Слайд 1Техническая эксплуатация автомобилей
ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ
В ОСОБЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
И ПРИРОДНО-КЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Лекция 15
Кафедра сервиса и технической эксплуатации автомобилей
Герасименко Виктор Яковлевич
Слайд 2ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АВТОМОБИЛЕЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
Для повышения эффективности
транспортного процесса и технической эксплуатации автомобилей в особых условиях используют
автомобили в специальном исполнении (северном, горном и т.д.); корректирование нормативов технической эксплуатации автомобиля; средства и способы, облегчающие пуск двигателя автомобиля.
Следует использовать специальные топлива и смазочные масла, тормозную и другие жидкости, рассчитанные на применение при низких и высоких температурах. Автомобили в северном исполнении должны иметь также технические средства, облегчающие проходимость.
Слайд 3ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Рассматривая повышенные пусковые износы, следует
отметить, что существенная их доля приходится не только на период
пуска, но и на послепусковой прогрев. В период пуска на сопрягаемых поверхностях деталей двигателя имеется холодная, достаточно прочная остаточная пленка масла. После нескольких секунд работы двигателя эта пленка разогревается и под одновременным воздействием температуры, механических нагрузок и химически агрессивной среды начинает разрушаться, а новые порции масла поступают в недостаточном количестве, что увеличивает интенсивность изнашивания
Слайд 4ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Затем, по мере прогрева двигателя
и масла, темп изнашивания снижается. Износы за период пуска и
послепускового прогрева, например, дизельного двигателя грузового автомобиля составляют около 7% в общем износе двигателя за время его эксплуатации. При температуре окружающего воздуха -15 +-30°С холодный пуск и работа двигателя в период прогрева дают износ, эквивалентный получаемому при 18-26 км пробега.
Пусковой износ может увеличиваться в 8-12 раз при нарушении режимов послепускового прогрева: раннее форсирование числа оборотов коленчатого вала, длительная работа на малых оборотах холостого хода.
Слайд 5ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
При холодных пусках двигателя происходит
интенсивное накопление конденсатов бензина и воды в моторном масле, что
существенно увеличивает износ цилиндров и поршневых колец. Источником образовавшегося конденсата является окружающий воздух и продукты горения углеводородного топлива. Поэтому количество конденсата воды определяется начальной температурой и режимом прогрева двигателя, в меньшей степени - влажностью воздуха. Этот конденсат испаряется из масла медленно, особенно зимой, когда температурный режим двигателя понижен.
Слайд 6ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Средняя нагрузка на двигатель при
понижении температуры от 0 до -40 °С может увеличиться на
25% и более в результате возрастания сопротивления качению шин, потерь в трансмиссии и некоторого роста аэродинамического сопротивления воздуха, которое существенно при повышенных скоростях движения автомобиля.
Слайд 7ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Минимальной пусковой частотой вращения коленчатого
вала двигателя принято называть частоту, при которой обеспечивается пуск двигателя
за две попытки продолжительностью каждая 10 с для карбюраторных и 15 с для дизельных двигателей и интервале между попытками не более 1 мин.
Минимальная пусковая частота зависит от конструкции и технического состояния двигателя, баланса положительных и отрицательных потоков энергии при цикле движения и температуры окружающего воздуха
Слайд 8ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ ПРИ НИЗКИХ ТЕМПЕРАТУРАХ
Одновременно с падением напряжения U
при низких температурах понижается и емкость аккумуляторной батареи. В среднем
при понижении температуры электролита на 1 °С емкость АКБ снижается на 1,0-1,5%. При температурах электролита ниже -30 °С батарея не принимает заряд и фактически эксплуатируется разряженной до 50-60% номинальной емкости.
Слайд 9СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Продолжительность остывания двигателя до допустимых пределов при утеплении чехлами
и скорости ветра 1-5 м/с колеблется от 8 ч при 0 °С до 0,5 ч при -30 °С. Этот способ применяется при остановках автомобилей в пути или при его кратковременных стоянках в условиях умеренно низких температур. Применение чехлов при подводе тепла к агрегатам от внешнего источника уменьшает расход тепла на 40-50%.
Слайд 10СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Кроме того, для сохранения тепла применяются системы аккумулирования К
достоинствам аккумуляторов тепла можно отнести их полную независимость от каких-либо источников энергии. К недостаткам - возникающие проблемы их установки, особенно на современный легковой автомобиль, из-за плотности компоновки агрегатов и узлов в подкапотном пространстве. Кроме того, использование таких систем не позволяет сохранить тепло агрегатов трансмиссии, осуществить интенсивный разогрев масла в поддоне картера двигателя.
Слайд 11СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Степень подогрева (разогрева) двигателя оценивают по температуре охлаждающей жидкости
в рубашке охлаждения блока цилиндров. Учитывая, что при длительном подогреве разница в температурах рубашки охлаждения и наиболее холодных частей двигателя (подшипников коленчатого вала) меньше, чем при разогреве, температура в головке цилиндров должна быть при подогреве 40-60 °С, а при разогреве 80-90 °С.
