Слайд 1СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Преподаватель:
Барбаков Олег Михайлович
E-Mail:
omb@bk.ru
Слайд 2Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 061800
«Математические методы в экономике»
(Квалификация экономист-математик)
ОПД.Ф.04. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ. Суть и назначение
системного анализа как методологической основы анализа, синтеза и практики проектирования сложных систем. Примеры. Типовые модели анализа и синтеза. Математический инструментарий.
Слайд 3Цели курса
Формирование у студентов системного мышления;
овладение целостной системой знаний о
методах и принципах системных исследований для решения сложных проблем социально-экономического
характера;
получение практических навыков по использованию принципов и методов системного анализа в практической деятельности.
Слайд 4Задачи курса
обосновать необходимость изучения и использования системного анализа при исследовании
объектов жизнедеятельности общества;
показать проявление кибернетических законов и принципов в
функционировании конкретных систем;
представить специфику применения системного подхода в управлении различными объектами;
познакомить с современными методами генерирования вариантов решения социально-экономических проблем и принципами формирования критериев по оценке альтернатив;
обучить основным методам системного анализа объектов и проблем современного общества.
Слайд 5Развитие системных представлений в изучении окружающего мира (слайд 1)
Слайд 6Развитие системных представлений в изучении окружающего мира (слайд 2)
Целевые установки
общества
Сформированные в процессе исследования признаки системности объектов окружающего мира
Объекты реального
мира обладают структурированностью, то есть имеет составные части, или более мелкие действия, если объект – это процесс;
Наличествует взаимосвязанность его составных частей;
Вся его жизнедеятельность подчинена определенной цели.
Вывод: все объекты
реального мира,
будь это материальные
его составляющие,
явления, процессы
представляют собой
системы, простые и
сложные,
взаимодействующие
между собой и
внутри себя.
Слайд 7Общая теория систем
Философия
Математика
категории,
формы представления знаний
Мат. методы
экономика
инженерные науки
биология
физика
информатика
etc.
Методы исследования
Знания, подлежащие обобщению
Системные
представления в науках
Слайд 8Системный анализ представляет собой новое научное направление интеграционного типа, которое
разрабатывает системную методологию принятия решений и занимает определенное место в
структуре современных системных исследований
системные исследования
системный подход
конкретные системные
концепции
общая теория систем
(метатеория по отношению
к конкретным системам)
диалектический
материализм
(философские
проблемы
системных
исследований)
научные
системные
теории и
модели
(кибернетика,
теория вероят-
ности и т.п.)
технические
системные теории
и разработки –
исследование
операций;
системотехника,
системный анализ
частные теории системы
Слайд 9Направленность системного анализа
Объект – система;
Предмет - системные взаимодействия в жизнедеятельности
общества;
Выявление и ликвидация проблем функционирования объектов окружающего мира.
Слайд 10Основные признаки системности
структурированность системы,
взаимосвязанность составляющих ее частей,
подчиненность организации
всей системы определенной цели.
Слайд 11Системное мышление
Важнейшим показателем зрелости какой-либо науки является
состояние ее системной
теории, в которую входят:
Характер общей
концептуальной
схемы, применяемой
в данной
области
Виды и степень
логического объединения
различных элементов,
которые её составляют
Способы её приме-
нения в различных
исследованиях
Результатом использования правил и принципов общей теории систем является
воспитание у работников и руководителей всех уровней так называемого
системного мышления
В настоящее время неумение мыслить системно воспринимается
как показатель низкой культуры мышления и не-
профессионализма
Системное мышление приводит к более полному и глубокому пониманию причин
многих явлений, которые казались случайными и разрозненными, но объединённые
в систему помогают выявить закономерности функционирования и развития
исследуемой организации
Слайд 12Системный подход как составной элемент
системного мышления
Системный подход
представляет собой
совокупность принципов
и методов
исследования
любых объектов
(технических,
экономических,
управленческих и др.)
как систем
Системный подход
требует не только анализа,
но
и синтеза систем,
т. е. объединения
отдельных элементов
в целое
Ориентирован на раскрытие основных
системных свойств объектов,
на выявление всех типов связей и
сведение их в единую картину
Системный подход
требует начинать процесс
познания от целого
к частям и выделения
главного в исследуемых
объектах и явлениях
Системный подход к анализу
теории и практики управления
позволяет выявить
критические переменные
и ограничения в системе
Владение приёмами
системного подхода
требует от руководителя
решать любую
проблему с учётом
взаимодействия с другими
проблемами
Первыми научными дисциплинами, в
которых объекты исследования
рассматривались как системы, были химия
и биология
Системные исследования характерны
для кибернетики, общей теории
систем, организации производства
В последние годы системные исследования стали
широко применяться в области организационно-
управленческих наук
Слайд 13Системные представления
Системность практической деятельности человека;
Системность познания (человеческого мышления);
Системность как всеобщее
свойство материи.
