
Диагностические признаки ЗРР
выраженная дефицитарность
экспрессивного словаря;
позднее появление фразы
Слайд 9Дети с задержкой речевого развития
Часть действительно имеют временные обратимые состояния
речевого развития, которые успешно преодолеваются;
У другой части наблюдаются сходные отклонения
речевого онтогенеза, проявляющиеся мозаично в речевых и когнитивных процессах, которые в дошкольном возрасте детерминируют расстройства речи разной степени
Слайд 10Темповые варианты
нормы
Отклонения речевого
развития
ОНР
ФФН
ФФН ОНРIII
ОНР III
алалия
дизартрия
дисграфия
дисграфия
дизартрия
Третий год жизни
?
ЗРР
Слайд 11Проблема
Выявления прогностически значимых признаков, закономерная совокупность которых указывает нам, что
у ребёнка раннего возраста отклонения речевого развития
Дифференцировать отклонения речевого
развития по возможным вариантам нарушенного генеза
Дифференциация задержки речевого развития и отклонений в овладении речью детьми раннего возраста
Слайд 12Генез компонентов речевой системы
Обуславливается подвижным взаимодействием биологических и социальных компонентов,
которое определяет динамику смены этапов предречевого и речевого развития, способствует
усвоению новых средств общения
Слайд 13Биологические
компоненты
Языковые средства
Социальные
компоненты
Слайд 14Актуальность
Для логопедии остается актуальным исследование динамического взаимодействия компонентов речевого развития
детей раннего возраста на разных этапах овладения речью
Описание прогностически значимых
признаков дизонтогений
Слайд 15Цель
На основе анализа психоречевой системы детей раннего возраста с задержкой
речевого развития, выявить закономерное сочетание прогностически значимых признаков отклонений от
нормального онтогенеза речи и создать стройную систему коррекционно-предупредительного воздействия
Слайд 16Развитие речи
Становление сложной языковой системы, состоящей из стабильных и устойчивых
базовых структур в процессе социальной коммуникации при нейробиологической готовности церебральных
систем и подсистем
Слайд 17Психофизиологические компоненты
Перцепция:
1) зрительное восприятие
2) тактильно-кинестетическое восприятие
3) слуховое восприятие
4) Фонематическое
восприятие
Праксис:
1)движения органов артикуляции
Слайд 18Речь с точки зрения нейрофизиологии и нейропсихологии
Высшая психическая функция, системно
организующая и системно образующая деятельность центральной нервной системы в подкорково-корковых
и межполушарных взаимодействиях
Слайд 19Цереброгенез речевых систем в подкорково-корковых взаимодействиях
затылочные (зрительный анализатор),, теменные (тактильного,
кинестетический анализаторы)
височные зоны (акустический анализатор)
лобные доли мозга (двигательный анализатор)
Слайд 20Такая последовательность «включения» церебральных систем определяет сензитивность развития зрительного, тактильного,
акустического, двигательно-кинестетического анализаторов, являющихся необходимыми психофизиологическими компонентами речевого развития
Слайд 21Кольцо речевого цикла
в одном направлении (прямая связь) передаются импульсы от
центра к периферии;
в другом (обратная связь) по кинестетическим и слуховым
каналам от периферии к центру
взаимосвязь акустического и речедвигательного анализаторов - важное звено связи периферического артикуляционного аппарата и центральных механизмов речи
Слайд 22Становление фонематического слуха
две стадии: различение гласных и различение согласных звуков,
которые подразделяются на ряд ступеней.
к двум годам ребенок начинает слышать
и дифференцировать все звуки родного языка в соответствии с их смыслоразличительными функциями.
Слайд 23Участие в речевом цикле периферического артикуляционного аппарата
Только в процессе усложнения
его деятельности (Н.А. Бернштейн)
На основе первоначально складывающихся оральных динамических
стереотипов, обеспечивающих жизненно важные функции дыхания, пищеварения
Слайд 24Онтогенез межполушарных взаимодействий в развитии речи
опора на структуры правого полушария,
задействованные в ее интонационном различении, просодическом оформлении
активизация височных областей
правого полушария и межцентральных отношений височных областей обоих полушарий возможна под воздействием эмоциональной, интонационно выразительной речи взрослого, гармоничных музыкальных звуков
Слайд 25Языковые компоненты
Ритм
Интонация
Экспрессивная доречевая продукция
Слайд 26Становление интонационных средств
крик, который по акустическим характеристикам приближенно соотносится с
интонациями неудовольствия т.д. (Н.Я. Кушнир, Е.Е. Ляксо, Т.В. Сохина);
плач,
который по акустическим характеристикам приближенно соотносится с интонациями повествования, радость, требования и т.д. (Е.В. Шереметьева);
гуление, как интонация удовольствия;
лепет и слоговой лепет, идентифицируемые с интонациями радости, повествования, убеждения и утверждения (Е.Н. Винарская, Е.Е. Ляксо, Р.В. Тонкова-Ямпольская);
первые слова, которые при помощи интонационного оформления становятся словами-предложениями (А.Н. Гвоздев);
к 2,5 годам в спонтанной речи ребенка встречаются все возможные типы интонаций
Слайд 27Онтогенез словесного ударения
На стадии слогового лепета, ономатопей и первых слов
речевая продукция ребенка ритмически организовывается словесным ударением
преобладание выделенности начального
сегмента в слоговой структуре псевдослова, т.е. хореическая структура, постепенно уравнивается выделением конечного сегмента, т.е. ямбическая структура;
Движение от хорея к ямбу – это первые шаги в овладении ССС;
к 18 мес. преобладают ямбически организованные структуры, что в целом подчеркивает тенденцию к овладению классическим для русского языка типом мелодической фигуры со средним положением ударного слога
Слайд 28Когнитивное развитие
элементарная рассудочная деятельность
вероятностное прогнозирование (А.С. Батуев, Е.И. Краснощекова,
Л.В. Соколова, Л.В. Черенкова)
Слайд 29Элементарная рассудочная деятельность
Способность улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и
явления окружающей среды, проявляется в процессуальной игре.
Основой рассудочной деятельности
по утверждению А.С. Батуева являются инстинкты и эмоции.
Слайд 30Вероятностное прогнозирование
как предвосхищение будущего, формируется в раннем возрасте близкими взрослыми
в организованной среде и речевой в том числе.
Зарождение элементов
прогнозирования можно наблюдать в речевой активности ребенка в процессе игры.
Слайд 31Социальные компоненты
адекватность и своевременность внешних требований семьи в когнитивном развитии
ребенка раннего возраста
Когнитивные компоненты:
игровые действия;
оречевление игровых действий;
эмоциональное реагирование.
Слайд 32Речь взрослого, обращенная к ребенку
особым образом грамматически структурируется, просодически оформляется
и семантически наполняется в зависимости от возможностей ребенка воспринимать и
понимать определенные характеристики речевого обращения
Слайд 33Онтогенез общения
ситуативно-личностное,
ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное
Слайд 34Речевое развитие ребенка
психофизиологически и когнитивно обусловлено, запускается только в
процессе живого общения и в раннем возрасте базируется на достаточно
сформированных ритмических и интонационных процессах
Слайд 35На основе обобщения современных данных мы представили речевое развитие ребенка
раннего возраста в виде модели, состоящей из пяти стадий.
Стадия
речевого развития рассматривается нами как динамический комплекс, включающий психофизиологические, языковые и когнитивные компоненты.
В каждой стадии выделено «узловое образование» (Р.Е. Левина), а именно языковые процессы, являющиеся необходимым условием нормального протекания генеза речи в условиях данной стадии и определяющие переход на последующую.
Слайд 36Психоречевое развитие ребенка раннего возраста
Крик
Акуст. харак. крика
Коммуникативная направленность плача
Вокализация
Гуление
Сегментация гуления
Вокабулы
Интонационно-ритмическая
сегментация лепета,
слоговой лепет
Слова-предложения
Нарастание слоговой структуры
Морфологизация,
грамматизация
Усложнение слоговой структуры
Зрительное восприятие, фонематический
слух, двигательный предпосылки артикуляции
Предложения из двух слов
Первые слова
Лепет
Психофизиологические компоненты
Зрительное, тактильной восприятие
Непосредственное эмоциональное общение
Зрительное и слуховое восприятие (звуковысотный слух)
Предметно-действенное общение
Ситуативно-деловое общение
Фонематическое восприятие, речевая моторика
Внеситуативно-познавательное общение
Языковые компоненты
Коммуникативные условия
Слайд 37Отклонения речевого развития ребенка раннего возраста с сохранным слухом
это недоразвитие
вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах речевой системы, обусловленное незрелостью психофизиологических
предпосылок речи и/или неадекватностью социальных условий