Слайд 1Сведения, необходимые для расчета
курсовой работы
по дисциплине
«Мониторинг экономической деятельности
пищевых
предприятий»
Материалы управленческого учета и отчетности предприятия:
- сметы общепроизводственных и общехозяйственных
расходов;
- калькуляции себестоимости продукции, предусмотренной в проекте;
- калькуляции себестоимости продукции, выбираемой в качестве аналога (если в проекте предлагается новая рецептура);
Слайд 2- оптовые и отпускные цены на готовую продукцию;
- численность работников
по категориям персонала;
- стоимость газа, теплоэнергии, электроэнергии, воды;
- технические нормы
производительности ведущего оборудования;
- режим работы предприятия;
- стоимость устанавливаемого технологического оборудования.
Слайд 3 Если тема курсовой работы не связана с
предприятием, на котором студент проходил практику, можно использовать отраслевые научные
разработки Всероссийского научно-исследовательского института пищевой промышленности, кафедры технологии зерновых, хлебных пищевкусовых и субтропических продуктов Куб ГТУ и другие источники, делая на них соответствующую ссылку в курсовой работе.
Слайд 4 Экономические расчеты оформляются в таблицах,
которые озаглавливаются и нумеруются в соответствии с общими требованиями по
оформлению таблиц.
Каждая расчетная таблица должна сопровождаться пояснениями и анализом экономических показателей.
Не допускается размещение подряд двух и более таблиц без соответствующих комментариев к ним.
Слайд 5Курсовая работа содержит следующие структурные элементы:
- титульный лист;
- задание на
проектирование;
- реферат (объем ПЗ, количество таблиц, рисунков, перечень приложений, краткая
характеристика и результаты работы);
- содержание;
Слайд 6- нормативные ссылки;
- термины и определения;
- сокращения;
- введение (обзор
существующих технических решений и экономическое обоснование выбора и актуальности принятых
решений);
Слайд 7- оценка общей ситуации в отрасли, (маркетинговое исследование ситуации в
отрасли);
- краткое описание технологии процесса (продукта), научной работы;
- основная часть
(экономические расчеты);
- заключение (основные результаты работы, включая предложения по их реализации);
- список использованных источников;
- приложения:
- Приложение 1 Бизнес-план проектируемого предприятия.
Слайд 8Введение
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, четко определяется цель работы,
формируются задачи исследования, указывается объект исследования, а также дается ссылка
на ведущие разработки по теме данного исследования.
Слайд 9Оценка общей ситуации в отрасли и на рынке
В данном разделе
необходимо отразить следующие вопросы:
- перспективы и тенденции в отрасли и
экономике в целом.
- указать потребителей продукции и комплекса услуг;
- определить возможный потенциал роста для намеченного рынка;
- возможности роста бизнеса;
- название появившихся новых продуктов, разработок, услуг.
Слайд 10Описание технологии процесса (продукта), научной работы
В курсовой работе необходимо
представить краткое описание технологического процесса производства, научной разработки. Следует
отразить, чем предлагаемая технология (рецептура, разработка) отличаются от уже существующих в отечественной промышленности. Обосновать народно-хозяйственную значимость проекта и необходимость инвестиций в него.
Слайд 11 Основная часть
Расчет производственной мощности и производственной программы
Производственная программа предприятия содержит планируемые объемы производства в натуральном
и стоимостном выражении. Основанием для формирования производственной программы является перспективный план выпуска продукции, разрабатываемый по результатам изучения конъюнктуры рынка и сбыта изделий в соответствии с профилем предприятия, его подразделений и их развитием.
Слайд 12Гарантированность выполнения производственной программы обеспечивается ее всесторонним обоснованием, прежде всего
по трем основным направлениям:
1) наличием производственных мощностей, необходимых для обеспечения
предусмотренного объема производства;
2) наличием материальных ресурсов, полностью отвечающих потребностям производства;
3) наличием квалифицированных специалистов всех уровней.
Слайд 133 Расчет экономической эффективности проекта
3.1 Расчет капитальных и текущих затрат
Примерная
структура капитальных вложений, в осуществление инвестиционного проекта. В зависимости от
объемов переработки сырья по технологическому проекту рассчитывается итоговая сумма капитальных вложений, принимаемая за 100%.
Слайд 14Пример.
Т а б л и ц а 1 –
Сумма капитальных вложений в проект
Слайд 15В таблице 2 проводится расчет суммы амортизационных отчислений на восстановление
объектов основных средств (укрупнено по группам основных средств). Данные о
первоначальной стоимости объектов (сумме капвложений)берутся из таблицы 1
Т а б л и ц а 2 – Расчет годовой суммы амортизации объектов основных
средств
Слайд 16 Производственная мощность предприятия – это максимально возможный
выпуск продукции или максимально возможный объем переработки сырья в единицу
времени при наиболее эффективном использовании производственных фондов, применении прогрессивной технологии и передовых методов организации производства.
