Слайд 1
Специфика организации и проведения первичной профилактики - предупреждение появления речевых
нарушений у детей группы риска.
Выполнила студентка: Фокина М.В.
Группы: Дк-218
Слайд 2Профилактика речевых нарушений
В первую очередь, связана с предупреждением нервно-психических и
соматических отклонений в состоянии здоровья. Она должна быть комплексной и
включать лечебные, педагогические и социальные мероприятия. Большое значение в разработке проблемы речевых нарушений имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей.
Слайд 3Что же такое профилактика?
Профилактика — комплекс медицинских, санитарно-технических, гигиенических, педагогических
и
социально-экономических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и устранение факторов риска.
Это помогает предупредить речевую патологию и стимулировать формирование и коррекцию речевых функций. Комплексная профилактика должна учитывать онтогенез и критические периоды, начиная с антенатального, а также, факторы, влияющие на развитие ребёнка: биологические, социальные, семейные, психологические, состояние компенсаторных и адаптационных механизмов, что позволяет осуществлять индивидуально-дифференцированный подход.
Слайд 4В организации профилактики речевых нарушений можно выделить несколько направлений:
выявление группы
риска - ранняя диагностика отклонений развития;
устранение и коррекция начальных проявлений
отклонений развития;
ликвидация и коррекция неблагоприятных последствий;
Слайд 5Традиционно выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:
предупреждение речевых нарушений —
первичная профилактика;
предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также
предупреждение последствий речевой патологии — вторичная профилактика;
социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, — третичная профилактика.
Слайд 6Первичная профилактика
Это система, социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных
на предотвращение заболеваний путём предотвращения причин условий их возникновения и
развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды.
Слайд 7Основная цель первичной профилактики
Сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной
и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в организме. Первичная
профилактика связана с заботой о здоровье матери в период беременности и родов, о развитие ребёнка в первый год жизни.
Слайд 8В этой связи на ранних этапах обязательными должны быть консультации
гинеколога, терапевта, генетика, эндокринолога, иммунолога, невролога, при необходимости психолога и
логопеда, особенно если в семье были случаи отклоняющегося развития у родственников. Наследственная отягощённость патологией речи относится к биологическим факторам риска. Отрицательными факторами может быть ранний токсикоз, анемия, гипотериоз, инфекционные заболевания матери, медикаментозная интоксикация.
Слайд 9Нервно-психическое здоровье, обеспечивающее нормальное речевое развитие ребенка, зависит во многом
от межличностных отношений в семье. Особое значение при этом имеют
следующие данные:
характерологические особенности матери (тревожность, мнительность, инфантильность, импульсивность, эмоциональная холодность);
неприятие со стороны матери (отца);
неполная семья;
конфликтные взаимоотношения в семье, изменение в структуре семьи (смерть, болезнь близких, развод;
воспитание в двух домах;
резкая cмена жизненного стериoтипа и типа воспитания;
неадекватный тип воспитания («кумир», гиперoпека, гипоопека, несогласованность в воспитательных позициях родителей).
Слайд 10Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка,
должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно,
что на самых ранних стадиях постнатального развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий.
Слайд 11Стимуляция формирования речeвой функции имеет большое значение для развития ребeнка.
Следует всемерно содейcтвовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками
(cидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук), и в чаcтности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно. Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. Формирование рече двигательной функции тесно связано с развитием общей моторики и в особенности с манипулятивной деятельностью рук.