Слайд 1Структура современного рынка труда РФ.
Занятость населения как показатель баланса спроса
и предложений рабочей силы.
.
Слайд 2Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Рынок труда
(labor market) — сфера
устойчивого обмена услуг труда на заработную плату между продавцами
и покупателями.
Слайд 3Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Особенности рынка труда
На рынке труда
продаются и покупаются только услуги труда, а не сами работники.
Рынок
труда очень разнородный: спрос предъявляется на трудовые услуги разного уровня квалификации и различается по своей географии.
Приобретение услуги труда подразумевает возникновение длительных отношений между покупателем и продавцом.
Зарплата — цена услуг труда — является наименее гибкой из всех цен в экономике.
Слайд 4Рынок труда
Рынок труда – это сфера формирования спроса и предложения
рабочей силы (трудовых услуг).
В результате взаимодействия спроса и предложения на
труд на рынке устанавливается равновесная цена рабочей силы и определяется уровень занятости в экономике.
Слайд 5Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Экономически активное население
(рабочая сила,
labor force) — часть населения, способная к участию
в производительном труде.
Рабочая сила состоит из:
занятых (employed)
безработных (unemployed)
Слайд 6Рынок труда
Занятость – это деятельность людей, связанная с удовлетворением их
личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.
Основные факторы,
определяющие
спрос на труд
предложение труда
производительность труда;
использование современных технологий;
состояние экономики и ее отдельных отраслей
спрос на потребительские товары, необходимые обществу
численность населения и его трудоспособной части;
уровень квалификации;
уровень и структура заработной платы;
социальная и налоговая политика государства
Слайд 7Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Занятые
все, кто выполняет оплачиваемую
и неоплачиваемую
работу по найму, приносящую доход;
лица, которые временно отсутствуют
на работе (по
болезни, уходу за ребенком и пр.);
лица, работающие на семейных предприятиях;
лица, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг
для реализации на рынке.
Слайд 8Безработица
Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного
населения не может найти работу и становится резервной армией труда
Слайд 9Безработица
Причины безработицы
Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера
желаемой ими заработной платы. Наемные работники, не согласные работать за
предлагаемую заработную плату, сами выбирают состояние безработицы.
Слишком низкий спрос на рабочую силу. Государство должно бороться с безработицей: повышая государственные доходы или снижая налоги, государство может увеличить объем спроса на рабочую силу.
Негибкость, характерная для рынка труда. Наблюдается некоторое несоответствие между потребностями тех людей, которые ищут работу, и потребностями работодателей, которые готовы предоставить рабочие места.
Слайд 10Безработица
Виды безработицы
Фрикционная
Структурная
Циклическая
Причина: поиск или ожидание лучшей
работы и лучших условий
Причина: технологические изменения в структуре производства и
долговременные изменения потребительского спроса
Причина: экономический спад в стране, сокращение производства, изменение потребительского спроса
Это временно безработные люди, ищущие работу, а также сезонные рабочие
Исчезновение устаревших профессий (увольнение лифтеров, клепальщиков, машинисток), а также несовпадение спроса на труд и его предложения в различных областях (территориях), по разным профессиям и предприятиям.
Сокращение и спад производства, падение спроса на товары ведут к потере работы и невозможности найти работу по любой специальности.
Слайд 11Безработица
Формы безработицы:
открытая
скрытая – работник дает согласие на
неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного
трудоустройства
текучая – связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда
застойная – длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы
Слайд 12Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Безработные
— проживающие на территории страны
трудоспособные граждане,
не имеющие работы и заработка (трудового дохода),
ищущие
работу и зарегистрированные в центре занятости по месту жительства;
готовые приступить к работе.
Слайд 13Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Спрос на труд
(demand for labor)
— объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих
ценах на труд.
Цена услуг труда — это зарплата.
Слайд 14Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Правила спроса на труд
Спрос на
труд растет, и фирмы нанимают работников, если доход от предельного
продукта труда больше зарплаты.
Спрос на труд сокращается, и фирмы увольняют работников, если доход от предельного продукта труда меньше зарплаты.
Когда доход от предельного продукта труда равен зарплате, фирма максимизирует прибыль
и предъявляет максимальный спрос на труд.
Слайд 15Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Предложение труда
(supply of labor) —
объем услуг труда, который домохозяйства готовы предложить на рынок при
существующих зарплатах.
Слайд 16Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Факторы, влияющие
на предложение труда
Размер трудовых
ресурсов
Миграция населения
Уровень зарплаты
Предпочтения между трудом и досугом
Слайд 17Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Предложение труда
Часы на работу
S
We
Le
Зарплата, тыс.р.
Эффект
дохода > эффекта замещения
Эффект дохода < эффекта замещения
Эффект дохода =
эффекту замещения
Слайд 18Заработная плата
Заработная плата – форма материального вознаграждения за труд (часть
стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий
и учреждений.
Слайд 19Заработная плата
Факторы, влияющие на размер заработной платы:
стоимости жизненных благ, необходимых
для воспроизводства рабочей силы;
минимального уровня оплаты труда работников, соответствующего прожиточному
минимуму;
уровня квалификации работников;
развитости экономических и социальных условий жизни населения;
спроса и предложения на рынке труда.
Слайд 20Заработная плата
Структура системы заработной платы
Оплата
квалифицированного труда
Минимальная
заработная плата
Прожиточный
минимум
Слайд 21Заработная плата
Прожиточный минимум – это такой уровень доходов, который необходим
для приобретения количества продуктов питания не ниже физиологических норм, а
также для удовлетворения его потребностей (на самом необходимом уровне) в одежде, обуви, транспорте, оплате коммунальных услуг.
Прожиточный минимум – это нижняя граница заработной платы.
Слайд 22Заработная плата
Формы заработной платы
Повременная заработная плата – вознаграждение за труд
в зависимости от проработанного времени
Сдельная заработная плата – вознаграждение за
труд в зависимости от количества изготовленных изделий
Смешанная форма заработной платы – вознаграждение за труд в зависимости от не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.
Слайд 23Заработная плата
Различают
номинальную заработную плату – вознаграждение за труд, которое
назначается работнику в виде определенной суммы денег
реальную заработную плату
– сумму жизненных благ, которые можно приобрести за номинальную плату при данном уровне цен на товары и услуги
Основные факторы, определяющие уровень реальной заработной платы:
величина номинальной заработной платы;
уровень цен на предметы потребления и услуги;
размер налогового обложения
Слайд 24Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Равновесие на рынке труда
Функции спроса
на труд со стороны одной фирмы и в экономике в
целом одинаковы.
Функции предложения труда домохозяйствам и экономике в целом различны.
Зарплата равна стоимости предельного продукта труда.
Слайд 25Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Равновесие на рынке труда
Количество работников,
тыс.
человек
A
C
S
D
B
D
F
Избыток труда (безработица)
Дефицит труда
Зарплата, тыс. р.
А
Слайд 26Глава 2. Экономика домохозяйства
12. Рынок труда
Стимулирование труда
Компенсационный пакет (compensation
package) — совокупность вознаграждений, которые предоставляются наемному работнику.
Базовая зарплата
(base salary) — гарантированная компенсация работнику
за его труд.
Бонусы (bonuses) — побудительные выплаты
в форме дополнительного вознаграждения
за результативность труда.
Бенефиты (benefits) — социальные пособия работникам, не связанные с количеством
и качеством их труда.
Слайд 27Выводы (1)
Рынок труда — это сфера устойчивого обмена между продавцами
услуг труда и их покупателями за заработную плату.
Население, участвующее
на рынке труда
в качестве продавца или покупателя, считается экономически активным.
Те, кто находит работу, становятся занятыми, остальные остаются безработными.
Спрос на труд — это объем услуг труда, который производители готовы приобрести при существующих ценах на труд (зарплатах).
Слайд 28Выводы (2)
Предложение труда — это объем услуг труда, который домохозяйства
готовы предложить на рынок при существующих ценах на труд (зарплатах).
Равновесие на рынке труда
показывает количество работников, которые будут наняты, и уровень их заработной платы — материального вознаграждения наемному работнику
за использование его труда.