Слайд 12Рис 22.8. Схема устройства подогрева двигателей горячей водой или паром
1
- вентили; 2 - теплотрасса; 3 - конденсатопронод; 4 -
шкаф; 5 - шланг пароотводной трубки; 6 -нагнетательный трубопровод; 7 - обратный клапан; 8 - инжектор: 9 - маховичок регулировочной иглы инжектора; 10 - всасывающий трубопровод; // - шланг теплотрассы
Слайд 13Рис 22.9. Схема электроподогрева ОН-338 двигателей автомобилей КамАЗ
/ - аппаратный
шкаф; 2 - радиатор системы охлаждения двигателя: 3- водяной насос;
4 - контур циркуляции системы охлаждения двигателя;5 -дополнительный кронштейн крепления теплообменника к двигателю; 6 - теплообменник; 7 - соединительная коробка со штепсельным разъемом; 8 - гибкий провод заземления; 9 - соединительный кабель
Слайд 14СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Различают пять видов тепловой подготовки:
стационарный предпусковой разогрев с подачей
газа автомагистральной сети;
стационарный предпусковой разогрев с использованием группы баллонов;
газоподогрев с использованием передвижной установки с баллоном для
сжиженного газа;
газоподогрев с использованием остатков природного газа из баллонов
передвижного газозаправщика;
индивидуальный газоподогрев с использованием сжатого природного газа от
системы питания газобаллонного автомобиля.
Слайд 15СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Индивидуальные предпусковые подогреватели и отопители электрические и топливные (воздушные
и жидкостные) нашли широкое применение в практике технической эксплуатации автомобилей.
К первой группе относятся изделия, у которых основным элементом является электронагреватель закрытого типа, внутри которого смонтирована спираль накаливания.
Слайд 17Принципиальная структурная схема модульной системы предпускового электроподогрева легковых автомобилей
1 -
блок управления; 2 - замок зажигания; 3 - электрообогреватель салона;
4 - розетка обогревателя салона; 5 - предохранитель; б- зарядное устройство; 7- аккумуляторная батарея; 8 - удлинительный бронированный кабель; 9 - нагревательный элемент системы охлаждения двигателя; 10 - штекерные разъемы; 11 - розетка; 12 - вилка для подключения к сети 220 В; 13 - датчик контроля температуры за бортом
Слайд 18СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Время прогрева двигателя зависит от температуры окружающего воздуха. Как
показала практика, примерно через 3 ч после подключения подогревателя к сети переменного тока 220 В температура системы охлаждения двигателя в среднем на 50 °С превышает температуру окружающего воздуха. После достижения теплового равновесия температура двигателя не поднимается, а тепловая энергия рассеивается в воздухе. Подогреватель двигателя может находиться в подключенном состоянии очень долго, не вызывая опасения, что сам подогреватель или двигатель повредятся от перегрева..
Слайд 19СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПУСК ПРИ БЕЗГАРАЖНОМ ХРАНЕНИИ АВТОМОБИЛЕЙ В
ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
Преимуществами индивидуальных подогревателей являются разогрев двигателей в любых условиях
независимо от источника энергии и возможность использования в качестве охлаждающей жидкости антифриза. Кроме того, практика показывает, что при использовании предпускового подогревателя двигателя на легковых автомобилях расход топлива сокращается на 0,1-0,5 л в расчете на один пуск. За зимний сезон эксплуатации владельцу легкового автомобиля приходится в среднем осуществить 300-500 пусков двигателя, следовательно, за это время можно сэкономить от 30 до 150 л топлива.
Слайд 20Организационно-технические мероприятия зимней эксплуатации
тщательным и своевременным выполнением ТО при
проведении сезонного обслуживания, особенно по системам питания, зажигания, охлаждения и
смазки
применением соответствующих сезону топлив, масел, эксплуатационных жидкостей и шин;
использованием депрессорных присадок к топливу и маслам, облегчающих пуск;
применением пусковых жидкостей.
Слайд 21Средства облегчения пуска дизеля
Самые эффективные средства облегчения пуска дизеля —
нагреватели (системы “термостарт”). Ими могут быть электрофакельная система подогрева охлаждающей
жидкости и масла (ей снабжены современные отечественные грузовики — система эффективна, но относительно сложна, дорога и громоздка), электрофакельный подогрев воздуха на впуске (несколько проще, поэтому при меняется на некоторых иностранных легковых автомобилях), электронагреватели воздуха на впуске или масла в картере (наиболее просты, но менее эффективны требуют больших ресурсов аккумулятора или внешнего источника).
Слайд 22Контрольные вопросы
1. Требование к технической эксплуатации автомобилей в особых природно-климатических
условиях.
2. Основные факторы отрицательного воздействия на автомобиль.
3. Виды износа узлов
и агрегатов автомобилей в особых природно-климатических условиях.
4. Способы и средства, облегчающие пуск автомобилей в зимних условиях.