Разделы презентаций


Создание КИМ для уровневой оценки образовательных результатов

Содержание

ПЛАН Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.Критерии и уровни…Цель – ожидаемый результат образования.Разработка КИМов.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СОЗДАНИЕ КИМ ДЛЯ УРОВНЕВОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Дебердеева Татьяна Халитовна,


к.филос.н., доцент,
зав. кафедрой гуманитарного образования ВИРО

СОЗДАНИЕ КИМ ДЛЯ УРОВНЕВОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Дебердеева Татьяна Халитовна, к.филос.н., доцент, зав. кафедрой гуманитарного образования ВИРО

Слайд 2ПЛАН
Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.
Критерии и уровни…
Цель

– ожидаемый результат образования.
Разработка КИМов.


ПЛАН Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.Критерии и уровни…Цель – ожидаемый результат образования.Разработка КИМов.

Слайд 31.
Трансформация системы оценивания в условиях современного образования

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования

Слайд 4Глубочайшим свойством
человеческой природы
является страстное стремление
людей быть оцененным
по

достоинству.
У.Джеймс
Как

оценить человека по достоинству???

Если бы вам представилась возможность что-то изменить сейчас в системе оценивания,
что бы вы сделали?

Как меняется процесс оценивания во ФГОС?

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


Глубочайшим свойством человеческой природыявляется страстное стремление людей быть оцененным по достоинству.

Слайд 5ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
Нормативная
Информативно-диагностическая
Карательно-поощрительная
Селективная функция (селекция – отбор детей для

обучения на повышенном уровне)

Какая из них

преобладает сегодня?

Какая из них должна доминировать в новых условиях?

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯНормативнаяИнформативно-диагностическаяКарательно-поощрительная Селективная функция (селекция – отбор детей для обучения на повышенном уровне)

Слайд 6Внутренняя оценка: учитель,
ученик, ОУ и родители
Внешняя оценка:
государственные службы
аккредитация ОУ
аттестация

кадров
мониторинг
системы
образования
Накопленная оценка (портфель достижений)
Государственная итоговая аттестация/Итоговая оценка:
обеспечивает связь

внешней и внутренней оценки и является основой для всех
процедур внешней оценки
строится на основе а) накопленной текущей оценки, б) оценки за итоговые
работы, в) оценки за подготовку и презентацию проектной работы

Соотношение
внутренней
и внешней оценки
в итоговой оценке,
ее состав зависит
от ступени обучения

ФГОС

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родителиВнешняя оценка:государственные службыаккредитация ОУаттестация кадровмониторингсистемыобразования Накопленная оценка (портфель достижений) Государственная итоговая

Слайд 7Внутренняя (формирующая) оценка
использует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре

и способам проверки (результаты ученика в сравнении с его же

предыдущими результатами)

Внешняя (суммирующая) оценка
основана на единой системе требований к учащимся по уровням сформированности ключевых компетентностей (результаты ученика в сравнении с эталоном)

ВИДЫ ОЦЕНКИ

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


Внутренняя (формирующая) оценкаиспользует индивидуализированные задания, не стандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки (результаты ученика в сравнении

Слайд 8ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ:
Вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и

обучающихся.
Объектом оценки выступают требования ФГОС, которые конкретизируются в планируемых результатах.
Складывается

из промежуточной и итоговой.
Комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Уровневый подход.
Оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения».

Какой (какие) принцип является сегодня наиболее сложным для педагогов?

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ПРИНЦИПЫ ОЦЕНИВАНИЯ:  Вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.Объектом оценки выступают требования ФГОС, которые

Слайд 9ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Смена парадигмы
Образование на всю жизнь
знания
способности
Предметный р-т
Метапредметный р-т
Личностный р-т
1. Трансформация

системы оценивания в условиях современного образования.


ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕСмена парадигмыОбразование на всю жизньзнанияспособностиПредметный р-тМетапредметный р-тЛичностный р-т1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.

Слайд 10ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и «незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на

выполнение
морально-нравственных
норм; способность к реше-
нию моральных проблем;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление

своей деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность

Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества

Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знаково-сим-
волических средств, общих
схем решения; выполнение
логических операций
сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие

Основы системы
научных знаний

Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания

Предметные
и метапредметные
действия с
учебным материалом

ЗАДАЧА – ОЦЕНИТЬ ТРИ РЕЗУЛЬТАТА

Самоопределение:
внутренняя позиция
школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная); границы собственногознания и «незнания»Ценностная и морально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморально-нравственных норм; способность к реше-нию моральных проблем;оценка

Слайд 11ЗАДАНИЯ:
Изучите таблицу
Подумайте, какова Ваша роль?
Индивидуальная работа
1. Трансформация системы оценивания в

условиях современного образования.


