Слайд 1Специфика обоснования собственного мнения в сочинении по русскому языку в
формате ЕГЭ в 2019 году
Колосова Елена Ивановна,
к.ф.н., доц. кафедры
русского языка как иностранного
Казанского федерального университета
Слайд 22018 год:
Критерий 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
Экзаменуемый
выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, аргументировал его (привел
не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
3 балла
Слайд 32019 год:
Критерий 4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного
текста
Экзаменуемый выразил свое отношение к позиции автора текста по проблеме
(согласившись или не согласившись с автором) и обосновал его
1 балл
Слайд 4Объяснение целесообразности изменения К4
Из задания с развернутым ответом (зад. 26
КИМ 2018 г. и зад. 27 в экзаменационной модели 2019
г.) исключена аргументация экзаменуемым собственного мнения с опорой на жизненный и литературный опыт.
«Это изменение обусловлено естественным ходом развития контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации, а также нацеленностью измерителя на развитие филологического мышления, связанного с умением анализировать текст»
(Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, М., 2018. – Сост. И.П.Цыбулько)
Слайд 5Объяснение целесообразности изменения К4
Важно! Изменения К2
К4
«Исключение аргументации из задания с
развернутым ответом не означает уход от культуроведческого направления в содержании экзаменационной работы»
(Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, М., 2018. – Сост. И.П.Цыбулько)
Слайд 6Необходимость изменения К4
«…настоящей методической
проблемой становится большая часть приводимых в работах экзаменуемых аргументов (К4), которые имеют поверхностный, формальный характер»
(Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, М., 2018. – Сост. И.П.Цыбулько)
МИНУСЫ критерия К4 формата 2018 г.
Заученные аргументы по предполагаемым проблемам
Шаблонное мышление
Проблемы с принятием художественного аргумента (соответствие критериям, полнота раскрытия, точность и проч.)
Слайд 7
Пример:
О проблеме поиска жизненного пути мы читаем в романе-эпопее
Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Эта проблема описывается в
романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и связана с образом Сони Мармеладовой.
.
Слайд 8Муса Җәлил
Кызыл ромашка (1942)
Иртәнге таң нурыннан
Уянды ромашкалар.
Елмаеп, хәл сорашып,
Күзгә-күз караштылар.
Слайд 9Проверьте себя!
Ху Цзин. Молодость.
Чарльз Буковски. Хлеб с ветчиной.
А.С.Павлова.
Обычный день.
Иван Танталов. Возврат.
Ирина Агапеева. От судьбы не уйдешь.
Масаси
Кисимото. Наруто.
249 - 147
Слайд 10К4 формата 2019 г.
Обосновать собственную позицию (тезис) можно
двумя основными способами:
Подтвердить тезис (привести аргументы "за")
Опровергнуть противоположный
тезис (контраргументация: доказать тезис, опровергая противоположный).
Слайд 11Что может выступить в качестве аргументов обоснования?
В качестве аргументов могут
выступать:
- факты (реальное событие, явление, то, что действительно произошло);
-
иллюстрации (наглядно-описательная форма); можно использовать конкретный пример – сообщение о событии (в литературе, в жизни и т.д.) и предположительный пример – рассуждение о том, что могло бы быть при определенных условиях;
- опыт (личный, конкретный, общечеловеческий, исторический, научный эксперимент, исследования и т.д.);
Слайд 12Что может выступить в качестве аргументов обоснования?
В качестве аргументов могут
выступать:
обращение к традициям, авторитетным мнениям (мнения известных ученых, философов,
писателей, общественных деятелей, специалистов – экспертов), цитаты из авторитетных источников;
- обращение к теоретическим знаниям, терминологии (в науке, искусстве, культуре и т.д.);
- обращение к логике (индукция, дедукция);
- обращение к читательскому опыту !!!
Слайд 13Нельзя ограничивать выбор аргументов для обоснования своего отношения к позиции
автора
Задача учителя - научить школьника пользоваться всем имеющим опытом, в
том числе жизненным, читательским.
Слайд 14«При написании сочинения ЕГЭ по прочитанному тексту экзаменуемый вступает в
диалог с автором прочитанного текста. Умение понять другого, уважительно относиться
к собеседнику, вести беседу в доказательной манере служат показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации и доказательность своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало как ответственность за свои взгляды и позиции».
(Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, М., 2018. – Сост. И.П.Цыбулько)