Слайд 1Стоматологическое просвещение по вопросам гигиены полости рта
Кафедра профилактики и коммунальной
стоматологии Института стоматологии имени Е.В. Боровского
Слайд 2Стоматологическое просвещение – это предоставление населению любых познавательных возможностей для
самооценки и выработки правил поведения и привычек, максимально исключающих факторы
риска возникновения заболеваний и поддерживающих приемлемый уровень стоматологического здоровья.
Слайд 3Формы стоматологического просвещения
Подразделяется на: индивидуальное, групповое, массовое и целевое.
Слайд 4Методы стоматологического просвещения
Слайд 5Средства стоматологического просвещения
Слайд 6Индивидуальное стоматологическое просвещение
Проводится на приеме у стоматолога в виде
беседы у стоматолога с пациентом, демонстрацией наглядных материалов.
Слайд 7Групповое стоматологическое просвящение.
Примерами могут быть лекции и групповые беседы для
родителей,(уроки здоровья , организованные в детских дошкольных учреждениях и школах,
обучение работающих в детских учреждениях медицинского персонала и педагогов.
Слайд 8Массовое стоматологическое просвящение.
Охватывает большие группы населения района ,города ,региона. Для
этой цели используют печатанную продукцию,СМИ
Слайд 9Конечной целью стоматологического просвящения является приобретение пациентом привычек здорового образа
жизни на основе полученных знаний
Слайд 10Ранний детский возраст.
Целесообразно проводить стоматологическое просвящение с родителями.
Основными темами
просвящения являются правила ухода за полостью рта ребенка, ограничение содержания
сахара в питаниии малыша и необходимость профилактического посещения стоматолога.
Слайд 11Дошкольный возраст
Основным видом деятельности дошкольника является игра. Сюжетно-ролевая игра
имеет положительное значение для усвоения правил для ухода за полостью
рта
СП в школах: урок 1.
Организация уроков гигиены в группе, напоминающие сюжетно-ролевые игры.Происходит расширение и углубление знаний полученных в дошкольном возрасте совершенствуются умения и навыки.
Младший школьный возраст
Урок 2
Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях.
Слайд 14Подростковый период
В этом возрасте эффективной формой стоматологического просвящения является групповые
практические занятия по обучению навыкам гигиены полости рта.
Слайд 15 Организация гигиенического обучения детей в школе
Уроки
гигиены полости рта проводятся медсестрами школ при непосредственном содействии педагогов,
они включаются в общую сетку занятий школьников. В 1-3 классах школ занятия проводят 2 раза в месяц, а в 4-10 классах - 1 раз в месяц, что соответствует 16 и 8 занятиям в течение года.
Слайд 16Старшего школьного возраста.
Старшеклассники уже приобретают знания по физиологии и анатомии
органов полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний , возможностям
и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно показать эстетические аспекты возможности сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.
Диспансеризация детей у стоматолога
Обязательное во все возрастные периоды проведение плановой санации полости рта, плановое проведение профилактических мероприятий в отношении кариеса зубов и аномалий прикуса, создание благоприятных условий формирования и созревания тканей зуба, пародонта, всей зубочелюстной системы и воспитание правильных гигиенических навыков.
Слайд 18Средства стоматологического просвящения.
Лекции в виде компьютерных презентаций
Печатанные материалы(плакаты,брошюры,беклеты, памятки)
Выставки(стенды,витрины)
Видеоматериалы
Слайд 19 Этапы диспансеризации
подготовительный - обучение персонала, подготовка документации, изучение
эпидемиологической обстановки (содержание фторида в питьевой воде, привычки питания и
ухода за полостью рта детей и др.) и другие организационные мероприятия
начальный - первичное обследование детей, проведение необходимых профилактических мероприятий, лечение выявленной патологии, определение диспансерной группы и составление индивидуальных планов (программ) лечебно-профилактических мероприятий для каждого ребенка:
основной - диспансеризация детей в соответствии с индивидуальными программами;• этап оценки эффективности диспансеризации - ежегодная корректировка индивидуальных программ диспансеризации детей на основании полученных результатов.
Слайд 20По результатам первичного обследования определяют ребенку диспансерную группу
I группа —
здоровые дети(повторные осмотры поело прорезывания каждой группы временных зубов);
II группа
- дети с факторами риска развития стоматологических заболеваний (повторные осмотры каждые 6 мес);
III группа — дети, имеющие различные стоматологические заболевания (врожденные и приобретенные ЗЧАи деформации, пороки развития твердых тканей зубов, кариес зубов и др.)(повторные осмотры каждые 3 мес, детей с кариесом - каждые 1-2 мес ).
Слайд 21 Методы профилактики кариеса у дошкольников и
младших школьников
Эндогенный- направлен на восполнение нехватки микроэлементов в организме и
усиление минерализующих способностей слюны,;ограничение мучной и сладкой пищи;включение в меню малыша твердых продуктов, удаляющих остатки еды из межзубных просветов.Иногда групповая профилактика кариеса и заболеваний пародонта у школьников требует назначения препаратов с нужными микроэлементами.
Слайд 22 Методы профилактики кариеса у дошкольников и
младших школьников
Экзогенный- обеспечение защиты молочных зубов от негативных воздействий на
эмаль в виде мягкого налета и определенных продуктов. Подобная профилактика заключается в:ежедневном соблюдении гигиены ротовой полости с использованием детских паст и ополаскивателей;правильном выборе щетки, которую нужно менять каждые три месяца;нанесении на зубы фторсодержащих составов.Последний вариант обычно применяют, когда выполняется групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний пародонта у школьников. Фторирование способствует укреплению эмали за счет создания защитного слоя, образуемого ионами фтора.Иногда групповая профилактика кариеса и заболеваний пародонта у детей дошкольного возраста и школьников включает обучение правилам чистки зубов.