Слайд 1Технологическая стратегия одной из отраслей российской экономики.
Выполнил(а) магистрант 2
курса гр.14МГЭ
Егорихина М.С.
Слайд 2Что такое технологическая стратегия
Хорошей отправной точкой для понимания технологической стратегии
является утверждение, что стержень фирмы — это то, что она знает и может делать, а не
продукция, которую она производит, или рынки, которые она обслуживает.
Технологическая стратегия базируется на этом знании и этих умениях. Она состоит из политики, планов и способов приобретения знаний и умений, внутрифирменного управления этими знаниями и умениями и их использования для получения прибыли.
Необходимо отличать технологическую стратегию от стратегии НИОКР, представляющей собой приобретение технологии только за счет внутрифирменной деятельности.
Слайд 3Множество факторов делают технологическую стратегию важной для всех фирм, а не
только для фирм высоких технологий.
Во-первых, разработка такой стратегии заставляет фирму
несколько отстраниться от анализа своего нынешнего положения на рынке и тех вещей, которые она продает. Вместо этого, она требует от фирмы анализа технологий разработки и производства продукции, на которых базируется ее деятельность. Необходимо выяснить, насколько полно используется эта технологическая база в целом.
Слайд 4К чему приводит отсутствие технологической стратегии, можно видеть на примере британской
фирмы "Джон Браун". За последние 20 лет она была вынуждена уйти из
двух своих основных сфер деятельности, поскольку ей не удалось сохранить технологическую базу. Сначала, в 60-х, годах она ушла из кораблестроения, а в 1984 году — из станкостроения. Еще более впечатляющими примерами являются такие британские фирмы, как "Бритиш Лейленд" и "Данлоп", которые продали лицензии на свои технологии японским корпорациям, чтобы приобрести более современную технологию от их бывших клиентов, когда их собственная технология устарела.
Фирма сама может легко впасть в заблуждение относительно действительного состояния своей технологии, и нужно иметь мужество, чтобы внимательно и критически ее оценить.
Примером важности привлечения для этого процесса внешних экспертов служит электронно-оптическая фирма "Уорнер-Ламберт" из Питтсбурга (Пенсильвания). Фирма пригласила специалистов фирмы "Буз-Аллен и Гамильтон" для оценки своей технологии, которые обнаружили, что фирме не хватает изощренности в использовании технологии, присущей ее конкурентам, в результате чего она все больше отстает от них. Это было шоком для фирмы, которая считала, что догоняет соперников.
Слайд 5При разработке продолжающейся постоянной технологической стратегии рекомендуют использовать трехзвенную структуру, включающую
приобретение, использование и управление технологией.
Стратегия приобретения технологии
Хорошая стратегия приобретения технологии
требует интеграции различных методов: использование внутрифирменных НИОКР, покупку лицензий, заключение контрактов с другими научно-исследовательскими и проектно-конструктурскими фирмами, а также создание совместных предприятий. Стратегия приобретения учитывает и соответствующую необходимость вследствие устаревания некоторых технологий, используемых фирмой. Это подразумевает знание не только общего жизненного цикла технологии, но и жизненных циклов любых субтехнологий . Слишком часто фирмы теряют свое технологическое лидерство из-за неумения постоянно приобретать новое поколение технологий.
Стратегия использования технологии
Стратегия использования технологии оперирует теми же самыми соображениями, что и стратегия приобретения технологий. Обе эти стратегии часто тесно взаимосвязаны. При заключении контрактов с внешними организациями на производство или маркетинг фирма платит другой стороне за производство или маркетинг продукции, полученной с использованием технологии создания продукта или технологии производства фирмы. В частности, совместное предприятие представляет собой объединение двух или более фирм непосредственно или в виде специально созданной фирмы для производства или маркетинга продукции или для использования производственной технологии.
