Слайд 2Театр
ТЕАТР (от греч. theatron – места для зрелища, зрелище), основной род
зрелищного искусства.
Слайд 3Термин
1. Театром называют здания, специально построенные или приспособленные для показа
спектаклей («Театр уж полон, ложи блещут» А.С.Пушкин).
2. Учреждение, предприятие, занимающееся
показом спектаклей, а также весь коллектив его сотрудников, обеспечивающих прокат театральных представлений (Театр Моссовета; гастроли Театра на Таганке и т.п.).
3. Совокупность драматургических или сценических произведений, структурированных по тому или иному принципу (театр Чехова, театр эпохи Возрождения, японский театр, театр Марка Захарова и т.д.).
Слайд 4Особенности
Театральное искусство обладает специфическими особенностями, делающими его произведения уникальными, не
имеющими аналогов в других родах и видах искусства.
Слайд 5Прежде всего, это синтетическая природа театра. Его произведения с легкостью
включают в себя практически все иные искусства: литературу, музыку, изобразительное
искусство (живопись, скульптуру, графику и т.д.), вокал, хореографию и др.; а также используют многочисленные достижения самых разнообразных наук и областей техники.
Слайд 6Следующая видовая особенность театрального искусства: коллективность творческого процесса. Речь идет
не только о совместном творчестве многочисленного коллектива театра (от актерского
состава спектакля до представителей технических цехов, чья слаженная работа во многом определяет «чистоту» спектакля). В любом произведении театрального искусства есть еще один полноправный и важнейший соавтор – зритель.
Слайд 7Еще одна особенность театрального искусства – его сиюминутность: каждый спектакль
существует только в момент его воспроизведения. Эта особенность присуща всем
видам исполнительского искусства. Однако здесь есть свои особенности.
Слайд 8Виды
театра подразделяется на виды театрального искусства: драматический театр, оперный, балетный,
театр пантомимы и т.д.
Слайд 9История
Истоки театрального искусства лежат в первобытных языческих ритуалах и обрядах,
связанных с коренными моментами жизни тогдашнего общества. Персонификация явлений природы
в том или ином божестве обусловливала необходимость своеобразного диалога с богами – в обрядах и ритуалах разыгрывались (т.е. подавались в театральной форме) ключевые моменты, жизненно важные события.
Слайд 10Возникало первое осознание необходимой профессионализации будущего театра: чем искуснее ведется
диалог с богами, тем вероятнее достижение их благосклонности. Т.о., первыми
профессионалами архаичных театрализованных форм были жрецы и шаманы; позже – плакальщики, певцы, танцоры, прославлявшие древних богов – Диониса, Сатурна, Осириса.
Слайд 11АНТИЧНОСТЬ.
Если в Древней Греции театр считался государственным делом (и соответственно драматурги и
актеры были уважаемыми гражданами и могли занимать высокие общественные должности),
то во времена Римской Империи общественный статус театрального искусства сильно понизился. Представления устраивались все чаще, но основной упор в них переносился на зрелищность. Театральные представления заменялись получившими огромное распространение гладиаторскими боями, проходившими в Колизее и других театральных зданиях.
Слайд 12СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР.
Однако времена римской империи были не самыми печальными в
мировой истории театра. Во времена становления христианства молодая религия боролась
с пережитками язычества и его ритуалов, несомненно, прослеживавшихся в театральном искусстве. Актеры окончательно превратились в изгоев общества и подвергались жестоким преследованиям.
Слайд 13ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Именно в эпоху Возрождения произошло большинство революционных преобразований
в театральном деле; позже, вплоть до новейшего времени, история театра
шла уже по поступательной линии – дальнейшего совершенствования, но не принципиальной перестройки.
Слайд 14СОВРЕМЕННый ТЕАТР
Коренные преобразования театра в 19 в. в определенном смысле
обусловила научно-техническая революция, и в частности, появление кинематографа. И видимо, не
случайно в это время появилась новая театральная профессия, ставшая сегодня в театре основной, – профессия режиссера. Если театр всех прошлых веков с полным основанием можно назвать актерским театром, то с началом 20 в. наступила новая эпоха – театра режиссерского. Возникает принципиально новая концепция театрального искусства: простая «техническая» организация театрального зрелища в рамках любой из театральных традиций отнюдь не исчерпывает возможностей эмоционального воздействия на зрителей. Недостаточно профессионального исполнения каждого отдельного компонента спектакля (актерские работы, сценическое оформление, шумовые или световые эффекты и т.д.), необходимо их органичное сочетание, слияние в единое целое.
Слайд 15ТЕАТР ВОСТОКА.
Для традиционного театра Востока преемственность обрядово-ритуальных действ свойственна в
наибольшей степени. Только там до сего дня бережно сохраняются многочисленные
формы архаичных традиционных театров – драматического, кукольного, музыкального; причем сохраняются не как застывшие музейные экспонаты, а как живое художественное течение, имеющее своих многочисленных поклонников.