Слайд 14Практическая деятельность человека
Системные признаки
Всякое наше осознанное действие преследует определенную цель;
Во
всяком действии легко увидеть его составные части, более мелкие действия;
Эти
составные части должны выполняться не в произвольном порядке, а в определенной их последовательности.
Практическая деятельность человека - его активное и целенаправленное воздействие на окружающую среду.
Слайд 15Практическая деятельность человека алгоритмична!
Понятие алгоритма возникло сначала в математике и
означало задание точно определенной последовательности однозначно понимаемых операций над числами
или другими математическими объектами.
При рассмотрении практической деятельности делается отход от математического понимания алгоритма: сохраняя логическую принудительность последовательности действий, мы допускаем, что в алгоритме данной деятельности могут присутствовать и такие действия, которые не формализованы.
Слайд 16Повышение роли системных представлений в практике
ПРИМЕР - Повышение производительности труда
Слайд 17ВЫВОД ПО СИСТЕМНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Таким образом, во-первых,
с развитием цивилизации наблюдался естественный спонтанный рост природной системности практической
человеческой деятельности, затем человек осознал эту системность, это осознание оформилось в становлении и развитии системных понятий и теории, что позволило ему целенаправленно и сознательно повышать системность практической деятельности, в частности, с помощью механизации, автоматизации, кибернетизации и использования алгоритмичности при применении системного анализа жизненных проблем.
Слайд 18Познавательная деятельность человека
Основное противоречие - между неограниченностью желаний человека познать
мир и ограниченностью существующих возможностей сделать это, между бесконечностью природы
и конечностью ресурсов человечества.
Разрешение противоречия бесконечности окружающего мира и конечности средств исследователя — наличие аналитического и синтетического образов мышления в познавательной деятельности.
Расчлененность мышления (на анализ и синтез) и взаимосвязанность этих частей являются очевидными признаками системности познания.
Вывод - системность самого человеческого мышления является одной из важнейших объективных причин возникновения системных наук, получения системных знаний.
Слайд 19Системность как всеобщее свойство материи.
Системность — это не только свойство
человеческой практики (включающей и внешнюю активную деятельность, и мышление, и
даже пассивное созерцание), но свойство всей материи. Системность нашего мышления вытекает из системности мира. Современные научные данные и современные системные представления позволяют говорить о мире как о бесконечной иерархической системе систем, находящихся в развитии и на разных стадиях развития, на разных уровнях системной иерархии.
Вывод - системны не только человеческая практика и мышление, но и сама природа, Вселенная. Системность является настолько присущим и всеобщим свойством материи, что его можно назвать формой существования материи. Известные формы существования материи - время, пространство, движение, структурированность — представляют собой частные проявления, аспекты системности мира.
Слайд 20История развития системных представлений в области управления сложными системами (слайд
1)
Первым в явной форме вопрос о научном подходе к управлению
сложными системами поставил М.-А. Ампер (1834-1843г.г.), который выделил специальную науку об управлении государством и назвал ее кибернетикой, подчеркнув основные ее системные особенности: выбор целей правительством из различных альтернатив, углубленное и сравнительное изучение различных элементов государства и т.п.
B. Трентовский, польский философ-гегельянец опубликовал на польском языке в 1843 г. книгу «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом». Трентовский ставил целью построение научных основ практической деятельности руководителя ("кибернета"), подчеркивая при этом, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления. При этом он понимал необходимость алгоритмизации человеческой деятельности в осознании системности человеческих коллективов, групп, формальных и неформальных образований, в понимании сложности управления людьми.
Слайд 21История развития системных представлений в области управления сложными системами (слайд
2)
Открытие, опубликованное в 1891 г. акад. Е.С. Федоровым, состоит в
том, что может существовать только 230 разных типов кристаллической решетки, хотя любое вещество при определенных условиях может кристаллизоваться. Это открытие, прежде всего в области минералогии и кристаллографии, но его более общий смысл и значение отметил сам Федоров, заключающийся в том, что все невообразимое разнообразие природных тел реализуется из ограниченного и небольшого числа исходных форм. Развивая системные представления, он установил и некоторые закономерности развития систем.