Слайд 6Стратегия управления технологией
Этот третий элемент технологической стратегии имеет несколько аспектов. Он
охватывает такие виды деятельности, которые вместе позволяют фирме разработать долговременную
стратегию приобретения и использования технологии. Этот элемент главным образом подразумевает организационную деятельность. Небольшое, но постоянно увеличивающееся число фирм имеют специальные технологические подразделения, осуществляющие надзор за взаимосвязью между технологическими вопросами и другими областями. В других фирмах есть подразделения, занимающиеся продажей лицензий и контролем использования технологии вне фирмы. Однако даже в этой относительно простой области управления технологией только небольшое число фирм* пошло дальше продажи лицензий по запросам клиентов. При изучении практики купли-продажи лицензий на технологии в США 66% продавцов и 45% покупателей сообщили, что именно покупатель является инициатором сделки по покупке лицензии. Некоторые фирмы делают первые шаги в преактивном лицензировании, т.е. в активном поиске покупателей на свои лицензии. Но и среди этих фирм есть много таких, которые, наподобие одной американской химической фирмы, объявляют о наличии технологии, а затем "сидят и ждут, когда придут покупатели". Еще меньшее число фирм рассматривает использование технологии как элемент стратегии и объединяет продажу лицензий и использование продукции
Слайд 7Технологическая стратегия представляет собой план инвестиции ключевых ресурсов, к которым
относятся деньги, люди, оборудование и время, чтобы использовать их для
дальнейшего развития технологии, служащей основой продуктов, процессов, вспомогательных систем и услуг, необходимых для осуществления общей стратегии бизнеса. В концепции технологического менеджмента технологическая стратегия и общая стратегия бизнеса должны быть полностью согласованными.
Целью технологической стратегии является конкурентное технологическое преимущество (превосходство), которое подразумевает достижение необходимых потребителю результатов. Самая изощренная в условиях лаборатории технология бесполезна, если она не позволяет предоставить необходимый результат потребителю, или если потребитель не нуждается в этом результате. Равно не имеет перспективы и самая замечательная до настоящего момента технологически ориентированная организация, если она не обладает источниками идей достижения или поддержания технологического превосходства.
Слайд 8Анализ технологической стратегии электронной отрасли
Широкое применение электроники во всех сферах
деятельности человека оказало и продолжает оказывать огромное влияние на развитие
мировой экономики и образ жизни людей во всем мире.
Благодаря электронике появляются новые возможности коммуникации людей. Электроника позволяет обеспечить безопасность человека, повышает качество и доступность образования и здравоохранения, делает жизнь человека красивее и насыщеннее.
Использование электронных информационных технологий в бизнесе сделало возможным развитие транснациональных корпораций и определило развитие глобальной экономики.
Слайд 9Электронные технологии решают задачи энергосбережения а также делают возможным переход
на экологически чистые источники энергии.
Для России развитие электронной отрасли является
особенно важным по следующим причинам:
· Рынок электроники является одним из самых емких и при этом одним из самых быстрорастущих, темп роста рынка электроники и электронной промышленности в 3 — 4 раза опережает средние темпы роста промышленного производства и валового продукта, при этом рынок электроники и электронная промышленность обладают огромным потенциалом дальнейшего развития.
· Основная составляющая стоимости в электронике — интеллект и высококвалифицированный труд, а значит, развитие электронной промышленности непосредственно связано с переходом к экономике знаний и информации.
· Инновационное развитие машиностроения, энергетики и сферы услуг, включая телекоммуникационные услуги, связано с внедрением и использованием современных электронных технологий, а значит модернизация экономики и промышленности страны, снижение зависимости от сырьевых рынков, во многом зависят от развития российской электроники.
Слайд 10 Повышение энергоэффективности промышленности и жилищно-коммунального хозяйства России требует повсеместного
внедрения электронных систем энергосбережения и учета ресурсов причем в кратчайшие
сроки.
· Электронная промышленность оказывает огромное влияние на развитие рынка и индустрии информационных технологий: разработкупрограммного обеспечения, услуг системных интеграторов, операторов связи, интернет-провайдеров и в целом на развитие информационного общества.
· Развитие стратегических, с точки зрения обеспечения государственной безопасности, коммуникационных и навигационных систем, также как и систем вооружений непосредственно зависит от уровня развития электронной промышленности.
Слайд 11Последние 8 лет в России наблюдаются высокие темпы роста электронной
промышленности. Рост этот, однако, обеспечивался в значительной степени за счет
роста рынков, доступ к которым для зарубежных компаний ограничен, а также из-за чрезвычайно низкого стартового уровня. Лишь немногие российские производители электроники конкурентоспособны на мировом рынке. Производительность труда на предприятиях отрасли в среднем в несколько раз ниже, чем в развитых странах мира, также как эффективность использования технологического оборудования.
Для того чтобы Россия смогла войти в число ведущих экономических держав, необходимы последовательные действия со стороны государства, направленные на повышение конкурентоспособности российских компаний и инвестиционной привлекательности российской электронной промышленности.
Слайд 12Стратегия развития электронной отрасли соответствует приоритетам и направлениям развития, заданным
в «Концепции долгосрочногосоциально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» и в
«Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».
Настоящая Стратегия дополняет утвержденные ранее программы государственного финансирования электронной отрасли мерами институционального развития отрасли и мерами экономического стимулирования предприятий. Это повысит эффективность ранее утвержденных программ – Федеральной целевой программы «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на и «Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года», утвержденной В. Б. Христенко в 2007 году.
Слайд 13Принципы Стратегии
Чтобы войти в число стран – ведущих производителей электроники,
развитие электронной отрасли России должно опираться на следующие принципы:
1) Развивать
конкуренцию, как главный стимул и необходимое условие для инновационного развития и повышения производительности труда
Стратегия должна обеспечивать развитие конкуренции российских компаний с зарубежными и развитие конкуренции внутри отрасли. Развитие конкуренции не исключает и даже требует участия государства в регулировании рынков, особенно в тех случаях, когда уровень конкуренции снижается из-за подавляющего превосходства одной или нескольких компаний.
2) Предоставлять равные возможности для частных, государственных и акционерных российских предприятий независимо от состава собственников и доли государства в собственности предприятия
Слайд 14Чтобы обеспечить конкурентоспособность электронной отрасли России на мировом рынке инвестиций
Стратегия должна создавать одинаково привлекательные условия для частных, государственных, российских
и зарубежных инвесторов
3) Привлекать и развивать лучшие человеческие ресурсы
Профессионально подготовленные, инициативные, талантливые люди являются главным ресурсом электронной отрасли. Стратегия должна обеспечить российской электронике такие преимущества, чтобы ведущие специалисты стремились работать в России, а российская молодежь выбирала электронику, как наиболее престижную и привлекательную область деятельности. Стратегия должна обеспечить и стимулировать воспитание инновационного мышления и высококачественную профессиональную подготовку нового поколения российских специалистов.
Слайд 154) Развивать кооперацию внутри отрасли, межотраслевую и международную кооперацию
Огромный синергетический
потенциал кооперации должен быть использован за счет развития сотрудничества внутри
отрасли между российскими разработчиками и производителями электронной аппаратуры, компонентов, программного обеспечения, российскими системными интеграторами. Межотраслевая кооперация является богатым источников инноваций и обеспечивает ускорение сразу в нескольких направлениях. Международная кооперация позволяет заимствовать у иностранных компаний передовые технологии и методы управления, продвигать передовые российские технологии на мировом рынке. Эти возможности кооперации должны быть реализованы в Стратегии.
Слайд 16Текущее состояние электронной промышленности России
Текущее состояние электронной промышленности России характеризуется
следующими особенностями:
· наличие большого сектора производителей, контролируемых государством, и находящихся
в условиях ограниченной конкуренции и внешнего регулирования деятельности;
· концентрация российских производителей электроники на нишевых сегментах внутреннего рынка;
· низкая интеграция российских производителей электроники в мировой рынок;
· относительно малые объемы инвестиций зарубежных компаний в развитие разработки и производства электроники в России.