ЗАДАНИЯ:Изучите таблицуПодумайте, какова Ваша роль?Индивидуальная работа1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.

Слайд 12критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности

решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки;
комплексный подход: использование
стандартизированных работ

(устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ФГОС

критерии достижения – планируемые результаты;оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;оценка способности решать учебно-практические задачи;сочетание внутренней и внешней оценки;комплексный

Слайд 13Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны

отражать:
Умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе и познавательной

деятельности и самостоятельно планировать пути  достижения целей; 
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Смысловое чтение;
Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;  
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:Умение самостоятельно определять цели и задачи в

Слайд 14Компетенция или компетентность?
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и

прослеживающиеся через все образовательные области и ступени образования, должны стать

интегральной характеристикой образовательной результативности школьника и могут быть описаны через:
образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития;
образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
образовательную ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях.

Метапредметные компетенции.

Образовательные результаты, которые формируются в разных учебных предметах, при реализации разных видов деятельности школьников (связанны с общими (универсальными) учебными действиями: регулятивными, познавательными, коммуникативными).

КРАТКИЙ ВАРИАНТ в тетради нет

Компетенция или компетентность?МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫСквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и прослеживающиеся через все образовательные области и ступени

Слайд 15Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны

отражать:
1)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое

и настоящее многонационального народа России;… человечества …
2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию,….
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, ….
5) Освоение социальных норм, правил поведения, … включая взрослые и социальные сообщества;
6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,….;
7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве;
8) Формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни;
9) Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, ….
10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,…
11) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира,  творческой деятельности эстетического характера.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:1)  Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения

Слайд 16Личностные результаты
Система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся, включая


самоидентификацию (в т.ч. и гражданскую);
патриотизм;
толерантность;
социальные, этические и эстетические ориентиры.
КРАТКИЙ ВАРИАНТ
В

тетради нет
Личностные результаты  Система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся, включая самоидентификацию (в т.ч. и гражданскую);патриотизм;толерантность;социальные, этические и

Слайд 17К результатам, подлежащим итоговой оценке
система знаний и представлений о природе,

обществе, человеке;
умения учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенные способы деятельности;
коммуникативные и

информационные умения;
система знаний об основах здорового и безопасного образа жизни.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

К результатам, НЕ подлежащим итоговой оценке

Измеряется?

ценностные ориентации выпускника, отражён-ные в его индивидуально-личностных позициях (этические, эстетические, религиозные взгляды, политические предпочтения и др.);
характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.);
индивидуальные личностные характеристики.

ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!!!

К результатам, подлежащим итоговой оценкесистема знаний и представлений о природе, обществе, человеке;умения учебно-познавательной и практической деятельности, обобщенные

Слайд 18критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности

решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки;
комплексный подход: использование
стандартизированных работ

(устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
интерпретация результатов на основе контекстной информации.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ФГОС

критерии достижения – планируемые результаты;оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;оценка способности решать учебно-практические задачи;сочетание внутренней и внешней оценки;комплексный

Слайд 19ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
1. Трансформация системы оценивания в

условиях современного образования.


Почему Россия
«проваливает»
Европейские
исследования?

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.Почему Россия«проваливает» Европейские исследования?

Слайд 20национальный координатор исследования PISA в России, руководитель отдела оценки качества

общего образования Института содержания и методов обучения РАО
Ковалева Галина Сергеевна
PISA

подтверждает, что среди всех стратегий самая эффективная – стратегия краткого изложения содержания текста и стратегия чтения текста с пониманием и последующим его обсуждением.

Учителя-предметники целенаправленно не учат работать с текстом. Читай параграф, пересказывай – и все. Наши дети в 6-м классе просто проваливаются в яму. И выбираются из нее к 9-му.

Но для этого нужно высвободить время учителям, так как наши программы перегружены.

Большинство заданий в наших учебниках направлены на память и на воспроизведение.

Вместо развития на рубеже перехода из начальной в основную школу детям, готовым к обучению на высоком и продвинутом уровне, мы предлагаем тексты, не соответствующие их возрастным особенностям, не развивающие их мотивацию учиться, потому что не всегда значимы и не интересны для них.

