Слайд 1Становление и развитие отечественной системы художественного образования детей.
Слайд 2Рисование как учебная дисциплина на Руси :
XI веке книжная
графика и миниатюра (рисованные заглавные буквы) .
метод обучения рисованию
- копировании образцов ( рисунок-иллюстрация)
Слайд 3Рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII века.
развитие образного
представления и навыков (Морская академия. хирургическая школа при Санкт-Петербургском
военном госпитале, Российская Академия наук) - обучение рисованию в общеобразовательных целях.
1735 год – издан учебник по рисованию И. Д. Прейслера "Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству" (в основе обучения - геометрия и рисование с натуры;
Слайд 4Русская Академия художеств
(проект И. И. Шувалова, Петербург, 1757 год
)
Рисование с натуры, лучшая школа рисунка, утверждались новые методы
преподавания рисования для целой сети учебных заведений
создана последовательная система художественного образования и воспитания, а также методика обучения рисунку.
Слайд 5 За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал награды
— малые и большие серебряные медали.
Академия снабжала учеников всеми материалами.
Классы
разделялись на утренние, от 9 до 11, и вечерние, от 5 до 7 ч.
4 Возрастные группы: с 6 до 18 лет.
В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры.
Воспитанник мог переходить из одного класса в другой, например из гипсофигурного в натурный, достигнув определенных успехов.
Слайд 6
Антон Павлович Лосенко (1737-1779)-
практик и теоретик рисунка.
Метод преподавания рисунка
стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы.
теоретические
труды и учебные пособия:
«Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры»,
Учебное пособие по анатомии для художников,
Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека,
Альбом таблиц-оригиналов.
Слайд 7
К концу XVIII — началу XIX века русская школа академического
рисунка полностью сформировалась.
Выработана четкая система художественного образования и эстетического
воспитания молодых художников, найдены формы и методы обучения рисунку основанные на четких дидактических принципах:
принцип научности, который предъявлял строгие требования как к учащимся, так и к преподавателям,
принципа воспитывающего обучения (идейной направленности)
принципа систематичности и последовательности в изучении материала.
Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России.
Слайд 81834 год - А. П. Сапожников издал первый учебник для
общеобразовательных учебных заведений "Курс рисования".
Мыслить, Анализировать, Рассуждать
Наглядность и
простота раскрытия
построения трехмерного
изображения на плоскости.
5
Курс рисования А. П. Сапожникова:
1. линии, углы, освоение геометрических фигур ( Демонстрировал с помощью специальных моделей законы перспективы).
2. Законы светотени, также при помощи показа моделей.
3. Рисованию сложных тел: группы геометрических тел, рисования гипсовых голов.
4. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении .
5. Рисование человеческой фигуры,
правилам композиции.
Слайд 9
1844 год - Г.А.Гиппиус учебник «Очерки истории рисования
как общего учебного предмета"
"Учитель в некотором отношении должен подражать актеру:
точно как актер, он никогда не должен показывать собственное свое расположение духа, но только такое, которого требует роль..."
5
Две части — теоретическая и практическая. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения.
Методика связана с психологией.
Систематичность. Рассуждать и мыслить.
«Методика, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов».
Слайд 102-я половина XIX века- академическое образование- система идеального воспитания .
Противоречия,
Конфликт (педагоги и администрация) в Академии (застой):
Методическая основа - античные
образцы-каноны, идеальные пропорции и формы - снижение уровня подготовки.
Худояров В. П.
Исцеление слепорожденного.
Слайд 11Карл Петрович Брюллов ( 1799-1852)
Реализм, жизненное наблюдение, особенности передачи живого
тела, изучение фигуры с ярко выраженным анатомическим строением.
Ученик самостоятельно находил
и исправлял ошибки,
Индивидуальный подход.
Слайд 12Иван Николаевич Крамской
(1837-1887)
Отказ от академического искусства.
1863 год - «Бунт
четырнадцати», выход из Академии ( отказ от сюжета - религиозно-мифологического,
1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок»).
В рисунке - правильное понимание объема и точной передачи формы
Занятия скульптурой – чувство формы.
Методика преподавание- это искусство, педагог должен быть гибким и иметь свободу в выборе методов обучения.
Слайд 13Павел Петрович Чистяков
(1832 – 1919)
методика преподавания рисования в
общеобразовательной школе.
С 1871 года Чистяков принимал активное участие в
комиссии по присуждению премий за рисунки учащихся средних учебных заведений.
Умение смотреть на натуру.
Рисование- важный предмет в общеобразовательных школах .