Слайд 17Объем и рост производства электроники в России
Слайд 18Вместе с увеличением российского рынка, рос объем производства электроники в
России, темпы роста российской электронной промышленности значительно превышали темпы роста
мировой электронной промышленности и примерно соответствовали темпу роста китайской электронной промышленности, но при объемах почти на два порядка меньших.
Общий объем производства электроники в России составляет около 9 млрд. долларов в 2008 году, таким образом, российские производители электроники занимают 0,5% мирового рынка электроники. На внутреннем рыке доля российских производителей электроники составляет около 20%. Наибольший объем приходится на производство промышленной электроники, электроники для военной и аэрокосмической техники, телекоммуникационного оборудования, автоэлектроники. Характер производства большинства российских компаний – мелкосерийный, а позиционирование на рынке – нишевое, ориентированное на удовлетворение специфических требований российских потребителей.
Слайд 19Основные принципы Стратегии технологического развития электронной отрасли:
1. Приоритеты технологического развития
электронной отрасли определяются стратегическими направлениями модернизации российской экономики:
1.1. Повышение энергоэффективности
и разработка новых источников энергии
1.2. Развитие глобальных информационно-коммуникационных технологий и сетей
1.3. Развитие авиационно-космической техники
1.4. Развитие военной и специальной техники
1.5. Развитие аппаратуры и технологий медицинского назначения
1.6. Развитие технологий автоматизированного проектирования и производства
Слайд 202. Стратегия создает благоприятные условия для заимствования передовых зарубежных технологий
в тех областях, где конкурентоспособность российских технологий низкая. В том
числе Стратегия предусматривает создание наиболее благоприятных условий для иностранных инвестиций в следующих областях: массовое производство потребительской электроники,компьютерной техники и средств связи.
3. Стратегия предусматривает развитие преимуществ в тех областях, где российские компании обладают конкурентоспособными технологиями
Слайд 214. Стратегия предусматривает постепенное увеличение инвестиционной емкости и сложности проектов
по мере развития навыков управления этими проектами. Таким образом, Стратегия
обеспечит реализацию ожиданий и повышение доверия инвесторов, что приведет к постоянному росту инвестиций в технологическое развитие отрасли.
Для модернизации экономики России в стратегических направлениях приоритетное значение имеют следующие технологии электроники:
В области разработки электронной аппаратуры, модулей и программного обеспечения:
· технологии передачи и распространения информации, технологии доступа к информационным сетям;
· технологии сжатия и защиты информации;
· технологии систем управления реального времени, в том числе операционные системы реального времени;
· технологии автоматизированного проектирования (САПР).
Слайд 22В области развития технологий производства электронной аппаратуры:
· технологии и организация
производства электронной аппаратуры ответственного назначения (высокой надежности и стойкости);
· технологии
производства несущих конструкций электроники, в том числе: печатных плат гибких, керамических, пластиковых, совмещенных с корпусами, с внутренними компонентами; подложек с 3D структурами;
· технологии производства электроники, основанные на применении органических материалов.
В области разработки и производства компонентов и материалов для электронной аппаратуры:
· СВЧ-компоненты и материалы;
· силовые компоненты и материалы;
· радиационно-стойкие компоненты и материалы;
· компоненты на основе трехмерных технологий производства «система в корпусе» (в том числе НЭМС и МЭМС).
Для полноценного развития отрасли необходимы и многие другие технологии. Для их развития будут создаваться благоприятные экономические условия, такие же, как для всей отрасли. Для ускоренного развития приоритетных технологий будут приняты дополнительные меры. Приоритетные технологии сформируют и закрепят специализацию России в мировом разделении труда на рынке электроники.
Слайд 23Заданные выше приоритеты технологического развития электронной отрасли в целом совпадают
с исторически сложившейся специализацией российских производителей электроники, с областью, где
российские компании обладают конкурентоспособностью.
Слайд 25Программа мероприятий по реализации Стратегии опирается на стратегию по увеличению
доли рынка, стратегию технологического развития и анализ инструментов развития отрасли.
Слайд 26Технологическая стратегия одной из отраслей российской экономики.
Выполнил(а) магистрант 2
курса гр.14МГЭ
Егорихина М.С.