национальный координатор исследования PISA в России, руководитель отдела оценки качества общего образования Института содержания и методов обучения

Слайд 21ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
ЗАДАНИЯ:
Прочитайте текст
Выполните задание

(заполните таблицу) после текста
1. Трансформация системы оценивания в условиях

современного образования.


ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:  ЗАДАНИЯ:Прочитайте текст Выполните задание (заполните таблицу) после текста 1. Трансформация

Слайд 22ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
Литература. НОВАЯ ВЕРСИЯ.

В повседневной жизни мы окружены

людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает даже раньше, нежели они исчезнут из поля зрения, некоторые задерживают внимание, возбуждают любопытство, приязнь или, напротив, антипатию – в зависимости от нашего характера, темперамента, настроения минуты.
А между тем личность – это сложное переплетение индивидуального и общего. Именно по этим неисчислимым тонкостям поведения, по внешним признакам мы и узнаём человека.
Предлагаем Вам на основе данного отрывка из текста знаменитой комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» узнать героев по характеристикам, указанным в таблице, и заполнить её.

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:  Литература. НОВАЯ ВЕРСИЯ.	       В

Слайд 23ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:
Русский. НОВАЯ ВЕРСИЯ.
Напишите:
- письмо,

адресованное вашей первой учительнице, содержащее приглашение на праздник, посвященный «последнему

звонку»;
- письмо в паспортно-визовую службу, содержащее запрос о каком-либо человеке, разыскиваемом вами.

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:  Русский. НОВАЯ ВЕРСИЯ.Напишите:- письмо, адресованное вашей первой учительнице, содержащее приглашение

Слайд 241. Система оценивания: задачи и перспективы

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО

ПОДХОДА:
Обществознание
НОВАЯ ВЕРСИЯ предлагаю вам поработать юристом. Вы работаете в

отделе по проверке подлинности документов. Вам принесли текст документа. Ваша задача проверить и исправить ошибки. Раздаточный материал – текст с ошибками:
Важным законом, регулирующим трудовую деятельность в нашей стране, является «уголовный кодекс РФ». трудовая деятельность подростков по закону разрешена с 13 лет. При устройстве на работу заключается трудовой договор между работником и работодателем. Рабочий день подростков составляет  не более 8 часов. так же работник может заставить работать подростка в ночное время. право человека на труд закреплено в конституции.
 
1. Система оценивания: задачи и перспективыОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА:  ОбществознаниеНОВАЯ ВЕРСИЯ предлагаю вам поработать

Слайд 251. Система оценивания: задачи и перспективы

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СДП:


ИСТОРИЯ:
СТАРАЯ ВЕРСИЯ: Назовите

три признака революционной ситуации. (Каковы они?)
НОВАЯ ВЕРСИЯ: Как ты думаешь, была ли революционная ситуация перед революцией 1905 года?

1. Система оценивания: задачи и перспективыОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СДП:  	ИСТОРИЯ:

Слайд 261. Система оценивания: задачи и перспективы

ОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СДП:


Иностранный язык. НОВАЯ ВЕРСИЯ.
В наш город приезжает делегация ваших ровесников

из Великобритании (Германии или Франции).
Составьте план экскурсии на иностранном языке.
1. Система оценивания: задачи и перспективыОЦЕНИВАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СДП:  Иностранный язык. НОВАЯ ВЕРСИЯ.В наш город

Слайд 27Способ формирования – урок в логике УУД



индивидуальный прогресс в развитии

основных сфер личностного развития через освоение универсальных и специфических для

отдельных предметов способов действий, достижение на этой основе способности к развитию «компетентности к обновлению компетенций»

Система оценки результатов: КИМы, проверяющие
не знания, а умения ими пользоваться – действия!

Способ формирования – урок в логике УУДиндивидуальный прогресс в развитии основных сфер личностного развития через освоение универсальных

Слайд 28Система оценки результатов: КИМы,
проверяющие не знания, а
умения ими

пользоваться – действия!
Возникает вопрос о критериях и уровнях?
2 вопрос.
2.