Взаимоотношения педагога с воспитанниками :
Слайд 14"Прежде всего, говорил он, надо знать ученика, его характер, его
развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный
подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях.
Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга"
Вклад, сделанный П. П. Чистяковым в методику преподавания рисования, относится не только к специальным учебным заведениям, но и к общеобразовательным школам.
Слайд 15Для России конца XIX — начала XX века- интерес к
методике преподавания рисования и в специальных, и в общеобразовательных учебных
заведениях. Преимущество геометрального и натурального методов преподавания.
Геометральный метод -упрощении сложных задач, установление методической последовательности построения изображения от простого к сложному (бабочка).
Слайд 16Сторонники натурального метода: «В круг рисования в общеобразовательной школе должно
входить не только рисование с натуры всеми способами, как основной
отдел программы, но и лепка, и черчение, и иллюстрирование, и упражнения в составлении декоративных упражнений, и некоторые сведения по искусству».
Академия осталась в стороне.
Слайд 17Конец XIX – начале ХХ века:
Вопросы детского творчества, детской психологии,
экспериментальной педагогики.
учителя рисования, художники, искусствоведы, психологи, социологи, историки.
Методика преподавания рисования стала получать научно теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смотреть более серьезно, а на рисование в школе — как на важный учебно-воспитательный предмет.
Слайд 18В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных
программ обучения.
Разработка методики преподавания рисования в школах шла по
самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два : методика развития "свободного творчества " ;
"комплексный" метод обучения.
Слайд 19Анатолий Васильевич Бакушинский
(1883-1939)
Теория "свободного воспитания".
Полная свобода детскому
художественному
воображению,
детской художественной воле.
Н.К.Крупская: критиковала А.В. Бакушинского и футуристов. Роль
учителя, знакомство с реалистическим искусством!
Слайд 20в 1931 году, новое содержание учебного материала и методы обучения
рисованию- рисование с натуры.
Наряду с ним : рисованию на
темы, по представлению, декоративное рисование, беседы об искусстве (идейное и политическое воспитание).
Научно-методический центр
Центральный дом художественного воспитания детей ( 1933 г. Художественно-методический совет)
Слайд 21Дмитрий Николаевич Кардовский
(1866 - 1943)
Ученик П.П. Чистякова.
Появление высших
учебных заведений, готовящих
учителей рисования для средней школы (1939 году
- Учительский институт, на базе которого в 1942 году был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина).
Сторонник реалистического искусства.
В основе метода - принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм (крынка- цилиндр и шар).
"На живой модели надо довести понимание формы до той же ясности и простоты, как это имеет место при изображении шара, куба и т. д. ..."
Слайд 22К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь
реалистического искусства.
Утверждаются принципы и методы обучения рисованию.
Назревает необходимость
более глубокого научного решения проблем учебного рисования.
Академия педагогических наук РСФСР(1943) и Академия художеств СССР (1947).
Слайд 23В школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников
по рисованию.
В 1957 году вышли в свет первые пробные
учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним . В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н. Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П. П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.
С этого времени — с начала 60-х годов - экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически.
Слайд 24С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.
В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где
сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала.
Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета "рисование" возник новый учебный предмет — "изобразительное искусство".
Слайд 254 вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое
рисование, беседы о искусстве.
В 1970- е г.г. утверждено две официальные
программы по изо: реалистические основы изображения на основе рисования с натуры ( В.С. Кузин); развитие творчества ребенка ( Б.М.Неменский).
Слайд 26
Д\Р (читаем: Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию.
Т.1.- Русская и советская школы рисунка. М., 1982)
Характеристика деятельности педагогов-новаторов
по изобразительному искусству: И. П. Волков, Н. А. Горяева, В. Н. Полунина, Ю. Н. Хижняк. В чем заключалось новаторство?
1. Волков И. П. Цель одна – дорог много: Книга для учителя / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1990.
2. Волков И. П. Художественная студия в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1993.
3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 1991.
Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982.
Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию: Книга для учителя / Ю. Н. Хижняк. – М.: Просвещение, 1986.
http://imperiya.by/video/EeKWTaBc-Ku/sa-gavrilyachenko-strukturnyiy-analiz-na-primere-izucheniya-kompozitsiy-vi-surikova.html
Г.А. Гавриляченко Структурный анализ композиции.
Слайд 27http://hudozhnikam.ru/catalog.html
Слайд 28Способы нахождения отрезков золотой пропорции по методу «от квадрата»:
а
— квадрат; б — прямоугольник золотого сечения; в — получение
точек для проведения линий золотого сечения по горизонтали; г — построение эскиза любого формата
http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/2.html