Следующая ступень в изучении системности как самостоятельного предмета связана с именем А.А. Богданова (Богданов — это псевдоним, его настоящая фамилия — Малиновский). В 1911 г. вышел в свет первый том, а в 1925 г. — третий том его книги "Всеобщая организационная наука (тектология)" . Его основная идея о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. Тектология должна изучать общие закономерности организации для всех уровней организованности. Основное внимание уделяется закономерностям развития организации, рассмотрению соотношений устойчивого и изменчивого, значению обратных связей, учету собственных целей организации (которые могут как содействовать целям высшего уровня организации, так и противоречить им), роли открытых систем.
Слайд 22История развития системных представлений в области управления сложными системами (слайд
3)
По-настоящему явное и массовое усвоение системных понятий, общественное осознание системности
мира, общества и человеческой деятельности началось с 1948г., когда американский математик Н. Винер опубликовал книгу под названием «Кибернетика», где определил кибернетику как «науку об управлении и связи в животных и машинах», а затем дополнив это определение и процессами в обществе. Предметом кибернетики является исследование систем, причем в принципе несущественно, какова природа этой системы, т.е. является ли она физической, биологической, экономической, организационной или даже воображаемой, нереальной системой. С кибернетикой Винера связаны такие продвижения в развитии системных представлений, как типизация моделей систем, выявление особого значения обратных связей в системе, подчеркивание принципа оптимальности в управлении и синтезе систем, осознание информации как всеобщего свойства материи и возможности ее количественного описания, развитие методологии моделирования вообще и в особенности идеи математического эксперимента с помощью ЭВМ. При этом необходимо отметить, что кибернетика не смогла дойти до рассмотрения действительно сложных систем, что винеровской кибернетике свойствен определенный техницизм, современная разновидность механицизма.
Слайд 23История развития системных представлений в области управления сложными системами (слайд
Слайд 24История развития системных представлений в области управления сложными системами (слайд
5)
Параллельно и как бы независимо от кибернетики прокладывается eще один
подход к науке о системах — общая теория систем. Идея построения теории, приложимой к системам любой природы, была выдвинута австрийским биологом Л, Берталанфи. Наиболее важным является введенное им понятие «открытой системы». Берталанфи подчеркивает особое значение обмена системы веществом, энергией и информацией (негэнтропией) с окружающей средой. При этом устанавливается динамическое равновесие, которое может быть направлено в сторону усложнения организации (вопреки второму закону термодинамики, благодаря вводу негэнтропии извне), и функционирование является не просто откликом на изменение внешних условий, а сохранением старого или установлением нового подвижного внутреннего равновесия системы. Наибольшую ценность общей теории систем представит не столько ее математическое оформление, сколько разработка целей и задач системных исследований, развитие методологии анализа систем, установление общесистемных закономерностей.
Слайд 25История развития системных представлений в области управления сложными системами (слайд
6)
Современный "прорыв в незнаемое" в исследовании систем совершен бельгийской школой
во главе с И. Пригожиным. Развивая термодинамику неравновесных физических систем (за результаты этих исследований Пригожин был удостоен Нобелевской премии 1977г.), он вскоре понял, что обнаруженные им закономерности относятся к системам любой природы. Пригожин предложил новую, оригинальную теорию системодинамики. Отметим, что наибольший интерес и внимание привлекли те ее моменты, которые раскрывают механизм самоорганизации систем.
Слайд 26Вывод по истории развития системных представлений
Наращивание системности знаний — естественный
процесс, происходящий во всех областях человеческой деятельности стихийно (как результат
обратной связи через практику, как форма развития}. Осознание же системности нашего познания и окружающего мира — это более высокий уровень системности знаний, и оно происходит труднее, медленнее, с отставанием, задержками, свойственными процессам блуждания и поиска. Это не бесцельное, хаотическое блуждание, а процесс поиска истины, в котором возможны задержки и ошибки, но его содержание и смысл не в них, а в продвижении к истине.
Слайд 27Системные представления
Системность как всеобщее свойство материи
СИСТЕМНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СИСТЕМНОСТЬ
СРЕДЫ,
ОКРУЖАЮЩЕЙ ЧЕЛОВЕКА
Целенаправленность
деятельности;
Алгоритмичность
деятельности;
Системность
результатов
деятельности
(техники и
материальной
культуры);
Анализ и
синтез;
Диалектика
как метод;
Системность
результатов
познания
(моделей и
духовной
культуры)
Естественная
системность природы;
Системность
человеческого общества;
Системность
взаимодействия
человека со средой
(возникновение
проблем при
рассогласовании)
Стихийное и сознательное повышение
системности как форма развития
Общая тенденция и зигзаги истории
развития системных представлений