Критерии и уровни…


Система оценки результатов: КИМы, проверяющие не знания, а умения ими пользоваться – действия! Возникает вопрос о критериях

Слайд 29КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
ПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
СООТНЕСИТЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ


Какие критерии имеют «право на существование»?
Предпочтительны?
2. Критерии и уровни…


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТМЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТСООТНЕСИТЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ И ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Какие критерии имеют «право на существование»?Предпочтительны?2. Критерии

Слайд 30Уровни выполнения заданий
1
2
3
Базовый
Повышенный
Высокий
?
2. Критерии и уровни…


Уровни выполнения заданий123БазовыйПовышенныйВысокий?2. Критерии и уровни…

Слайд 31Соотношение уровней
Понимание, узнавание
Знания в знакомой ситуации
Знания в измененной ситуации
Знания в

новой ситуации
ЗНАНИЕ КАК СВАРИТЬ ЩИ
2. Критерии и уровни…


Соотношение уровнейПонимание, узнаваниеЗнания в знакомой ситуацииЗнания в измененной ситуацииЗнания в новой ситуацииЗНАНИЕ КАК СВАРИТЬ ЩИ2. Критерии и

Слайд 32Различные подходы к определению трех уровней
УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
«3»
«4»
«5»
Выготский Л.С.

Репродуктивная

деятельность

Реконструктивная деятельность

Вариативная деятельность
Гальперин П.Я.

Ориентировка на единичные признаки
Ориентировка

на локальные признаки

Ориентировка на психологический механизм – инсайт

Талызина Н.Ф.

Решение типовых задач

Использование логических приемов

Решение нестандартных задач

2. Критерии и уровни…


Различные подходы к определению трех уровней УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА«3»«4»«5»Выготский Л.С.Репродуктивная деятельность Реконструктивная деятельность Вариативная деятельностьГальперин П.Я.Ориентировка на

Слайд 33Б.Блум

Знания


Понимание


Применение


Анализ

Синтез

Оценка
Симонов П.П.

Различие



Запоминание

Понимание
Простейшие умения и навыки

Перенос
Беспалько В.П.

Ученический

Репродуктивно-алгоритмический
Продуктивно-эвристический

Продуктивно-творческий
Максимова В.Н.

Узнавание

Запоминание

Понимание

Применение
Тематическое обобщение
Предметное обобщение
Межпредметное обобщение
Различные

подходы к определению трех уровней
УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
2. Критерии и

уровни…


Б.БлумЗнанияПониманиеПрименениеАнализСинтезОценкаСимонов П.П.РазличиеЗапоминаниеПониманиеПростейшие умения и навыкиПереносБеспалько В.П.УченическийРепродуктивно-алгоритмическийПродуктивно-эвристическийПродуктивно-творческийМаксимова В.Н.УзнаваниеЗапоминаниеПониманиеПрименениеТематическое обобщениеПредметное обобщениеМежпредметное обобщениеРазличные подходы к определению трех уровней УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО

Слайд 34Информированность (ориентированность) –
усвоение определенного объема знаний, и умение воспроизводить их.


Функциональная грамотность –
способность решать стандартные повседневные задачи, использовать основные

способы познавательной деятельности на основе имеющихся предметных знаний и умений.

Продуктивный (компетентностный) – способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета, создавать новый продукт (результат).

УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ

Уровни учебной деятельности

2. Критерии и уровни…


Информированность (ориентированность) –усвоение определенного объема знаний, и умение воспроизводить их. Функциональная грамотность – способность решать стандартные повседневные

Слайд 35УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ
Уровни учебной деятельности
2. Критерии и уровни…


УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИУровни учебной деятельности2. Критерии и уровни…

Слайд 36Уровни учебной деятельности

Ученический
Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику:
1) При повторном воспроизведении информации отличить ее правильное использование от неправильного,
2) Выполнять алгоритмические действия при внешне представленных пооперационных правилах действия

1 уровень

Репродуктивный (воспроизводящий) Уровень усвоения учебной деятельности, который позволяет ученику самостоятельно:
1) Воспроизводить базовое предметное содержание
2) Применять усвоенные алгоритмы, способы работы в типовой, знакомой ситуации.

2 уровень

Продуктивный
(реконструктивный) Уровень усвоения учебной деятельности, на котором ученики способны:
1) Самостоятельно воспроизводить и использовать усвоенную информацию для получения новой информации. Воспроизводить доказательства (обоснования) сложных взаимосвязей, системно излагать теоретические концепции.
2) Действовать в видоизмененной ситуации, требующей модернизации типового способа деятельности, приспособления его к новой ситуации. Выполнения заданий, требующих комбинации типовых действий.

3 уровень

Творческий,
(исследовательский, компетентностный)
Уровень усвоения учебной деятельности, на котором ученики способны действовать в новых для себя условиях:
1) Обнаруживать новые свойства известных объектов, находить новые объекты и их свойства.
2) Выполнять действия в новой для ученика ситуации, требующей построения нового способа действия на основе общих приемов деятельности.

4 уровень

УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ

2. Критерии и уровни…


Уровни учебной деятельности

Слайд 37ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ проблематично отследить по уровням: обычно вычленяем две позиции

«проявил» и «не проявил». Чисто теоретически можно рассмотреть по уровням

(толерантность, субъектность…), но практически сделать это не получается.

По метапредметному результату уровни могут быть определены в анализе мета умений. Например, при работе с понятиями. Их можно просто узнать и репродуцировать, а можно применить контекстно и т.д.

Но анализ сформированности метапредметных компетенций (культуроведческой, аксиологической…) зачастую не позволяет вычленить уровневость.

УРОВНИ

2. Критерии и уровни…


ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ проблематично отследить по уровням: обычно вычленяем две позиции «проявил» и «не проявил». Чисто теоретически можно

Слайд 38Перед нами задача – разработка КИМ
для УРОВНЕВОЙ оценки!!!
Наиболее адекватный

современным требованиям подход «Уровни учебной деятельности» (ПЕРВЫЙ СТОЛБИК В ТАБЛИЦЕ.

Почему?

УМЕНИЕ (СПОСОБ-НОСТЬ) СВАРИТЬ ЩИ

2. Критерии и уровни…


Перед нами задача – разработка КИМ для УРОВНЕВОЙ оценки!!!Наиболее адекватный современным требованиям подход «Уровни учебной деятельности» (ПЕРВЫЙ

Слайд 39


Приоритетными в диагностике (контрольные работы

и т.п.) становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.

ПЕРЕЧИСЛИМ ГЛАВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ


Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.


Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.

1. Трансформация системы оценивания в условиях современного образования.


Использование инструментов формирующего оценивания с
опорой на самооценивание.

Приоритетными в

Слайд 403.
Цель – ожидаемый результат образования

3. Цель – ожидаемый результат образования

Слайд 41ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ УРОКА
Задачи урока должны быть конкретны (отражать специфику содержания

урока), диагностичны (допускать определения степени их достижимости)
3. Цель – ожидаемый

результат образования

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ УРОКАЗадачи урока должны быть конкретны (отражать специфику содержания урока), диагностичны (допускать определения степени их достижимости)3.

Слайд 42 СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Должно ли содержание образования отражаться в результатах?
Как предполагается

отразить?
3. Цель – ожидаемый результат образования

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯДолжно ли содержание образования отражаться в результатах?Как предполагается отразить?3. Цель – ожидаемый результат образования

Слайд 43ПРЕДМЕТНЫЕ результаты, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТЫЕ, связанные с ПРЕДМЕТОМ
3. Цель –

ожидаемый результат образования

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ЛИЧНОСТЫЕ, связанные с ПРЕДМЕТОМ3. Цель – ожидаемый результат образования

Слайд 44Групповая работа
ЗАДАНИЯ:
Скорректируйте поставленную цель и комплекс задач. Подумайте об их

измеримости (диагностичности)
3. Цель – ожидаемый результат образования

Групповая работаЗАДАНИЯ:Скорректируйте поставленную цель и комплекс задач. Подумайте об их измеримости (диагностичности)3. Цель – ожидаемый результат образования

Слайд 45ЗАДАНИЯ:
Познакомьтесь с примером комплексного КИМа по анализу гуманитарной компетенции
Найдите

среди всех заданий задания, направленные на исследование предметного метапредметного и

личностного результата.

Н.М.Карамзин портрет работы Тропинина

Индивидуально-групповая работа

ЗАДАНИЯ:Познакомьтесь с примером комплексного КИМа по анализу гуманитарной компетенции Найдите среди всех заданий задания, направленные на исследование

Слайд 46Предметный результат:
1-8, 10, 12
Метапредметный результат

9, 11, 12, 13
Личностный результат
5,

9, 11, 12, 13

Н.М.Карамзин портрет работы Тропинина

Какие выводы (2) можно сделать?

Предметный результат:   1-8, 10, 12Метапредметный результат   9, 11, 12, 13  Личностный результат

Слайд 47Почему?
Вопросы на метазнание – это вопросы на:
осмысление;
размышление;
выражение собственной позиции;
привлечение собственного

опыта;
раскрытие личностно значимых смыслов;
выход за пределы узко предметного знания;
диалог

с автором, с другой позицией с самим собой.

