Слайд 1Стратегические цели инновационной политики Российской Федерации
В соответствии
с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» (в
2006 году он был принят в новой редакции) основными целями государственной научно-технической политики, как одной из главных составляющих инновационной политики, являются:
развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала,
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства,
реализация важнейших социальных задач,
обеспечение прогрессивных структурных преобразований в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции,
улучшение экологической обстановки и защиты информационных ресурсов государства,
укрепление обороноспособности государства и безопасности личности, общества и государства,
интеграция науки и образования.
Слайд 2Принципы осуществления государственной научно-технической политики
признание науки социально значимой отраслью,
определяющей уровень развития производительных сил государства;
гласность и использование различных форм
общественных обсуждений при выборе приоритетных направлений развития науки и техники и экспертизе научных и научно-технических программ и проектов, реализация которых осуществляется на основе конкурсов;
гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
интеграция науки и образования;
поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники;
стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических и иных льгот;
развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы государственных научных центров и других структур;
развитие международного научного и научно-технического сотрудничества Российской Федерации.
Слайд 3Инновационная инфраструктура
- совокупность субъектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности,
включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции
Слайд 4Организационные структуры (формы) инновационного менеджмента - организации, занимающиеся инновационной деятельностью,
научными исследованиями и разработками.
Слайд 5Субъекты инновационного процесса
Новаторы
Ранние реципиенты
Ранее большинство
Отстающие
Слайд 6Типы инновационного
поведения фирм
Ученый-экономист Л.Г. Раменский разработал классификацию
фирм по инновационному конкурентному поведению. В соответствии с его классификацией
выделяют следующие типы инновационного поведения фирм:
Виоленты
Патиенты
Эксплеренты
Коммутанты
Слайд 7Соответствие классификаций конкурентного
инновационного поведения (по Л. Г. Раменскому и Х.
Фризевинкелю) фирм
Слайд 8Сравнительная характеристика различных типов конкурентного
поведения инновационных организаций
Слайд 9В венчурном бизнесе принята следующая классификация компаний, претендующих на получение
инвестиций:
Seed - («компания для посева»). По сути, это - только
проект или бизнес-идея, которую необходимо профинансировать для проведения дополнительных исследований или создания пилотных образцов продукции перед выходом на рынок.
Start up - («только возникшая компания»). Недавно образованная компания, не имеющая длительной рыночной истории. Финансирование для таких компаний необходимо для проведения научно-исследовательских работ и начала продаж.
Early stage (начальная стадия). Компании, имеющие готовую продукцию и находящиеся на самой начальной стадии ее коммерческой реализации. Такие компании могут не иметь прибыли, и, кроме того, могут требовать дополнительного финансирования для завершения научно-исследовательских работ.
Expansion (расширение). Компании, которым требуются дополнительные вложения для финансирования своей деятельности. Инвестиции могут быть использованы ими для расширения объемов производства и сбыта, проведения дополнительных маркетинговых изысканий, увеличения основных фондов или рабочего капитала.
Слайд 10Интернет-ресурсы, предоставляющие информацию об инновационной инфраструктуре и инновационной деятельности в
РФ:
Слайд 11Федеральный портал по научной и инновационной деятельности
(www.sci-innov.ru) - информационный
портал, открывающий доступ к важнейшим документам по научной и инновационной
деятельности. Содержит ссылки на основные организации, связанные с осуществлением этой деятельности. Дает информацию о содержании и ходе выполнения ФЦП.
Слайд 13Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» (www.innovbusiness.ru).
На портале размещена база данных по инновационным проектам, содержатся аналитические
материалы, освещающие основные вопросы и проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, занимающиеся инновационной деятельностью.
Слайд 15Информационный интернет-канал «Наука и инновации» (www.rsci.ru).
Создан в сентябре 2000
г., работает под патронажем Российского фонда фундаментальных исследований, Фонда содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Слайд 17Наука и технологии РФ http://www.strf.ru.
Создан в 2005 году при
поддержке Федерального агентства по науке и инновациям. Проект является информационно-аналитическим
экспертным представлением мероприятий в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007—2012 годы».
Слайд 19Информационный портал ИнфоНТР (www.infontr.ru). Предоставляет информацию о современных научно-технических и
технологических достижениях.
Слайд 21Портал «Конкурса Русских Инноваций» (www.inno.ru).
Конкурс был организован журналом «Эксперт»
в 2001 году. В состав Экспертного совета конкурса входят представители
государства (в т.ч. Министр образования и науки Российской Федерации), 5 академиков и представители крупного бизнеса. Портал придает конкурсу открытость и является активным пропагандистом «историй успеха» победителей конкурса.
Слайд 23Наука и инновации в регионах России (regions.extech.ru)
Портал ориентирован на участие
региональных научно-координационных центров, которые могут представлять предложения региональных исполнителей.
Слайд 25Департамент малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Свердловской области
(http://uralonline.ru/)
Предоставляет
информацию о проведении на территории Свердловской области государственной политики, направленной
на развитие малого и среднего предпринимательства
Слайд 28Научно-координационные центры
В перечне зарегистрированных организаций такого типа, основной функцией
которых является координация исследовательских и инновационных процессов, в 2008 году,
как и в 2006-ом, числилось 18.
Слайд 29Центры коллективного пользования
Центры, предоставляющие услуги по использованию уникального оборудования
и приборной базы, программных комплексов потребителям: сотрудникам вузов и академических
институтов, а также промышленным предприятиям и различным коммерческим организациям
Слайд 30Центры трансфера технологий
Центры, обеспечивающие коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, получаемых
при использовании бюджетных средств. В первую очередь -через создание малых
высокотехнологичных предприятий и заключение лицензионных соглашений
Слайд 31Особые экономические зоны (ОЭЗ)
являются перспективным механизмом государственно-частного партнерства и
стимулирования инвестиций.
Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ
«Об особых экономических зонах в Российской Федерации» предусмотрено предоставление резидентам ОЭЗ таможенных льгот, освобождение от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога в течение 5 лет с момента регистрации в качестве резидентов ОЭЗ, значительное снижение ставки единого социального налога.
В соответствии с законом на территории России могут создаваться ОЭЗ трех типов - промышленно-производственные, туристско-рекреационные и технико-внедренческие.
В 2005 году победителями конкурса по выбору технико-внедренческих ОЭЗ стали 4 региона России: Москва (Зеленоград), Санкт-Петербург, Московская область (Дубна) и Томск.
Слайд 32Государственные корпорации в сфере высоких технологий
Слайд 33Инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства
Слайд 34Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Этот
фонд предоставляет средства для финансирования НИОКР, компаний на начальных стадиях
развития и научных учреждений. Фонд - государственная некоммерческая организация, образованная Правительством Российской Федерации в 1994 году. В Фонд направляются 1,5 % средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование гражданских исследований и разработок
Сайт:http://fasie.ru/
Слайд 37Технопарковые структуры
Бизнес-инкубаторы – форма поддержки становления и развития новой
фирмы.
Формы бизнес-инкубаторов:
1) сдача в аренду старых пустующих помещений за низкую
плату;
2) предоставление помещений и дополнительных услуг (юридических, информационных, патентно-лицензионных)
В зависимости от источников предоставления средств бизнес-инкубаторы подразделяют на:
- корпоративные;
- общественные;
- университетские;
- частные.
инкубаторы; технологические парки; технополисы,
Слайд 38Виды бизнес-инкубаторов и цели их создания
Слайд 39Инкубаторы бизнеса существуют в двух видах:
1. Действуют как самостоятельные
организации.
2. Составляют ядро технопарков.
Технопарки – гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон
по созданию и продвижению наукоемкой продукции. Формируются вокруг крупных научно-исследовательских институтов. В них функционируют бизнес-инкубаторы.
Технопарки включают:
- научный центр, организующий и координирующий инновационные процессы;
- инжиниринговые центры по разработке базовых технологий;
- опытные заводы по выпуску малым предприятиям наукоемкой продукции;
- торговые фирмы;
- учебные центры.
Слайд 40Технополис – более совершенная форма объединения науки и производства, включающая
в себя небольшие города – наукограды, развитие которых обсловлено деятельностью
научно-производственных комплексов.
Ядром технополиса является университет, вокруг которого группируются промышленные предприятия, производственная и социальная инфраструктура.
Слайд 41Наукоград
Наукограды — это преимущественно моноориентированные городские (а иногда
и сельские по официальному статусу) поселения, градообразующими предприятиями которых являются
научные, научно-производственные и другие организации, связанные с научно-техническим развитием государства.
Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Российской Федерации
Безопасность и противодействие терроризму
Живые системы
Индустрия наносистем и материалов
Информационно-телекоммуникационные системы
Перспективные вооружения, военная и специальная техника
Рациональное природопользование
Транспортные, авиационные и космические системы
Энергетика и энергосбережение
Слайд 42
Оценка потребности в объектах инновационной инфраструктуры, % опрошенных
Слайд 43Налоговые льготы для научных исследований и инновационной деятельности
С 1
января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 19
июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности».
С точки зрения направленности стимулирующих воздействий на инновационную деятельность внесенные в законодательство о налогах и сборах изменения можно разделить на следующие направления:
снижение налоговой составляющей в цене научного и инновационного продукта;
создание стимулов для расширения спроса на научные исследования;
обеспечение стимулов для инвестирования в науку и инновационную сферу;
стимулирование малых инновационных и научных организаций.
Слайд 44 С целью стимулирования инновационной
деятельности внесены изменения в главы «Налог на добавленную стоимость», «Налог
на прибыль организаций» и «Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации
Введение льготы по налогу на добавленную стоимость в виде освобождения от обложения налогом реализации исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора, а также расширение существующей льготы по освобождению от уплаты этого налога выполнения организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых видов продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий.
Увеличение в 3 раза (до 1,5 %) норматива расходов налогоплательщиков на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Расширение перечня научных фондов, средства, полученные из которых в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Введение в отношении основных средств организаций, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации специального коэффициента ускоренной амортизации.
Расширение перечня расходов, которые налогоплательщики, осуществляющие инновационную деятельность и применяющие упрощенную систему налогообложения, могут принимать в уменьшение доходов, имея в виду расходы на патентование и расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.