Слайд 1Техника безопасности на производстве
Подготовила:
Ладванова О. Н.
библиотекарь ЛТБ ст. Оренбург
Тел.: 5-27-71
Слайд 2 Охрана труда на железнодорожном транспорте выстраивается из комплекса
задач, которые реализуются за счет мероприятий и отдельных инструментов на
местах. В случае транспортной отрасли задачи строятся от глобальных к реальным и приближенным к рабочим местам.
Задачи охраны труда
Глобальные задачи:
улучшение общих условий труда по средствам эволюции технического оснащения, рабочего процесса;
нулевая смертность и снижение уровня травматизма на рабочих местах. В этом пункте основное место занимает замена человеческого труда в опасных зонах и участках на роботов и автоматизацию процессов;
мотивация к безопасному поведению и к культуре безопасности одна из главных тенденций в России и в мире;
обеспечение средствами индивидуальной защиты, которые обязаны эффективно защищать здоровье работника от всех опасностей;
снижение уровня заболеваний работников и реабилитация в санаторно-курортных комплексах.
Важно! Благодаря глобальным стратегиям железнодорожные компании могут активно внедрять комплекс мер по улучшению качества трудового процесса.
Слайд 4
Общие требования охраны труда на ЖД транспорте
Железнодорожная сфера включает в себя разные виды работ от начальника
поезда и машиниста до прокладчика путей. Тем не менее, ко всем применяются общий список требований по охране труда.
прохождение медицинского осмотра и психологического освидетельствования. Для некоторых профессий необходимы ежедневные медицинские предрейсовые осмотры;
прохождение инструктажей по гражданской обороне, технике безопасности и противопожарной подготовке на рабочем месте. Инструктаж проводят 1 раз в 3 месяца. За не прохождение инструктажей работодателю грозят серьезные штрафы;
обязательное использование средств индивидуальной защиты во время работы;
работникам нельзя находиться на участке опасных работ без соответствующего разрешения, средств индивидуальной защиты и инструктажа;
прохождение дополнительного профессионального обучения и повышения квалификации согласно требованиям законодательства;
неукоснительное выполнение распорядка рабочего дня и подчинение своему начальнику.
Слайд 6Что требуется от работников
Требования охраны труда для работников на ЖД путях
и станциях:
сотрудникам следует держаться в стороне от рельсов при проходе
– идти по обочине, но не по путям;
работник, оказавшийся между двумя движущимися поездами, должен сесть или прилечь на землю;
переходить рельсы нужно под прямым углом и ни в коем случае не наступать на рельсы;
при движении группой работникам необходимо идти друг за другом максимум по 2 человека в ряду, где бригадир должен контролировать количество человек;
запрещается подлезать под вагонами даже во время неподвижного состояния поезда, необходимо обойти состав;
запрещается переходить путь перед надвигающимся поездом, садиться на пути или оставлять рабочие инструменты на рельсах;
в ночное время суток группа должна двигаться с фонарями и в защитной одежде, которая может быть видна на большом расстоянии;
проходить по мостам и туннелям можно только в том случае, если не видно приближающегося поезда.
Все правила направлены на максимальное удаление работников от локомотивов и составов во время работы. Изменение инструкций может быть только от руководства железнодорожных компаний.
Слайд 7Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам
К опасным грузам классификатор причисляет: легковоспламеняемые, радиоактивные, инфекционные, газовые, взрывчатые,
органические, ядовитые и другие грузы, которые могут причинить вред человеку и экологии. Перевозить опасные грузы можно только соблюдая строгие правила. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам регламентированы нормами Ростехнадзора.
Слайд 8
Правила перевозки опасных грузов
К правилам перевозки опасных грузов ЖД транспортом можно
отнести:
прежде всего любые опасные грузы должны быть задокументированы и оформлены
компанией-заказчиком и перевозчиком согласно законодательству РФ. В документах должно быть разрешение на транспортировку груза, накладная на груз с указанием классификации (номера) опасного груза и полного наименования. Например, «АЦЕТОНА РАСТВОР 45%»;
для некоторых категорий опасных грузов и конструкций группы 2 и 2а необходим сопровождающий от компании отправителя. Ему необходимо знать не только всю информацию о перевозимом, но и все правила перевозки и сопровождения на ЖД транспорте. Отправитель обязан обеспечить проводника и других сотрудников, имеющих отношение к перевозимому грузу, качественными средствами индивидуальной защиты;
если во время транспортирования обнаруживается неисправность перевозимого вагона, его отцепляют от состава и отгоняют на запасной путь для устранения причин неисправностей. В противном случае может произойти ЧС, которая может перейти в экологическую катастрофу;
тара и упаковка опасных грузов должна соответствовать ГОСТам и климатическим условиям. Например, для регионов крайнего Севера существует отдельная маркировка и виды упаковки. Также отправитель обязан вместе с грузом укомплектовать не менее 1% дополнительной упаковки на случай порчи.