Сложно (невозможно) осуществить отдельно измерение метапредметного отдельно личностного результата.

В некоторых заданиях одновременно заложена возможность измерить два и даже три результата.

ВЫВОДЫ:

Почему?Вопросы на метазнание – это вопросы на:осмысление;размышление;выражение собственной позиции;привлечение собственного опыта;раскрытие личностно значимых смыслов; выход за пределы

Слайд 484.
Разработка КИМов

4. Разработка КИМов

Слайд 49ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Программы
ФГОС
ФГОС
4. Разработка КИМов

ФГОС

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙПрограммыФГОСФГОС4. Разработка КИМовФГОС

Слайд 50Проблема ОТБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ!
Где взять показатели?
Как их выбрать???
Программа преподавания предмета!!!
4. Разработка

КИМов

Проблема ОТБОРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ!Где взять показатели?Как их выбрать???Программа преподавания предмета!!!4. Разработка КИМов

Слайд 51ПОКАЗАТЕЛИ и ЗАДАНИЯ: взаимосвязь
6. Анкета из 10 вопросов
1. Закрытый тест

«Кто я?»
2. Какой я? Оценить по 4-х бальной системе предложенные

11 утверждений

3. Закрытый тест «Как я поступаю?» (4 вопроса)

4. Притча Андрианова М.А. «Дорога добра и зла» + 3 вопроса к ней

5. «Волшебная палочка» (выбрать 5 из предложенных 10 желаний)

1. Нравственные качества

6. Гражданско-
патриот.чувства

2. Аффилиация

3. Эмпатия

4. Аксиологичность

5. Толерантность

7. Само-
идентификация

8. Субъектность

4. Разработка КИМов

ПОКАЗАТЕЛИ и ЗАДАНИЯ: взаимосвязь6. Анкета из 10 вопросов1. Закрытый тест «Кто я?»2. Какой я? Оценить по 4-х

Слайд 52Поштурмим?
ЗАДАНИЯ:
Проанализируйте ответы учащихся

Соотнесите их с аналитической

шкалой
Проблема ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Групповая работа
4. Разработка КИМов

Поштурмим?ЗАДАНИЯ:Проанализируйте ответы учащихся Соотнесите их с аналитической   шкалой Проблема ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВГрупповая работа4. Разработка КИМов

Слайд 53Формулируя вопросы и задания (как в КИМах, так и за

их пределами) педагоги не всегда используют потенциал вопрошания.
Хороший вопрос –

залог успеха!!!

ЗАДАНИЕ:
Пользуясь требованиями к
вопросам, оцените вопросы
на


Проблема: ЗАДАТЬ (СФОРМУЛИРОВАТЬ) ВОПРОС

4. Разработка КИМов

Формулируя вопросы и задания (как в КИМах, так и за их пределами) педагоги не всегда используют потенциал

Слайд 54ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМ
Вопросы должны быть открытыми, создавать простор для отвечания.

6. В вопросах не рекомендуется использовать обобщающие слова (все, всегда,

никто, никогда), а также неопределенные слова (обыкновенно, часто, иногда).

2. Вопросы не должны предполагать некоего «правильного» ответа.

3. Вопросы должны быть проблемными, дискуссионными.

4. Вопросы должны быть интересными и актуальными для учеников.

5. Вопросы должны быть независимыми друг от друга. Нельзя составлять вопросы так, чтобы ответ на один можно было найти в другом.

7. Вопросы должны выходить на метауровень.

ТРЕБОВАНИЯ К ВОПРОСАМВопросы должны быть открытыми, создавать простор для отвечания. 6. В вопросах не рекомендуется использовать обобщающие

Слайд 55Проблема РАЗРАБОТАТЬ КИМ
Контрольно-измерительные материалы (КИМ), используемые в школьном образовании, -

это инструментарий оценки уровня и качества освоения обучающимися государственного стандарта

общего образования. Они разрабатываются на основе технологий полного усвоения и дифференцированного обучения.

4. Разработка КИМов

Проблема РАЗРАБОТАТЬ КИМКонтрольно-измерительные материалы (КИМ), используемые в школьном образовании, - это инструментарий оценки уровня и качества освоения

Слайд 56ЗАДАНИЕ ДЛЯ КИМ ПРЕДПОЛАГАЕТ
Наличие критериев для оценивания (задания с нечеткими

критериями в КИМы лучше не включать [например, кластер])
Соответствие уровня сложности

задания возрасту школьников, дифференциации класса (если имеется)


Комплексный характер (одно задание решает несколько задач, стоящих перед педагогом)

Вариативность заданий


Наличие в заданиях уровневого подхода (для предметного результата обязательно!)


Учет количества времени, необходимого для успешного выполнения задания (поэтому задание типа «нарисовать рисунок» не подойдет)

4. Разработка КИМов

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КИМ ПРЕДПОЛАГАЕТНаличие критериев для оценивания (задания с нечеткими критериями в КИМы лучше не включать [например,

Слайд 57Практикум. Чем КИМы отличаются от НЕ КИМов?
+

Практикум. Чем КИМы отличаются от НЕ КИМов?+

Слайд 58Разработка КИМ осуществляется на основе следующих принципов:
адекватности содержательной области КИМ;


адекватности используемой формы задания (с выбором ответа, с кратким ответом,

с развернутым ответом, на сопоставление, на установление правильной последовательности) проверяемым результатам;
недопустимости использования заданий, которые могут дискриминировать испытуемых по какому-либо основанию (гендерные и этнические различия, политические взгляды и др.);
ориентации на повышение качества образования.

4. Разработка КИМов

Разработка КИМ осуществляется на основе следующих принципов:адекватности содержательной области КИМ; адекватности используемой формы задания (с выбором ответа,

Слайд 59? Об оценке открыт. Она может и не ставиться
тестирование — метод

изучения глубинных процессов деятельности системы (УЧЕНИКА), посредством помещения системы в

разные ситуации и отслеживание доступных наблюдению изменений в ней

4. Разработка КИМов

? Об оценке открыт. Она может и не ставитьсятестирование — метод изучения глубинных процессов деятельности системы (УЧЕНИКА), посредством

Слайд 60КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ
базируются на знаниях и умениях
погружают учащихся в решение «жизненной»

задачи
изменяют организацию традиционного урока
требуют умения применять накопленные знания в практической

деятельности

4. Разработка КИМов

КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯбазируются на знаниях и уменияхпогружают учащихся в решение «жизненной» задачиизменяют организацию традиционного урокатребуют умения применять накопленные

Слайд 61Стимул/Мотив/Актуальность
Задания и вопросы
Источник информации
Инструмент проверки
СТРУКТУРА КИМа
Ошибки:
непомерное удлинение и наличие

отрицания
Ошибки: несоответствие заявленному уровню; глаголы ориентируют на устный ответ (назови,

расскажи); на проверку знаний, а не на умение работать с информацией; избыточность формулировки; использование формы представления результата, незнакомой учащимся (приказ, экспертное заключение и т.п.).

Ошибки: известный текст; громоздкий; источник, содержащий программный материал; несоответствие возрасту; избыточность формулировки; недостаток информации.

Ошибки: часто отсутствует.

4. Разработка КИМов

Посмотрите примеры КИМов

Стимул/Мотив/АктуальностьЗадания и вопросыИсточник информацииИнструмент проверкиСТРУКТУРА КИМаОшибки: непомерное удлинение и наличие отрицанияОшибки: несоответствие заявленному уровню; глаголы ориентируют на

Слайд 62Стимул/Мотив/Актуальность
Задания и вопросы
Источник информации
Инструмент проверки
СТРУКТУРА КИМа
При устройстве на работу требуется

представить резюме, в котором необходимо отразить свою биографию.
Прочитайте текст. Составьте

план, по которому можно описать биографию человека. Согласно плану напишите тезисы биографии А.А.Шахматова

Источник информации: Биография Алексея Александровича Шахматова

Ключ
Модельный ответ
Аналитическая шкала
Бланк формализованного наблюдения

Русский язык 6 класс

4. Разработка КИМов

Стимул/Мотив/АктуальностьЗадания и вопросыИсточник информацииИнструмент проверкиСТРУКТУРА КИМаПри устройстве на работу требуется представить резюме, в котором необходимо отразить свою

Слайд 63Определение диагностической (развивающей) ценности тестовых заданий
Перечисляются все проверяемые элементы тематического

содержания (знания понятий, законов, свойств, теорий, концепций), используется программа
Перечисляются проверяемые

предметные результаты (Используется ФГОС ОО)


Указываются уровни проверяемой деятельности в данном случае
(Ученический - … - … - творческий)


Указываются метапред-метные результаты (используется ФГОС ООО)


Указываются личностные результаты (используется ФГОС ООО)

4. Разработка КИМов

ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте КИМ по предложенным критериям.
Воспользуйтесь во второй графе собственным опытом, в третьей, пятой и шестой – программой .

