Слайд 1Становление информационного общества
Слайд 2План:
Информационные революции.
Черты информационного общества.
Индустрия производства знаний.
Социальные, политические последствия.
Слайд 3Информационные революции
В истории развития цивилизации произошло несколько информационных революций.
Информационная революция
– преобразование общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки
информации, следствием которых является приобретение обществом нового качества.
Первая революция связана с изобретением письменности, что позволило передавать знания от поколения к поколению и привело к качественному и количественному скачку в развитии общества.
Слайд 4Информационные революции
Вторая (середина XVI в.) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикально
изменило индустриальное общество, его культуру и организацию деятельности.
Третья (конец XIX
в.) обусловлена изобретением электричества, благодаря которому появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать и накапливать информацию в любом объеме.
Четвертая (70-е гг. XX в.) связана с изобретением микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера. На микропроцессорах и интегральных схемах создаются компьютеры, компьютерные сети, системы передачи данных (информационные коммуникации).
Слайд 5Маршалл Маклюэн
Герберт Маршалл Маклюэн — канадский философ, филолог, литературовед, теоретик
медиа и коммуникации. – автор термина «информационное общество».
Информационное общество —
общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.
Слайд 6Черты информационного общества
увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в
жизни общества;
возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством
информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
эффективное информационное взаимодействие людей;
их доступ к мировым информационным ресурсам;
удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;
развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Слайд 7Черты информационного общества
Слайд 8Информационное общество
Японская версия термина «информационное общество» появилась в 1961 году.
Начиная
с 1992 года термин стали употреблять и западные страны.
В конце
XX в. термины «информационное общество» и «информатизация» прочно заняли своё место, причём не только в лексиконе специалистов в области информации, но и в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциировалось с развитием информационных технологий и средств телекоммуникации.
27 марта 2006 года генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию под номером A/RES/60/252, которая провозглашает 17 мая Международным днём информационного общества.
Слайд 9Индустрия производства знаний
В последней трети ХХ в. наряду с международными
рынками капиталов, товаров, сырья, энергоносителей, рабочей силы, услуг сложился рынок
знаний – запатентованной научно-технической информации (ноу-хау).
Стимулом создания новых технологий всегда была не только конкуренция на национальных и международных рынках, но и соперничество между ведущими державами мира. Военно-технические разработки являлись источником новых технологий для гражданских отраслей.
В 1990-е гг. в США была разработана концепция «информационной войны». Она предполагает обладание исчерпывающими знаниями о противнике и его дезинформацию о своих намерениях и силах. С применением высоких технологий созданы самонаводящиеся на цель крылатые ракеты и «умные» бомбы, сбрасывающиеся с самолетов «Стеле», невидимых для радаров. Действует спутниковая система наведения и ориентирования на поле боя. Корпорациями США созданы тысячи боевых роботов, которые используются для разведки, разминирования и точечных ударов по противнику.
Слайд 10Индустрия производства знаний
Важнейшим ресурсом информационного общества становится интеллект человека –
его творческий потенциал, в развитии которого заинтересованы и государство, и
корпорации. Отсюда особое внимание к образованию, здравоохранению, социальной защите и соблюдению прав человека. С 1960-х по 1990-е гг. численность обучающихся в колледжах и университетах в США и Японии возросла в 3,5 раза, в Германии в 6 раз, в Великобритании – в 7 раз. Средний срок пребывания в образовательных учреждениях достиг 14 лет. Тем не менее, в большинстве развитых стран он считается недостаточным. Обсуждается вопрос совершенствования системы образования.
Слайд 12Социальные, политические последствия