Разделы презентаций


Специальная психология Задержка психического развития (ЗПР).

Содержание

Представления о ЗПР и их классификации. Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Задержка психического развития (ЗПР).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯЗадержка психического развития (ЗПР).

Слайд 2Представления о ЗПР и их классификации.
Задержка психического развития — это

замедление темпа развития психики ребенка, которое выражается в недостаточности общего

запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Представления о ЗПР и их классификации. Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребенка, которое

Слайд 3Представления о ЗПР и их классификации.
ЗПР является пограничным состоянием между

нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о

стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно более продуктивны в использовании помощи.

При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены нерезко, в других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Представления о ЗПР и их классификации. ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие,

Слайд 4Представления о ЗПР и их классификации.
Т. А. Власова и М.

С. Певзнер при систематике ЗПР различают две ее основные формы:
1)

ЗПР, обусловленная психическим и психофизическим инфантилизмом (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);
2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими и церебрастеническими состояниями.
Существуют расхождения во взглядах на трактовку инфантилизма: одни оценивают описанные состояния как вариант олигофрении (С. С. Мнухин, 1959), другие — как вариант задержки развития (И. А. Юркова, 1960).

Представления о ЗПР и их классификации. Т. А. Власова и М. С. Певзнер при систематике ЗПР различают

Слайд 5Представления о ЗПР и их классификации.
В настоящее время инфантилизм рассматривается

как аномалия развития, в ряде случаев инфантилизм расценивается как временное

состояние, которое в зависимости от клинической картины в детском возрасте может иметь благополучную динамику, описанную в научной литературе как «инфантильно-грацильный» и «гармонический инфантилизм».

Представления о ЗПР и их классификации. В настоящее время инфантилизм рассматривается как аномалия развития, в ряде случаев

Слайд 6Представления о ЗПР и их классификации.
Первая клиническая классификация инфантилизма дана

Г. Е. Сухаревой, подразделяющей его на две группы: гармонический и

дисгармонический.
В рамках дисгармонического инфантилизма Г. Е. Сухарева описывает три варианта:
1) инфантилизм с более грубыми отклонениями в эмоционально-волевой сфере: повышенной возбудимостью, раздражительностью. Такие дети «угрожали» в смысле возможности развития психопатии;
2) инфантилизм, сочетающийся с гипогенитализмом, нарушениями работы гипофиза и другими видами патологии;
3) органический инфантилизм с некоторой упрощенностью эмоциональной сферы, нестойкостью и малой дифференцированностью привязанностей, тугоподвижностью мышления.
При гармоническом инфантилизме психическое развитие ребенка соответствует более младшему возрасту, нередко сочетается с соответствующими пропорциями телосложения.

Представления о ЗПР и их классификации. Первая клиническая классификация инфантилизма дана Г. Е. Сухаревой, подразделяющей его на

Слайд 7Представления о ЗПР и их классификации.
Классификация М. С. Певзнера включает

следующие клинические варианты:
инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой сферы при сохранном интеллекте.

В последних работах автора этот вариант стал именоваться неосложненной формой инфантилизма;
инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности;
инфантилизм, осложненный церебрастеническим синдромом. М. А. Певзнер связывает инфантилизм с недоразвитием лобно-диэнцефальных систем.
Г. Е. Сухарева, М, С. Певзнер, И. А. Юркова считают основными признаками инфантилизма недоразвитие аффективно-волевой сферы с яркостью эмоций и их влиянием на поступки и действия, поверхностный, игровой характер интересов, слабую способность к волевому усилию, повышенный фон настроения.

Представления о ЗПР и их классификации. Классификация М. С. Певзнера включает следующие клинические варианты:инфантилизм с недоразвитием эмоционально-волевой

Слайд 8Представления о ЗПР и их классификации.
В возникновении инфантилизма большое значение

придается как наследственным факторам, так и экзогенным.
В. П. Кудрявцева

(1956) указывает на роль перенесенных в раннем детстве длительных желудочно-кишечных заболеваний.
3. И. Лятс (1967) описал инфантилизм у детей 3-4 лет, родившихся у матерей, болевших токсоплазмозом.
Б. А. Гиляровский (1931), Н. И. Озерецкий (1938) наблюдали инфантильных детей, родители которых страдали хроническими инфекционными заболеваниями (туберкулез, сифилис), хроническим алкоголизмом.
Г. Е. Сухарева (1965) подчеркивает заметное развитие патологии при повторных и длительных инфекционных заболеваниях в раннем возрасте.
Y. Billklewlez (1966) указывает на роль голодания матери во время беременности. Реализация экзогенных вредностей осуществляется через эндокринную систему плода. Авторы-исследователи указывают на важность определения доли наследственности факторов в этиологии форм недоразвития.