Поштурмим?

Определение диагностической (развивающей) ценности тестовых заданийПеречисляются все проверяемые элементы тематического содержания (знания понятий, законов, свойств, теорий, концепций),

Слайд 64ПОСЛЕДНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…
Предельно понятная инструкция для выполнения (задание должно быть ясным).
В

одном вопросе не должно быть информации-подсказки для выполнения другого задания.
Возможна

реализация просветительской функции задания.
Дистракторы (варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями) не должны внешне отличаться от правильного ответа, не должны содержать двойного отрицания, должны быть правдоподобными.
Форма заданий должна быть разнообразной (иначе «замыливается глаз»).
Выстраивая работу в целом, располагаем вопросы от «слабых» к сильным и повышенной трудности.

4. Разработка КИМов

ПОСЛЕДНИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ…Предельно понятная инструкция для выполнения (задание должно быть ясным).В одном вопросе не должно быть информации-подсказки для

Слайд 65Поштурмим?
Групповая работа
ЗАДАНИЕ:
Под каждую задачу (сформулированную Вами) создайте свои КИМы, стараясь

минимумом заданий (вопросов) измерить максимум результатов.
Заметьте: одно и то же

задание часто дает возможность решать несколько поставленных задач.

4. Разработка КИМов

Поштурмим?Групповая работаЗАДАНИЕ:Под каждую задачу (сформулированную Вами) создайте свои КИМы, стараясь минимумом заданий (вопросов) измерить максимум результатов.Заметьте: одно

Слайд 66Вы поставили задачу для учителя:
формировать умения работать с информацией: формулировать

и обосновывать выводы и т. д.
Задача для ученика:
- уметь

работать с информацией: формулировать и обосновывать выводы и т. д.

Примерные задания в создаваемом Вами КИМЕ для анализа результата именно этой поставленной задачи будут такими:

1. Объясните происхождение следующих терминов…
2.Перед вами 4 логических ряда. Изучите их и ответьте на вопросы…
3.Представьте, что вам поручено отредактировать корректуру учебника по истории. При наборе произошла ошибка и иллюстрации к разделам оказались перемешаны. Ваша задача 1) определить кто изображен на портретах; 2) отобрать из предложенных портретов пять, объединенных по одному принципу; 3) соотнести портреты этих пяти людей с иллюстрациями и фрагментами из сочинений этих авторов (заполнить таблицу)…

Пример

4. Разработка КИМов

Вы поставили задачу для учителя:формировать умения работать с информацией: формулировать и обосновывать выводы и т. д.Задача для

Слайд 67Групповая работа
Структура КИМ
Критерии
Принципы разработки КИМ
Требования к КИМ
Уровни уч.д.(4)
4. Разработка КИМов

ПРЕАМБУЛА

Групповая работаСтруктура КИМКритерииПринципы разработки КИМТребования к КИМУровни уч.д.(4)4. Разработка КИМовПРЕАМБУЛА

Слайд 68Определение диагностической (развивающей) ценности тестовых заданий
Перечисляются все проверяемые элементы тематического

содержания (знания понятий, законов, свойств, теорий, концепций), используется программа
Перечисляются проверяемые

предметные результаты (Используется ФГОС ОО)


Указываются уровни проверяемой деятельности в данном случае
(Ученический - … - … - творческий)


Указываются метапред-метные результаты (используется ФГОС ООО)


Указываются личностные результаты (используется ФГОС ООО)

4. Разработка КИМов

ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте КИМ по предложенным критериям.

Поштурмим?

Определение диагностической (развивающей) ценности тестовых заданийПеречисляются все проверяемые элементы тематического содержания (знания понятий, законов, свойств, теорий, концепций),

Слайд 69РЕФЛЕКСИЯ «ПИРОГ»
Что категори-чески не понравилось?
Какая часть работы показалась наиболее

удачной?

РЕФЛЕКСИЯ «ПИРОГ» Что категори-чески не понравилось?Какая часть работы показалась наиболее удачной?

Слайд 70Надеюсь, что теперь Вы знаете, куда и как Вам двигаться!

Надеюсь, что теперь Вы знаете, куда и как Вам двигаться!

Слайд 71…что Ваши ученики будут демонстрировать растущие результаты, которые Вы сможете

исследовать…

…что Ваши ученики будут демонстрировать растущие результаты, которые Вы сможете исследовать…

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика