Слайд 1Средневековое искусство Западной Европы.
Романский стиль
Слайд 2Искусство западноевропейского Средневековья подразделяется на три этапа:
дороманский период (VI –
X вв.);
романский период (XI – XII вв). Оба названия происходят
от латинского romanus – римский – и возникло в XII в., когда были обнаружены связи средневековой архитектуры с архитектурой Древнего Рима;
готический (XIII – XV вв.).
Слайд 3Романский стиль в архитектуре
Романский стиль – архитектурный стиль XI-XII вв.,
возродившийся на основе традиций Древнего Рима, Византии и мусульманских стран
Ближнего Востока. Основным видом искусства данного стиля была преимущественно церковная архитектура (каменный храм, монастыри). Английское название этого стиля – «нормандский».
Стиль возвеличивает значимость христианского мира, обнаруживая в интерьерах и архитектуре величественный и спокойный декор, чувства тепла и гармонии.
Слайд 4Главная роль в романском стиле отводилось суровой крепостной архитектуре: монастырским
комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость
и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.
Слайд 5Массивные стены, подчёркнутые узкими проёмами окон, высокие башни были характерны
для романских построек.
собор в Вормсе
Слайд 6Мощь и суровая простота облика романских храмов были порождены заботами
об их прочности и идеей превосходства духовного начала над телесным.
В очертаниях форм преобладают простые вертикальные или горизонтальные линии, а также полуциркульные римские арки. Задача достижения прочности и одновременного облегчения конструкций сводов решалась за счёт создания крестовых сводов, образованных двумя пересекающимися под прямым углом отрезками полуциркульных сводов равного радиуса.
Типы свода: 1) полуциркульный; 2) крестовый свод
Слайд 7Храм романского стиля чаще всего развивает унаследованную от римлян древнехристианскую
базилику, образовывавшую в плане латинский крест.
Бази́лика — тип строения прямоугольной
формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.
Слайд 8Романский стиль характеризуется солидностью, постройки прочно стоят на земле.
Слайд 9Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни, а вход оформляется порталом
(от лат. порта – дверь) в виде врезанных в толщу
стены и уменьшающихся в перспективе полуциркульных арок (т.н. перспективный портал).
Слайд 10Собор святого Петра, Вормс, Германия,
1130-1181гг.
Слайд 12Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным
потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий. Наличие нефов
(обычно трёх) позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Аркады, вошедшие в обиход в византийской архитектуре, получили распространение и в архитектуре романской.
Слайд 13Нависающий потолок подпирают колоны
Слайд 14Колоны, иногда, обильно украшались
Слайд 15В романской культовой архитектуре получила распространение скульптурная пластика, которая в
форме рельефа покрывала плоскости стен или поверхность капителей. Композиции таких
рельефов, как правило, плоскостны, в них нет ощущения глубины. Скульптурный декор в форме рельефа располагался, помимо стен и капителей, на тимпанах порталов и архивольтах сводов.
Слайд 16Тема Бога – защитника и судьи в искусстве
романского стиля
Слайд 17Скульптурным рельефам и стенной живописи стремились придать поучающий смысл. Центральное
место здесь занимали темы, связанные с представлением о безграничном и
грозном божьем могуществе.
Тема Бога – защитника и судьи – главная в изобразительном искусстве.
Отношение простых людей к изображениям монументальной живописи как «книге для неграмотных». Художник
доносит текст Библии в зримых образах.
Слайд 18 Церковь Сан Куирз ин Педрет. Конец 11в.
Притча о
разумных и неразумных девах. Неразумные девы.
Слайд 20Вестминстерский псалтырь. XII век.
В строго симметричных религиозных композициях доминировали фигура
Христа и повествовательные циклы, в первую очередь, на библейские и
евангельские темы.
Слайд 21Романские иконы из Каталонского музея. 12 век.
Слайд 23В X–XI вв. складывается техника оконных цветных витражей, композиция которых
поначалу была весьма примитивной. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады.
Развивается техника эмали, резьба по слоновой кости, литьё, чеканка, художественное ткачество, ювелирное искусство, книжная миниатюра, искусство которой тесно связано со скульптурой и стенной росписью.
Слайд 24В XI в. начинают изготавливаться шпалеры (тканые ковры), на которых
с помощью ткачества выполняются многофигурные композиции и сложная орнаментика, находящаяся
под сильным влиянием византийского и арабского искусства.
Гобелен из Байё — памятник средневекового искусства, представляющий
собой вышивку по льняному полотну шириной 48/53 см и длиной 68,38 м.
Изображает сцены подготовки завоевания Англии и битвы при Гастингсе,
создан в конце XI века.
Слайд 25Контрольные вопросы:
Какой основной вид искусства преобладал в романском стиле?
На
традициях каких стран возводился романский стиль?
Назовите характерные элементы экстерьера романского
храма?
Какой была скульптурная пластика в культовой романской архитектуре?