Слайд 1СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Слайд 2Отличительные особенности учреждений дополнительного образования детей и подростков
принцип добровольности в
выстраивании взаимоотношений с учащимися
индивидуальный подход в адаптации интересов учащихся и
в оценивании продуктов (результатов) их деятельности
комфортность условий для творческого и индивидуального развития
принципы делегирования и наставничества: одновременное активное взаимодействие детей разных возрастов
свободный выбор каждым ребенком темпов и глубины освоения образовательной программы
Слайд 3ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
«Личностно-ориентированное обучение —
это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка,
ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.»
(Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения. Директор школы. – 2013. - №6)
Слайд 4Ключевые психолого-педагогические технологии
личностно-ориентированное обучение
технологии индивидуального обучения
технологии адаптивной системы обучения
коллективный способ
обучения
педагогика сотрудничества («проникающая технология»)j
технологии коллективного творческого дела
технологии ТPИЗ
проблемное обучение
коммуникативная технология
технология
программированного обучения
технологии развивающего обучения
игровые технологии
Слайд 5Личностно-ориентированное
обучение
Цель – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на
основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности
Применяется: дифференциация, которая состоит
из нескольких этапов
ориентационный этап (договорной), подготовительный (обеспечение мотивации), основной этап (усвоение знаний и умений), итоговый этап (оценка лучших работ, обобщение пройденного)
Слайд 6Технологии индивидуального (адаптационного) обучения
Цель: адаптировать содержание, методы, формы,
темп обучения к
индивидуальным особенностям каждого ученика, проявляя наблюдения и осуществляя коррекцию.
Применяется: психолого-педагогическая
диагностика, профильное обучение, комплектование учебных групп однородного состава
Слайд 7Технологии исследовательского (проблемного) обучения
Цель: творчески делать учебный материал
более доказательным
и убедительным для учащихся, формировать не просто знания, а знания-убеждения,
так как сведения, самостоятельно добытые, прочно сохраняются в памяти.
Применяются методы, которые имеют инсайтную природу, такие как: кейс-метод, «мозговой штурм»
Слайд 8Технология программированного обучения: модульного
Цель: представление гибкой (интенсивной) программы, состоящей из
последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы.
Применяются информационные технологии, различные
технические средства обучения
Темп – есть показатель качества модульного(блочного) обучения. Учащиеся бывают:
малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня даже при больших затратах времени;
обычные, составляющие большинство, их способности к усвоению материала определяются средними затратами учебного времени
(90%);
талантливые, которым по силам то, с чем не может справиться
большинство; их темп обучения может быть достаточно высоким (5%).
Слайд 9Технология коллективной творческой деятельности
Цель: выявление, учет и развитие творческих способностей
детей, и приобщение их к многообразной творческой деятельности с выходом
на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, произведение, исследование и т.п.), воспитание общественно активной творческой личности.
Применяется: групповые виды деятельности, тренинг, диалог
Слайд 10
Возрастные этапы, которые необходимо учитывать в организации творческой деятельности детей
и подростков
младшие школьники: для них предполагается использовать игровые формы творческой
деятельности, освоение элементов творчества в практической деятельности;
средние школьники, для которых уместно использовать творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.), а также участие в массовых мероприятиях;
старшие школьники – к ним применимо выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира, исследовательские работы, сочинения.
Слайд 11Технология «ТPИЗ»: теория решения изобретательских задач
Цель: формирование мышления обучающихся, подготовка
их к решению оригинальных и нестандартных задач в различных областях
деятельности, обучение
творческой деятельности.
Применяются: эвристическая игра,
мозговой штурм, коллективный поиск.
Оценка идей производится специалистами,
которые сначала отбирают
самые оригинальные предложения,
а затем – наиболее оптимальные.
Слайд 12Игровых технологий
Цель: подготовка учащихся к решению жизненно важных проблем и
реальных затруднений. В ходе занятия создается имитация реальной жизненной ситуации,
в которой ученику необходимо действовать.
Применяются: ролевые, деловые, оргдеятельностные игры,
постановки публичных мероприятий