Разделы презентаций


Современный урок и его особенности

Содержание

С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.Ю.А. Конаржевский

Слайды и текст этой презентации

Слайд 12015
Зам директора по УВР - Варламова Т.В.
Современный урок и его

особенности

2015Зам директора по УВР - Варламова Т.В.Современный урок и его особенности

Слайд 2




С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается.

Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную

роль, дополняя и развивая все то, что закладывается на уроках.
Ю.А. Конаржевский
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он начинается, уроком заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и

Слайд 3М.Твен
Если вы заметили,
что вы на стороне большинства,
это верный

признак того,
что пора меняться

М.ТвенЕсли вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того,что пора меняться

Слайд 4«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в

ней учителей» М. Кинзи

Роль хорошего учителя в системе образования больше,

чем сумма всех других факторов, вместе взятых


«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» М. КинзиРоль хорошего учителя в

Слайд 5Что такое современный урок?
Структура современного урока.
Какие факторы влияют на

необходимость внедрения современного урока?
Каковы особенности современного урока?

вопросы педсовета

Что такое современный урок? Структура современного урока.Какие факторы влияют на необходимость внедрения современного урока? Каковы особенности современного

Слайд 6Идеи , воплощённые в современный урок
Идея гуманизации
Идея гуманитаризации
Идея дифференциации
Идея развития
Идея

демократизации
Идея непрерывности образования
Идея вариативности
Идея открытости образования
Идея альтернативности

Идеи , воплощённые в современный урокИдея гуманизацииИдея гуманитаризацииИдея дифференциацииИдея развитияИдея демократизацииИдея непрерывности образованияИдея вариативностиИдея открытости образованияИдея альтернативности

Слайд 7Этимология слова «урок» в российской педагогике отмечена в X веке.

Суть понятия – словесная передача сведений
Урок – часть культурно- исторического

явления:
Запрет, договор, правило
Поучение, назидание
Памятка
Сказывать урок (пересказывать готовый текст)
Писать уроки (т.е. записывать части готовой книги)
Задать, выучить, спрашивать, задать, дать урок (16 в.)
Урочные часы, урочные годы, урочные лета
Мерные уроки
Экзерциции (синоним «урока» в 18 в.)
19 в. – термин «урок» прочно вошел в педагогическую терминологию России



Генезис урока

Этимология слова «урок» в российской педагогике отмечена в X веке. Суть понятия – словесная передача сведенийУрок –

Слайд 8К.Д. Ушинский – суть хорошего урока в том, чтобы организовать

работу всех учеников именно на уроке, а не перекладывать ее

на дом.
П.Ф. Каптерев – урок хорош тогда, «когда он интересен, когда он основательно проработан и когда он представляет ряд упражнений не только для ума, но и для воли». Хороший урок – шаг вперед в развитии ребенка.


Онтология хорошего урока

К.Д. Ушинский – суть хорошего урока в том, чтобы организовать работу всех учеников именно на уроке, а

Слайд 9П.А. Бобровников – хороший урок тот, который «деятельно напрягает силы

детей», «тщательно обдуман, чтобы определенные усилия учеников дали наибольшие результаты»
С.И.

Гессен – хороший урок, правильно организованный урок, он предполагает творческую совместную деятельность деятельность учителя и ученика по решению образовательных целей

Р.Г. Лемберг - основой хорошего урока является «внутреннее единство. Это тщательно оформленное целое»

П.А. Бобровников – хороший урок тот, который «деятельно напрягает силы детей», «тщательно обдуман, чтобы определенные усилия учеников

Слайд 10«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,

мы украдем у наших детей завтра»

Джон Дьюи

Кредо успешного педагога

«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»

Слайд 11Ключевые компетентности хорошего педагога
готовность к разрешению проблем
готовность к самообразованию
готовность к использованию

информационных ресурсов
готовность к социальному взаимодействию
коммуникативная компетентность

Ключевые компетентности хорошего педагогаготовность к разрешению проблемготовность к самообразованиюготовность к использованию информационных ресурсовготовность к социальному взаимодействиюкоммуникативная компетентность

Слайд 12

Интегрированная характеристика работника, основанная на его знаниях, опыте, навыках, мотивации,

демонстрируемая в деятельности и поведении и позволяющая успешно решать профессиональные

задачи

Компетенция

Интегрированная характеристика работника, основанная на его знаниях, опыте, навыках, мотивации, демонстрируемая в деятельности и поведении и позволяющая

Слайд 13ситуация
Самоуправление
мобилизация
Внутренние +
внешние
ресурсы
Готовность
к мобилизации
Способность к
самоуправлению
Структура компетенции:

ситуацияСамоуправлениемобилизацияВнутренние + внешниересурсыГотовностьк мобилизацииСпособность к самоуправлениюСтруктура компетенции:

Слайд 14 Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования.
В

нем прописано, что завершивший обучение человек может делать !


МОЖЕТ
Должен

знать,
должен уметь

Знание - сила

ЗНАНИЕ - СРЕДСТВО



Компетентностный стандарт – это стандарт результатов образования.  В нем прописано, что завершивший обучение человек может

Слайд 15Компетентностный подход
Дидактика,
методика,
организация
учебного процесса
Социальная
стратегия,
спроектированная
на сферу


образования

Компетентностный подходДидактика, методика, организация учебного процессаСоциальная стратегия, спроектированная на сферу образования

Слайд 16Традиционный взгляд:

Основная задача школы - дать глубокие прочные ЗНАНИЯ

ФГОС:

«Смена образовательной парадигмы».
Вместо передачи суммы

знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности


Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать глубокие прочные ЗНАНИЯ  ФГОС: «Смена образовательной парадигмы».  Вместо

Слайд 17В основе ФГОС - системно-деятельностный

подход

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения
В основе ФГОС -   системно-деятельностный        подходКогда людей станут

Слайд 18Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система,

предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового

качества.
Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе ОП

Современный взгляд на урок

Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее

Слайд 19Организация взаимодействия (учитель –ученик; ученик-ученик; саморефлексия–взаимодействие с самим собой)
Выстраивание субъект-субъектных

отношений
Ценностное отношение к образованию
Проблемы хорошего урока

Организация взаимодействия (учитель –ученик; ученик-ученик; саморефлексия–взаимодействие с самим собой)Выстраивание субъект-субъектных отношений Ценностное отношение к образованиюПроблемы хорошего урока

Слайд 20Важнейшая задача образовательной
системы - переложить ношу ответственности за образование

на плечи самого индивида.
Д.В. Гарднер


М О Т И В А

Ц И И С Т О Р О Н
1.То чему я учу, полезно для ученика (Мотивация Учителя)
2. То чему учусь, полезно для меня (Мотивация Ученика)
Важнейшая задача образовательной системы - переложить ношу ответственности за образование на плечи самого индивида.Д.В. ГарднерМ О Т

Слайд 21УРОК
УРОК - это форма технологичной организации учебной деятельности учащегося по

достижению целей образования как результата ученика

УРОКУРОК - это форма технологичной организации учебной деятельности учащегося по достижению целей образования как результата ученика

Слайд 22

Организационный момент
Актуализация знаний
Проблемное объяснение нового знания
Первичное закрепление во внешней

речи
Самостоятельная работа с самопроверкой
Включение нового знания в систему знаний. Повторение


Рефлексия. Итог урока

Структура урока ОНЗ

Организационный  моментАктуализация знанийПроблемное объяснение нового знанияПервичное закрепление во внешней речиСамостоятельная работа с самопроверкойВключение нового знания в

Слайд 26Современный урок
«Урок как форму организации обучения придумал Я.- О. Коменский

еще 400 лет назад.
Так что урок – это архаика,

он объективно устарел за это время и исчерпал себя.
Словосочетание «современный урок» – это нелепость, нонсенс, оксюморон*, что-то вроде современной архаики, что есть абсурд».


оксюморон*- (от греч.oxymoron –букв. остороумно-глупое), сочетание слов, образующих неожиданное смысловое единство.


Современный урок«Урок как форму организации обучения придумал Я.- О. Коменский еще 400 лет назад. Так что урок

Слайд 27Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система,

предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового

качества.

Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания

Современный взгляд на урок

Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее

Слайд 28Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
обязательное

использование стартовой диагностики уровня сформированности УУД и мониторинг их

формирования в течение учебного года;
активное применение групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетание репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС;
владение обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии, как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения
Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями ФГОС обязательное использование стартовой диагностики уровня сформированности УУД

Слайд 29Главное в уроке - видеть и знать его основные законы. Зная

основные законы урока, можно «обрастать» новыми приёмами и методами. Они,

как зёрна прекрасного, приживаются в этой почве и дают замечательные плоды
Главное в уроке - видеть и  знать его основные законы.  Зная основные законы урока, можно

Слайд 30Система подготовки урока включает:

а) подсистему планирования занятий (годовое, тематическое,

поурочное),
б) подсистему подготовки к занятиям.

Система подготовки урока включает: а) подсистему планирования занятий (годовое, тематическое, поурочное), б) подсистему подготовки к занятиям.

Слайд 31При тематическом и поурочном планировании следует учитывать
Понятийный анализ материала: объем

материала и цель его изучения, основные понятия, структуру знаний, репродуктивное

и творческое усвоение, связь понятий, актуализация, варианты формулировок и др.
Логический анализ: последовательность изучения материала, материал для коллективной и групповой деятельности, противоречия и проблемы развертывания материала и др.
Психологический анализ: приемы и способы создания проблемных ситуаций, возможность самостоятельного решения (изучения) того или иного вопроса, средства усиления новизны материала, приемы развития интереса, вопросы диагностики усвоения, предупреждение неуспеваемости, смена видов деятельности и др.


При тематическом и поурочном планировании следует учитыватьПонятийный анализ материала: объем материала и цель его изучения, основные понятия,

Слайд 32Анализ воспитательных сторон урока: как лучше организовать воспитательный вклад материала?

Какие понятия и способы деятельности в наибольшей степени влияют на

формирование мировоззрения ?
Дидактический анализ: какие понятия и способы деятельности должны быть усвоены, дидактические задачи и способы их решения, уточнение объема материала, структура урока, дополнительный материал, выбор методов и приемов, способы решения проблем, система самостоятельных работ, способы работы с учебником, дидактический материал, технические средства обучения, список учеников для проверки знаний, для индивидуальной работы, варианты «подсказок, межпредметные связи, связь с жизнью и опытом школьников, система упражнений для применения знаний и умений, материал для домашнего задания и др.

Центральным звеном в дидактической
подготовке урока является выбор методов обучения



Анализ воспитательных сторон урока: как лучше организовать воспитательный вклад материала? Какие понятия и способы деятельности в наибольшей

Слайд 33Классификация уроков по дидактическим целям.
Классификация уроков по этапам формирования навыков.
Классификация

уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса и познавательной деятельности.
Классификация

уроков по способу организации общения участников учебно-воспитательного процесса.
Классификация уроков по приоритетно используемому методу обучения.
Классификация уроков по типу межпредметных связей

Типология уроков по внешним основаниям

Классификация уроков по дидактическим целям.Классификация уроков по этапам формирования навыков.Классификация уроков по используемым приемам активизации познавательного интереса

Слайд 34Урок постановки учебной задачи.
Урок преобразования условий учебной задачи.
Урок моделирования.
Урок преобразования

модели.
Урок построения системы конкретно-практических задач.
Урок контроля.
Урок оценки.
Комбинированный урок


Типология уроков по

структуре учебной деятельности
Урок постановки учебной задачи.Урок преобразования условий учебной задачи.Урок моделирования.Урок преобразования модели.Урок построения системы конкретно-практических задач.Урок контроля.Урок оценки.Комбинированный

Слайд 35Уроки когнитивного типа.

Уроки креативного типа.

Уроки оргдеятельностного типа.

Уроки коммуникативного типа.
Типология уроков

Уроки когнитивного типа.Уроки креативного типа.Уроки оргдеятельностного типа.Уроки коммуникативного типа.Типология уроков

Слайд 36Стремление учителя самостоятельно разрабатывать проекты своих уроков (не прямое заимствование

готовых разработок)
Знание системы принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений,

обязательная опора на них при проектировании, организации и осуществлении образовательной деятельности на уроке (принцип – это инструментальное, методическое выражение познанных законов и закономерностей обучения)
Точное (в закономерностях. принципах) и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку


Методические требования к современному уроку

Стремление учителя самостоятельно разрабатывать проекты своих уроков (не прямое заимствование готовых разработок)Знание системы принципов дидактики, их иерархии,

Слайд 37Зона творчества учителя
Могут изменяться:
время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е.

длительность этапа);
содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;
методы и способ обучения;
средства

и формы организации учебно-воспитательного процесса.
Зона творчества учителя	Могут изменяться:время, отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа);содержание (система дидактических развивающих заданий) этапа;методы

Слайд 38Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и

методов обучения.
Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.
Стремление к поиску и по

возможности формулирования кроме темы еще и так называемого «имени урока» (эмоционально выраженная суть идеи урока).
Специально спланированная деятельность по обеспечению воспитательной функции урока.
Комплексное планирование задач по трем группам целей : педагогическим, развития образовательного процесса, саморазвития учителя.
Выделение в содержании материала главного и второстепенного.
Продумывание и по возможности формулирование ценностного основания выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке

Методические требования к современному уроку

Разумное использование образовательных технологий, форм организации учебной деятельности, средств и методов обучения.Обязательный учет индивидуальных особенностей обучающихся.Стремление к

Слайд 39Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе

знаний.
Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход от человека знающего

– к человеку знающему, понимающему и деятельному).
Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
Обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.

Методические требования к современному уроку

Опора на межпредметные связи для формирования целостного представления о системе знаний.Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса (переход

Слайд 40Методические требования к современному уроку
Знание различных технологий развивающего обучения и

их дифференцированное применение.
Обоснованный выбор форм обучения или сочетания форм.
Индивидуализированный подход

к обучающимся на основе диагностики их реальных учебных возможностей.
Специально спланированная работа по формированию УУД, метапредметных результатов.
Обоснованный выбор средств обучения
Методические требования к  современному уроку Знание различных технологий развивающего обучения и их дифференцированное применение.Обоснованный выбор форм

Слайд 41Определение предполагаемых образовательных результатов учеников.
Актуализация ресурса учащихся в сознании учителя

(способы).
Ценностная ориентация педагога к проблематике темы урока.
Определения смысла урока.
Разработка идеи

урока.
Формулировка заданий.
Соотнесение результатов учеников с требуемыми ФГОС.
Формулирование целей урока.
Разработка структуры урока.
Написание конспекта урока


Алгоритм подготовки учителя к проведению современного урока

Определение предполагаемых образовательных результатов учеников.Актуализация ресурса учащихся в сознании учителя (способы).Ценностная ориентация педагога к проблематике темы урока.Определения

Слайд 42Цель –это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в

будущем в процессе той или иной деятельности

Функционирование урока
Целеполагание
Целе-
осуществление
Целеустрем-
ленность

Цель –это заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе той или иной деятельностиФункционирование

Слайд 43Целеосуществление -процесс перехода из внутренней причины в следствие – фактическое

поведение человека, в ходе которого формируется конечный результат деятельности
Целеустремленность –

действие в соответствии с поставленной целью. Умение декомпозировать цель, т. е. расчленить ее на более частные цели подсистем и элементов

Целеполагание - процесс формирования цели и ее развертывание (алгоритм)

Целеосуществление -процесс перехода из внутренней причины в следствие – фактическое поведение человека, в ходе которого формируется конечный

Слайд 44Критерии результативности
урока
Результат
работы
ученика
Результат
работы
учителя



Критерии результативностиурокаРезультат работы ученикаРезультат работы учителя

Слайд 45Структура учебного успеха
Я
Зависит от моей
системы ценностей
Зависит от моей природы
Я

сам
Я с другими
могу
хочу
знаю
умею

Структура учебного успехаЯЗависит от моей системы ценностейЗависит от моей природыЯ самЯ с другимимогухочузнаюумею

Слайд 46Система ценностей
Общеучебные умения и
навыки
Учебная мотивация
Учебный успех

Система ценностейОбщеучебные умения и навыкиУчебная мотивацияУчебный успех

Слайд 47

«…во времена перемен для прилежного ученика открыт целый мир.
Тот

же, кто считает, что уже всему научился, оказывается прекрасно подготовленным

для жизни в мире, которого уже не существует»...

Эрих Хоффер

«…во времена перемен для прилежного ученика открыт целый мир. Тот же, кто считает, что уже всему научился,

Слайд 48
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика