Слайд 2Стресс
В 1936 г. физиолог Ганс Селье начал работу над изучением
стресса.
Стресс – это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое ему
требование.
Неспецифическая реакция – одинаковая реакция организма, не зависящая от характера воздействия на него.
Слайд 3Воздействие любого чрезвычайного
фактора вызывает в организме человека два взаимосвязанных
процесса:
Мобилизацию физиологических систем, обеспечивающих специфическое приспособление именно к данному фактору
(голоду, холоду, физической нагрузке, недостатку воздуха, токсину).
Активацию стандартных, неспецифических реакций, развивающихся при воздействии любого необычного для организма стимула.
Слайд 4Изменения, происходящие в организме
при стрессе
Слайд 6Разрушительный процесс, дезорганизующий поведение человека, ухудшает протекание психофизиологических функций. Негативно
сказывается на здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям
Мобилизует
организм, активизирует внутренние резервы человека, улучшает протекание психических и физиологических функций
Слайд 7Внешние проявления
эмоций у человека
при состоянии дистресса:
Общая скованность, нарушающая
координацию движений. Тремор век, рук и ног.
Мимика напряженности. Губы
вытянуты трубочкой вперед, прерывистые сосательные движения губами. Общее выражение растерянности, обреченности, депрессии. Тремор рук, ног, век.
Общая скованность, иногда переходящая в ступор. Иногда хаотичные, неадекватные движения.
Движения рук сопровождаются движениями всего тела, плечи могут быть сильно подняты, «прижаты к ушам». Усилия несоразмерны.
Слайд 8Субсиндромы (внешние признаки)
стресса:
Слайд 11Механизм накопления
профессионального стресса
Слайд 12Факторы, способствующие эффективному
преодоления стресса
В меньшей степени подвержены профессиональному стрессу те
специалисты, которые оценивают свою работу как стабильную и привлекательную, предполагающую
возможность профессионального и личностного роста;
Имеющие высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах;
Имеющие разнообразные интересы (увлечения, хобби);
Имеющие перспективные жизненные планы;
По типу жизненной установки такие люди оптимистичны и жизнерадостны;
сохраняющие активность жизненной позиции;
обладающие высоким творческим потенциалом;
достаточно общительные;
Меньший риск развития профессионального стресса у тех, кто
получает сильную и надежную социальную и профессиональную поддержку;
располагает кругом надежных друзей;
содействием со стороны семьи («тылы»);
использует нестандартные способы решения жизненных и профессиональных вопросов.
Реже негативные последствия профессионального стресса встречаются у тех, кто работает в организациях с сильным корпоративным духом, с преобладанием «клановой» организационной культуры.
Слайд 13Психологические механизмы
совладания со стрессом
Слайд 14Копинг-механизмы
Копинг-механизмы представляют собой активные, преимущественно сознательные усилия человека, направленные на
активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей.
Функция копинг-поведения состоит в
том, что человек признаёт неизменность мира и пытается изменить себя.
Копинг-поведение является целенаправленным, гибким (то есть меняется в зависимости от условий).
Слайд 15Способы преодоления стресса:
Дыхательные упражнения
Мышечная релаксация
Анализ ситуации: что я могу
сделать прямо сейчас? Что я могу сделать позже? («не пилить
опилки»)
Активный поиск помощи для решения проблемы и принятие этой помощи (в случаях необходимости)
Сбалансированное питание
Использование музыкотерапии
использование аромотерапии.
Занятия спортом
Прогулки на свежем воздухе
Контрастный душ
Прием ванны (использование ароматических солей)
Занятие хобби, творчеством.
Поговорить с другом, близким человеком (проговаривание ситуации, вызвавшей стресс, значительно снижает уровень напряженности, дает возможность «выпустить пар»)
Слайд 17Нижнее (брюшное) дыхание для преодоления волнения, тревоги и раздражительности
Сидя или
стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание
на дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения.
На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна.
Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания.
Затем - плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику.
Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета.
Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вам носом на расстоянии 1- 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Слайд 18Упражнения на снятие усталости
1. Сесть в кресло, принять удобную позу,
расслабиться, прикрыть глаза.
2. Мысленно осмотреть один за другим пальцы обеих
рук, представляя их полностью расслабленными, затем так же рассмотреть предплечья и плечи.
3. Мысленно осмотреть мышцы лица и шеи, пытаясь расслабить зажатые места.
4. Выполнить то же для ног и туловища.
5.Представьте себя там, где вам обычно бывает хорошо, например, в лесу, на берегу реки , в горах. Попытайтесь почувствовать запах травы, шелест листьев, звуки прибоя, услышать крики чаек.
6. Энергично потянуться, напрячь мышцы, встать.