Слайд 1Структурная организация текста
Слайд 21. Единицы текста
2. Виды и средства связи в тексте
Слайд 3Любой текст поддается разложению на элементы. Это обусловлено особенностями передачи
и восприятия человеком информации.
Слайд 4Вопрос о выделении основной минимальной единицы текста является дискуссионным.
Слайд 5Максимальной языковой единицей текста является
Слайд 7Будучи реализованным в речи (тексте) предложение приобретает статус
Слайд 9
В отличие от предложения высказывание характеризуется
Слайд 11Каждое высказывание в коммуникативном плане связано с предшествующим и продвигает
сообщение от известного к новому, от данного, исходного к новому
(ядру сообщения).
Слайд 12Первокурсники приехали в школу (а не кто-то другой).
Первокурсники приехали в
школу (а не пришли пешком).
Первокурсники приехали в школу (а не
в кинотеатр).
Слайд 13Проанализируем смысл данного предложения в тексте.
Слайд 14Какие они, нынешние выпускники?
Прозвенел звонок. Началась перемена. Дети вместе с
учителями пошли в актовый зал. Там их ждал сюрприз…
Весь месяц до этого дня завуч школы созванивался с бывшими выпускниками, теперешними первокурсниками. И вот долгожданная встреча состоялась. Первокурсники приехали в школу.
Слайд 15Наибольшее распространение получила идея выделения в качестве минимальной единицы текста
сложного синтаксического целого.
Слайд 16ССЦ (сложное синтаксическое целое) обладает минимальной смысловой, информационной и конструктивной
законченностью, совпадает с развитием микротемы.
Слайд 17На композиционном уровне выделяются этой единицы выделяют абзацы, параграфы, разделы,
главы, подглавки и др.
Слайд 18Абзац ― это композиционно-стилистическая единица членения текста; это часть текста,
заключенная между двумя отступами.
Слайд 19Основные функции абзацного членения:
логико-смысловая,
экспрессивно-эмоциональная,
акцентно-выделительная.
Функции могут совмещаться полностью или
частично.
Слайд 20ССЦ открывается фразой-зачином (или стержневой фразой, вмещающей в себя содержание
всего целого).
Слайд 21Части ССЦ легко объединяются в сложное предложение, если на месте
точек поставить иные знаки: запятые, точки с запятыми, тире, многоточие.
Абзац
таким экспериментам не поддается, (если, конечно, он по случайности не совпадает со сложным целым).
Слайд 22 В одном абзаце может быть два
и более сложных синтаксических целых.
Слайд 23Три сложных синтаксических целых ― один абзац:
В Козьмодемьянском переулке на
Покровке, где теперь стоит лютеранская церковь св. Петра и Павла,
находился некогда дом малороссийского гетмана Ивана Степановича Мазепы, известного авантюриста петровского времени. Он родился в селе Мазепинцах в Киевской губернии и происходил родом из малороссийских дворян. Предок его, будучи полковником, сожжен поляками в медном баке вместе с гетманом Наливайкою. Мазепа воспитывался в Польше у иезуитов и в совершенстве знал многие иностранные языки; в молодости он отличался приятною наружностью и нравился польским дамам. Существует предание, что один польский магнат застал его со своею женою, приказал раздеть его, облить дегтем, обсыпать пухом, привязать веревками к дикой лошади и пустить в степь. Это случилось на границе Малороссии; казаки спасли его от неминуемой смерти. Такое жестокое наказание не вылечило Мазепу от ухаживания за чужими женами и девицами. Впоследствии мы видим в числе многих обольщенных им женщин крестницу его Матрену (названную Пушкиным Мариею), дочь генерального судьи Кочубея и родственницу короля Лещинского, княжну Дульскую, для получения руки которой Мазепа хотел привести Малороссию в подданство польское (М.П. Пыляев. Старая Москва).
Слайд 24Одно сложное синтаксическое целое может состоять из нескольких абзацев.
Слайд 25В абзац может быть внесено одно предложение и даже часть
предложения (в официально-деловых и научных текстах).
Слайд 262. Виды и средства связи в тексте
Слайд 27Различают средства связи:
лексические;
морфологические;
синтаксические;
семантические;
ассоциативные.
Слайд 31Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой
для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепного
и параллельного.
Слайд 32Цепная связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах
с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и
словосочетаниями предшествующего предложения.
Слайд 33Рема в каждом предшествующем предложении становится темой следующего предложения.
Наконец мы
увидели мореР. ОноТ было огромным и очень спокойнымР. Но это спокойствиеТ было обманчивым.
Слайд 34Параллельная связь заключается в структурной соотнесённости соединяемых предложений.
Синтаксическая сущность
параллельной связи заключается в синтаксическом уподоблении последующего предложения предшествующему. Все
предложения синтаксически параллельны и одинаково относятся друг к другу и к первому предложению.
Слайд 35Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным»
для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом
предложении (при этом тема во всех предложениях, кроме первого, оказывается, как правило, одинаковой).
Леса оздоровляют землю. ОниТ не только исполинские лаборатории, дающие кислород. ОниТ поглощают пыль и ядовитые газы. ИхТ справедливо называют «легкими земли».