Представления о ЗПР и их классификации. В возникновении инфантилизма большое значение придается как наследственным факторам, так и

Слайд 9Представления о ЗПР и их классификации.
К. С. Лебединская, исходя из

этиологического принципа, различает четыре основных варианта ЗПР:
ЗПР конституционального происхождения;
ЗПР соматогенного

происхождения;
ЗПР психогенного происхождения;
ЗПР церебрально-органического генеза.

Представления о ЗПР и их классификации. К. С. Лебединская, исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта

Слайд 10Представления о ЗПР и их классификации.
При ЗПР конституционного происхождения инфантильности

психики часто соответствует инфантильный тип телосложения человека, отличающегося детской пластичностью

мимики и моторики.
Эмоциональная сфера этих детей как бы находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста: яркость и живость эмоций, преобладание эмоциональных реакций в поведении, в проявлении игровых интересов, высокой внушаемости и недостаточной самостоятельности.
Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в то же время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Школа для них является продолжением игры, они приносят с собой кукол, забираясь с ними под парту.
Психологи советуют родителям таких детей не отдавать их рано в школу, дать им возможность «доиграть». В первом классе малая направленность на длительную интеллектуальную деятельность сопровождается неумением подчиняться правилам дисциплины (Т. А. Власова, М. С. Певзнер).
Следует помнить, что незрелость эмоциональной сферы затрудняет социальную адаптацию. Неблагоприятные условия жизни могут способствовать патологическому формированию личности по неустойчивому типу (Г. Е. Сухарева и др.).

Представления о ЗПР и их классификации. При ЗПР конституционного происхождения инфантильности психики часто соответствует инфантильный тип телосложения

Слайд 11Представления о ЗПР и их классификации.
При соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость

обусловлена длительными хроническими заболеваниями, пороками в развитии сердца и т.

д. Снижение физической активности в данном случае стимулирует недостаток информации, становление жизненно важных психических функций тормозится.
Хроническая физическая и психическая астения задерживают развитие активных форм деятельности, способствуют формированию таких черт характера, как робость, боязливость, неуверенность в своих силах. Эти же свойства в значительной степени обусловливаются созданием для больного или физически ослабленного ребенка режима ограничений и запретов.
Таким образом, к явлениям, обусловленным болезнью, добавляется искусственная инфантилизация, вызванная условиями гиперопеки. Таких детей легко отличить от обычных сверстников: они не пытаются самостоятельно отвечать на поставленные им элементарные вопросы, а если и отвечают, все время оглядываются на маму, одобрит ли она их ответ или нет.

Представления о ЗПР и их классификации. При соматогенной ЗПР эмоциональная незрелость обусловлена длительными хроническими заболеваниями, пороками в

Слайд 12Представления о ЗПР и их классификации.
ЗПР психогенного происхождения связана с

неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой аномалии развития не исключает

ее патологического характера. Как известно, при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующего фактора могут возникнуть стойкие сдвиги нервно-психической сферы ребенка, обусловливающие патологическое развитие его личности.
Так, в условиях безнадзорности может формироваться патологическое развитие личности по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции, желания, импульсивность, отсутствие чувства долга и ответственности.
В условиях гиперопеки психогенная задержка эмоционального развития проявляется в формировании эгоцентрических установок, неспособности к волевому усилию, труду.
В психотравмирующих условиях воспитания, когда преобладают жестокость либо грубая авторитарность, нередко формируется невротическое развитие личности, при котором ЗПР будет проявляться как отсутствие инициативы и самостоятельности, робость, боязливость.

