Слайд 1
Становление и развитие автомобильного транспорта в России.
Общеисторические предпосылки возникновения автомобильного
транспорта и особенности их проявления в отечественных условиях.
Слайд 2 До наших дней в Египте сохранилась древнейшая дорога,
которая была проложена к месту возведения пирамиды фараона Сахуры (III
тыс. до н. э.). Полотно дороги шириной около 4 м было сооружено из уложенных поперечно каменных блоков.
Слайд 3 В Западной Европе в конце XVIII в. для
дорожного покрытия начали использовать пакеляж — камни в форме усеченной
пирамиды, установленные вплотную друг к другу основанием конуса на грунтовую и песчаную основу.
Слайд 4 В XIX в. внедрялось новое беспыльное покрытие из
трамбованного асфальта (разогретого в котлах щебня из природных известняков или
песчаников, пропитанного битумом, который уплотнялся на каменном основании).
В 1902—1914 гг. по пути из Ниццы в Монте-Карло швейцарский врач Э. Гуглильминетти провел поливку дороги каменноугольным дегтем и засыпку песком.
Слайд 5Первое упоминание о дорожных работах на Руси. 1015 год.
Согласно
«Повести временных лет», киевский князь Владимир, собираясь в поход на
Новгород, приказал слугам: «Теребите пути и мосты мостите».
В XI в. власть попыталась определить статус «мостников» — мастеров по строительству и ремонту мостов и мостовых законодательно.
«Русская Правда» — первый на Руси письменный свод законов, который содержит «Урок мостникам». В нем, в частности, устанавливались тарифы на различные дорожные работы.
Слайд 6В 1555 г. создан единый орган управления дорожным делом —
ямская изба. В начале XVI в. возникли первые описания российских
дорог, которые назывались «дорожниками»: «Русский дорожник», «Пермский дорожник» и «Югорский дорожник». К концу XVI в. появились «изгонные книги» с описанием мелких областных дорог.
Слайд 7Крупнейшей петровской дорожной стройкой, дорогой из Петербурга в Москву, ведала
Канцелярия «перспективной» дороги, образованная в 1733 г., которая с 1755
г. стала называться Канцелярией от строения государственных дорог.
Слайд 8В 1840—1860 гг. ежегодно в строй вводилось до 266 верст
шоссейных дорог.
После проведения земской реформы в 1864 году, дороги
стали передаваться в ведение земств, в обязанности которых входило следить за их исправностью.
Вдоль дорог начинают создаваться зеленые насаждения, а за границей закупается дорожная техника.
Слайд 9В период Гражданской войны в России дорожным строительством занимались Военстрой,
Фронтстрой, а также Управление шоссейных дорог (Упшосс) НКПС.
Слайд 10Н.Р. Брилинг
(1876—1961 гг.),
ученый в области автомобилестроения,
двигателей внутреннего
сгорания и теплотехники
В 1918 г. Николай Романович Брилинг
начал организацию Научного автомоторного института, который возглавлял до 1928 года.
Слайд 11 В ходе Великой Отечественной войны были разрушены 91
тыс. км автомобильных дорог, 90 тыс. мостов общей протяженностью 980
км. После окончания войны главной задачей, вставшей перед дорожными службами, стало восстановление дорог.
В те годы за строительство дорог отвечали два ведомства — ГУШОСДОР МВД и Главное дорожное управление (Главдорупр).
Слайд 12В 1962 г. вводится в эксплуатацию Московская кольцевая автомобильная дорога
(МКАД) протяженностью 109 км.
Слайд 13В настоящее время федеральная дорожная сеть составляет более 51 тыс.
км, что на 494,8 км больше, чем в 2016 г.
Общая протяженность автомобильных дорог в России превышает
1,5 млн км.
Слайд 14
Становление автомобилестроения и автодорожного строительства как самостоятельной сферы отечественной экономики.
Слайд 15«Паровая телега» артиллерийского офицера Николя Жозефа Кюньо
(1715-1804 гг.) была изготовлена
по заказу военного министерства Франции в 1769 г. в мастерских
парижского Арсенала.
Слайд 16В 1790 г. свой паровой экипаж построил француз Шарль Даллерм.
Даллерм
был 1-м в Европе и 2-м в мире после американца
Оливера Эванса, который запатентовал автомобиль амфибию в виде парового катера на колесах.
Слайд 17В сентябре 1830 г. Казимир Янкевич подал заявку на выдачу
«привилегии» (патента) на
постройку в России «быстрокатов». Это был
тягач, рассчитанный на буксировку прицепов со скоростью 30 км/ч. Котел его экипажа состоял из сотни «кованных» прочных трубок. Пассажиры располагались в прицепных крытых повозках.
Слайд 18«Самобеглая коляска»
Л.Л. Шамшуренкова
(1687–1758 гг.)
«Самокатка»
И.П. Кулибина (1735–1818 гг.).
Слайд 21
В 1892 году Генри Форд собрал
свой первый автомобиль. По виду он походил на тележку с
велосипедными колесами. Двухцилиндровый мотор развивал мощность около 4-х лошадиных сил. Рулевого колеса не было, машина пускалась в ход рукояткой. Первый автомобиль Генри Форда получил от изобретателя простое название Ford Quadricycle (Форд Квадрицикл).
Генри Форд
(1863–1947)
Слайд 22 Знаменательной вехой в истории автомобиля стало создание
в США
Г. Фордом маленького и дешевого
легкового автомобиля модели «Т» и организация его массового производства с применением конвейера. Эта пятиместная модель была в 3–5 раз легче большинства машин того времени, имея 20-сильный двигатель, могла развивать скорость до 70 км/ч. За 19 лет выпущено несколько миллионов таких машин, а сам Г. Форд стал одним из самых богатых людей в мире.
Слайд 23 В 1896 г. представлен первый российский серийный
автомобиль мощностью двигателя 2 л. с. был представлен широкой публике.
Двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса – фабрикой Фрезе.
Владелец завода керосиновых и газовых двигателей
Е.А. Яковлев
(1857-1898 гг.)
Управляющий фабрики конных экипажей
П. А.Фрезе
(1844-1918 гг.)
Слайд 24В начале XX в. в России легковые автомобили выпускались:
Заводом Г.А.
Лесснера в Петербурге
Русско-Балтийским вагонным заводом в Риге
Около 40
легковых автомобилей были построены на заводе
И.П. Пузырева в Петербурге.
Автомобиль «Руссо-Балт» 1911 г. модели «К12/20»
Слайд 25На 1-м Бронетанкоремонтном заводе в 1922 г. был построен первый
советский легковой автомобиль. Он являлся усовершенствованным вариантом автомобиля модели «С24/40».
В Научном автомоторном институте (НАМИ) в конце 1920-х гг. был создан первый отечественный автомобиль для массового производства — «НАМИ-1» оригинальной конструкции.
В 1928-1929 гг. три небольших завода – АМО, Спартак, ЯГАЗ производили около 1700 машин в год.
Слайд 26В Нижнем Новгороде построен гигантский по масштабам завод, рассчитанный на
ежегодный выпуск 100 тыс. грузовых и легковых автомобилей.
С 7
октября 1932 г. и до 22 октября 1990 г. завод носил название — Горький.
В 1935 г. Завод переименовали в «Завод имени Молотова» (ЗИМ), а в 1957 г. – в «Горьковский автомобильный завод» (ГАЗ).
В 1936 году СССР по производству грузовых автомобилей вышел на первое место в Европе и второе место в мире.
На этом заводе первым легковым автомобилем являлся «ГАЗ-А» — копия автомобиля «Форд-А».
Слайд 27 В 1930-е годы был реконструирован небольшой автомобильный завод в
Москве (АМО), который стал называться «Завод имени Сталина» (ЗИС).
В
апреле 1935 г. ГАЗ выпустил 100-тысячный автомобиль модели «А», обогнав такие известные автомобильные предприятия, как «ФИАТ» и «Опель».
В 1936 г. на ГАЗе приступили к производству новых комфортабельных легковых машин модели «М-1»,
В 1937 г. на ЗИСе началось производство автомобилей «ЗИС-101» с кузовом «лимузин» (с перегородкой за передним сиденьем).
Слайд 2817 марта 1936 г. две модели ГАЗ-М1 были отправлены в
Кремль, где их осматривали Сталин, Молотов, Ворошилов.
По образцу
американского Бьюика началось производство автомобиля «Ленинград-1» (Л-1). Все детали были изготовлены на заводе «Красный Путиловец».
В 1940 г. в Москве на заводе им. Коммунистического интернационала молодежи начали выпускать малолитражные легковые автомобили «КИМ-10».
КИМ-10
Слайд 29В 1941 г. было три базовые модели – ГАЗ-ММ, ЗИС-5,
ЯГ-6А.
ГАЗ-ММ
ЗИС-5
ЯГ-6А
Слайд 30Три базовых легковых модели: ГАЗ-М1 (Эмка), ЗИС-101А, КИМ-10.
ГАЗ-М1 (Эмка)
ЗИС-101А
КИМ-10
Слайд 31Инженер И.А. Меньшиков спроектировал мотор НАТИ-1-60. В 1932 году эти
моторы производились в городе Марксштадт.
На заводе ЗИС П.В. Сметанников
спроектировал
вихрекамерный дизель ЗИС-Д7.
Научно-технический прогресс.
Бриллинг Н.Р. – основоположник теории автотракторных двигателей. Автор первого учебника на русском языке по двигателям внутреннего сгорания. Первые советские дизели появились в начале 1930-х годов.
Ленинградский профессор
В.С. Наумов публиковал работы по автомобильным газогенераторам.
Слайд 32 1933 год – Всесоюзный испытательный автомобильный пробег протяженностью
10 тыс. км: Поволжье, вдоль Аральского моря, пустыни Кызылкум и
Каракумы, Средняя Азия, Кавказ, юг России, Украина. 86 дней. Участвовало 23 автомобиля, в том числе ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-ААА, АМО-3.
Слайд 33Автомобильный транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945)
1941 г. – на заводе ГАЗ (Горький) начался выпуск
первого советского автомобиля-вездехода ГАЗ-61. Одна из модификаций, ГАЗ-61-73- первый в мире легковой автомобиль-седан с закрытым кузовом и легким приводом. Автомобили созданы в конструкторском бюро В.А. Грачева.
Слайд 34 Подвиг автомобилистов, доставлявших в блокадный Ленинград по льду
Ладожского озера продовольственные и другие грузы, а также эвакуировавших из
города детей, стариков, больных и раненых. Эта дорога была названа Дорогой жизни, она функционировала в течение пяти месяцев 1941–1942 гг., а затем зиму 1942–1943 гг. Всего на автомобилях в Ленинград было доставлено 386 тыс. т грузов и эвакуировано 734 тыс. чел.
Слайд 35 1942 г. – сформировано 11 автомобильных полков для
обучения водительского состава. Полки делились по специализации: для водителей артиллерийских
частей и для подготовки автомобильных механиков.
С 1 по 20 ноября 1942 года из района Камышина в районы сосредоточения войска перевезено 15 тыс. тонн грузов.
С 20 ноября по 5 декабря на Сталинградский фронт доставлено 120 тыс. тонн грузов.
Слайд 36В Миассе на автомобильном заводе началось производство коробок передач ЗИС-5.
Шадринский автоагрегатный поставлял карбюраторы, радиаторы, системы охлаждения.
Ульяновский завод осуществлял
сборку грузовиков.
3 февраля 1943 года главный конструктор ГАЗа Липгарт докладывал о ходе работ над легковой машиной ГАЗ-20 и грузовой ГАЗ-51.
Слайд 37 9 августа 1944 г. – ГКО СССР издал
Постановление об учреждении в Минске автосборочного завода. Изначально на заводе
собирались американские грузовые машины, поставляемые по ленд-лизу: «Студебекеры» и GMC.
Слайд 38 Выпуск новых легковых автомобилей: «Победа», «ЗИС-ПО» и «Москвич»
и представительские лимузины для чиновников высокого ранга модели ЗИС-110
Победа
Москвич
ЗИС- 110
Слайд 39 «Победа» — первый отечественный автомобиль с несущим
цельнометаллическим кузовом. Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) в 1947 г.
приступил к выпуску автомобиля «Москвич-400». Его прототипом был германский «Опель» довоенного образца. В 1954 г. появилась модель «401», а в 1956 г. — модель «402».
Слайд 40
Автомобильный транспорт во второй половине XX века
На автомобиле МАЗ-205 с
пятью прицепами за один рейс перевозилось 19,2 тонны зерна.
Слайд 41На новые автомобили «ГАЗ-13» («Чайка») и «ЗИЛ-111» начали устанавливать V-образные
восьмицилиндровые двигатели и автоматические коробки передач (с 1959 г.). Вместо
«Победы» стали выпускать автомобиль «ГАЗ-21» («Волга») с так называемым трехобъемным кузовом (с 1957 г.), а затем «ГАЗ-24» (с 1968 г.).
«ГАЗ-13» («Чайка»)
«ЗИЛ-111»
«ГАЗ-21» («Волга»)
«ГАЗ-24»
Слайд 42Новый автомобильный завод в г. Запорожье в 1960 г. начал
выпускать микролитражку «ЗАЗ-965» с двигателем воздушного охлаждения.
Затем появилась модель
«ЗАЗ-966». Завод малолитражных автомобилей выпустил ряд новых моделей: «Москвич-410» (вездеход), «Москвич-407», «Москвич-403», «Москвич-408» и «Москвич-412». В 1967 г. появился «ЗИЛ-114» с новым кузовом.
«ЗАЗ-965»
«Москвич-410» (вездеход)
«Москвич-407»
«ЗИЛ-114»
Слайд 43В 1967 году началось строительство гигантского завода в Тольятти (ВАЗ).
В сентябре 1970 г. с главного конвейера ВАЗа сошел первый
автомобиль марки «Жигули», прототипом которого был «Фиат-124» модели 1966 г.
Легковые автомобили стал выпускать и Ижевский машиностроительный завод. Началось строительство станций технического обслуживания (СТО) личных автомобилей.
С 1976 года начал массовое производство автомобилей новый завод КАМАЗ: 1976 – 5000 машин, 1977 – 22000, 1979- 630000 автомобилей. В сутки грузовыми автомобилями перевозилось 9 млн. тонн грузов.
Слайд 44Период 1970-х гг. отмечен высоким ростом объема производства автомобилей: если
в 1970 г. было выпущено 344 тыс. легковых автомобилей, то
в 1980 г. — 1327 тыс. АЗЛК в первой половине 1980-х гг. выпускал в год около 180 тыс. автомобилей, основной продукцией завода был «Москвич-2140». Годовой выпуск ВАЗа достиг уровня более 700 тыс. машин (модели «2105», «21051», «21053», «2107» и др.). Новинкой ГАЗа был легковой автомобиль модели «3103», а Запорожского завода — автомобиль модели «969М».
Слайд 45 В 1995-1998 гг. была реконструирована МКАД. Создано 4
полосы движения, проезжая часть расширена до 20 метров, сооружена 41
развязка.
Слайд 466 декабря 1995 г. – принята Президентская программа «Дороги России».
Предполагалось реконструировать магистрали «Беларусь», «Россия», «Скандинавия», автомобильные дороги Чита-Хабаровск, Омск-Новосибирск.
2001
г. – основано совместное предприятие американской компании General Motors и российской компании АвтоВАЗ. Заявленная мощность - 95 тысяч автомобилей в год. В основном предприятие выпускает автомобили марки Chevrolet, Chevrolet Niva.
Слайд 472003 г. – введено в эксплуатацию Третье транспортное кольцо. Протяженность-
35 км. Включает 4 тоннеля: Лефортовский, Кутузовский, Шереметьевский, Гагаринский. На
кольце находится 17 транспортных развязок, преимущественно на участках дороги- 8 полос движения.
27 февраля 2004 г. – началось движение по федеральной автодороге Р297 «Амур». Путь трассы: Москва - Екатеринбург-Красноярск-Хабаровск - Владивосток-Находка. В 2011 дорога переименована в М58. Протяженность- 2185 км.
Слайд 482004 г. – на автомобильном заводе г. Люберцы начался выпуск
плавающего шестиколесного вездехода на шинах низкого давления - ТРЭКОЛ 39294.
Автомобиль может использоваться при температуре от -60 до +60, состоит на службе в МЧС и Центре медицины катастроф.
2007 г. – началось производство легкового автомобиля Lada Priora с кузовами седан или хетчбэк. С 2014 г. машина оснащена роботизированной коробкой передач. Двигатель - мощностью 98 л.с. В 2017 г. выпущен миллионный автомобиль, а в 2018 г. объявлено о завершении выпуска этой модели.
ТРЭКОЛ 39294
Слайд 4925 октября 2008 г. для круглогодичного движения впервые открыта федеральная
автомобильная дорога Р504 «Колыма» (бывшая М56). Начальный пункт трассы- поселок
Нижний Бестях, конечный- город Магадан. С 2012 года строится продолжение дороги.
24 ноября 2009 г. – введен в эксплуатацию Президентский мост через реку Волгу. До 2018 года считался самым длинным мостом в России. В зимнее время движение автотранспорта по мосту ограничивается 60 км/ч.
Слайд 5026 августа 2014 г. – мэр Москвы С.С. Собянин и
губернатор Московской области А.Ю. Воробьев заложили капсулу на месте строительства
Центральной кольцевой автомобильной дороге. Цель строительства - разгрузить МКАД. Дорога будет платной.
2018 г. – на автотрассе федерального значения Р-21 «Кола» (Санкт-Петербург-Петрозаводск-Мурманск-Печенга-Борисоглебский) реконструирован мост через реку Волхов. Длина трассы- 1592 километров. Крайняя точка автодороги: граница с Норвегией.
Слайд 51
Образование в автомобильно-дорожной отрасли
В 1929–1931 гг. в Москве и Ленинграде
были открыты 8 новых транспортных институтов на базе Ленинградского института
инженеров путей сообщения и Московского института инженеров транспорта.
Созданный на базе автодорожного факультета МИИТа и Высшей автодорожной школы Центрального управления дорожного транспорта (Цудортранс) Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ) имел в 1930 г. два факультета — дорожно-строительный и автомеханический.
Слайд 52В 1930 г. в соответствии с первым пятилетним планом развития
народного хозяйства и планом реформирования высшего образования в СССР были
открыты автомобильно-дорожные институты — первый в Ленинграде, затем в Харькове, Ростове, Омске, Саратове, Москве.
В начале 1930-х гг. происходило становление теории и практики дорожного строительства под влиянием трудов М.М. Филатова (1877–1942 гг.), в особенности его работы «Почвы и грунты в дорожном деле», которая была опубликована в 1932 г.
Слайд 53В первые годы образования Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ) по численности
студентов был самым крупным автомобильно-дорожным институтом. В нем были созданы
2 факультета: дорожно-строительный с отделениями — дорожно-строительным, мостовым изыскательским, грунтоведческим и инженерно-педагогическим, а также механический с отделениями — авторемонтным, автоэксплуатационным и ремонта дорожных машин.
Именно в ЛАДИ в 1932 г. была создана совершенно новая специальность для автомобильно-дорожных институтов, выпускающая инженеров-механиков по дорожным машинам.
Слайд 54В 1944 г. сразу в двух регионах были открыты Воронежский
автомобильно-дорожный и Новосибирский автомобильно-дорожный институты, которые в 1946 г. вошли
в состав уже существовавших в то время Воронежского и Новосибирского инженерно-строительных институтов.
В 1962 году на автотранспортном факультете МАДИ была создана специализация «Автомобильные перевозки», где готовили инженеров-механиков, владеющих математическими методами планирования перевозок, методами работы на ЭВМ.
В 1990 г. функционировало 22 автотранспортных техникума, которые выпускали более 10 тыс. специалистов, вузы – 1,5 тыс. специалистов.
Слайд 55Нагрудный знак
«Почетный автотранспортник»
Знаком награждаются работники организаций автомобильного транспорта,
государственные служащие Министерства транспорта Российской Федерации и иные лица:
•
за заслуги в развитии автомобильного транспорта, повышении эффективности его работы и культуры обслуживания населения;
• за улучшение технологии автомобильных перевозок, промышленного производства и транспортно-экспедиционного обслуживания;
• за разработку проектов законодательных и нормативных актов по вопросам деятельности автомобильного транспорта и др.
Слайд 56Нагрудный знак
«Почетный дорожник России»
Первоначально учрежден в СССР 1938 г.
Награждаются работники отрасли дорожного хозяйства: за успехи в строительстве, ремонте
и содержании автомобильных дорог и искусственных сооружений, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта по ним;
за повышение уровня технической оснащенности и развития производственных баз; • за достижение высоких показателей в использовании дорожной техники, образцовое ее содержание и безаварийную работу на ней и др.