Слайд 1Технология организации
самостоятельной работы обучающихся
Разработчик презентации:
Зарипова Елена Игоревна
к.пед.н., доцент
Слайд 2Самостоятельная работа
в дидактике школы
как форма обучения и вид учебного
труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя
как средство вовлечения обучающихся
в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов ее организации
Слайд 3Определение с/р
вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности
во всех структурных компонентах деятельности по ее выполнению от постановки
проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работы к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому студенту, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы [Г.М.Коджаспирова 1998].
Слайд 4Характеристика организации СР
выделение специального времени для проведения СР с
учётом ограниченного бюджета времени обучающихся;
наличие заданий, разработанных преподавателем, которые
требуют умственных и физических усилий от обучающихся;
самостоятельное выполнение заданий обучающимися и наличие результатов СР, которые отражают личностное понимание проблемы
Слайд 5Виды СРС
по организационным формам: фронтальная, групповая, индивидуальная;
по виду деятельности :
учебная, научная, общественная;
аудиторная - во время аудиторных занятий;
внеаудиторная при выполнении
домашних заданий учебного и творческого характера;
во время консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов
Слайд 6Типы самостоятельных работ
(по типам мыслительной деятельности)
воспроизводящий тип (по
образцу) - работа по образцу, решение задач на воспроизведение знаний
и умений, тренировочные упражнения - необходима помощь, объяснения, пример;
реконструктивный тип (конструктивно-вариативный) - работа, требующая соотнесения решения с другими, известными, подобными заданиями, это частично самостоятельный поиск решения. В этих работах присутствует общая идея решения, но надо сделать обоснованный выбор;
эвристический тип - работа, связанная с поиском решения в частном случаи. В ней осуществляется самостоятельный выбор действий для решения в конкретной ситуации;
творческий (исследовательский) тип - работа, в которой выявляются проблемы в незнакомой ситуации и осуществляется поиск нового способа решения для конкретных условий на основе нескольких известных
Слайд 7Традиционные требования к организации СРС
обеспечение правильного сочетания объемов
самостоятельной работы и других видов работ обучающихся;
обеспечение обучающегося необходимыми методическими
материалами;
организация самоконтроля и контроля за ходом и результатами самостоятельной работы;
наличие мер, поощряющих обучающегося за качественное и творческое выполнение.
Слайд 8Требования к организации в соответствии с ФГОС
включение в РУПы тем,
выносимых для самостоятельного изучения, многообразных заданий к ним, обеспечивающих вариативность
и возможность выбора для обучающегося;
обеспеченность учебной литературой и ее доступность для всех обучающихся;
применение образовательных технологий, активное использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
совершенствование системы текущего контроля и самоконтроля работы обучающихся;
совершенствование педагогического сопровождения практик, научно-исследовательской работы обучающихся, их самообразовательной деятельности.
Слайд 9Изменения по ФГОС. Основной тезис:
самостоятельная работа организуется не для освоения
содержания учебной дисциплины, а для того, чтобы использовать содержание дисциплины
в формировании и развитии способности обучающихся самостоятельно решать учебные задачи на основе своих интересов, склонностей, жизненного опыта
Слайд 10Что такое самостоятельность?
Самостоятельность – это одно из ведущих качеств личности,
выражающееся
в умении поставить определенную цель,
настойчиво добиваться ее выполнения собственными
силами,
ответственно относится к своей деятельности,
действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений
Формируется на основе мотива, умений, воли.
Позволяет ощущать личную свободу и независимость
Слайд 11Что такое самостоятельность?
имеет три уровня:
низкий – характеризуется действиями по образцу,
имеет ситуативный характер, ответственность студента стимулируется внешним контролем;
средний (активно поисковый)
– характеризуется применением знаний в стандартной ситуации, появлением устойчивого мотива, чаще одного (желание узнать новое или чувство долга и т.д.), взаимоконтролем и самоконтролем;
высокий (интенсивно творческий) – характеризуется применением знаний в нестандартной ситуации, системностью, умением прогнозировать собственную деятельность, расширением устойчивых мотивов, ответственностью.
Слайд 12Что такое задача?
это результат осознания субъектом цели деятельности и реальных
условий ее осуществления
решить задачу означает построить мысленный план действий –
ориентировочную основу деятельности, создать условия для выполнения этих действий и эффективно осуществить эти действия
Слайд 14Характеристики современной организации СР
Основные принципы организации: системность, нелинейность
Основной фактор развития
(формирующий) – внутренний (Внутренние ресурсы – это личностные структуры сознания:
критичность, рефлексия, автономность и др.), т.е. самоорганизация преобладает над организацией
Необходимый фактор развития – внешний, т.е. самоорганизация инициируется внешним воздействием
Внешнее воздействие реализуется через разнообразие альтернатив, объединенных единым контекстом, и ограничением в виде обязательного выбора студентом варианта из множества имеющихся традиционных и новых форм организации, т.е. через архитектуру процесса самостоятельной работы
Слайд 15Характеристики современной организации СР
Преподаватель является архитектором учебной среды, которая систематизирует
внешние воздействия и состоит из:
- коммуникационного пространства образовательного процесса (совокупность
партнеров, с которыми могут и актуально общаются обучающиеся),
- информационного пространства (содержание уч.дисциплин и информация из др.источников в контексте профессии, фактически им может стать весь Интернет),
- физического пространства (уч.кабинеты, лаборатории, др.помещения, учреждения, места).
Слайд 16Характеристики современной организации СР
Преподаватель-архитектор выполняет следующие роли:
- источник информации
- консультант
-
координатор
- ментор (коуч)
- модератор
- мотиватор
- советник
-эвалюатор
- тьютор
Слайд 17При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать:
примерные нормы
времени для выполнения задания;
логику и структуру учебного материала;
практическое назначение
задания, которое предстоит решать будущему учителю:
характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
постепенное нарастание сложности и проблемности.
Слайд 18
Самостоятельная работа на уроке
(традиционные методы, приёмы, средства, формы)
Конспектирование
Поиск первоисточников
Работа с
понятиями по словарям
Знакомство с литературой по проблеме
Осмысление прочитанного и обдумывание
выступления
Обдумывание возможных вопросов аудитории и ответов на них
Составление библиографического списка
Аннотирование
Написание реферата
Составление опорных схем и др.
Слайд 19
Самостоятельная работа на уроке
(нетрадиционные методы, приёмы, средства, формы)
Составление настенных таблиц,
синквейна
Написание проспектов
Методика «Двух- и трёхчастные дневники»
Методика «Бортовой журнал»
Резюмирование
Проектирование
Работа с кейсами
и др.
Слайд 20Составление настенных таблиц
Проводиться для оценивания уровня понимания и запоминания событий
и фактов, или главных действующих лиц и из действий после
прочтения первоисточника.
Таблица состоит из 3-4 пунктов: Кто / что? Чем знаменит / Что сделал? Когда? / Почему? Последствия.
Данный вид работы можно проводить в качестве соревнования между двумя командами или индивидуально.
Он учит систематизации материала, способствует его лучшему запоминанию.
Слайд 21Составление синквейна
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и
материала в кратких выражениях, что позволяет развивать способность резюмировать информацию,
излагать сложные идеи в нескольких словах. Например,
«Кризис.
Нежданный, шокирующий.
Разрушает, расчищает, созидает.
Происходит в душе, в голове, в экономике.
Наша жизнь».
Правила написания синквейна включают следующие действия:
в первой строке тема называется одним словом (обычно существительным);
вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными);
третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия …);
четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
последняя строчка – это синоним (метафора) из одного, двух слов, которые повторяют суть темы.
Слайд 22«Двойные (двухчастные) дневники»
Слайд 23Стратегия «Трехчастные дневники»
(Автор Черил Форбс)
Слайд 24Фокусированное составление списка основных проблем, связанных с темой семинара
I
вариант:
на доске пишется название темы,
устанавливается временной лимит (1-2 минуты)
лимит на количество пунктов (проблем), которые обучающиеся должны написать.
II вариант:
составить список понятий, связанных с темой или проблемой, и дать их определение или толкование.
Слайд 25СР с информационными технологиями
Электронное обучение - это обучение в
интерактивном, дистанцированном формате через Интернет, локальную внутрикорпоративную сеть, по электронной
почте или с СD-RОМ
поиск информации, составление web-страницы, выполнение тестовых заданий, обмен информацией с помощью компьютера
Симуляции
Веб-квесты и др. см.прил.5
Слайд 26Технология организации самостоятельной работы
На втором уровне – обучающийся является субъектом
образования и саморазвития за счет включения в рефлексивную деятельность
На
первом уровне – преподаватель управляет деятельностью обучающегося
Слайд 27Механизм реализации
Обучающийся самостоятельно (или с помощью преподавателя) выдвигает цель, задачи
деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений, и
осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии
Слайд 30Литература:
Дроботенко Ю.Б. Организация самостоятельной работы студентов в вузе при изучении
педагогических дисциплин: Дис. … канд.пед.наук. Омск, 2006.
Зарипова Е.И. Инновации в
организации самостоятельной работы студентов экономического вуза. Учебно-методическое пособие / Е.И.Зарипова. – Омск: Омский институт (филиал) РГТЭУ, 2010. – 124 с.
Котенко Е.Н., Зарипова Е.И. Современные способы оценивания достижений студентов: электронное учебное пособие http://edu.omgpu.ru/course/view.php?id=347 – Омск: ОмГПУ. – Зарегистрировано в ОФЭРНиО №17181 от 14.06.2011 и ЦИТиС №50201150803 от 14.06.2011.
Зарипова Е.И. Тьюторское сопровождение самостоятельной работы студентов экономического вуза // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2011. - № 14. – С. 32-41.