Представления о ЗПР и их классификации. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания. Социальный генез этой

Слайд 13Представления о ЗПР и их классификации.
ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую

значимость для специальной психологии ввиду выраженности проявлений и частой необходимости

в применении специальных мер психолого-педагогической коррекции.
Причиной данной формы ЗПР являются: патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни. Сходство данной формы ЗПР с олигофренией определяется органическим поражением ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Диагноз зависит от степени, массивности поражения.
Другим фактором является время поражения. ЗПР значительно чаще связана с более поздними, экзогенными повреждениями мозга, воздействующими в период, когда дифференциация основных мозговых систем уже в значительной мере продвинута и нет опасности их грубого недоразвития. Тем не менее Л. Тарнополь и другие ученые предполагают возможность генетической этиологии.

Представления о ЗПР и их классификации. ЗПР церебрально-органического генеза имеет наибольшую значимость для специальной психологии ввиду выраженности

Слайд 14Особенности психики детей с ЗПР
У всех детей с задержкой психического

развития не сформирована готовность к школьному обучению.
Это проявляется в

незрелости функционального состояния центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) и служит одной из причин того, что ребята с трудом овладевают навыками чтения и письма, часто путают буквы, сходные по начертанию, испытывают трудности при самостоятельном воспроизведении текста.

Особенности психики детей с ЗПРУ всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к школьному обучению.

Слайд 15Особенности психики детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития отличаются

сниженной умственной работоспособностью. Уровень умственной работоспособности зависит от степени ослабленности

ребенка и характера органического или функционального поражения мозга.
Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания.
По данным психолога Г. И. Жаренковой, снижение устойчивости внимания у этих ребят может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на протяжении всего времени работы.

Особенности психики детей с ЗПРДети с задержкой психического развития отличаются сниженной умственной работоспособностью. Уровень умственной работоспособности зависит

Слайд 16Особенности психики детей с ЗПР
Исследования психологов выявили у большинства детей

с задержкой психического развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового

восприятия, пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения сложных двигательных программ.
Таким детям нужно больше времени для приема и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание). Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).

Особенности психики детей с ЗПРИсследования психологов выявили у большинства детей с задержкой психического развития неполноценность тонких форм

Слайд 17Особенности психики детей с ЗПР
У этой категории ребят недостаточно сформированы

пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических

действий, затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.
Развитие пространственных отношений тесно связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных геометрических узоров дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Надо заметить, что относительно простые узоры дети с задержкой психического развития, в отличие от умственно отсталых, выполняют правильно.

Особенности психики детей с ЗПРУ этой категории ребят недостаточно сформированы пространственные представления: ориентировка в направлениях пространства осуществляется

Слайд 18Особенности психики детей с ЗПР
Значительные «ножницы» наблюдаются у детей с

задержкой психического развития между формированием практических умений и навыков в

области пространственных отношений и возможностью их понимания и отражения в речи.
Ребята испытывают большие трудности в понимании логико-грамматических структур, выражающих пространственные отношения, им сложно дать словесный отчет при выполнении заданий, основанных на осознании этих отношений.

Особенности психики детей с ЗПРЗначительные «ножницы» наблюдаются у детей с задержкой психического развития между формированием практических умений

Слайд 19Особенности психики детей с ЗПР
Память у таких детей снижена. Особенно

страдают те ее виды, которые требуют участия мыслительных процессов (опосредованное

запоминание). Снижены и наиболее элементарные виды памяти.
Механическая память этих детей характеризуется снижением продуктивности первых попыток запоминания. Но время, необходимое для полного заучивания, близко к норме. Ребята, хотя и испытывают затруднения на начальном этапе запоминания слов, в большинстве случаев успешно справляются с заданием (умственно отсталые дети с ним не справляются).
Непроизвольное запоминание у младших школьников с задержкой психического развития менее продуктивно, чем у нормально развивающихся 5-6-летних дошкольников. Отмечается снижение продуктивности и устойчивости произвольного запоминания, особенно в условиях значительной нагрузки.

