Разделы презентаций


Тема 1

Содержание

СодержаниеПонятие мировоззрения, его виды и уровниИсторические формы мировоззрения: 1) Мифологическое мировоззрение и его черты 2) Религиозное мировоззрение: черты и функции 3) Философское мировоззрение. Черты и функции философииОсновной

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 1
Мировоззрение и философия.
Специфика философского знания и задачи философии

Тема 1 Мировоззрение и философия.Специфика философского знания и задачи философии

Слайд 2Содержание
Понятие мировоззрения, его виды и уровни
Исторические формы мировоззрения:

1) Мифологическое мировоззрение и его черты
2) Религиозное мировоззрение:

черты и функции
3) Философское мировоззрение. Черты и функции философии
Основной вопрос философии. Система философского знания
СодержаниеПонятие мировоззрения, его виды и уровниИсторические формы мировоззрения:   1) Мифологическое мировоззрение и его черты

Слайд 3Понятие философии
Φιλοσοφία
φιλειν – любить
σοφία – мудрость
Пифагор (VI в. до н.э.)

Понятие философииΦιλοσοφίαφιλειν – любитьσοφία – мудростьПифагор  (VI в. до н.э.)

Слайд 4Три философские традиции
Греция
Китай
Индия

Три философские традицииГрецияКитайИндия

Слайд 5Мировоззрение -
система наиболее общих взглядов на мир и человека

в их отношении.
Формы мировоззрения:

обыденное
Наука
теоретическое
Философия

Мировоззрение - система наиболее общих взглядов на мир и человека в их отношении.Формы мировоззрения: обыденноеНаука теоретическое Философия

Слайд 6









мировоззрение
Картина мира
Цен-ности
знания
верования
традиции

мировоззрениеКартина мира Цен-ностизнанияверованиятрадиции

Слайд 7Мифологическое мировоззрение
- это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны

в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и

фантазии, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции
Мифологическое мировоззрение- это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в

Слайд 8Черты мифологического мировоззрения:
ориентир на гармонию человека и природы.

Черты мифологического мировоззрения: ориентир на гармонию человека и природы.

Слайд 9символичность

символичность

Слайд 10Отсутствие рефлексии - абстрактных размышлений. Описательность, иррациональность

Отсутствие рефлексии - абстрактных размышлений. Описательность, иррациональность

Слайд 11консервативность, догматизм, опора на традиции

консервативность, догматизм, опора на традиции

Слайд 12коллективный характер

коллективный характер

Слайд 13Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Слайд 14РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Религия - (от лат. religio – благочестие, набожность,

святыня) – способ (форма) - освоения действительности через ее удвоение:

посюсторонний (земной, естественный, реальный) мир дополняется потусторонним (небесным, сверхъестественным, сверхчувственным) миром
РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Религия - (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – способ (форма) - освоения действительности

Слайд 15 Главный признак и черта всех религий:
вера в сверхъестественное,

сверхприродное. Граница между естественным и сверхъестественным окончательно оформилась с появлением

религий единобожия (христианство, ислам и др.)
Главный признак и черта всех религий: вера в сверхъестественное, сверхприродное. Граница между естественным и сверхъестественным окончательно

Слайд 16Функции религии:
1) мировоззренческая
2) иллюзорно-компенсаторная
3) регулятивная
4) коммуникативная
5) интегрирующая (объединительная, консолидирующая)
6) культуротворческая
7)

нравственно-воспитательная

Функции религии:1) мировоззренческая2) иллюзорно-компенсаторная3) регулятивная4) коммуникативная5) интегрирующая (объединительная, консолидирующая)6) культуротворческая7) нравственно-воспитательная

Слайд 17Религиозное мировоззрение
С одной стороны – консервативно, традиционно, догматично сверхъестественные силы

в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в

жизни людей;
Религиозное мировоззрениеС одной стороны – консервативно, традиционно, догматично сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в

Слайд 18С другой стороны – внутренне стабильно, следует в направлении исторически

сложившихся идеалов и ценностей, дает ясные смысложизненные ответы, характерно чувственным,

образно-эмоциональным восприятием действительности

Религиозное мировоззрение

С другой стороны – внутренне стабильно, следует в направлении исторически сложившихся идеалов и ценностей, дает ясные смысложизненные

Слайд 19Художественное мировоззрение
идейно - эмоциональная форма отражения действительности, основанная на

условности и выраженная через образы.

Художественное мировоззрение идейно - эмоциональная форма отражения действительности, основанная на условности и выраженная через образы.

Слайд 20Образный характер представлений

Образный характер представлений

Слайд 21Творческое преобразование реальности, ее идеализация

Творческое преобразование реальности, ее идеализация

Слайд 22Мера как принцип соотношения частей

Мера как принцип соотношения частей

Слайд 23Созерцательность

Созерцательность

Слайд 24Философия как способ духовного познания и его особенности
Духовное познание –

это самопознание или самосознание человека.
 Искусство как способ духовного познания основано

на чувственном восприятии мира и содержит в себе эмоциональные переживания художника.
Религия как способ духовного познания основана на вере в Бога. Религиозная вера - это убеждение, уверенность в реальности сверхъестественного для нас бытия Бога, сотворившего наш мир.
В отличие от искусства и религии
Философия – это рациональный способ духовного познания.
Философское духовное познание основано на разуме.
Разум (в самом общем виде) - это способность выносить суждения (рассуждать) на основе имеющихся у человека общих представлениях (идеалах)

Философия как способ духовного познания и его особенностиДуховное познание – это самопознание или самосознание человека. Искусство как способ

Слайд 25Особенность философии как науки
Философия – это особая сфера человеческого познания,

которая отличается спецификой, связанной как с объектом исследования, так и

способом познания и изложения получаемого ею знания
Философия – это наука о наиболее общих законах развития материального и духовного мира
Особенность философии как наукиФилософия – это особая сфера человеческого познания, которая отличается спецификой, связанной как с объектом

Слайд 26Критерии научности и особенность философии:
1. Наличие методологии
Особенность: методология философии имеет

теоретический характер.
2. Наличие понятийного аппарата
Особенность: философские понятия имеют абстрактный характер.
3.

Наличие предмета исследования
Особенность: предмет исследования философии – сущее в целом.
4. Цель научного познания – открытие закономерностей
Особенность: философия открывает наиболее общие закономерности, в основе которых заключаются частные научные закономерности
Критерии научности и особенность философии:1. Наличие методологииОсобенность: методология философии имеет теоретический характер.2. Наличие понятийного аппаратаОсобенность: философские понятия

Слайд 27Структура философского знания

Структура философского знания

Слайд 28Основной вопрос философии

Основной вопрос философии

Слайд 29Философия Древнего мира

Философия Древнего мира

Слайд 30Особенность древней философии
1. Космоцентризм. В представлениях древних философов космос (весь

мир) представлялся как всеобщая, упорядоченная и всеохватывающая целостность, которую упорядочивает

космический Закон
Особенность древней философии1. Космоцентризм. В представлениях древних философов космос (весь мир) представлялся как всеобщая, упорядоченная и всеохватывающая

Слайд 312. Стихийно-материалистический характер. В основе материального бытия лежат природные стихии

(земля, вода, огонь, воздух).
3. Рационалистический характер (система доказательств и аргументации;

истины достигались при помощи логически обусловленного размышления)
2. Стихийно-материалистический характер. В основе материального бытия лежат природные стихии (земля, вода, огонь, воздух).3. Рационалистический характер (система

Слайд 32Философия Древней Индии
Индийская цивилизация – одна из самых

древних, начало ее формирования датируют XII-X вв. до н.э.
Веды

– древнейший сборник духовных текстов религиозного и философского содержания: Ригведа, Брахманы и Араньяки, Упанишады
Основа общества связана с делением на 4 варны (касты)
Философия Древней Индии Индийская цивилизация – одна из самых древних, начало ее формирования датируют XII-X вв. до

Слайд 33Основные идеи Вед
идея Брахмана и Атмана, как духовной основе мира,


идея сансары - круга перерождений, жизни и смерти,
идея кармы

– морального закона, управляющего перерождением, выражающим зависимость существования индивида от его прошлых деяний,
идея мокши - освобождении, выхода из круга перерождений
Основные идеи Ведидея Брахмана и Атмана, как духовной основе мира, идея сансары - круга перерождений, жизни и

Слайд 34Система философских школ (даршан)
Ортодоксальные
1) ньяя;
2) вайшешика;
3) санкхья;
4)

йога;
5) миманса;
6) веданта.
Неортодоксальные
1) буддизм
2) джайнизм
3) чарвака

(локаята)

Система философских школ (даршан)Ортодоксальные1) ньяя; 2) вайшешика; 3) санкхья; 4) йога; 5) миманса; 6) веданта.Неортодоксальные1) буддизм 2)

Слайд 35Философия буддизма
Буддизм возникает в VI веке до н.э.
Основатель учения -

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
Имя Будды означает -пробужденный, просветленный.
Легенда о Будде ведет

к его пониманию
Философия буддизмаБуддизм возникает в VI веке до н.э.Основатель учения - Сиддхартха Гаутама ШакьямуниИмя Будды означает -пробужденный, просветленный.Легенда

Слайд 36Четыре благородные истины
Вся жизнь – есть страдание
Причина страдания –

желание, жажда.
Прекращение страдания - в отказе от желаний. Нирвана

– конец страданий
Путь освобождения – Благой восьмеричный путь:
правильные взгляды, решимость, речь, поведение, образ жизни, усилие, направление мысли, сосредоточение
Основной трактат: Дхаммапада
Два направления буддизма: Хинаяна и Махаяна
Четыре  благородные истины Вся жизнь – есть страданиеПричина страдания – желание, жажда. Прекращение страдания - в

Слайд 37Заповеди буддизма
Ненасилие, неприченение вреда живым существам;
Отказ от дурной речи (ложь,

клевета).
Отказ от воровства, присвоения чужого
Отказ от прелюбодеяния, распутной жизни
Отказ от

употребления опьяняющих напитков, замутняющих сознание и затрудняющих контроль над своим поведением
Заповеди буддизмаНенасилие, неприченение вреда живым существам;Отказ от дурной речи (ложь, клевета).Отказ от воровства, присвоения чужогоОтказ от прелюбодеяния,

Слайд 38Дхаммапада – священный текст Буддизма
«Он оскорбил меня, он ударил меня,

он одержал верх надо мной, он обобрал меня». У тех,

кто таит в себе такие мысли, ненависть не прекращается.
Ибо никогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствием ненависти прекращается она. Вот извечная дхамма.  
Серьёзность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к смерти. Серьёзные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам.  



Дхаммапада – священный текст Буддизма«Он оскорбил меня, он ударил меня, он одержал верх надо мной, он обобрал

Слайд 39Дхаммапада:
Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а

другой победил бы себя одного, то именно этот другой -

величайший победитель в битве.
Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, добродетельные смиряют сами себя.

Дхаммапада:Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно

Слайд 40Философские школы Древнего Китая
Школы философии возникли в эпоху Чжаньго:
школа инь

и ян,
школа Конфуция,
школа Моистов,
школа имен,
школа легистов,


школа пути и силы даосов.
Философские школы Древнего КитаяШколы философии возникли в эпоху Чжаньго:школа инь и ян, школа Конфуция, школа Моистов, школа

Слайд 41Общие черты философии Китая
1. Идея неразрывности человека и природы, всех

частей мироздания.
2. Повышенное внимание к вопросам устройства общества, управления и

государственной организации.
3. Ориентир на гармонию человека и природы, человека и общества.
4. Принцип внутреннего единства противоположностей (инь-ян), составляющих все вещи
Общие черты философии Китая1. Идея неразрывности человека и природы, всех частей мироздания.2. Повышенное внимание к вопросам устройства

Слайд 42Философия Даосизма

Философия Даосизма

Слайд 43Даосские трактаты
Лао-цзы - «Дао дэ дзин»;
Ле-цзы – «Желтый предок»;
Чжуан-цзы –

«Чжуан-цзы»

Даосские трактатыЛао-цзы - «Дао дэ дзин»;Ле-цзы – «Желтый предок»;Чжуан-цзы – «Чжуан-цзы»

Слайд 44Дао в даосизме это -
1) вечная, безымянная сущность природы, мира,

заключенная в естественной гармонии всех элементов;
2) первоначало, «мать всех

вещей», «корень земли и неба», источник развития мира
Дао в даосизме это -1) вечная, безымянная сущность природы, мира, заключенная в естественной гармонии всех элементов; 2)

Слайд 45Цель даосизма – сохранение гармонии и достижение бессмертия
Душа и тело

- воплощения инь и ян, несуществующие друг без друга.
Человек

- часть мира. Дао - бессмертно, следовательно, человек тоже может достичь бессмертия.
Бессмертие – путь избранных (шень жэнь)
У-вэй – путь недеяния

Цель даосизма – сохранение гармонии и достижение бессмертияДуша и тело - воплощения инь и ян, несуществующие друг

Слайд 46Дао дэ цзин (Трактат даосизма, автор Лао Цзы)
Когда в Поднебесной

узнали, что красота — это красота, появилось и уродство. Когда

узнали, что добро — это добро, появилось и зло. Вот почему бытие и небытие друг друга порождают, трудное и легкое друг друга создают, короткое и длинное друг другом измеряются, высокое и низкое друг к другу тянутся.
Дао дэ цзин (Трактат даосизма, автор Лао Цзы)Когда в Поднебесной узнали, что красота — это красота, появилось

Слайд 47Дао дэ цзин:
Мудрый правитель постоянно стремится к тому, чтоб у

народа не было знаний и желаний и чтобы те, кто

знает, — не смели действовать. Он действует недеянием — и всем управляет.
Мудрец следует естественности вещей и не осмеливается действовать.
Дао дэ цзин:Мудрый правитель постоянно стремится к тому, чтоб у народа не было знаний и желаний и

Слайд 48Чжуан Цзы:
Жизнь человека между небом и землей похожа на стремительный прыжок белого коня

через расщелину, мгновенье — и она пролетела.

Чжуан Цзы:Жизнь человека между небом и землей похожа на стремительный прыжок белого коня через расщелину, мгновенье — и она пролетела.

Слайд 49Чжуан Цзы:
Сон Чжуан Цзы
Однажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне

бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала,

что она — Чжуан Чжоу. Внезапно я проснулся и увидел, что я — Чжуан Чжоу. И я не знал, то ли я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что он — бабочка, то ли бабочка, которой приснилось, что она — Чжуан Чжоу. А ведь между Чжуан Чжоу и бабочкой, несомненно, есть различие.

Вот что такое превращение вещей!
Чжуан Цзы:Сон Чжуан ЦзыОднажды я, Чжуан Чжоу, увидел себя во сне бабочкой — счастливой бабочкой, которая порхала среди

Слайд 50Конфуций (Кун-цзы) (551-479 до н. э.) – основатель учения
Сущность учения:

«Государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом,

сын – сыном»
(Кун-цзы)
Конфуций (Кун-цзы)  (551-479 до н. э.) – основатель ученияСущность учения: «Государь должен быть государем, сановник –

Слайд 51Качества «Благородного мужа» (цюань цзы)
человеколюбие или гуманность (жэнь),
следование традициям,

соблюдение церемониала (ли),
справедливость (и),
сыновья почтительность (сяо),
ученость (чжи)

Качества «Благородного мужа» (цюань цзы)человеколюбие или гуманность (жэнь), следование традициям, соблюдение церемониала (ли), справедливость (и), сыновья почтительность

Слайд 52Лунь юй (Беседы и суждения)
Учитель сказал: Молодые люди должны дома

проявлять почтительность к родителям, а вне его — уважительность к

старшим, серьезно и честно относиться к делу, безгранично любить народ и сближаться с человеколюбивыми людьми. Если после осуществления всего этого у них останутся силы, их можно тратить на чтение книг.
Лунь юй  (Беседы и суждения)Учитель сказал: Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне

Слайд 531. Принцип воздаяния за поступки совершенные в жизни человека
А. Сансара

С. Карма
Б. Мокша. D. Нирвана

2. Понятие, означающее в Китайской философии путь гармонии вещей:
А. Дэ С. Дао
В. Чжи D. Ян

1. Принцип воздаяния за поступки совершенные в жизни человекаА. Сансара

Слайд 54Древнегреческая философия

Древнегреческая философия

Слайд 55Досократики

Досократики

Слайд 56Милетская школа Проблема единого первоначала
Милет

Милетская школа Проблема единого первоначалаМилет

Слайд 57Милетская школа Проблема единого первоначала
Фалес (ок. 640-562)
Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)
Анаксимен (ок. 588

- ок. 525)

Милетская школа Проблема единого первоначалаФалес (ок. 640-562)Анаксимандр (ок. 610 - ок. 540)Анаксимен (ок. 588 - ок. 525)

Слайд 58Архе (греч. αρχή, лат. principium) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как: 1)

исходную точку (отправной момент) чего-либо (в пространственном и временном смыслах); 2) начало

как зачин или причину чего-либо; 3) начало как начальство (власть); в специфически философском употреблении – 4) онтологическое начало (первоначало) или 5) начало познания (гносеологический принцип)

Милетская школа Проблема первоначала (архе)

Архе (греч. αρχή, лат. principium) – термин древнегреческой философии, означающий начало (принцип) как: 1) исходную точку (отправной

Слайд 59Фалес Вода как первоначало
Аристотель. «Метафизика».
Фалес  утверждал,
что начало – вода, потому что:

- Земля находится на воде; пища всех существ

влажная и
- тепло возникает из влаги и ею
живет. семена всего по природе влажны,
- начало природы влажного – вода
Фалес Вода как первоначалоАристотель. «Метафизика».	Фалес 	утверждал,  что начало – вода, потому что:  - Земля находится на воде;

Слайд 60Анаксимен Воздух как первоначало
Анаксимен полагал, что начало – бесконечный воздух, из

которого рождается то, что есть, что было
и что будет Сгущаясь

и разрежаясь, [воздух] приобретает видимые
различия.
Анаксимен  Воздух как первоначалоАнаксимен полагал, что начало – бесконечный воздух, из которого рождается то, что есть,

Слайд 61Анаксимандр Апейрон как первоначало
Апейрон - (греч. άπειρον; от α, отрицательная
приставка, и

πέρας, конец, предел) – термин древнегреческой философии, обозначающий бесконечное (беспредельное) и/или неопределённое

Анаксимандр Апейрон как первоначалоАпейрон - (греч. άπειρον; от α, отрицательнаяприставка, и πέρας, конец, предел) – термин древнегреческой

Слайд 62Гераклит Проблема изменчивости
Милет
Эфес

Гераклит Проблема изменчивостиМилетЭфес

Слайд 63Гераклит Мир как вечное становление (генезис)
Гераклит (ок. 540 - 480)
Этот космос, тот же

самый для всех, не создал никто ни из богов, ни из людей, но

он
всегда был, есть и будет вечно живым огнём, мерно возгорающимся, мерно угасающим
Гераклит Мир как вечное становление (генезис)Гераклит (ок. 540 - 480)Этот космос, тот же самый для всех, не

Слайд 64Демокрит
Учение об атоме и пустоте
Атом – неделимая материальная частица
Душа и

тело, мир и боги состоят из атомов
Атомы находятся в движении
Распад

атомов – небытие
Материализм-атомизм
ДемокритУчение об атоме и пустотеАтом – неделимая материальная частицаДуша и тело, мир и боги состоят из атомовАтомы

Слайд 65Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытие
Бытие есть, небытия нет
Бытие

