Слайд 1
СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Автор: преподаватель
МКУДО «Дворец творчества»
Талицкая ДШИ Дурина Наталья Валерьевна
Слайд 2Отказ от классических традиций
Поиск новых средств выразительности, эксперименты
Нетрадиционное использование материалов
Синтез
искусств, полистилистика
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ
ПРОГРЕСС
Слайд 3«МОДЕРНИЗМ»
(фр. современный, новейший) – направление в искусстве конца ХIХ
- середины ХХ в
«АВАНГАРДИЗМ» (фр. передовой отряд) - новаторские направления в художественной
культуре ХХ века: дадаизм, футуризм, сюрреализм, поп-арт и т.д. Их цель - скандал, эпатаж публики
Слайд 4ФОВИЗМ (1905—1907 гг)
от фр. fauve — дикий — направление во
французской живописи конца XIX — начала XX века.
Название закрепилось за
группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти, и французский критик Луи Восель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Сами художники никогда не признавали себя «дикими». Лидеры – А. Матисс, А. Дерен.
Слайд 5Анри Матисс. Женщина в шляпе,1905
Альбер Марке. Дождливый день в Париже.
Нотр-Дам, 1910
Слайд 6Морис Вламинк. Буксир,1905
Андре Дерен. Мост Чаринг-Кросс, 1906
Слайд 7КУБИЗМ (1905—1907 гг)
От фр.cubisme – куб, Париж. Лидеры П.Пикассо, Ж.Брак
прямое
использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие
реалистичности
Форма важнее цвета
Применение коллажа: наклеивание на полотна куски газет, ткани и других материалы с яркой фактурой. Позже этот прием подхватили дадаисты и представители поп-арта.
три фазы кубизма: сезанновский, аналитический и синтетический.
Слайд 8Сезанновский
Пабло Пикассо. Бидон и миски,1908
Аналитический
Жорж Брак. Скрипка и кувшин, 1910
Слайд 9Пабло Пикассо. Голова, 1964
Синтетический
Хуан Грис. Горшок с геранью, 1915
Слайд 10ДАДАИЗМ (1916—1923 гг)
от фр.dada – детская лошадка, Цюрих, авангардистское течение
в литературе, театре, изобразительном искусстве, кино. Лидеры М.Дюшан, Х.Арп
абсурд, нигилизм,
цинизм
Сочетание механического и биологического
Техники коллажа, фроттажа, граттажа, аэрографии, декалькомании и др.
Слился с сюрреализмом, экспрессионизмом, основа реди-мейда и перформанса
Слайд 11Марсель Дюшан. Фонтан,1917
Рауль Хаусман. Механическая голова (Человек нашего времени),1920
Слайд 12Рауль Хаусман. Художественный критик, 1919-1920
Жан Арп. Torn Woodcut, 1920-1954
Слайд 13ЭКСПРЕССИОНИЗМ (1905—1907 гг)
от лат. еxpressio - выражение
Группы «Мост» (1905), «Синий всадник» (1911)
(Германия, Австрия)
Восприятие действительности через страх, тревогу, безысходность как реакция на
исход Первой мировой войны, революцию («Мост») или мистика, космос («Синий всадник»)
Близок фовизму, абстракционизму, футуризму
Слайд 14Эдвард Мунк. Крик,1893
Отто Дикс. Мать и дитя, 1921
Слайд 15Эрнст Кирхнер. Площадь в Ноллендорфе,1912
Пауль Клее. Золотая рыбка, 1925
Слайд 16ФУТУРИЗМ (1909—1930-е гг)
от лат. futurum — будущее, зародился в поэзии в
Италии, в России КУБОФУТУРИЗМ
Полный отказ от культуры прошлых эпох
Культ будущего,
провозглашение скорости, движения, энергии, передающегося по принципу наложения одного изображения на другое (симультантности)
Близок фовизму, кубизму
Слайд 17Джакомо Балла. Динамизм собаки на поводке,1912
Умберто Боччони. Сила улицы, 1911
Слайд 18Казимир Малевич. Точильщик,1912
Михаил Ларионов. Петух и курица, 1912
Слайд 19СЮРРЕАЛИЗМ (1919—1924-е гг)
от. фр.surrealisme - надреализм, зародился во Франции в
литературе
Основа творчества – подсознательное (мир иллюзий, сна, гипноза, галюцинаций)
Техники фроттаж,
граттаж, фьюмаж
Два направления:
- свободные образы
- «супернатурализм»
Основа магического реализма, поп-арта, хеппенинга, перформанса.
Слайд 20Жоан Миро. Женщины и птицы на рассвете,1946
Макс Эрнст. Человеческая форма,
1931
Слайд 21Сальвадор Дали. Постоянство памяти, 1931
Рене Магритт. Сын человеческий, 1964
Слайд 22АБСТРАКЦИОНИЗМ (1910г)
от. лат. abstractio - отвлечение
беспредметные композиции, воплощающие субъективные впечатления
и фантазии художника, его сознание
Два направления:
-
геометрический (супрематизм К.Малевича, неопластицизм П.Мондриана, орфизм Р.Делоне
- живописный (В.Кандинский, ташисты, эксперссионисты)
Основа
современной архитектуры, дизайна и ДПИ
Слайд 23Пит Мондриан. Нью-Йорк I,1942
Робер Делоне. Ритм, 1934
Слайд 24Василий Кандинский. Композиция IV,1911
Казимир Малевич. Супрематическая композиция, 1916