Особенности психики детей с ЗПРПамять у таких детей снижена. Особенно страдают те ее виды, которые требуют участия

Слайд 20Особенности психики детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития обнаруживают

наибольшие нарушения при владении опосредованным запоминанием.
Наблюдается значительное расхождение между

возможностью применить определенный интеллектуальный прием и продуктивностью его использования.
Очень показательно в плане диагностики выполнение задания на изучение опосредованного запоминания (методика А. П. Леонтьева): называются слова, и ребенка просят, чтобы он для облегчения запоминания подобрал к каждому слову картинку. Глядя на картинки, ребенок должен воспроизвести заданные слова. При выполнении этого задания дети с задержкой психического развития подбирают для запоминания те же картинки, что и нормально развивающиеся сверстники. Однако последующее воспроизведение слов на основе отобранных ими картинок вызывает значительные затруднения, часто воспроизводятся совсем не те слова, которые были названы экспериментатором.

Особенности психики детей с ЗПРДети с задержкой психического развития обнаруживают наибольшие нарушения при владении опосредованным запоминанием. Наблюдается

Слайд 21Особенности психики детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития основные

трудности испытывают в тех случаях, когда требуется продуктивно использовать интеллектуальный

прием.
Умственно же отсталые дети не могут как достаточно логично подобрать к заданному слову картинку, так и воспроизвести по ней слово. В отличие от детей с задержкой психического развития, они испытывают большие трудности и в применении определенного интеллектуального приема, и в продуктивности его использования.
Независимо от структуры и содержания материала, вплоть до 4 класса преимущественно пользуются механическим заучиванием, в то время как у нормально развивающихся детей в этот период (от 2 к 4 классу) интенсивно развивается произвольно опосредованное запоминание.

Особенности психики детей с ЗПРДети с задержкой психического развития основные трудности испытывают в тех случаях, когда требуется

Слайд 22Особенности психики детей с ЗПР
К началу школьного обучения дети с

задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся сверстников по уровню

сформированности наглядно-действенного мышления.
При складывании сложных геометрических узоров по образцу, решении геометрических заданий выяснилось, что установление подобия и тождества между простыми формами не представляется трудным для детей с задержкой психического развития, однако решение сложных задач (сложить фигуры по образцу из большого числа элементов) уже вызывает существенные затруднения. Успешность решения таких задач зависит не только от числа элементов в образце, но и от их взаимного расположения.

Особенности психики детей с ЗПРК началу школьного обучения дети с задержкой психического развития отстают от нормально развивающихся

Слайд 23Особенности психики детей с ЗПР
Дети с задержкой психического развития показывают

высокий в сравнении с умственно отсталыми уровень мыслительной деятельности, особенно

при решении наглядно-действенных и наглядно-образных задач.
Высокие показатели (практически совпадают с показателями нормально развивающихся ребят) наблюдаются при выполнении заданий по наглядному образцу. Некоторые затруднения у этих детей вызывают задания, в которых отсутствует наглядный образец (сложение фигур).

Особенности психики детей с ЗПРДети с задержкой психического развития показывают высокий в сравнении с умственно отсталыми уровень

Слайд 24Особенности психики детей с ЗПР
Особенности мыслительной деятельности детей с задержкой

психического развития наиболее ярко проявляются в словесно-логическом мышлении, но заметны

уже и в наглядно-действенном и наглядно-образном:
отсутствие готовности к решению;
недостаточная выраженность ориентировочного этапа в их решении;
неспособность к необходимому интеллектуальному усилию;
неумение контролировать себя в ходе выполнения задания;
низкий уровень развития основных мыслительных операций.

Особенности психики детей с ЗПРОсобенности мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития наиболее ярко проявляются в словесно-логическом

Слайд 25Особенности психики детей с ЗПР
Все задания, которые требуют привлечения словесно-логического

мышления, выполняются этими детьми значительно хуже, чем нормально развивающимися.
Наиболее

доступны им задания на аналогии («Сахар сладкий, а лимон...», «Чем похожи мышка и кошка?» и др.). Как показали исследования психолога Г. Б. Шаумарова, младшие школьники с задержкой психического развития сравнивают попарно несколько объектов (вместо сравнения объекта со всеми остальными). Однако к двенадцати годам многие дети данной категории уже начинают справляться даже со сложными задачами на аналогии.
Таким образом, у этих ребят механизмы, обеспечивающие целенаправленность мышления при решении задач на аналогии, формируются значительно позже, чем у нормально развивающихся.

Особенности психики детей с ЗПРВсе задания, которые требуют привлечения словесно-логического мышления, выполняются этими детьми значительно хуже, чем

Слайд 26Особенности психики детей с ЗПР
У детей с задержкой психического развития

обнаруживается недостаточный уровень сформированности и основных интеллектуальных операций: анализа, синтеза,

сравнения, обобщения и абстракции.
Отмечается непланомерность анализа, недостаточная его тонкость, односторонность. Обобщения расплывчаты и слабо дифференцированы.
Наиболее характерная особенность этих ребят — несоответствие между уровнем интуитивно-практического и словесно-логического мышления.
В частности, при выполнении задания на классификацию, правильно сгруппировав предметы по родовой принадлежности, они часто не могут обозначить выделенную группу соответствующим понятием, объяснить принцип, по которому проводится классификация.

Особенности психики детей с ЗПРУ детей с задержкой психического развития обнаруживается недостаточный уровень сформированности и основных интеллектуальных

Слайд 27Особенности психики детей с ЗПР
Мышление детей с задержкой психического развития

характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и обобщении несущественного, недостаточной

гибкости мышления, склонности к шаблонным, стереотипным решениям. Способ действия, эффективный в одних условиях, неоправданно переносится в другие.
Весьма показательно и важно при диагностике задержки психического развития и обучении этих ребят значительное расхождение у них между результатами самостоятельного решения задания и выполнения его с помощью экспериментатора.
При самостоятельном анализе предметов они выделяют меньше признаков, чем нормальные дети, но больше, чем умственно отсталые. После оказания помощи в виде обучения такие ребята по результатам выполнения задания приближаются к нормальным. Поэтому для правильной постановки диагноза надо проводить обследование ребенка с задержкой психического развития в форме обучающего эксперимента.

Особенности психики детей с ЗПРМышление детей с задержкой психического развития характеризуется поверхностностью, которая проявляется в абстрагировании и

Слайд 28Особенности психики детей с ЗПР
У всех детей с задержкой психического

развития наблюдается снижение умственной активности. Они не стремятся использовать время,

отведенное на выполнение задания, высказывают мало суждений в предположительном плане до, момента решения задачи, что свидетельствует о недостаточности интеллектуальной инициативы.
При запоминании снижение познавательной активности проявляется в недостаточной эффективности использования времени, предназначенного для первоначальной ориентировки в задании, в необходимости постоянного побуждения извне к припоминанию, неумении применить приемы, облегчающие запоминание, в резко сниженном уровне самоконтроля.
В мышлении снижение познавательной активности выражается в слабой зависимости деятельности ребят от поставленной цели, подмене цели более простой и знакомой, ошибочных решениях задач при небольшом изменении условия, затруднениях в поисках общего способа решения целого ряда задач, когда требуется осуществить широкий перенос.

Особенности психики детей с ЗПРУ всех детей с задержкой психического развития наблюдается снижение умственной активности. Они не

Слайд 29Особенности психики детей с ЗПР
Речевая деятельность детей с задержкой психического

развития также имеет ряд особенностей:
бедный словарный запас (особенно активный), понятия

сужены, расплывчаты, иногда ошибочны;
существенные трудности в овладении грамматическим строем речи (особенно в понимании и употреблении логико-грамматических структур);
своеобразное формирование словообразовательной системы языка;
позднее овладение способностью осознать речь как особого рода действительность, отличную от предметной;
нарушения в формировании монологической речи.
Они допускают ошибки при последовательном выделении звуков, обнаруживают неподготовленность к языковым наблюдениям, не умеют выделить предложение из текста. В результате очень часто пишут каждое предложение с новой строки, точку ставят только в конце диктанта и т. д. Большие затруднения испытывают в овладении грамматическими понятиями и при их дифференцировании (буква — звук, слово — слог, слог — слово — предложение). Поэтому без применения специально разработанных коррекционных приемов практически невозможно обучить этих ребят родному языку и чтению.

Особенности психики детей с ЗПРРечевая деятельность детей с задержкой психического развития также имеет ряд особенностей:бедный словарный запас

Слайд 30Особенности психики детей с ЗПР
Для детей с ЗПР характерна определенная

неравномерность деятельности.
Начиная выполнять задание, они обычно быстро и правильно называют

3-4 предмета, затем следует длительная пауза, после которой правильно называется еще 2-3 предмета или перечисляются предметы, не относящиеся к указанному родовому понятию.
Перечень насекомых носил такой характер: «Бабочка, жук, муха... больше не знаю... еще как это... стри... стрисогузка... еще такие... в лесу видел... не помню». Отмечается также не полностью сформированное умение самостоятельно с помощью интонации делить речевой поток на предложения. Порой они состоят из 17-23 слов: «Потому что сорока... она все узнает и болтает... у нее вот тут белое... глазки маленькие, черные, а это все... крылья большие и хвост», — так прозвучал ответ на вопрос, как узнать сороку среди других птиц.

Особенности психики детей с ЗПРДля детей с ЗПР характерна определенная неравномерность деятельности.Начиная выполнять задание, они обычно быстро

Слайд 31Особенности психики детей с ЗПР
Отметим особенности обучения в классах коррекции:
Каждый

урок является продолжением предыдущего.
Если отобрать главные вопросы темы и повторять

их на каждом уроке, то к итоговому занятию все ребята усвоят тему.
Многократное повторение основного материала — один из приемов работы.
Оптимальны и репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону.

Особенности психики детей с ЗПРОтметим особенности обучения в классах коррекции:Каждый урок является продолжением предыдущего.Если отобрать главные вопросы

Слайд 32Особенности психики детей с ЗПР
Необходимо помнить, что детям из класса

коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя их торопить. Надо

учитывать низкую скорость чтения, счета и письма. Важно помнить, что ученики не в состоянии пересказывать даже понятый ими материал, поэтому приходится учить их всему: слушать, пересказывать и т. д.
Для лучшего запоминания чаще предлагаются однотипные задания (одно — решили с учителем, другое — сообща с классом, третье — каждый индивидуально). Излагать материал надо маленькими дозами, каждую из них закреплять повторением, констатацией сказанного, решением проблемного вопроса; 2-3 дозы изучаемого материала связывать кратким пересказом.
Учитель, работающий в классе коррекции, должен научиться придумывать задания, идущие от простого к сложному, не гнаться за обилием новой информации, уметь из изучаемого выбрать главное, доступно изложить его, повторить и закрепить. Главная составляющая работы — общение. Не сумеет учитель расположить к себе ребят, не получит и результатов обучения.

Особенности психики детей с ЗПРНеобходимо помнить, что детям из класса коррекции необходим период «вживания» в материал. Нельзя

Слайд 33Особенности психики детей с ЗПР
Особенностью работы в классе коррекции является

организация самостоятельной деятельности учащихся.
Выполнение любого учебного задания первоначально планируется,

а затем предлагается именно как самостоятельное. Помощь включается только тогда, когда ученик оказывается не в состоянии выполнить задание самостоятельно. Сама помощь при этом дозируется и оказание ее происходит по принципу от минимальной к максимальной.
Целью такой организации становятся: помощь ребенку в выполнении задания, уяснение, насколько он чувствителен к этой помощи, принимает ли ее.

Особенности психики детей с ЗПРОсобенностью работы в классе коррекции является организация самостоятельной деятельности учащихся. Выполнение любого учебного

Слайд 34Особенности психики детей с ЗПР
По форме следует различать помощь фронтальную

(обращенную ко всему классу) и индивидуально направленную (каждому конкретному ученику).


Среди видов помощи условно можно выделить три основных:
1) стимулирующая;
2) направляющая;
3) обучающая.
Стимулирующий вид помощи происходит тогда, когда ученик не включается в работу после получения задания или когда работа завершена, но выполнена неправильно.
Направляющая помощь предусматривается в случае, когда ученик затрудняется сделать первый шаг и выполнить последующие действия. Учитель или обращает внимание ребенка на решение аналогичной задачи, или помогает наметить план действий.
Обучающая помощь необходима, когда надо показать, что и как делать для того, чтобы решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку.
Особенности психики детей с ЗПРПо форме следует различать помощь фронтальную (обращенную ко всему классу) и индивидуально направленную

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика