Слайд 1
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ И ТЕКУЩИЙ
АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ -
кандидат экономических наук, профессор
Малкова Ирина
Алфеевна
Слайд 2Тема 1.
Теоретико-методологические, организационные и информационные аспекты финансово-экономического анализа деятельности
организации
Слайд 3Финансовая концепция коммерческой организации строится, исходя из главной цели бизнеса
– получения прибыли, как основного источника наращения капитала
(Получение и
максимизация прибыли-главная цель предпринимательской деятельности)
Слайд 4Финансово-экономический механизм
коммерческой организации
Слайд 5ВНУТРЕННИЕ СУБЪЕКТЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ:
Слайд 6ВНЕШНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ:
Инвесторы
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Кредитные организации
Налоговые органы
Государственные органы
управления
Негосударственные фонды социального обеспечения
Аудиторские организации
Коммерческие партнеры
Страховые общества
Общественные образования и др.
Право
доступа внешних субъектов к финансовой информации о деятельности организации распространяется лишь на данные публичной отчетности - показатели бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках
- Закон о Бухгалтерском учете;
- Приказ Минфина РФ от 28.11.96 г. № 101
«О порядке публикации бухгалтерской отчетности
открытыми акционерными обществами»
Слайд 7ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ - СОБСТВЕННИК
КОНКРЕТНЫЕ ЦЕЛИ РАЗЛИЧНЫХ ВНУТРЕННИХ И
ВНЕШНИХ СУБЪЕКТОВ – РАЗЛИЧНЫ, НО
ГЛАВНЫМ ИСТОЧНИКОМ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ СЛУЖИТ ПРИБЫЛЬ
ОРГАНИЗАЦИИ
Слайд 8«Прибыль для бизнеса – все равно, что дыхание для жизни.
Без дыхания жизнь невозможна, но оно не является целью жизни.
Точно также прибыль важна для жизни корпорации, но она не является причиной ее существования»
ДЕННИС БАККЕ - главный исполнительный директор и один из основателей крупнейшей Американской энергетической компании - AES
Слайд 9МОДЕЛИ ПРИБЫЛИ:
Бухгалтерская прибыль (АР - Accounting Profit) подвержена требованиям нормативно-правовых
актов и субъективным суждениям финансовых менеджеров самого предприятия.
Экономическая прибыль (EP
– Economic Profit) - отражение потенциальных экономических возможностей развития бизнеса и роста благосостояния его владельцев (собственников).
Слайд 10Общий алгоритм определения
экономической прибыли:
EP = IC (ROIC – WACC),
где
EP – величина экономической прибыли;
IC – инвестированный
капитал;
ROIC – рентабельность инвестированного
капитала;
WACC - относительный уровень
средневзвешенной стоимости
инвестированного совокупного капитала.
Слайд 11Необходимо достижение соответствия финансового результата и чистого денежного потока
«Прибыль —
это мнение, наличность — факт» (Ричард Стютли):
Слайд 12Компоненты методологии экономического анализа:
Предмет
Объекты
Цель
Задачи
Метод
Методика
Способы и приемы
Информационная база
Слайд 13Методы экономического анализа
Традиционные
статистическое наблюдение
абсолютные и относительные величины
средние величины
ряды динамики
балансовый
группировка
сравнение
индексный*
цепных
подстановок*
абсолютных разниц*
относительных разниц*
интегральный*
логарифмирования*
Экономико-математические:
элементарной математики
классические методы математического анализа
математическая статистика
эконометрические
математического программирования
методы
исследования операций (управление запасами, теория игр)
эвристические методы
* методы факторного анализа
Слайд 15Виды экономического анализа в зависимости от информационной базы
Финансовый анализ
(анализ
финансовой отчетности)
Налоговый анализ
Статистический анализ
Управленческий анализ
Эпизодический (выборочный) анализ
Слайд 17РОССИЙСКАЯ БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ
коммерческой организации ( ФЗ-402,ПБУ-4):
- Бухгалтерский
баланс
- Отчет о прибылях
и убытках
-Приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:
Отчет об изменениях
капитала
Отчет о движении
денежных средств
- Пояснительная записка
- Аудиторское заключение
Слайд 18Постановление Правительства РФ от 25.02.11 г. № 107
«О признании МСФО
для применения на территории РФ»
Слайд 19Международные стандарты финансовой отчетности — это правила, устанавливающие требования к
признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов
компаний во всем мире
Стандарты обеспечивают сопоставимость документации между компаниями в общемировом масштабе, а также являются условием доступности отчетной информации для внешних пользователей
МСФО представляют собой свод компромиссных и достаточно общих рекомендательных вариантов раскрытия финансово-экономических показателей, отражающих результаты деятельности компании за каждый отчетный период.
Слайд 20Компоненты финансовой отчетности по МСФО:
Слайд 21ЭЛЕМЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ:
Активы – это ресурсы, контролируемые компанией в результате
событий прошлых периодов, от которых она ожидает экономические выгоды в
будущем.
Обязательства – это текущая задолженность компании, возникающая из событий прошлых периодов, урегулирование которой приведет к оттоку из компании ресурсов, содержащих экономические выгоды.
Капитал – это доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.
Доходы – увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации
Расходы – уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации
Слайд 22Стоимостная (денежная) оценка –
использование денежного измерителя в качестве универсального в
системе финансового управления компанией
Слайд 23«Если вы не можете это измерить, вы не можете этим
управлять» (Питер Ф. Друкер)
Нужна система показателей деятельности, которые лежат в
основе планирования работы подразделений и делегирования ответственности на предприятии.
Слайд 24Стандартные приемы анализа бухгалтерской отчетности:
Чтение отчетности
Б. Горизонтальный (динамический) анализ
В. Вертикальный
(структурный) анализ
Г. Трендовый анализ
Д. Коэффициентный анализ
Е. Факторный анализ
Слайд 25А) Чтение отчетности
(Пример…(чтение отчетности ОАО «
»):
-Выявление «больных» статей отчетности
-Формирование агрегированного баланса
-Агрегированная оценка приемлемых темпов наращивания
масштабов деятельности
Слайд 26Агрегированная оценка приемлемых темпов наращения масштабов деятельности
(cравнение показателей темпов прироста
капитала, объема продаж и прибыли)
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭФФЕКТИВНОГО БИЗНЕСА:
100% <
< <
темп роста
активов
темп роста
продаж
(выручки)
темп роста
прибыли
Слайд 27Б). Горизонтальный (динамический) анализ
В). Вертикальный (структурный) анализ
Пример… ( эл. таблицы
или тетрадь)
Слайд 28Г).Трендовый анализ
Д). Коэффициентный анализ
Слайд 29Факторы – причины, воздействующие на изучаемый результативный показатель, которые в
результате анализа получают количественную и качественную оценку своего воздействия
Е). Факторный
анализ
Слайд 30Типы детерминированных факторных моделей:
мультипликативная:
y =
= x1 ∙ x2 ∙ ,…∙ xn;
аддитивная:
y =
= x1 + x2 +,…+ xn;
кратная и смешанная:
y = ; y = ; у = ; у = ,
где yi – результативный показатель; xi – факторы;
n – количество факторов.
Слайд 31Основные приемы моделирования
детерминированных исходных факторных систем (методика Дюпон)
Удлинения
Расширения
Сокращения
Слайд 32где N – выручка от продаж (нетто);
TА – активы;
E – собственный капитал;
TL – заемный капитал;
NP- чистая прибыль.
Слайд 33С помощью анализа выявляются резервы роста эффективности использования ресурсного потенциала
компании
Слайд 34Резервы – это неиспользованные возможности повышения отдачи от произведенных вложений
в различные виды ресурсов (материальные, трудовые, финансовые) при данном уровне
развития компании:
Экстенсивные
Рост количества используемых ресурсов
Увеличение времени использования ресурсов
Устранение непроизводительного использования ресурсов
Интенсивные
Совершенствование качественных характеристик используемых ресурсов
Совершенствование процесса функционирования используемых ресурсов