Слайд 2Цель: воспитание патриотизма
и чувства гордости за свой народ,
победивший фашизм
Задачи:
1. познакомить
с особенностями
композиции рассказа
2. раскрыть смысл названия рассказа
3.
проследить судьбу человека,
искалеченного войной
Слайд 3 Судьба человека
Михаил Александрович Шолохов
Слайд 4Годы жизни М. А. Шолохова
(1905 – 1984)
Один уходит без следа,
Других родня в округе чтит,
А Он,
как чистая вода
Для всех над Родиной горит.
И поколение не одно
Под той звездой опять,
опять,
Склонясь над книгами Его,
Учиться будет и страдать.
(Т. Смертина)
Слайд 5М.А.Шолохов написал за свою жизнь много произведений, которые сделали его
известнейшим писателем ХХ века.
Талант писателя отмечен Ленинской и Нобелевской
премиями в области литературы, ему присвоено было звание Героя Социалистического Труда.
Слайд 6Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда»
31
декабря 1956 и 1 января 1957 года.
«Как степной цветок,
живым пятном» встаёт
среди произведений
М.А.Шолохова рассказ
«Судьба человека»
Слайд 7Композиция рассказа
Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается
со встречи автора со случайными попутчиками и завершается расставанием с
этими людьми.
Центральная часть рассказа – повествование от имени главного героя: жизнь до войны, война и первые послевоенные годы.
Слайд 8Смысл названия рассказа
Судьба главного героя
–
это судьба солдата,
прошедшего жесточайшие
испытания в годы Великой
Отечественной войны.
Михаил
Шолохов
Слайд 9Словарная работа:
Судьба —
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли
человека, ход жизненных обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-нибудь
или чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится
(Словарь С.И. Ожегова).
Слайд 10Жанр произведения
«Судьба человека» - рассказ-эпопея.
В нем отражен критический момент в
жизни страны, судьбе народа.
Слайд 11Жанр произведения
«Судьба человека» - рассказ-эпопея.
В нем отражен критический момент в
жизни страны, судьбе народа.
Слайд 12Впечатление
от прочтения рассказа
Чем привлек ваше
внимание этот
рассказ?
Какие поступки главного
героя вы могли бы
приравнять к подвигу?
Слайд 13Анализ содержания рассказа
О чем это произведение?
В каких
строчках выражена
основная мысль?
Какие эпизоды рассказа вам
запомнились и почему?
Слайд 14Прижалась ко мне,
как лист к ветке…
Опять обнял её, вижу,
что она не в себе…
Зачем я её тогда оттолкнул…
Сердце будто тупым
ножом режут…
Проводы на войну
Слайд 15В церкви
До того мне стало
нехорошо после этого,
и страшно
захотелось
руки помыть,
Будто я не человека,
а какого-то гада ползучего
душил…
Слайд 16У коменданта лагеря
Захотелось мне им, проклятым, показать,
что у меня есть
своё,
человеческое достоинство
и гордость
и что в скотину они меня
не
превратили, как ни старались.
Слайд 17У коменданта лагеря
Захотелось мне им, проклятым, показать,
что у меня есть
своё,
человеческое достоинство
и гордость
и что в скотину они меня
не
превратили, как ни старались.
Слайд 18Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки,
в
губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и
тоненько кричит, что даже в кабине глушно: «Папка родненький!
Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!»
Ванюшка
Слайд 19Значение рассказа
«Судьба человека»
Шолохов в рассказе раскрывает
весь ужас войны,
самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение
дома,
гибель сына в День Победы.
Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.
Слайд 20« Русский человек, стиснув зубы,
переносил и перенесёт
все лишения и невзгоды,
идя на подвиг во имя
Родины.»
М.Шолохов
Слайд 21“Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше,
стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться
за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив”.
М.Шолохов
Слайд 22викторина
по рассказу М. Шолохова
"Судьба человека"
В каждом вопросе викторины
3
варианта ответа. Выбери ПРАВИЛЬНЫЙ!!!