Слайд 17Производственная мощность рассчитывается по формуле:
ПМ
год. = N •К • F, (1)
где N – техническая норма производительности оборудования, т/сут.;
К – количество единиц ведущего оборудования (технологических линий);
F – максимально возможный фонд рабочего времени, дни.
Слайд 18Фонд рабочего времени рассчитывается на основании следующих данных:
F
= КФ – ТР – КР – выходные, (2)
где КФ – календарный фонд, равный 365 дням;
ТР – продолжительность текущего ремонта в течение года, например, 2 дня в месяц или 22 дня в году (2 дня х 11 рабочих месяцев);
КР – продолжительность капитального ремонта оборудования. Определяется службой главного инженера (технического директора), например, 28 дней.
Слайд 19Производственная программа – это выпуск готовой продукции в соответствии с
планом продаж на год, квартал или месяц с указанием среднесуточной
выработки.
Годовая производственная программа рассчитывается по формуле:
ПП год = Fпл. • А , (3)
где Fпл. – плановый фонд рабочего
времени, дни;
А – среднесуточная выработка
продукции.
Слайд 20 В рыночных условиях производственная программа предприятия рассчитывается
исходя из реального объема продаж продукции, который предоставляется отделом продаж,
маркетинговым отделом, коммерческой службой предприятия.
Сравнительная окупаемость,
месяцев
Слайд 21План продаж формируется на основании изучения рыночного спроса и возможностей
удовлетворения спроса на данный вид товара не только конкретным предприятием,
но также и другими поставщиками, торгующими аналогичным товаром или услугами.
Слайд 22После расчета производственной программы следует определить коэффициент использования мощности
предприятия по формуле
Кпм = ПП : ПМ. (4)
Чем выше значение коэффициента
использования производственной мощности предприятия, тем более эффективна его деятельность. Коэффициент использования мощности оборудования предприятия
не может быть выше 1,0.
Слайд 23Организация производства и труда
Организация производственного процесса на предприятии, в цехе,
на участке базируется на рациональном сочетании во времени и в
пространстве всех основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Это позволяет выпускать продукцию при минимальных затратах живого и овеществленного труда..
Слайд 24При проектировании производственного процесса или производственной системы следует исходить из
рационального использования принципов дифференциации, специализации, пропорциональности, непрерывности, ритмичности, автоматичности, гибкости,
оптимальности, профилактики и электронизации, стандартизации и др.
Слайд 25Расчет потребности в материальных ресурсах
Расчет потребности в материальных ресурсах, необходимых
для выполнения производственной программы предприятия, осуществляется на основании норм расхода
сырья, основных и вспомогательных материалов, отраженных в техническом (технологическом) проекте.
Слайд 26К сырью относят продукты сельскохозяйственного производства (зерновые культуры) и т.п.
Основные материалы – это добавки к сырью, формирующие отличительные функциональные
свойства будущего продукта (соль, сахар и т.п.).
Вспомогательные материалы – это тара, упаковка (короба, скотч, кульки, мешки и т.п.), а также материалы, расходуемые на чистку, дезинфекцию оборудования.
Слайд 27Затраты по сырью включают стоимость зерна (без НДС), расходуемого на
выработку продукции, а также стоимость расходов по его доставке на
предприятие.
В расчет стоимости сырья на комбикормовых заводах включают его покупную стоимость без НДС.
Расчет материальных затрат осуществляется на единицу продукции. Калькуляционной единицей для обоснования технологического проекта является 1 тонна, а для научной работы – 1кг изделия.
Слайд 28Удельная (на 1т) норма расхода материальных ресурсов определяется по рецептуре
продукции или по материальному балансу, рассчитанному в технологическом проекте,
с учетом отходов и потерь в производстве.
При определении норм расхода, отходов и потерь сырья, материалов следует пользоваться нормативной документацией выпускающей кафедры КубГТУ.
Слайд 29При расчете затрат на воду для мукомольных и крупяных предприятий
учитывают расход воды на технологические нужды в объеме
2,04 м3
на 1 тонну зерна.
Для комбикормового завода
– 1,1м3 на 1т комбикормов.
Слайд 30Затраты на электроэнергию рассчитываются по одноставочным тарифам. Нормы расхода электроэнергии
можно брать по данным предприятия. Если такой информации нет, то
для мукомольных и крупяных заводов расход электроэнергии принимают в размере 60 квтч, а для комбикормовых заводов – 30 квтч на 1тонну готовой продукции.
