Слайд 1Расцвет творческой активности и профессиональной деятельности
Формирование потребности передачи опыта другим,
наставничества
Возрастание потребности в достижениях и социальном признании, особая сензитивность к
социальным оценкам
Построение карьеры
Средняя зрелость
Слайд 2Средняя зрелость (усл. 30-35 лет)
Этот период является периодом своеобразной
переоценки личностных целей и притязаний и часто сопровождается внезапным ощущением
и осознанием того, что уже прожито полжизни – «кризис середины жизни».
Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей на более реалистичные с осознанием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения . Главным в средней зрелости становится желание повлиять на следующее поколение через собственных детей или путем личного вклада в успехи общества. Жизненная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и поглощенности только самим собой.
Слайд 3В стадии средней взрослости развитие человека зависит от целого ряда
факторов:
степени и продуктивности его социальной активности, достигнутого им
статуса, особенностей
протекания предыдущих стабильных и критических периодов. Взрослому человеку свойственны взвешенные оценки своих возможностей. Он ставит конкретные жизненные цели и имеет все возможности их достижения. Этот возраст переживается как апогей жизни. К окончанию ступени индивидуализации (по периодизации В.И. Слободчикова) складывается целостная самооценка личности, в которой отражены результаты жизненного пути как целого, жизни как решаемой задачи. Стабилизация основных психологических структур, ценностных ориентаций, уровня притязаний сопровождается повышением стабильности и внутренней последовательности образа Я. Под влиянием целей и условий труда формируется профессиональный тип личности с характерной для него манерой деятельности, общения и поведения, установками и интересами. Человек становится и субъективно осознает себя единственным в своем роде, уникальной и неповторимой личностью.
Слайд 4Представители поколения средней взрослости занимают срединное положение между родителями, вступающими
в старость, и взрослеющими детьми, начинающими самостоятельную жизнь, покидающими родительскую
семью. Как правило, в социальном плане достигается относительная материальная независимость, высокий уровень профессиональной и общественной карьеры, выполняются функции кормильца и главы семьи, управления в обществе.
Слайд 5Взрослые люди также пытаются добиться определенной стабильности не только в
своей работе, но и в остальных сферах своей жизни. Изменяется
позиция по отношению к другим людям.
Взрослый человек не только полностью отвечает за самого себя, но и начинает осознавать ответственность за других людей, за молодежь, еще не обладающую жизненным опытом, за своих детей. Перед ним стоит ряд жизненных задач: стать возможно лучшим родителем для своих детей, достичь совершенства в профессии, проявить себя на общественном поприще, быть преданным другом, интересным партнером в общении. Отсюда потребность в кропотливой работе над устранением личных недостатков, стремление к самосовершенствованию.
Слайд 6В.И.Ковалев выделяет несколько типов поведения во взрослом возрасте:
1) стихийно-обыденный
тип: личность находится в зависимости от событий и обстоятельств жизни;
она не успевает за временем, не может организовать последовательность событий, предвосхищать осуществление; поведение такого человека ситуативно, безынициативно, фрагментарно;
2) функционально-действенный тип: личность активно организует течение событий, направляет их ход, своевременно включается в них, добиваясь эффективности; но инициатива охватывает только отдельные периоды течения событий, а не их объективные или субъективные последствия; у такого человека отсутствует «жизненная линия»;
3) созерцательно-пролонгированный тип: личность пассивно относится к бегущему времени своей жизни, у нее отсутствует четкая организация времени жизни;
4) созидательно-преобразующий тип: личность пролонгированно осуществляет организацию времени, связывая его со смыслом жизни, с решением общественных проблем, творчески овладевает временем.
Слайд 7Во взрослости отмечаются следующие новые личностные характеристики:
умение брать на себя
ответственность;
стремление к власти и организаторские способности;
способность к эмоциональной и интеллектуальной
поддержке других;
уверенность в себе и целеустремленность;
склонность к философским обобщениям;
защита системы собственных принципов и жизненных ценностей;
способность сопротивляться проблемам реальности с помощью развитой воли;
формирование индивидуального жизненного стиля;
стремление оказывать влияние на мир и «отдавать» индивидуальный опыт молодому поколению;
реализм, трезвость в оценках и чувство «сделанности» жизни;
стабилизация системы социальных ролей и др.
Слайд 8Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность
В зрелости, как и в молодости,
главные стороны жизни - профессиональная деятельность и семейные отношения. Но
если в молодости она включала овладение выбранной профессии и выбор спутника жизни, то в зрелости это - реализация себя, полное раскрытие своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
Важнейшей особенностью зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.
Развитие личности зрелого человека требует избавления от неоправданного максимализма, характерного для юности и частично молодости, взвешенности и многогранности подхода к жизненным проблемам, в том числе к вопросам своей профессиональной деятельности. Накопленный опыт, знания, умения представляют для человека огромную ценность, но могут создавать ему и трудности в восприятии новых профессиональных идей, тормозить рост его творческих возможностей. Прошлый опыт при отсутствии разумной гибкости и многогранности может стать источником консерватизма, ригидности, неприятия всего того, что исходит не от себя самого.
Слайд 9Основные потребности в период средней зрелости: творческая реализация, совершенствование профессиональной
деятельности, потребность в хороших отношениях с родными и близкими, желание
подготовиться к старости. Потребность учить других охватывает все сферы жизни. Человек идентифицируется со своей профессией.
Деформацией профессиональной деятельности является трудоголизм, который зачастую способствует эмоциональному сгоранию . Термин эмоционального сгорания введен в 1974 г. Фреденбергером - психическое состояние людей, которые в сфере своей профессии общаются с клиентами в эмоционально напряженной атмосфере (врачи, учителя, менеджеры и т.д.)
Признаки эмоционального сгорания:
1) эмоциональное истощение (усталость). Работник чувствует, что не может отдаться своей профессии.
2) деперсонализация -циничное, негативное отношение к клиенту.
3) низкая оценка себя как профессионала, чувство разочарования.
Профессия способствует развитию творческого потенциала. Период акме- период взлета творческой энергии.
Слайд 10Интеллектуальное развитие в годы ранней взрослости проходит достаточно интенсивно, но
неравномерно. По данным Б.Г. Ананьева, все психические функции показывают и
спады, и подъемы. Снижается скорость движений, но нарастает их точность вплоть до 30-35 лет. Более устойчивы психические функции в условиях повышенных нагрузок. Объем восприятия достигает пика в 30 лет; В 27-35 лет повышается объем и избирательность внимания, оптимум приходится на 33 года. Устойчивость внимания наиболее высокая в 34 года. Большое влияние на познавательные функции в период средней зрелости оказывают ценностные ориентации. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.
Слайд 11Исследователи характеризуют этот период как организационный, потому что человек в
этот период склонен к тому, чтобы все проблемы решить организационным
путем. Умение обобщать, анализировать факты и принимать логические решения, основанные на интерпретации фактов и прогнозе, выступают на первый план. Наряду с этим есть растущая потребность, прежде всего у мужчин, проявить свои организаторские способности, находясь у власти. Человек в возрасте от 30 до 40 лет находит удовлетворение в сознательном служении делу конкретной организации.
В этот период жизни профессию, как правило, не меняют. Взрослый человек достигает высот в профессиональной деятельности, приобретает авторитет у сотрудников и заметный социальный статус. В эти годы человек обладает достаточным опытом общественно-трудовой деятельности; он имеет большие перспективы личностного и профессионального роста. В этот период человек старается показать все, на что он способен в избранной им профессии.
Слайд 12На стадии взрослости существуют определенные различия в характере трудовой деятельности
мужчин и женщин. Большинство женщин стараются совместить работу с семейными
обязанностями.
Некоторые женщины оставляют работу в тот период, когда им приходится растить маленьких детей, другие трудятся неполный рабочий день, третьи работают на дому.
В исследованиях зарубежных психологов выявлено, что работающие женщины отличаются от неработающих более крепким психическим и физическим здоровьем. Они реже страдают депрессиями, сердечными и язвенными заболеваниями. Они отличаются более высоким уровнем самоуважения. Самоуважение, удовлетворенность жизнью и самовосприятие у ориентированных и неориентированных на карьеру женщин резко различаются.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ ВОЗРАСТА СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ
КОГНИТИВНЫЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТЫ САМООЦЕНКИ
У
зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу
средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.
В силу того что на этапе ранней взрослости критерии успешности человека складываются из сравнения себя с другими (что неизбежно сопровождается эмоциями, сила и напряженность которых зависит от значимости для личности оцениваемого содержания), эмоциональная составляющая самооценки у молодых взрослых имеет порой превалирующую значимость.
Слайд 14Я-ОБРАЗ И САМООЦЕНКА
Я-образ гармонично развивающейся личности в этом возрасте преобразуется
в Я-образ, преимущественно связанный с обеспечением развития других личностей (детей,
учеников, младших сослуживцев и т. д.).
В зрелом возрасте сокращение реального времени самоактуализации идеальной Я-концепции человека требует ее реорганизации. Сбалансированное соотношение Я-реального и Я-идеального преобразуется в усиление значимости Я-реального.
«Несостоятельность» реальной Я-концепции (ее непозитивное оценивание) «отдаляет» в личностном пространстве и времени идеальный Я-образ.
Следствием этого может быть:
Попытка избавиться от идеального Я-образа (блокировать его).
Попытка рационализировать неадекватный реальный Я-образ.
Попытка найти замену неприемлемому Я-образу с помощью защитного Я-образа (иногда из арсенала патологических защит).
Слайд 15Список литературы:
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов.
Крайг
Г., Бокум Д. Психология развития
Носко И.В. Психология развития и возрастная
психология
Палаrина Н. Н. Психолоrия развития и возрастная психолоrия: учебное пособие для, вузов.
Психология зрелости: Учебное пособие по возрастной психолоrии. / Под ред. Райгородского
Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти.
Солдатова Е.Л. Возрастная психология
Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)