Слайд 1Свадебные обряды крымских цыган
Работу выполнила:
Мустафаева
Гульвер Руслановна,
ученица 9 класса МБОУ «Краснофлотская
средняя школа» Советского района
Научный руководитель:
Рябова Маргарита Фахриевна,
учитель истории МБОУ «Краснофлотская
средняя школа» Советского района;
Слайд 2Объектом исследования в данной работе является свадебная обрядность крымских цыган
в конце XIX - начале XXІ вв. Методы исследования, которые
использовались при написании данной работы: изучение научной литературы о свадебных обрядах цыган в прошлом и настоящем, беседы о современных свадебных традициях с односельчанками цыганской национальности и анализ полученной информации.
Актуальность этой проблемы заключается в том, что цыгане не любят делиться внутрисемейными традициями и особенностями национальных обрядов, понимая, что для многих они кажутся дикими и несовременными. Изучение и сохранение информации о традициях народов - важная задача этнологии.
Слайд 3МЕСТО ЦЫГАН В КРЫМСКОМ СООБЩЕСТВЕ
Не одну сотню лет цыгане живут
рассеянными по всему миру, в том числе и в Крыму.
Точную дату появления на полуострове цыган определить сложно. Крымские цыгане делятся по своими антропологическими типами на две группы. Первая группа - "Рома", вторая - "Гурбет". Крымские цыгане "рома" имели также два других самоназвания, а именно "кырымитика рома "и" татаритика рома ". В настоящее время распространено самоназвание "Крым".
Татары называли всех цыган «чингене».
Слайд 4Поскольку в среде крымских татар играть музыку ради заработка, считалось
делом недостойным, то у татар отсутствовали собственные музыкальные оркестры –
все свадьбы, праздники и увеселения обслуживали крымские цыгане.
Слайд 5Выступали небольшими, исключительно мужскими, группами музыкантов, иногда с танцорами. Пели
цыгане на крымскотатарском языке, музыку приспосабливали к татарским вкусам.
Считается, что именно от музыки крымских цыган произошла современная крымскотатарская музыка.
Слайд 6
Крымские цыгане – мусульмане. Они, как правило, не являются ортодоксальными
мусульманами, но Коран почитают и стараются придерживаться правил, указанных в
этой священной книге.
Слайд 7
Во время Второй мировой войны немецкие власти подвергли геноциду цыганское
население Крыма. Очевидцы рассказывают, что благодаря помощи крымских татар многие
из них смогли избежать истребления. Но с приходом советской армии и последовавшей затем депортации крымских народов, цыганам пришлось разделить судьбу своих спасителей.
Многие цыгане так и остались по паспорту татарами, ассимилировались среди крымскотатарского народа.
Слайд 8 Обряд сватовства
Прелюдия любой свадьбы – это сватовство. Обряд сватовства
происходит следующим образом. Родители жениха приходят в дом невесты в
заранее оговоренный день. Родители невесты накрывают праздничный стол.
Слайд 9
Выкуп невесты
Среди крымских цыган существует институт калыма, т.е. выкупа невесты.
Размеры выкупа определял во время сватовства отец невесты, руководствуясь степенью
зажиточности семьи жениха.
Сегодня сумма калыма велика, но она, как правило, фиктивная, поскольку отец невесты тайком позже (иногда на второй день после свадьбы) возвращает часть денег или весь выкуп
Слайд 10После завершения обряда сватовства каждый из присутствующих отламывает по куску
свадебного пирога. По поверью, тот, кто сумел это сделать, счастливо
женит своих детей.
Слайд 11Обряд воровства невесты
У всех групп цыган была распространена и такая
форма вступления в брак, как кража невесты. Крымы редко совершают похищение
невест, однако такие случаи бывают. Поэтому девушки-невесты в цыганских семьях находятся под пристальным присмотром родителей.
Мою одноклассницу, очень красивую голубоглазую цыганку, оберегали особенно тщательно, так как родителям по цыганскому радио передали о планах некоторых молодых людей о ее похищении. И вот теперь она – невеста.
Слайд 12Свадьба
Свадьба – это одно из самых пышных торжеств, на котором
присутствует огромное число гостей. Песни и танцы на цыганской свадьбе
практически не прекращаются. Крымские цыгане считаются лучшими танцорами среди цыган. Танцевать выходят целыми семьями, танцуют все — от мала, до велика.
Слайд 13Свадьба
Близкие родственники начинают одаривать молодых — как правило, это
деньги или драгоценности. Дары, полученные после совершения свадебного обряда, —
солидный вклад в бюджет молодой семейной пары.
Слайд 14
После свадьбы
После свадьбы молодые некоторое время обязательно жили вместе с
родителями мужа. Время совместного проживания зависело от материального достатка семьи,
а, главным образом, от желания родителей. Чтобы отделить молодую семью необходимо купить лошадь, повозку, палатку, а сегодня дом, машину и мебель. Когда всё это становилось возможным, отец отделял сына
Слайд 15Только после рождения первого ребёнка, особенно, если это был мальчик,
молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа. И сегодня цыганские
семьи – многодетны. У Сейдаметовой Патрины – 10 детей, Суиновой Эльмиры – 6 детей, Суиновой Полины – 4 детей, Суиновой Марины – 6 детей, Чурик Яны – 6 детей. Цыганские дети веселые и жизнерадостные, правда не все любят учебу.
Слайд 16
ВЫВОДЫ
Несмотря на пережитые трагедии, крымский цыганский этнос сохраняет национальные традиции,
в том числе и свадебные.
Возможно, многим они кажутся странными, неправильными,
особенно, такой как ранние браки. Проведенное исследование помогло мне понять причины и истоки этих традиций.
Я узнала, что складывались эти обычаи на протяжении сотен лет, а может и тысячелетий и мы должны относиться к этому с пониманием.
Цыгане имеют право на свою самобытную национальную культуру, и очень жаль, что сейчас происходит ее постепенная утрата. Причины этого процесса среди крымских цыган разные, но моя работа является попыткой зафиксировать некоторые свадебные обычаи крымских цыган.