Важно! Перевезти опасные грузы можно только в строгом соответствии с правилами, которые регламентируют виды документов, упаковку, возможность сопровождения и охрану окружающей среды.
Слайд 9
Мероприятия по охране труда на ЖД предприятии
Транспортные корпорации используют различные виды
мероприятий в сфере охраны труда и промышленной безопасности.
Главное, с чем предстоит работать в сфере безопасности на транспортном предприятии, – это система управления охраной труда (СУОТ) – комплекс мероприятий, в том числе автоматизация процессов для эффективной работы на железнодорожном транспорте. К мероприятиям СУОТ можно отнести:
планирование мероприятий по охране труда, в том числе техника безопасности на железной дороге для работников;
отслеживание состояния здоровья работников;
мотивацию безопасного поведения;
минимизацию рисков на предприятиях ЖД транспорта.
Слайд 11Мероприятия по ОТ
Одно из главных мероприятий – это
специальная оценка условий труда (СОУТ) каждого рабочего места. Благодаря этой
процедуре будут установлены все опасные производственные факторы, которые влияют на состояние здоровья, а также на уровень травматизма.
Виды опасных производственных факторов на ЖД транспорте:
механические (движущиеся объекты, которые могут травмировать);
физические (шум, вибрация, электромагнитные поля);
химические (воздействие вредных веществ на организм человека).
После определения всех классов вредностей работодатель обязан предоставить средства индивидуальной защиты (СИЗ), которые смогут обезопасить работника во время трудового дня. За неиспользование СИЗ работодателю грозят серьезные штрафы.
Слайд 13
Особенности охраны труда женщин и молодежи
В
соответствии с ТК РФ, гл. 41 введены ограничения занятости женщин:
на
тяжелых работах, особенно в строительстве;
на работах с вредными и опасными факторами производства;
на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию.
Особенности ОТ для женщин и матерей
Особые условия предоставляются беременным женщинам:
снижаются нормы выработки (обслуживания);
перевод на другую работу, ограничивающую воздействие вредных факторов, с сохранением среднего заработка;
до осуществления перевода, женщина освобождается от выполнения обязанностей с сохранением средней заработной платы;
отпуск по БиР исчисляется полностью, не делится и входит в трудовой стаж.
Слайд 14
Обратите внимание! Ряд преимуществ имеют кормящие
матери и матери детей до 3 лет.
Слайд 15
Работа молодежи должна осуществляться с соблюдением следующих условий:
запрещено привлекать
к работе с опасными и вредными факторами, подземным работам;
нельзя
использовать лиц моложе 18 лет при работах, способных причинить вред здоровью и нравственному развитию;
запрещено переносить тяжести выше установленных норм; недопустимо привлечение к работам сверхурочно и в ночное время;
могут быть снижены нормы выработки в соответствии с законодательством;
отпуск предоставляется на 31 день, в удобное время.
Слайд 16
Что должен выполнить работодатель
Культура безопасного поведения – одно из основных
направлений работы службы ОТ в мире и в России. К
мероприятиям относятся мотивация, различные тренинги и мастер-классы для предупреждения травматизма. Главная цель направления – изменить не только отношение к работе, но и к жизни, думая о личной безопасности.
Важно! По статистике, основная причина смертности на локомотивном производстве и работе на жд путях – это личное нарушение техники безопасности.
Слайд 17
Виды контроля по охране труда на ЖД
Все
взаимоотношения в сфере охраны труда регламентирует Министерство труда и социальной
защиты, а также отраслевое Минстерство транспорта. Ведомства часто проводят совместные мероприятия, направленные на стимулирование улучшения условий труда.
Контроль за охраной труда совмещают в себе несколько ведомств – Роструд, Ростехнадзор, ФСС и Роспотребнадзор. Они осуществляют контроль и надзор за объектами в соответствии с установленным законодательством.
Роструд контролирует отношения между работодателем и работниками. Работник может анонимно написать жалобу на работодателя, ведомство будет обязано отреагировать, приехать с проверкой и составить протокол. Ростехнадзор контролирует техническое состояние, промышленную безопасность, в том числе перевозку опасных грузов.
На предприятии безопасность сотрудников контролирует профсоюзная организация, департамент по охране труда и промышленной безопасности, медицинская служба. Руководитель по охране труда имеет личную, административную и уголовную ответственность. Сведения о нарушениях должны поступать лично руководителю предприятия.
Важно! За требованиями безопасности лично следит начальник или руководитель производственной бригады во время рабочего времени. В случае возникновения травмы, ЧП или ЧС начальник звена обязан срочно сообщить о случившемся специалисту по охране труда, руководителю, а также медицинской службе.
Охрана труда на железной дороге – это комплекс работ, мероприятий и личная ответственность каждого сотрудника. От приверженности к безопасности зависит не только здоровье сотрудников, но и безопасность предприятия, окружающей среды и населенных пунктов, находящихся в непосредственной близости к путям.