Слайд 31Нормы расхода условного топлива на 1т продукции принимаются на следующем
уровне: для мукомольных и крупяных заводов расход топлива составляет 30
кг, а для комбикормовых заводов – 15 кг. Коэффициенты перевода условного топлива в натуральное составляет: газ – 1,14; дизтопливо – 1,45: мазут – 1,37.
Пример расчет затрат материальных ресурсов по основным видам продукции осуществляется в таблице 1.
Слайд 32Таблица 1 – Расчет материальных затрат на производство готовой продукции
Слайд 34Расчет численности персонала и фонда оплаты труда
Штатное расписание персонала действующего
предприятия (цеха)
составляется сотрудниками отдела труда и заработной платы (службы по
управлению персоналом) предприятия.
Штатное расписание персонала проектируемого предприятия допускается запланировать исходя из следующего расчета:
а) высшее звено управления (руководители) – 4-8 чел.;
б) среднее звено (ИТР, специалисты) – 8-20 чел.;
в) нижнее звено (рабочие) –20-40 чел.
Слайд 35В штатном расписании следует выделить управленческий персонал цеха, основных технологических
рабочих и прочий производственный (цеховый) персонал. В таблице представлен
пример составления штатного расписания персонала цеха (завода).
Слайд 36Из таблицы 3 выделяют сумму заработной платы основных производственных рабочих
за год (графа 7). В нашем примере она составляет 3
924 тыс. руб. Для определения суммы единого социального налога сумма заработной платы рабочих умножается на ставку налога в процентах и делится на сто процентов. Суммы зарплаты производственного персонала и единого социального налога далее будут включены нами в отдельные статьи затрат на производство продукции. С 2011г ставка начислений на фонд оплаты труда составляет 34%. Страховой тариф для предприятий отрасли 0,6%. Суммарная ставка начислений 34,6% к сумме фонда оплаты труда персонала.
Слайд 37Расчет расходов по обслуживанию и управлению
производством
В состав расходов по обслуживанию и управлению
производством включают общехозяйственные, общепроизводственные (управленческие) и коммерческие (сбытовые) расходы организации.
Смета общепроизводственных расходов включает все затраты по обслуживанию основного производства. Общепроизводственные расходы также называют условно-постоянными, так на их величину мало влияют изменения в натуральных объемах производства основного вида продукции.
Слайд 38При составлении сметы общепроизводственных расходов можно воспользоваться фактическими данными действующего
предприятия (планово-экономический отдел действующего предприятия) за отдельно взятый
месяц. В курсовой работе разрешается рассчитать годовую сумму расходов путем умножения расходов за отдельно взятый месяц на 12 месяцев (таблица 4).
Слайд 39Таблица 4 – Расчет суммы общепроизводственных расходов
Слайд 40Сумма общехозяйственных расходов включает административно - управленческие расходы предприятия. Общехозяйственные
расходы не рассчитываются, если оценивается экономическая эффективность научной работы.
Слайд 41Примерный перечень статей расходов приведен в таблице 5. При составлении
сметы общехозяйственных расходов можно воспользоваться фактическими данными действующего предприятия (планово-экономический
отдел, бухгалтерия) за отдельно взятый месяц.
Слайд 42Таблица 5 – Расчет суммы общехозяйственных расходов
Слайд 44Сумму коммерческих расходов организации можно запланировать в пределах 8 –
10% от суммы общехозяйственных расходов.
Если технологическим проектом предусмотрено
производство нескольких видов продукции, то необходимо между ними распределить общепроизводственные, общехозяйственные и коммерческие расходы.
Слайд 45Например, при производстве муки первого сорта условно-постоянные расходы (общепроизводственные, общехозяйственные
и коммерческие) распределяются, как правило, на 1 вид выпускаемой продукции
– муку 1 сорта . Чтобы определить величину затрат в расчете на 1т муки, достаточно разделить годовую сумму условно-постоянных на годовую выработку муки.
Слайд 46Распределение косвенных затрат при производстве нескольких видов продукции осуществляется в
соответствии с финансовой базой, принятой учетной политикой организации. Так, в
соответствии с законодательством РФ финансовой базой может быть выручка, прямые (материальные) затраты или заработная плата основных технологических рабочих. На предприятиях, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, в качестве финансовой базы выбирается наиболее емкий финансовый показатель.
Слайд 47Мукомольное, крупяное и комбикормовое производства достаточно материалоемкие, так как доля
материальных затрат в себестоимости готовой продукции достигает 70% и более,
поэтому целесообразно в качестве финансовой базы выбирать материальные (прямые) затраты. Выручку не рекомендуется брать, так как в этом случае не всегда имеется база для распределения затрат (продукция, произведенная в одном месяце, может не производиться, но быть реализованной в следующем месяце и т.п.).