едино и неделимо
Бытие вечно и неизменно
Небытие немыслимо
Сущее не может быть

несуществующим, не-сущее же не может существовать

При допущении множественности бытия придётся допустить бытие небытия

Сущее не может ни возникнуть из не-сущего, ни сделаться не-сущим

Одно и то же – мысль и предмет мысли

Парменид Мир как единое, вечное и неизменное бытиеБытие есть, небытия нет  Бытие едино и неделимо

Слайд 66Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологии
Апория (греч. απορία, затруднение, безвыходное
положение; от α, отрицательная

приставка,
и πόρος, выход) – понятие древнегреческой философии, обозначающее трудноразрешимую или неразрешимую проблему

Парадоксы Зенона Обоснование элейской онтологииАпория (греч. απορία, затруднение, безвыходноеположение; от α, отрицательная приставка,и πόρος, выход) – понятие

Слайд 67Парадоксы Зенона Апория «Ахилл и черепаха»
Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленно
ползущую

черепаху,
так как прежде, чем догнать
её, он должен пройти то место, из

которого она вышла,

и, таким образом, черепаха всегда будет находиться впереди Ахилла

Парадоксы Зенона  Апория «Ахилл и черепаха»Быстроногий Ахилл никогда не догонит медленноползущую черепаху,так как прежде, чем догнатьеё,

Слайд 68СОФИСТЫ
Протагор из Абдер (481-411 или ок. 490 – 420 гг.

до н.э.): Утверждал, что человек – «мера всех вещей, существующих,

что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Софисты считали, что
- познание должно быть направлено не на природу космоса, а на человека, на решение его практических проблем;
- истина не познаваема
СОФИСТЫПротагор из Абдер (481-411 или ок. 490 – 420 гг. до н.э.): Утверждал, что человек – «мера

Слайд 69СОКРАТ
Сократ (469-399 гг. до н.э.) является ключевой фигурой античной философии.
Считал,

что
- целью познания должен быть человек
- истина познаваема
- истина

находится внутри человека
Метод Сократа – диалектика: спор в котором рождается истина
СОКРАТСократ (469-399 гг. до н.э.) является ключевой фигурой античной философии.Считал, что - целью познания должен быть человек-

Слайд 70Для Сократа мудрость – это знание человека, себя. Такое знание

позволит человеку управлять собой и совершенствовать себя.
Для Сократа знание (мудрость)

и нравственность неразделимы.
Безнравственный поступок – результат незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо
Для Сократа мудрость – это знание человека, себя. Такое знание позволит человеку управлять собой и совершенствовать себя.Для

Слайд 71ПЛАТОН
Платон
С Платоном в диалог вступая, ночью, утром, днем,
Душой мы

никогда не постареем -
Из чаши знаний Академика, чем больше пьем,
Тем

больше не пьянеем, а мудреем….
(Л.Я. Подвойский)

(427-347 гг до н.э.)

ПЛАТОНПлатон С Платоном в диалог вступая, ночью, утром, днем,Душой мы никогда не постареем -Из чаши знаний Академика,

Слайд 72Главные положения его идеалистического учения в следующем:
- материальные вещи изменчивы,

непостоянны и со временем прекращают свое существование;
- окружающий мир («мир

вещей) также изменчив и временен и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
- реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, постоянны и вечны

ПЛАТОН – ОСНОВАТЕЛЬ ОБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА

Главные положения его идеалистического учения в следующем:- материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;-

Слайд 73Аристократия - справедливая власть меньшинства
Олигархия - несправедливая власть меньшинства

Аристократия - справедливая власть меньшинстваОлигархия - несправедливая власть меньшинства

Слайд 74Демократия - справедливая власть большинства
Тимократия - несправедливая власть большинства, власть

военных вождей, армии

Демократия - справедливая власть большинстваТимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии

Слайд 75Историческое значение философии Платона в следующем: - впервые философом оставлено целое

собрание фундаментальных произведений; - положено начало идеализму как крупному философскому направлению

(так называемая «линия Платона» - противоположность материалистической линии «линии Демокрита»); - впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества – государство, законы, этика и т.д., создал учение об «идеальном государстве»; - заложены основы понятийного мышления, осуществлена попытка выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся); - была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет
Историческое значение философии Платона в следующем:  - впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; - положено

Слайд 76Аристотель
«Платон мне друг, но истина дороже…»
И, как бы вдруг, прозрение


Приходит мне через сомнение,
Что истина мне очень дорога,
Но и Платон

мне все же
не менее дороже…
(Л.Я. Подвойский)
Аристотель«Платон мне друг, но истина дороже…»И, как бы вдруг, прозрение Приходит мне через сомнение,Что истина мне очень

Слайд 77Аристотель философию разделил на три вида:
1) теоретическая, изучающая проблемы бытия,

различных сфер бытия. Происхождения всего сущего. Причины различных явлений (первичная

философия);
2) практическая – о деятельности человека, устройстве государства;
3) творческая (поэтика, риторика, искусство ремесел)
Считается, что фактически им была выделена и четвертая часть философии - логика
Аристотель философию разделил на три вида:1) теоретическая, изучающая проблемы бытия, различных сфер бытия. Происхождения всего сущего. Причины

Слайд 78Аристотель определил материю как потенцию, ограниченную формой, и выделил 10

категорий:
сущность
количество
качество
отношение
место
время
положение
состояние
действие
страдание

Аристотель определил материю как потенцию, ограниченную формой, и выделил 10 категорий:сущностьколичествокачествоотношениеместо время положениесостояниедействиестрадание

Слайд 79Аристотель выделил шесть типов государства:

• монархия
• тирания
• аристократия
• крайняя олигархия
• охлократия (власть толпы)
• полития (смесь умеренной

олигархии и умеренной демократии)

Аристотель выделил шесть типов государства:•	монархия•	тирания•	аристократия•	крайняя олигархия•	охлократия (власть толпы)•	полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии)

Слайд 80Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
- внес коррективы

в ряд положений философии Платона, критикуя учение о «чистых идеях»;
-

дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
- выделил 10 философских категорий;
- определил сущность материи;
- выделил шесть типов государства и дал свое понимание «идеального государства»;
- внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода – от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода заключения из двух и более посылок)
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:- внес коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение

Слайд 81Эллинистические философские школы
В результате завоеваний Александра Македонского греческая культура

и греческая философская ученость шагнула за пределы Греции и греческого

мира. Греческий язык становится общим языком культуры для стран Восточного, Средиземноморья. Греческая культура становится образцом для подражания.
Это культурное явление получило название эллинизм, а сама культура получила название эллинистической
Эллинистические философские школы В результате завоеваний Александра Македонского греческая культура и греческая философская ученость шагнула за пределы

Слайд 82Киники
Основателем философской школы киников был Антисфен (ок. 445 –

360 гг. до н.э.). Слово киник в переводе означает «подобно

собаке».  
Наиболее известный киник – Диоген Синопский (ок. 412-323 гг. до н.э.), следуя учению Антисфена жил в бочке, и вел образ жизни, сведя к минимуму свои потребности, чем обеспечивал свою полную независимость от влияния общества

Антисфен

Киники Основателем философской школы киников был Антисфен (ок. 445 – 360 гг. до н.э.). Слово киник в

Слайд 83Основные идеи:
Единственно, что реально существует в мире – это

единичные вещи, которые познаются чувственными ощущениями.
Счастье человека не

должно зависеть от окружающего мира, удовольствия не должны превращаться в самоцель.
- Высшая добродетель – автаркия (независимость и самодостаточность) человека

Диоген Синопский

Основные идеи: Единственно, что реально существует в мире – это единичные вещи, которые познаются чувственными ощущениями. Счастье

Слайд 84Скептики
Основатель Пиррон
Основные идеи:
- Необходимо воздерживаться от суждений претендующих на

истину. Реальными могут быть только наши ощущения
- Считали, что нет

оснований, чтобы считать те или поступки верными или моральными, так как все в этом мире относительно.
- Нет необходимости знать истину или какие-то нравственные ценности
Скептики Основатель ПирронОсновные идеи:- Необходимо воздерживаться от суждений претендующих на истину. Реальными могут быть только наши ощущения-

Слайд 85Эпикурейцы
Эпикур и его последователи были сторонниками физического учения Демокрита.

Как и Демокрит они также считали, что весь мир состоит

из мельчайших частиц – атомов

Эпикурейцы Эпикур и его последователи были сторонниками физического учения Демокрита. Как и Демокрит они также считали, что

Слайд 86- Мир познаваем.
Признавали важность и логических законов мышления

и чувственных ощущений для процесса познания.
Отсутствие веры в

загробное воздаяние приводило их к мысли о ценности именно этой земной жизни

Основные идеи:

Эпикурейцы

- Мир познаваем. Признавали важность и логических законов мышления и чувственных ощущений для процесса познания. Отсутствие веры

Слайд 87Стоики
Создатель школы Зенон из Кития (ок. 333-262 гг. до н.э.)
Название

школа получила по названию места, где происходили занятия Зенона со

своими учениками – Расписная Стоя

Зенон

СтоикиСоздатель школы Зенон из Кития (ок. 333-262 гг. до н.э.)Название школа получила по названию места, где происходили

Слайд 88Основные идеи:
Мир, космос представляет собой единое целое. Любая часть этого

космоса подчиняется целому. Все в этом мире закономерно и необходимо

взаимосвязано между собой.
Космосом управляет космический божественный закон – логос. Природа, люди, боги – все в этом мире подчиняется этому закону.
Человеческий разум – логос и закон тождественны. Мудрость следовать этому закону, в достойном принятии неизбежного – судьбы
Основные идеи:Мир, космос представляет собой единое целое. Любая часть этого космоса подчиняется целому. Все в этом мире

Слайд 89Неоплатонизм
Oснователем этого течения в античной философии считается Аммоний Саккас (175-242)
Самым

значительным представителем этой школы был Плотин (205-270)
Плотин

НеоплатонизмOснователем этого течения в античной философии считается Аммоний Саккас (175-242)Самым значительным представителем этой школы был Плотин (205-270)Плотин

Слайд 90Основные идеи:
- представление о божественном Едином.
- Все в мире

создано благодаря эманации (то есть исхождения) света от этого единого.


- Единое порождает ум (нус), а ум порождает мировую космическую душу. Душа – есть связующее звено между миром телесным и миром божественным.
- Материя противостоит единому. Все зло происходит от материи. Неоплатонизм признавал метемпсихоз, переселение душ. Человеческая душа стремится к возвращению к единому. Этика делания добродетели, добра ведет к возвращению к единому
Основные идеи:- представление о божественном Едином. - Все в мире создано благодаря эманации (то есть исхождения) света

Слайд 91Вопросы для семинарских заданий
Тема 1. Метафизика любви
1. Понимание любви в

античности (Платон Диалоги, «Пир», Сенека, Цицерон, Эпиктет)
2. Отношение к любви

в восточной философии (Ибн Сина, Ибн Хазм, Р.Тагор и др.)
3. Христианское учение о любви («Первое послание к коринфянам», Августин «Исповедь», Абеляр «История моих бедствий»)
4. Смысл и назначение любви в традиции русской религиозной философии (Владимир Соловьев «Смысл любви», Николай Бердяев и др.)
5. Любовь дар и любовь-нужда (Клайв С. Льюис «Любовь»)
6. Любовь и эгоизм (Эрих Фромм «Иметь или быть?», «Искусство любить»)

Вопросы для семинарских заданийТема 1. Метафизика любви1. Понимание любви в античности (Платон Диалоги, «Пир», Сенека, Цицерон, Эпиктет)2.

Слайд 92Cпасибо за внимание!

Cпасибо за внимание!

Слайд 94https://vk.com/filosof_asu

https://vk.com/filosof_asu

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика