Разделы презентаций


Становление и развитие отечественной системы художественного образования детей

Содержание

Рисование как учебная дисциплина на Руси :XI веке книжная графика и миниатюра (рисованные заглавные буквы) . метод обучения рисованию - копировании образцов ( рисунок-иллюстрация)

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Становление и развитие отечественной системы художественного образования детей.

Становление и развитие отечественной системы художественного образования детей.

Слайд 2Рисование как учебная дисциплина на Руси :
XI веке книжная

графика и миниатюра (рисованные заглавные буквы) .
метод обучения рисованию

- копировании образцов ( рисунок-иллюстрация)
Рисование как  учебная дисциплина на Руси :XI веке книжная графика и миниатюра (рисованные заглавные буквы) .

Слайд 3Рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII века.
развитие образного

представления и навыков (Морская академия. хирургическая школа при Санкт-Петербургском

военном госпитале, Российская Академия наук) - обучение рисованию в общеобразовательных целях.
1735 год – издан учебник по рисованию И. Д. Прейслера "Основательные правила, или Краткое руководство к рисовальному художеству" (в основе обучения - геометрия и рисование с натуры;



Рисование как учебный предмет появляется в начале XVIII века.развитие образного представления и навыков  (Морская академия. хирургическая

Слайд 4Русская Академия художеств (проект И. И. Шувалова, Петербург, 1757 год

)
Рисование с натуры, лучшая школа рисунка, утверждались новые методы

преподавания рисования для целой сети учебных заведений
создана последовательная система художественного образования и воспитания, а также методика обучения рисунку.
Русская Академия художеств  (проект И. И. Шувалова, Петербург, 1757 год )  Рисование с натуры, лучшая

Слайд 5 За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал награды

— малые и большие серебряные медали.
Академия снабжала учеников всеми материалами.
Классы

разделялись на утренние, от 9 до 11, и вечерние, от 5 до 7 ч.
4 Возрастные группы: с 6 до 18 лет.
В основу метода преподавания в академии было положено рисование с натуры.
Воспитанник мог переходить из одного класса в другой, например из гипсофигурного в натурный, достигнув определенных успехов.

За лучшие учебные рисунки Совет академии выдавал  награды — малые и большие серебряные медали.Академия снабжала

Слайд 6 Антон Павлович Лосенко (1737-1779)- практик и теоретик рисунка.
Метод преподавания рисунка

стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы.
теоретические

труды и учебные пособия:
«Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры»,
Учебное пособие по анатомии для художников,
Руководство, как увеличить и уменьшить фигуру человека,
Альбом таблиц-оригиналов.
Антон Павлович Лосенко (1737-1779)-  практик и теоретик рисунка.Метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении

Слайд 7
К концу XVIII — началу XIX века русская школа академического

рисунка полностью сформировалась.
Выработана четкая система художественного образования и эстетического

воспитания молодых художников, найдены формы и методы обучения рисунку основанные на четких дидактических принципах:
принцип научности, который предъявлял строгие требования как к учащимся, так и к преподавателям,
принципа воспитывающего обучения (идейной направленности)
принципа систематичности и последовательности в изучении материала.
Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России.
К концу XVIII — началу XIX века русская школа академического рисунка полностью сформировалась. Выработана четкая система художественного

Слайд 81834 год - А. П. Сапожников издал первый учебник для

общеобразовательных учебных заведений "Курс рисования".





Мыслить, Анализировать, Рассуждать

Наглядность и

простота раскрытия
построения трехмерного
изображения на плоскости.

5

Курс рисования А. П. Сапожникова:
1. линии, углы, освоение геометрических фигур ( Демонстрировал с помощью специальных моделей законы перспективы).
2. Законы светотени, также при помощи показа моделей.
3. Рисованию сложных тел: группы геометрических тел, рисования гипсовых голов.
4. Для показа конструкции человеческой головы автор предлагает пользоваться специально изготовленной им проволочной моделью, которая должна постоянно находиться рядом с гипсовой головой, в аналогичном повороте и положении .
5. Рисование человеческой фигуры,
правилам композиции.

1834 год - А. П. Сапожников издал первый учебник для общеобразовательных учебных заведений

Слайд 9 1844 год - Г.А.Гиппиус учебник «Очерки истории рисования

как общего учебного предмета"

"Учитель в некотором отношении должен подражать актеру:

точно как актер, он никогда не должен показывать собственное свое расположение духа, но только такое, которого требует роль..."



5

Две части — теоретическая и практическая. В теоретической части излагаются основные положения педагогики и изобразительного искусства. В практической части раскрывается методика обучения.

Методика связана с психологией.

Систематичность. Рассуждать и мыслить.



«Методика, говорит Гиппиус, не должна придерживаться определенного шаблона, разными методами преподавания можно достигнуть хороших результатов».

1844 год - Г.А.Гиппиус   учебник «Очерки истории рисования как общего учебного предмета

Слайд 102-я половина XIX века- академическое образование- система идеального воспитания .
Противоречия,

Конфликт (педагоги и администрация) в Академии (застой):
Методическая основа - античные

образцы-каноны, идеальные пропорции и формы - снижение уровня подготовки.


Худояров В. П.
Исцеление слепорожденного.
2-я половина XIX века- академическое образование- система идеального воспитания .Противоречия, Конфликт (педагоги и администрация) в Академии (застой):Методическая

Слайд 11Карл Петрович Брюллов ( 1799-1852)
Реализм, жизненное наблюдение, особенности передачи живого

тела, изучение фигуры с ярко выраженным анатомическим строением.
Ученик самостоятельно находил

и исправлял ошибки,
Индивидуальный подход.
Карл Петрович Брюллов ( 1799-1852)Реализм, жизненное наблюдение, особенности передачи живого тела, изучение фигуры с ярко выраженным анатомическим

Слайд 12Иван Николаевич Крамской (1837-1887)
Отказ от академического искусства.
1863 год - «Бунт

четырнадцати», выход из Академии ( отказ от сюжета - религиозно-мифологического,

1870 году «Товарищество передвижных художественных выставок»).
В рисунке - правильное понимание объема и точной передачи формы
Занятия скульптурой – чувство формы.
Методика преподавание- это искусство, педагог должен быть гибким и иметь свободу в выборе методов обучения.
Иван Николаевич Крамской  (1837-1887)Отказ от академического искусства.1863 год - «Бунт четырнадцати», выход из Академии ( отказ

Слайд 13Павел Петрович Чистяков (1832 – 1919)
методика преподавания рисования в

общеобразовательной школе.
С 1871 года Чистяков принимал активное участие в

комиссии по присуждению премий за рисунки учащихся средних учебных заведений.
Умение смотреть на натуру.
Рисование- важный предмет в общеобразовательных школах .
Взаимоотношения педагога с воспитанниками :

Павел Петрович Чистяков  (1832 – 1919) методика преподавания рисования в общеобразовательной школе. С 1871 года Чистяков

Слайд 14"Прежде всего, говорил он, надо знать ученика, его характер, его

развитие и подготовку, чтобы в зависимости от этого найти нужный

подход к нему. Нельзя подходить с одной меркой ко всем. Никогда не надо ученика запугивать, а, наоборот, вызывать в нем веру в себя, чтобы он, не идя на поводу, сам разбирался в своих сомнениях и недоумениях.
Главным образом руководство должно заключаться в том, чтобы направить ученика на путь изучения и вести его неуклонно по этому пути. В учителе ученики должны видеть не только требовательного учителя, но и друга"
Вклад, сделанный П. П. Чистяковым в методику преподавания рисования, относится не только к специальным учебным заведениям, но и к общеобразовательным школам.





Слайд 15Для России конца XIX — начала XX века- интерес к

методике преподавания рисования и в специальных, и в общеобразовательных учебных

заведениях. Преимущество геометрального и натурального методов преподавания.
Геометральный метод -упрощении сложных задач, установление методической последовательности построения изображения от простого к сложному (бабочка).
Для России конца XIX — начала XX века- интерес к методике преподавания рисования и в специальных, и

Слайд 16Сторонники натурального метода: «В круг рисования в общеобразовательной школе должно

входить не только рисование с натуры всеми способами, как основной

отдел программы, но и лепка, и черчение, и иллюстрирование, и упражнения в составлении декоративных упражнений, и некоторые сведения по искусству».

Академия осталась в стороне.
Сторонники натурального метода: «В круг рисования в общеобразовательной школе должно входить не только рисование с натуры всеми

Слайд 17Конец XIX – начале ХХ века: Вопросы детского творчества, детской психологии,

экспериментальной педагогики.
учителя рисования, художники, искусствоведы, психологи, социологи, историки.


Методика преподавания рисования стала получать научно теоретическое обоснование, на изобразительную деятельность детей стали смотреть более серьезно, а на рисование в школе — как на важный учебно-воспитательный предмет.
Конец XIX – начале ХХ века: Вопросы детского творчества, детской психологии, экспериментальной педагогики. учителя рисования, художники, искусствоведы,

Слайд 18В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных

программ обучения.
Разработка методики преподавания рисования в школах шла по

самым различным направлениям, но из них широкое распространение получили два : методика развития "свободного творчества " ;
"комплексный" метод обучения.

В 20-е гг. в советской школе рисование стало частью комплексных программ обучения. Разработка методики преподавания рисования в

Слайд 19Анатолий Васильевич Бакушинский
(1883-1939)
Теория "свободного воспитания".
Полная свобода детскому
художественному

воображению,
детской художественной воле.

Н.К.Крупская: критиковала А.В. Бакушинского и футуристов. Роль

учителя, знакомство с реалистическим искусством!

Анатолий Васильевич Бакушинский (1883-1939) Теория

Слайд 20в 1931 году, новое содержание учебного материала и методы обучения

рисованию- рисование с натуры.
Наряду с ним : рисованию на

темы, по представлению, декоративное рисование, беседы об искусстве (идейное и политическое воспитание).
Научно-методический центр
Центральный дом художественного воспитания детей ( 1933 г. Художественно-методический совет)
в 1931 году, новое содержание учебного материала и методы обучения рисованию- рисование с натуры. Наряду с ним

Слайд 21Дмитрий Николаевич Кардовский
(1866 - 1943)

Ученик П.П. Чистякова.
Появление высших

учебных заведений, готовящих
учителей рисования для средней школы (1939 году

- Учительский институт, на базе которого в 1942 году был открыт художественно-графический факультет в Московском городском педагогическом институте имени В. П. Потемкина).
Сторонник реалистического искусства.

В основе метода - принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейших форм (крынка- цилиндр и шар).
"На живой модели надо довести понимание формы до той же ясности и простоты, как это имеет место при изображении шара, куба и т. д. ..."
Дмитрий Николаевич Кардовский (1866 - 1943) Ученик П.П. Чистякова.Появление высших учебных заведений, готовящих учителей рисования для средней

Слайд 22К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь

реалистического искусства.
Утверждаются принципы и методы обучения рисованию.
Назревает необходимость

более глубокого научного решения проблем учебного рисования.
Академия педагогических наук РСФСР(1943) и Академия художеств СССР (1947).

К 40-м годам советская школа рисунка прочно становится на путь реалистического искусства. Утверждаются принципы и методы обучения

Слайд 23В школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников

по рисованию.

В 1957 году вышли в свет первые пробные

учебники для первого и второго классов (автор Н. Н. Ростовцев), а затем методическая записка к ним . В 1961 году вышли еще два учебника — для третьего и четвертого классов (автор Н. Н. Ростовцев). В основу всех этих учебников была положена система П. П. Чистякова, приучающая детей к рисованию с натуры с первых шагов обучения.
С этого времени — с начала 60-х годов - экспериментальные учебники по рисованию начинают выходить систематически.
В школах в 50-е годы возникает идея создания специальных учебников по рисованию. В 1957 году вышли в

Слайд 24С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.


В 1970 году переработаны и утверждены новые учебные программы, где

сформулированы цели и задачи преподавания изобразительного искусства, определено содержание учебного материала.
Расширение задач эстетического воспитания, знакомство с творчеством великих художников прошлого и выдающихся современных художников привело к тому, что вместо предмета "рисование" возник новый учебный предмет — "изобразительное искусство".
С 1959 года создается сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах. В 1970 году переработаны и утверждены новые

Слайд 254 вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое

рисование, беседы о искусстве.
В 1970- е г.г. утверждено две официальные

программы по изо: реалистические основы изображения на основе рисования с натуры ( В.С. Кузин); развитие творчества ребенка ( Б.М.Неменский).

4 вида учебных занятий: рисование с натуры, декоративное рисование, тематическое рисование, беседы о искусстве.В 1970- е г.г.

Слайд 26
Д\Р (читаем: Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию.

Т.1.- Русская и советская школы рисунка. М., 1982)
Характеристика деятельности педагогов-новаторов

по изобразительному искусству: И. П. Волков, Н. А. Горяева, В. Н. Полунина, Ю. Н. Хижняк. В чем заключалось новаторство?
1. Волков И. П. Цель одна – дорог много: Книга для учителя / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1990.
2. Волков И. П. Художественная студия в школе: Книга для учителя: Из опыта работы / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 1993.
3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы. Книга для учителя / Н. А. Горяева. – М.: Просвещение, 1991.
Полунина В. Н. Искусство и дети / В. Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982.
Хижняк Ю. Н. Как прекрасен этот мир: Из опыта работы по нравственно-эстетическому воспитанию: Книга для учителя / Ю. Н. Хижняк. – М.: Просвещение, 1986.




http://imperiya.by/video/EeKWTaBc-Ku/sa-gavrilyachenko-strukturnyiy-analiz-na-primere-izucheniya-kompozitsiy-vi-surikova.html
Г.А. Гавриляченко Структурный анализ композиции.



Д\Р (читаем: Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Т.1.- Русская и советская школы рисунка. М.,

Слайд 27http://hudozhnikam.ru/catalog.html

http://hudozhnikam.ru/catalog.html

Слайд 28Способы нахождения отрезков золотой пропорции по методу «от квадрата»:
а

— квадрат; б — прямоугольник золотого сечения; в — получение

точек для проведения линий золотого сечения по горизонтали; г — построение эскиза любого формата

http://hudozhnikam.ru/zolotoe_sechenie/2.html

Способы нахождения отрезков золотой пропорции по методу «от квадрата»: а — квадрат; б — прямоугольник золотого сечения;

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика