Слайд 1Современные подходы к взаимодействию воспитателя с детьми дошкольного возраста
Автор-составитель Е.А.
Рыбакова
Доцент КРДО ГБУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н.
Слайд 2Н.А. Римского-Корсакова
«Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете
очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы
будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя- стать вам ненужным»
Слайд 3
Детоцентризм как основа дошкольного образования:
политический детоцентризм;
дошкольное образование рассматривается как социальный
институт
Детство ради детства!
Слайд 4Стратегии дошкольного образования
Культура достоинства вместо культуры полезности;
Детство как самоценность;
Ребенок как
самопричинное существо (со своими мотивами, желаниями, ценностями, интересами, характером, склонностями
и способностями)
Слайд 5 Освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ребёнком,
взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон
развития психики ребёнка, согласно которому становление внутреннего мира ребёнка происходит в его совместной жизнедеятельности со взрослым.
Все высшие психические функции ребёнка – его интересы, переживания, представления, образы – складываются и первоначально существуют не внутри самого ребёнка, а в его общении со взрослым.
Слайд 6это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а
не только одностороннее воздействие на ребёнка.
Разработанный стандарт не допускает переноса
учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.
Слайд 7Задачи ФГОС ДО ДО
Охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей (в том числе эмоционального благополучия)
Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка,
развитие его индивидуальных способностей и творческого потенциала
Формирование общей культуры воспитанников
Задачи ФГОС ДО
Слайд 8Москва 2013
Российская академия образования
ФГНУ «Институт социологии образования» РАО
В.С. Собкин
доктор
психологических наук, профессор,
академик Российской академии образования,
директор Института социологии
образования РАО
Слайд 10ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ПРИ ОБЩЕНИИ С РЕБЕНКОМ
Слайд 11ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С РЕБЕНКОМ
Слайд 12Исследования последних лет показывают, что дети с раннего возраста ориентированные
на обучение и «раннее развитие», оказались менее творческими, менее уверенными
в себе, более тревожными и напряженными.
Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких как умение читать и знание цифр) не даёт никаких преимуществ в умственном развитии и в освоении школьной программы.
Смирнова Е.О.
Слайд 13Цель дошкольного образования
Целостное развитие ребенка
-единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоение
ребенком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности.
(М. В. Крулехт)
Слайд 14Взаимодействие
В Российской педагогической энциклопедии данное
понятие трактуется как «процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником в
ходе образовательной работы и направленный на развитие личности» [164; 127].
Слайд 15Взаимодействие
В Психологическом словаре приводится следующее толкование понятия «взаимодействие
особая форма связи между людьми, процессами, действиями, явлениями в
результате которой происходит изменение их исходных качеств или состояний. Оно ведёт к синтезу, интеграции объектов, к единому действию» [2; 18].
Слайд 16
Образовательный процесс-
Это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное
на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению
состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
(Л. В. Трубайчук)
Слайд 17Личностно-развивающая стратегия педагогического взаимодействия
Слайд 19Признаки совместной деятельности педагога и воспитанника
1. Ребенок и взрослый -субъекты
взаимодействия, сотрудничества;
2.Образовательный процесс организуется с учетом потребностей и интересов детей;
3.Основное
средство совместной деятельности взрослого и детей- диалог , как речевое взаимодействие субъектов;
4.Главная форма организации образовательного процесса – интегрированные детские виды деятельности;
5. Характер взаимодействия взрослого и ребенка - важный критерий контроля за реализацией образовательного процесса.
Слайд 20Организация совместной партнерской деятельности
Слайд 21Линии взаимодействия в процессе сотрудничества
(«Мониторинг в детском саду» программа «Детство»)
Слайд 22Линии взаимодействия в процессе сотрудничества
Слайд 24Уровни сотрудничества у дошкольников (авторы программы «Детство»)
Слайд 25Субъектные проявления дошкольников в процессе сотрудничества
Организаторы- координаторы;
Активно взаимодействующие;
Создающие положительный эмоциональный
фон взаимодействия;
Дети-исполнители
Слайд 26Тест «Карандаши»
Л. Н. Галигузова, С.Ю.Мещерякова, Е.О.Смирнова
Цель: изучить особенности социальных проявлений
в ситуации взаимодействия(его отсутствия) ребенка раннего возраста со сверстником.
В ситуацию взаимодействия вовлекаются два ребенка (независимо от пола ребенка)
Оборудование: 2 листа и один набор карандашей
Инструкция каждому из детей: нарисуй солнышко, или что-то другое.
Итог: определяется тип поведения во взаимодействии детей друг с другом («объектное отношение», «объектное общение», « субъектное взаимодействие)