Слайд 23Викторина
по произведению М.А.Шолохова
«Судьба человека»
1. Жанр произведения:
а) быль;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Избрав такое название своего рассказа,
Шолохов повествует:
а) о судьбе Андрея Соколова;
б) о судьбе одного из многих русских солдат;
в) о судьбе всего человечества в целом.
Слайд 24Правильный ответ:
1. Жанр произведения:
а) быль;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Избрав такое название своего рассказа,
Шолохов повествует:
а) о судьбе Андрея Соколова;
б) о судьбе одного из многих русских солдат;
в) о судьбе всего человечества в целом.
Слайд 25Правильный ответ:
1. Жанр произведения:
а) быль;
б) рассказ;
в) повесть.
2. Избрав такое название своего рассказа,
Шолохов повествует:
а) о судьбе Андрея Соколова;
б) о судьбе одного из многих русских солдат;
в) о судьбе всего человечества в целом.
Слайд 263. Композиция произведения:
а) рассказ в рассказе (рамочная);
б) кольцевая;
в) последовательная.
4. Андрей Соколов, попав в плен:
а) смирился со
своей судьбой и надеялся на
скорое освобождение советскими войсками;
б) старался выполнять всю работу без нареканий;
в) всегда думал о побеге.
Слайд 27Правильный ответ:
3. Композиция произведения:
а) рассказ в рассказе (рамочная);
б) кольцевая;
в) последовательная.
4. Андрей Соколов, попав в
плен:
а) смирился со своей судьбой и надеялся на
скорое освобождение советскими войсками;
б) старался выполнять всю работу без нареканий;
в) всегда думал о побеге.
Слайд 28Правильный ответ:
3. Композиция произведения:
а) рассказ в рассказе (рамочная);
б) кольцевая;
в) последовательная.
4. Андрей Соколов, попав в
плен:
а) смирился со своей судьбой и надеялся на
скорое освобождение советскими войсками;
б) старался выполнять всю работу без нареканий;
в) всегда думал о побеге.
Слайд 295. По признанию героя, на допросе у коменданта
лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
а) не
был голоден;
б) хотел поделиться с пленными;
в) показал врагам достоинство и гордость
солдата.
6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил
Ваню:
а) хотел помочь мальчику;
б) думал, что забудет собственное горе;
в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Слайд 30Правильный ответ:
5. По признанию героя, на допросе у коменданта
лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
а)
не был голоден;
б) хотел поделиться с пленными;
в) показал врагам достоинство и гордость
солдата.
6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил
Ваню:
а) хотел помочь мальчику;
б) думал, что забудет собственное горе;
в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Слайд 31Правильный ответ:
5. По признанию героя, на допросе у коменданта
лагеря он не притронулся к хлебу, потому что:
а)
не был голоден;
б) хотел поделиться с пленными;
в) показал врагам достоинство и гордость
солдата.
6. Причина, по которой Андрей Соколов усыновил
Ваню:
а) хотел помочь мальчику;
б) думал, что забудет собственное горе;
в) был потрясён трагической судьбой мальчика.
Слайд 32Учим по - новому
«Учителя должны знать компьютер и современные программы.
Это элемент общей культуры и один из ключевых факторов
при
аттестации учителей» Президент России Д. Медведев
урок в 9 б классе 20 апреля 2011 года
Слайд 33www. yandex. ru
www. uchportal. ru
2. К/ф С. Бондарчука «Судьба человека»
М., «Мосфильм»
1959.
3. Бирюков Ф.Г. О подвиге
народном: Жизнь и творчество
М.А. Шолохова.- М.: Просвещение, 1989г.
4. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе
учителя: Практическое пособие/ (Е.В. Бурдюкова и др.
под ред. Я.С. Быховского). – М. БИНОМ. Лаборатория
знаний. 2008.
5. Подготовка работников системы образования к работе
с новыми программными продуктами и современным
оборудованием: Учебно-методическое пособие.
М., Изд. МГОУ 2008.
6. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека».- М.,
Просвещение, 1984г.
Информационные ресурсы